Файл: Порядок рассмотрения дел о банкротстве.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.11.2023

Просмотров: 267

Скачиваний: 9

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Определение о признании требований заявителя обоснованными и введении процедуры наблюдения применяется, если у должника имеются явные признаки банкротства. В таком определении арбитражный суд указывает на лицо, назначенное временным управляющим.

Определение о отказе во введении процедуры наблюдения и прекращении производства по делу о банкротстве выносится, если на момент рассмотрения заявления о признании должника банкротом требование заявителя уже удовлетворено или признано необоснованным, либо если у должника отсутствуют явные признаки банкротства. В случае назначения наблюдения производится назначение судебного разбирательства.

В соответствии со статьей 2 ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)", наблюдение является процедурой банкротства, направленной на сохранение имущества должника, проведение финансового анализа, составление реестра требований кредиторов и проведение первого собрания кредиторов.

Данная процедура способствует балансированию законных интересов участников дела о банкротстве и предотвращению злоупотреблений правами как со стороны должника, так и со стороны кредиторов. При введении наблюдения арбитражный суд назначает временного управляющего, который обладает полномочиями по контролю и управлению имуществом должника и защите законных интересов участников дела о банкротстве. Деятельность управляющего направлена на две основные задачи: контроль над действиями руководства должника, включая сохранение его имущества, а также изучение финансового состояния должника для определения возможности проведения реорганизации или ликвидации. В процессе наблюдения проводится анализ финансового положения должника, оценивается стоимость его активов, проводится инвентаризация и определяются кредиторы. В рамках наблюдения временный управляющий созывает первое собрание кредиторов, где представляет результаты финансового анализа и предлагает дальнейшие меры по делу о банкротстве. Процедура наблюдения завершается постановлением или решением арбитражного суда, определяемым законодательством в статье 75 Закона о банкротстве под названием "окончание наблюдения". Суд может принять один из следующих документов:13

Решение о принятии заявления о банкротстве и открытии конкурсного производства, определение о введении внешнего управления, определение о применении финансового оздоровления и определение об утверждении мирового соглашения и прекращении производства по делу о банкротстве являются судебными актами, которые имеют целью защиту интересов кредиторов и должника и предотвращение возможных конфликтов. После вынесения одного из указанных судебных актов период наблюдения считается завершенным.


Согласно статье 2 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» финансовое оздоровление - это процедура, которая применяется в случае банкротства должника с целью восстановления его способности к погашению задолженности в соответствии с установленным графиком погашения. Внешнее управление - это процедура, которая используется для восстановления финансовой способности должника. Эти процедуры банкротства относятся к реабилитационным, так как их основная цель заключается в сохранении должника в качестве участника экономических отношений.

После изучения действующего законодательства и практики его применения, я заметила сходство в механизме осуществления этих процедур, а также одинаковую роль арбитражного суда в их проведении. Поэтому рассмотрение этих процедур вместе является обоснованным подходом.. 14

Можно выделить несколько общих положений для обеих процедур, которые они имеют в общей сложности:

  • Применяются только к должникам-юридическим лицам.

  • Решение об обращении в арбитражный суд с ходатайством о введении финансового оздоровления или внешнего управления принимается на общем собрании кредиторов.

  • Отступление от общего правила допускается только в случаях, явно предусмотренных законом о банкротстве.

  • Для успешной реализации реабилитационных процедур законодательство предусматривает создание льготных правовых условий для должника.

  • Обе процедуры вводятся на основании определения арбитражного суда, при наличии соответствующего ходатайства собрания кредиторов в большинстве случаев.

Различия между этими процедурами в основном связаны с экономическими методами восстановления платежеспособности. С точки зрения экономики, финансовое оздоровление заключается в предоставлении должнику отсрочки погашения долга под гарантией, предоставленной участниками, владельцами имущества унитарного предприятия или третьими лицами.

Руководство организацией в ходе финансового оздоровления осуществляется ее органами управления, но арбитражным судом утверждается административный управляющий в качестве контролирующего лица, ответственного за соблюдение должником графика погашения задолженности. Следовательно, основной задачей административного управляющего является контроль за ходом процедуры, чтобы исключить нарушение прав кредиторов. 15



Для успешного выполнения плана финансового оздоровления должнику предоставляются определенные правовые привилегии. В соответствии с этим, должник обязан погасить долги перед кредиторами только согласно утвержденному плану финансового оздоровления и графику погашения задолженности. В то же время, принятые ранее меры по обеспечению требований кредиторов и исков отменяются, исполнение исполнительных документов приостанавливается, а неустойки и проценты не начисляются.

Однако, поскольку финансовое оздоровление должника осуществляется самим должником, его дееспособность и полномочия органов управления существенно ограничиваются с целью обеспечения прав кредиторов.

Внешнее управление, в свою очередь, основывается на применении различных экономических методов для восстановления платежеспособности должника, таких как перепрофилирование производства, закрытие нерентабельных подразделений, взыскание дебиторской задолженности и другие. Арбитражный суд также играет роль контроля и надзора за исполнением судебного акта арбитражным управляющим, а также рассматривает спорные вопросы, возникающие в процессе реорганизационных процедур, и разрешает конфликты, контролируя ход процедуры.16

Важно отметить изменения, внесенные в статью 100 закона, согласно которым кредитор, предъявляющий свои требования, обязан возместить арбитражному управляющему расходы на уведомление других кредиторов о предъявлении этих требований. В связи с этим арбитражный управляющий должен предоставить информацию по запросу лиц, желающих предъявить свои требования, о примерной сумме расходов на уведомление кредиторов и банковских реквизитах для оплаты этих расходов.17

По завершении финансового оздоровления, суд принимает один из следующих судебных актов:

  • определение о прекращении производства по делу о банкротстве, если задолженность была погашена и жалобы кредиторов признаны необоснованными;

  • определение о введении внешнего управления, если существует возможность восстановить платежеспособность должника;

  • решение о признании должника банкротом и открытии конкурсного производства, если отсутствуют основания для введения внешнего управления и присутствуют признаки банкротства.


Завершение процедуры внешнего управления может произойти либо путем перехода к расчетам с кредиторами после накопления достаточных средств или получения их от учредителей или третьих лиц, либо путем признания должника банкротом и открытия конкурсного производства.

2.3 Завершение рассмотрения дел о несостоятельности (банкротстве): конкурсное производство, мировое соглашение


Конкурсное производство является основной процедурой в деле о банкротстве, применяемой к должнику, признанному банкротом, с целью справедливого удовлетворения требований кредиторов. Эта процедура является наиболее распространенной, так как большинство дел о банкротстве завершаются проведением конкурсного производства. В случае, когда должник признан банкротом судом, открывается конкурсное производство, и суд назначает конкурсного управляющего. Конкурсный управляющий осуществляет свои функции до окончания конкурсного производства или прекращения производства по делу о банкротстве.18

Главная цель конкурсного производства заключается в осуществлении справедливых и пропорциональных расчетов с кредиторами. Это достигается путем формирования конкурсной массы из имущества должника и его последующей реализации, чтобы средства, полученные от продажи, могли быть использованы для расчетов с кредиторами. Конкурсное производство приводит к выводу должника из экономического оборота, поскольку после его завершения происходит ликвидация юридического лица. Сходство конкурсного производства с исполнительным производством по делам искового производства объясняется тем, что основная задача заключается в осуществлении расчетов с кредиторами путем реализации имущества должника.

Роль арбитражного суда состоит в контроле и надзоре, а также в решении спорных вопросов и конфликтов в ходе процедуры. Открытие конкурсного производства происходит на основании решения арбитражного суда о признании должника банкротом. Продолжительность конкурсного производства составляет до шести месяцев, но может быть продлено по решению суда по ходатайству участников дела. Утверждение и освобождение конкурсного управляющего от исполнения своих обязанностей являются в компетенции арбитражного суда. Если имеются достаточные основания полагать, что платежеспособность должника может быть восстановлена, суд может принять решение о прекращении конкурсного производства и переходе к внешнему управлению.