Файл: Формы методической работы учителя начальных классов на современном этапе развития образовательной организации.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.11.2023

Просмотров: 261

Скачиваний: 8

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Формы методической работы учителя начальных классов на современном этапе развития образовательной организации

Оглавление


Введение 3

1. Понятие методической работы учителя начальных классов на современном этапе развития образовательной организации 5

Глава 2. Формы методической работы учителя начальных классов 6

Глава 3. Организация методической работы учителя 9

Заключение 13

Список использованной литературы 14


Введение


В современных условиях развития образовательной организации формы методической работы учителя начальных классов играют крайне важную роль. Учителя должны уметь использовать современные методы и подходы, использующиеся в образовании, в том числе для развития ключевых компетенций и умений у учащихся. Однако, не менее важно, чтобы учителя понимали, каким образом разнообразные педагогические формы работы могут быть адаптированы к потребностям каждого отдельного ученика и класса в целом.

В данном контексте кроме традиционных методов, таких как лекции, практические занятия и выполняемые домашние задания, формы методической работы учителя должны включать использование современных педагогических технологий. К ним можно отнести интерактивные методы обучения, индивидуальное обучение, проектную и проблемную методики, работу с электронным образовательным контентом и другие. Все эти методы позволяют существенно увеличить эффективность образовательного процесса и добиться лучших результатов при обучении учащихся.

Актуальность исследования форм методической работы учителя начальных классов в современных условиях обусловлена необходимостью адаптации педагогических методик к изменяющимся требованиям образовательной организации и изменяющимся потребностям учащихся. В современном мире происходят необходимые изменения в образовании, которые необходимо учитывать при формировании методических подходов и форм работы с детьми. Кроме того, в связи с увеличением количества информации и изменением форм ее представления, учителя начальных классов рассматривают новые формы обучения, которые помогают учащимся лучше усваивать материал. Актуальность также состоит в том, что развитие современных технологий и интернет-ресурсов дает возможность учителям начальных классов использовать новые формы работы для повышения качества образования на начальной ступени.


Предметом исследования методической работы учителя начальных классов является процесс формирования у учащихся начальной школы знаний и навыков в соответствии с учебными программами и требованиями образовательной организации.

Объектом исследования являются методические подходы, формы и средства работы учителя начальных классов, используемые для достижения целей обучения.

Основными задачами методической работы учителя начальных классов являются:

- разработка и использование современных методов и технологий обучения, обеспечивающих достижение поставленных целей;

- формирование учебно-методической базы уроков и занятий;

- подбор и использование разнообразных учебно-методических материалов и средств обучения, соответствующих уровню развития учащихся;

- регулярное проведение методических совещаний с коллегами по общеобразовательной школе, обмен опытом и знаниями, и повышение квалификации;

- оценка и анализ результатов методической работы, в том числе оценка эффективности использования методик.

1. Понятие методической работы учителя начальных классов на современном этапе развития образовательной организации


Педагогическая методика представляет собой комплекс мер и действий, основанных на научных и педагогических исследованиях, анализе учебно-воспитательного процесса и передовом педагогическом опыте. Ее целью является всестороннее повышение профессионального мастерства каждого педагога и развитие творческого потенциала педагогического коллектива в целом. [1]

Методическая работа направлена на оптимизацию учебно-воспитательного процесса и достижение оптимального уровня образования, воспитания и развития каждого школьника. Она включает в себя систему мероприятий, проводимых администрацией школы, мастерами производственного обучения и преподавателями, с целью овладения методами и приемами учебной и воспитательной работы. [4] Одной из задач методической работы является поиск новых эффективных форм и методов организации и проведения образовательного процесса, а также их творческое применение на уроках и во внеклассной работе. В результате развития и использования методических подходов достигается повышение квалификации педагогов и оптимизация образовательной практики.

овладение эффективными методами и приемами обучения и воспитания учащихся;



улучшение общедидактической и методической подготовленности педагога для организации и проведения учебно-воспитательной работы;

обмен опытом между педагогическим коллективом. Основное содержание, направление и формы методической работы определяются педагогическим советом образовательного учреждения. Организация методической работы по вопросам воспитания является частью общей методической службы в школе, взаимодействует с другими ее компонентами и рассматривается в связи с ними.

Глава 2. Формы методической работы учителя начальных классов


Разнообразные формы организации методической работы можно объединить в три группы: фронтальные, групповые и индивидуальные. Фронтальные формы работы включают психолого-педагогические семинары, которые проводятся руководителями образовательных учреждений, школьными психологами или учеными. [2]

Такие семинары обычно охватывают всю школу и ориентированы на разработку единой методической темы на несколько лет. Они включают лекции, дискуссии, обсуждение новых публикаций и практические занятия. Другими формами фронтальной методической работы являются педагогические чтения и научно-практические конференции. Темы таких мероприятий определяются заранее, а их подготовка проходит в течение учебного года. Педагогические чтения и конференции являются возможностью для подведения итогов работы школы за определенный период и обмена опытом между учителями и воспитателями.

Помимо этого, школы используют и другие формы фронтальной методической работы, такие как методические недели, методические сборы и творческие отчеты. [7] Они позволяют не только повысить квалификацию педагогов, но и стимулируют их активность в самообразовании.

Групповые формы методической работы включают методические объединения, в которых участие всех педагогов является обязательным. Они создаются, если в школе работает три или более педагога данного профиля, и могут быть предметными или связанными с определенными обязанностями (например, для учителей начальных классов, воспитателей продленного дня, классных руководителей). [3]

Заседания методических объединений позволяют решать вопросы, связанные с развитием и совершенствованием воспитательной работы. Руководитель методического объединения отвечает за составление плана работы на год, проведение заседаний, взаимодействие с другими объединениями, организацию выставок и подведение итогов работы, а также ведение необходимой документации.


Методическое объединение классных руководителей занимается разнообразными вопросами, но все они направлены на улучшение воспитательной работы с детьми. На заседаниях объединения обсуждаются методы и теоретические аспекты организации воспитательной работы, изучаются современные концепции и передовой педагогический опыт, анализируются нормативные документы.[4] С помощью диагностического исследования оценивается состояние воспитательной работы в школе и в отдельных классах, а классные руководители знакомятся с методиками планирования и анализа деятельности классного коллектива.

Очевидно, что работа методического объединения выходит за рамки проведения заседаний. В течение года организуются различные открытые внеклассные мероприятия и дела, а участники объединения встречаются с коллегами из других школ и принимают участие в дискуссиях по вопросам воспитания. [4]

Чем больше контент работы методического объединения соответствует конкретным условиям школы, чем более разнообразными являются формы его деятельности, тем больше можно ожидать эффективности.

Групповая методическая работа не ограничивается только методическими объединениями классных руководителей. Она также включает работу проблемных групп, школ передового опыта, школ начинающего педагога, групповые консультации и другие формы.

Проблемные группы представляют собой объединения педагогов, создаваемые на определенный период времени для решения конкретной проблемы. Они формируются вокруг трех основных типов задач:

  • группы педагогов, которые интересуются определенным вопросом и стремятся изучить его, чтобы применить полученные знания и опыт в своей работе (например, освоение новой методики);

  • группы педагогов, сталкивающихся с определенными трудностями в своей деятельности и стремящихся их преодолеть для достижения лучших результатов;

  • группы педагогов, занимающихся подготовкой различных мероприятий (например, заседаний педсовета, методических объединений, научно-практических конференций).

Школы передового опыта создаются на основе работы успешных педагогов, учителей и классных руководителей, достигших высоких результатов. Участники таких школ слушают лекции руководителя о том, как он достигал успеха, посещают занятия, проводимые этими педагогами с детьми, и принимают участие в практических занятиях.


В школе начинающего педагога классные руководители принимают участие в различных занятиях (лекциях, семинарах, практикумах и т. д.), которые помогают им быстрее набраться опыта в работе с детьми и установить контакт с ними.[6]

Среди индивидуальных форм методической работы особое значение придается самообразованию учителя. Как отмечал К.Д. Ушинский, "учитель живет до тех пор, пока он учится. Как только он перестает учиться, в нем умирает учитель".

Эффективность самообразования зависит от создания определенных педагогических условий:

  • хорошей информированности педагога о достижениях в области психолого-педагогической науки и педагогической практики;

  • постоянного анализа собственной деятельности педагогом, для чего необходимо владение методикой самоанализа и умение формулировать проблему;

  • планирования работы по самообразованию, что связано с умением учителя ставить цели, определять стратегию и тактику их достижения;

  • участия учителя в разработке общей методической темы для всей школы, при котором педагог взаимодействует с коллегами, что способствует обогащению его профессионального потенциала и стимулирует творческий поиск;

  • наличия необходимой учебно-материальной базы для самообразования, таких как библиотека и методический кабинет.

К индивидуальным формам методической работы относится также работа администрации школы с отдельными педагогами. Это включает консультирование, помощь в планировании воспитательной работы в классе, посещение мероприятий и дел с последующим анализом, совместные посещения уроков, классных часов и собраний у опытных педагогов, а также приглашение начинающих учителей на уроки и внеклассные мероприятия, проводимые руководителем школы.[5]

Одной из индивидуальных форм методической работы является организация наставничества опытных классных руководителей и учителей над начинающими. Совместное планирование работы, взаимное посещение уроков и дел, анализ результатов помогают молодым педагогам стать профессионалами, а также позволяют опытным классным руководителям пересмотреть свою деятельность и оценить ее результаты.

Организация единой методической темы способствует систематизации методической работы в школе. По словам авторов, это является одним из важнейших способов объединения учительского коллектива. [2] Работа над единой методической темой стимулирует творческую и исследовательскую деятельность педагогов, а также создает условия для формирования передового педагогического опыта.