Файл: Формы методической работы учителя начальных классов на современном этапе развития образовательной организации.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.11.2023

Просмотров: 263

Скачиваний: 8

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Глава 3. Организация методической работы учителя


Работа над единой методической темой включает три уровня: формально-ознакомительный, действенно-практический и конкретно-поисковый. На первом уровне педагогический коллектив ознакамливается с теорией и опытом решения проблемы. На втором уровне изученные положения начинают применяться в практической деятельности. На третьем уровне педагог сам становится исследователем, автором идей и опыта.

Для эффективной работы над темой необходимо соблюдение ряда условий. Во-первых, важно правильно выбрать саму тему. Она должна быть актуальной и важной для данной школы. Темы могут быть школьными, связанными со спецификой работы школы, или централизованными, предлагаемыми управлением образования на разных уровнях.[6]

Во-вторых, необходимо четко планировать работу над темой. Рекомендуется планировать эту работу на перспективу, выделяя ключевую проблему на каждый год и более конкретные задачи. Регулярно проводить педагогические советы в начале учебного года и научно-практические конференции в конце учебного года, где обсуждаются результаты и подводятся итоги работы.

Таким образом, работа над единой методической темой требует правильного выбора темы, ее планирования и организации регулярных обсуждений и анализа результатов. Эти условия способствуют эффективной и систематизированной методической работе в школе.

Для того, чтобы работа над единой методической темой приобрела исследовательский характер, необходимо ознакомить учителей с методами исследовательской работы. Это может быть достигнуто через проведение специальных семинаров-практикумов.

Организация коллективного исследования и установление взаимосвязей между учителями, которые ищут оптимальные пути организации обучения и воспитания, способствует развитию передового опыта в ходе работы над единой методической темой.

Работу над единой методической темой можно разделить на несколько этапов. Сначала проводится диагностирование учебно-воспитательного процесса в школе и его результатов с целью выявления типичных проблем, которые требуют наибольшего решения в настоящее время. Затем выбирается тема и составляется список литературы, где данная проблема успешно решается.[7]

После этого проводится первичное ознакомление с литературой, изучение опыта и планирование работы над темой на перспективу и на год. Далее педагоги углубленно изучают литературу и опыт через самообразовательную работу, участие в психолого-педагогических семинарах, проблемных группах и других формах профессионального развития.


Полученные знания и результаты исследования применяются в практике работы учителей и классных руководителей, а также включают педагогов в исследовательскую деятельность. [3] В конце работы над темой проводится подведение итогов, выработка рекомендаций и оформление практических материалов в различных формах, таких как рукописные сборники, печатные работы, стенды и другие.

Такой подход позволяет сделать работу над единой методической темой более систематизированной и результативной, способствуя развитию профессионального потенциала педагогов.

В школе методический совет является центральным органом, ответственным за координацию методической работы. Он обязательно формируется в опорных и крупных школах, где разнообразны формы методической работы и действуют несколько методических объединений. Состав методического совета включает заместителей директора, руководителей методических объединений, а также выдающихся учителей и классных руководителей. Обычно один из заместителей директора, отвечающий за методическую работу в школе, возглавляет совет. Методический совет проводит заседания обычно четыре раза в год (по одному на каждую четверть).[1]

Отличительной чертой методического совета является его характер как рекомендующего органа, в отличие от педагогического совета, который является законодательным. Исходя из этого, определяется содержание работы методического совета. Он определяет стратегические направления развития методической службы в школе, планирует и организует работу над единой методической темой, надзирает за деятельностью школ передового опыта и молодых учителей, контролирует работу методических объединений. Кроме того, методический совет организует и проводит педагогические чтения, научно-практические конференции. Его компетенцией также является надзор за деятельностью методического кабинета в школе.

Методический совет играет важную роль в обеспечении эффективности методической работы в школе, координируя различные аспекты этой работы и обеспечивая ее развитие в соответствии с установленными стратегическими направлениями.

Заключение


В настоящее время учителя начальных классов сталкиваются с разнообразными вызовами и требованиями, связанными с развитием образования. Они должны оперативно реагировать на изменения в программных документах и методической базе, а также адаптировать свою работу к новым образовательным стандартам и требованиям.



Различные формы методической работы играют важную роль в организации учебного процесса и обеспечении эффективного обучения учащихся начальных классов. Они способствуют развитию профессионального мастерства учителей, позволяют им обмениваться опытом и применять передовые практики в преподавании.

Современные формы методической работы включают широкий спектр методов, приемов и инструментов. Это могут быть коллективные формы работы, такие как методические объединения, семинары, конференции, а также индивидуальные формы, включающие самообразование, анализ и адаптацию методических материалов, использование информационно-коммуникационных технологий и другие современные подходы.

Особое внимание следует уделять индивидуальному подходу к учителям начальных классов и их профессиональному развитию. Развитие компетенций в области методической работы должно поддерживаться соответствующими программами повышения квалификации, а также обменом и передовыми практиками между педагогами.

Важно оценивать эффективность применения различных форм методической работы и вносить коррективы в практику, исходя из результатов такой оценки. Постоянное развитие методической работы является неотъемлемой частью развития образовательной организации в целом.

Список использованной литературы


  1. Прядко, А. В. Методическая работа в школе как фактор развития готовности учителей начальных классов к инновационной деятельности / А. В. Прядко // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. - 2014. - №4 (89). - С. 88-92.)

  2. Рамзаева, Т. Г. Совершенствование методической подготовки учителя начальных классов (методические рекомендации) / Т. Г. Рамзаева, Н. Б. Истомина, М. С. Соловейчик. - М. : Наука, 1988. - 199 с.

  3. Сурхаев, М. А. Методическая деятельность как специфический тип деятельности в образовательной системе / М. А. Сурхаев, А. М. Курбанова // Мир науки, культуры, образования. - 2019. - №4 (77). - С.186-188.

  4. Титова, Е. В. Если знать, как действовать / Е. В. Титова. - М. : Просвещение, 1993. - 192 с.

  5. Управление методической работой в профессиональном образовательном учреждении / Т.Г. Аргунова, И.П. Пастухова, Г.П. Скамницкая. - М. : Наука, 2006. - 262 с.

  6. Шалунова, М. Г. Система методической подготовки педагогов профессиональной школы в условиях развивающего обучения: автореф. дис. ... канд. пед. наук. 13.00.08 / Марина Геровна Шалунова. - Екатеринбург : Екатеринбургский пед. ун-т, 2000. - 22 с.

  7. Шерайзина, Р. М. Методическая деятельность учителя: сущностные характеристики и категории / Р.М. Шерайзина, П.М. Алексеева // Вестник Новгородского государственного университета им. Ярослава Мудрого. - 2016. - №2 (93). - С. 112-115.