Файл: 1. Понятие организационной культуры, ее содержание и структура. 3.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.11.2023
Просмотров: 394
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
1. Понятие организационной культуры, ее содержание и структура.
2. Междисциплинарные связи организационной психологии.
3. Организационные принципы А. Файоля в управлении организацией и их психологическое обоснование.
4. Психологическое содержание организационной теории Л. Гьюлика и Л. Урвика.
5. Психологический феномен лидерства в организации.
6. Организационная власть и индивидуальность.
7. Организационные конфликты в деятельности организации.
8. Адаптация индивида в организации. Уровни адаптации.
9. Двухфакторная теория Ф. Херцберга.
10. Теория ожидания В. Врума, Л. Портера и Э. Лоулера.
11. Межгрупповые отношения в организации.
12. Организационная культура и эффективность организации.
13. Типологии групп в организации.
14. «Управленческая решетка» Р. Блейка и Дж. Мутон.
15. Пути и способы повышения трудовой мотивации.
17. Профессиографический анализ работы.
18. Удовлетворенность трудом: понятие и измерение.
19. Модели взаимодействия человека в организации.
20. Профессиональная компетентность организационного психолога-практика.
1. Предмет психологии труда. Основные проблемы и задачи психологии труда.
2. Взаимосвязь психологии труда со смежными отраслями психологии.
3. Понятие труд и психологические признаки труда.
6. Становление и развитие психологии труда за рубежом.
7. Психология труда в России XX-XXI века.
8. Становление и развитие психологии труда за рубежом: японская школа управления.
9. Психологическая структура профессиональной деятельности.
12. Профессиональная пригодность человека.
13. Адаптация человека к профессиональной деятельности. Психологические механизмы адаптации.
14. Кризисы профессионального становления и развития. Причины возникновения кризисов.
15. Профессиональное самоопределение. Типы и уровни профессионального самоопределения.
17. Проблема стиля деятельности личности и структурирование ее пространства.
21. Профессиональные деформации и специфические состояния (феномен психического выгорания).
22. Понятие психического состояния. Виды психических состояний.
23. Методы оценки психических состояний.
24. Состояние монотонности в трудовой деятельности.
25. Состояние психической готовности к деятельности.
26. Состояние утомления в трудовой деятельности.
27. Профессографическое изучение профессий:
28. Профессия как система социальных отношений. Трудовой пост, рабочее место.
29. Трудовые функции. Эргатические функции. Функции средств труда.
Оглавление
1. Понятие организационной культуры, ее содержание и структура. 3
2. Междисциплинарные связи организационной психологии. 4
3. Организационные принципы А. Файоля в управлении организацией и их психологическое обоснование. 6
4. Психологическое содержание организационной теории Л. Гьюлика и Л. Урвика. 7
5. Психологический феномен лидерства в организации. 8
6. Организационная власть и индивидуальность. 9
7. Организационные конфликты в деятельности организации. 11
8. Адаптация индивида в организации. Уровни адаптации. 12
9. Двухфакторная теория Ф. Херцберга. 13
10. Теория ожидания В. Врума, Л. Портера и Э. Лоулера. 15
11. Межгрупповые отношения в организации. 16
12. Организационная культура и эффективность организации. 18
13. Типологии групп в организации. 19
14. «Управленческая решетка» Р. Блейка и Дж. Мутон. 19
15. Пути и способы повышения трудовой мотивации. 21
16. Теория ERG К. Альдерфера. 22
17. Профессиографический анализ работы. 23
18. Удовлетворенность трудом: понятие и измерение. 24
19. Модели взаимодействия человека в организации. 26
20. Профессиональная компетентность организационного психолога-практика. 28
1. Предмет психологии труда. Основные проблемы и задачи психологии труда. 29
2. Взаимосвязь психологии труда со смежными отраслями психологии. 30
3. Понятие труд и психологические признаки труда. 31
4. Основные разделы психологии труда: психология труда (в узком смысле), инженерная психология, эргономика. 32
5. Общая характеристика разделов: организационная психология, профессиональная ориентация, профессиональное обучение. 33
6. Становление и развитие психологии труда за рубежом. 33
7. Психология труда в России XX-XXI века. 34
8. Становление и развитие психологии труда за рубежом: японская школа управления. 35
9. Психологическая структура профессиональной деятельности. 36
10. Классификация профессий. 38
11. Особенности деятельности в системах «человек-техника», «человек-природа», «человек-знак», «человек – художественный образ», «человек-человек». 38
12. Профессиональная пригодность человека. 40
13. Адаптация человека к профессиональной деятельности. Психологические механизмы адаптации. 40
14. Кризисы профессионального становления и развития. Причины возникновения кризисов. 41
15. Профессиональное самоопределение. Типы и уровни профессионального самоопределения. 43
16. Хронология профессионального развития человека. Стадии профессионализации личности (по Е.А. Климову). 44
17. Проблема стиля деятельности личности и структурирование ее пространства. 45
18. Профессионально значимые качества и их динамика: индивидуально-типические свойства, сенсорные свойства, аттенционные свойства, психомоторные свойства. 46
19. Профессионально значимые свойства и их динамика: мнемические свойства, имажинативные свойства, мыслительные свойства, волевые свойства. 48
20. Мотивация как управленческая функция и главная задача психологии труда. Удовлетворенность трудом и ее связь с мотивацией. 50
21. Профессиональные деформации и специфические состояния (феномен психического выгорания). 51
22. Понятие психического состояния. Виды психических состояний. 52
23. Методы оценки психических состояний. 53
24. Состояние монотонности в трудовой деятельности. 54
25. Состояние психической готовности к деятельности. 54
26. Состояние утомления в трудовой деятельности. 55
27. Профессографическое изучение профессий: 56
28. Профессия как система социальных отношений. Трудовой пост, рабочее место. 57
29. Трудовые функции. Эргатические функции. Функции средств труда. 58
30. Психические регуляторы труда. 59
ОРГАНИЗАЦИОННАЯ ПСИХОЛОГИЯ:
1. Понятие организационной культуры, ее содержание и структура.
Организационная культура — это набор наиболее важных предположений, принимаемых членами организации и выражающихся в заявляемых организацией ценностях, задающих людям ориентиры их поведения и действий. Эти ценностные ориентации передаются сотрудникам через «символические» средства духовного и материального внутриорганизационного окружения.
Структура (по Э. Шайну):
Познание организационной культуры начинается с «поверхностного» уровня, включающего такие видимые внешние факты, как применяемая технология и архитектура, использование пространства и времени, наблюдаемое поведение, язык, лозунги и т.п., или все то, что можно ощущать, воспринимать через известные пять чувств человека. На этом уровне вещи и явления легко обнаружить, но не всегда их можно расшифровать и интерпретировать в терминах организационной культуры.
Если пытаться познать организационную культуру глубже, затрагивают ее «подповерхностный» уровень. На этом уровне изучению подвергаются ценности и верования, разделяемые членами организации, в соответствии с тем, насколько эти ценности отражаются в символах и языке. Восприятие ценностей и верований носит сознательный характер и зависит от желания людей.
Третий, «глубинный» уровень включает базовые предположения, которые трудно осознать даже самим членам организации без специального сосредоточения на этом вопросе. Эти скрытые и принимаемые на веру предположения направляют поведение людей, помогая им воспринять атрибуты, характеризующие организационную культуру.
Содержание (по Ф. Харрису и Р. Морану):
1. осознание себя и своего места в организации (одни культуры ценят сокрытие работником своих внутренних настроений, другие — поощряют их внешнее проявление; в одних случаях независимость и творчество проявляется через сотрудничество, а в других — через индивидуализм);
2. коммуникационная система
и язык общения (использование устной, письменной, невербальной коммуникации, «телефонного права» и открытости коммуникации разнится от группы к группе, от организации к организации; жаргон, аббревиатуры, жестикуляции варьируются в зависимости от отраслевой, функциональной и территориальной принадлежности организаций);
3. внешний вид, одежда и представление себя на работе (разнообразие униформ и спецодежды, деловых стилей, опрятность, косметика, прическа и т. п. подтверждают наличие множества микрокультур);
4. что и как едят люди, привычки и традиции в этой области (организация питания работников, включая наличие или отсутствие таковых мест на предприятии; люди приносят с собой еду или посещают кафетерий внутри или вне организации; дотация питания; периодичность и продолжительность питания; едят ли работники разных уровней вместе или отдельно и т. п.);
5. осознание времени, отношение к нему и его использовании (степень точности и относительности времени у работников; соблюдение временного распорядка и поощрение за это; монохроническое или полихроническое использование времени);
6. взаимоотношения между людьми (по возрасту и полу, статусу и власти, мудрости и интеллекту, опыту и знаниям, рангу и протоколу, религии и гражданству и т.п.; степень формализации отношений, получаемой поддержки, пути разрешения конфликтов);
7. ценности (как набор ориентиров в том, что такое хорошо и что такое плохо) и нормы (как набор предположений и ожиданий в отношении определенного типа поведения) — что люди ценят в своей организационной жизни (свое положение, титулы или саму работу и т.п.) и как эти ценности сохраняются;
8. вера во что-то и отношение или расположение к чему-то (вера в руководство, успех, в свои силы, во взаимопомощь, в этичное поведение, в справедливость и т.п.; отношение к коллегам, к клиентам и конкурентам, к злу и насилию, агрессии и т.п.; влияние религии и морали);
9. процесс развития работника и научение (бездумное или осознанное выполнение работы; полагаются на интеллект или силу; процедуры информирования работников; признание или отказ от примата логики в рассуждениях и действиях; абстракция и концептуализация в мышлении или заучивание; подходы к объяснению причин);
10. трудовая этика и мотивирование (отношение к работе и ответственность по работе; разделение и замещение работы; чистота рабочего места; качество работы; привычки по работе; оценка работы и вознаграждение; отношения «человек — машина»; индивидуальная или групповая работа; продвижение по работе).
2. Междисциплинарные связи организационной психологии.
Организация является объектом изучения целого комплекса наук - социологии, культурологии, экономики, юриспруденции, истории, общей теории управления и пр. Особое место в исследованиях организационной психологии занимают междисциплинарные связи с науками наиболее близкими по своей проблематике к задачам выявления закономерностей поведения человека в организационном контексте и определения условий эффективного развития организаций - теорией управления организацией (менеджментом) и организационным развитием.
Существует значительное совпадение проблемных областей, которые исследуются в теории менеджмента и организационной психологии. Цели, которые ставят перед собой эти две дисциплины, различны.
Организационная психология обращается к вопросам, как люди по отдельности и в процессе совместной деятельности действуют в организациях. Теория менеджмента сосредотачивается на способах оптимального достижения организационных целей. Но цели организации не достижимы без людей, без использования человеческих ресурсов, поэтому организационная психология становится важной областью общей теории управления организацией.
Знания о социально-психологических закономерностях поведения людей в организациях необходимы любому человеку и, в первую очередь, руководителю. Понимание того, как люди ведут себя в организации, особенности их делового поведения и построения деловых отношений, позволяют руководству сформировать эффективную стратегию развития организации, разработать специальные программы подготовки и обучения сотрудников.
Когда руководитель организации выполняет свои функции, то есть планирует, организует, мотивирует и контролирует деятельность других, то ему необходимо знать, как все эти перечисленные действия повлияют на людей. Поскольку руководитель способен достигать цели организации только через посредство других людей, понимание психологии поведения людей в организационном контексте делает руководителя организации эффективным.
Также весьма важными являются междисциплинарные связи организационной психологии с относительно новой прикладной отраслью