ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.11.2023
Просмотров: 30
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
Когнитивное направление в теории личности
Научные достижения (1940-1960х)
Ж. Пиаже выделил механизмы этого приспособления
Основные положения социально-когнитивной теории А. Бандуры
Модель-триада взаимного детерминизма
Центральным понятием теории социального научения Роттера является понятие «локус контроля» личности
Когнитивное направление в теории личности
1. Краткая история возникновения когнитивной психологии
2. Когнитивное направление в учении личности.
3. Теория личности (концепции):
1. Дж. Келли
2. Дж. Брунера.
3. Ж. Пиаже
4. А. Бандуры.
5. Дж. Роттера.
В данной лекции мы рассмотрим…
Краткая история
- В 50-х годах XX века возникло новое направление – когнитивная психология.
«Это время, когда психология, антропология и лингвистика находились в процессе собственного переопределения, а компьютерная наука и нейронаука только появились на свет. Психология не могла принять участие когнитивной революции до тех пор, пока не освободилось от бихевиоризма и не возвратила должное научение уважение проблеме познания»
Один из основателей когнитивной психологии Дж. Миллер
Научные достижения (1940-1960х)
- - работы математиков Алана Тьюринга и Джона фон Неймана, посвященные вычислимости, а также реальности создания вычислительных машин, которые могли бы работать, реализуя программы, хранящиеся в их собственной памяти;
- - исследование У. Маккалоха У. Питтса : работа нервных клеток и их связь с другими нервными клетками могут моделироваться в терминах логики
- - работа Н. Винера по кибернетике: прямо связывает нервную систему человека, электронные вычислительные машины и значение обратной связи от среды;
- - работы К.Шеннона и Уивера по развитию информационной теории и применение Дж. Миллером некоторых из их идей для изучения человеческой памяти в терминах обработки информации (принцип «семь плюс-минус два»)
Именно в западной психологии, прежде всего, в американской, намечается возрастание интереса к проблематике сознания. Это выражалось в изменении характера публикаций, в росте числа исследовательских работ по данному направлению и связанном с этим росте концепций.
Возникло понятие «информация» и попытки описать познавательную деятельность человека с помощью компьютера. В атмосфере нового духовного климата зародились новые теории, цель которых — изучение и описание познавательных процессов человека с использованием новой терминологии.
Когнитивизм рассматривает память, восприятие и другие когниции не как поведение, а как психические процессы, родственные компьютерным программам. Он рассматривает эти процессы как внутренние представление внешнего мира.
Когнитивное направление в учении личности.
Формы когнитивизма:
- психологические события содержат когнитивный компонент
- область символического мышления, тем самым исключая из сферы рассмотрения другие виды мышления, восприятие, память и т. д.
ДЖ. КЕЛЛИ
ТЕОРИЯ ЛИЧНОСТНЫХ КОНСТРУКТОВ
Главным понятием в этом направлении является "КОНСТРУКТ" (от английского "construct" – строить). Это понятие включает в себя особенности всех известных познавательных процессов (восприятия, памяти, мышления и речи), благодаря которым, человек не только познает мир, но и, согласно Дж. Келли, устанавливает межличностные отношения.
Типы целостной личности:
- Когнитивно простая личность – это личность небольшим набором конструктов.
- Когнитивно сложная личность – это личность, у которой имеется большое количество конструктов.
- Когнитивно сложная личность, по сравнению с когнитивно простой, имеет:
- Лучше психическое здоровье;
- Лучше справляется со стрессом;
- Имеет более высокий уровень самооценки;
- Более адаптивна к новым ситуациям.
Личность – это система организованных личностных конструктов, в которых перерабатывается (воспринимается и интерпретируется) личный опыт человека.
КОНЦЕПЦИЯ
ДЖ. БРУНЕР
Ключевое понятие – «схема», означающая план сбора, программу переработки информации. Все психические процессы имеют свои схемы функционирования.
Жизнедеятельность организма определяется генотипом восприятие, память, мышление, эмоции переделяются схемами.
Согласно концепции Брунера:
- Наше познание мира носит, прежде всего, чувствительный и двигательный характер.
- Обращает особое внимание на то, что язык представляет собой важнейшую ступень в развитии когнитивных процессов.
- Обучение ведет за собой развитие.
Познавательное развитие, с точки зрения Брунера, включает овладение ребенком тремя сферами представлений:
- Первая сфера представлений - это действие. Предмет и действие слиты, предмет становится как бы продолжением действия.
- Вторая сфера представлений, которой овладевает ребенок, - это образ.
- Третья сфера представлений - символ.
КОНЦЕПЦИЯ
Ж. ПИАЖЕ
- Установить равновесие со средой можно двумя путями: либо путем приспособления субъектом внешней среды к себе за счет ее изменения, либо путем изменений в самом субъекте. И то и другое возможно только путем совершения субъектом определенных действий.
- По Пиаже, схема действия — это сенсомоторный эквивалент понятия, познавательного умения. Таким образом, действие — это «посредник» между ребенком и окружающим миром, с помощью которого он активно манипулирует и экспериментирует с реальными предметами (вещами, их формой, свойствами и т. п.).
Ж. Пиаже выделил механизмы этого приспособления
- Механизм ассимиляции — это, когда индивид приспосабливает новую информацию (ситуацию, объект) к существующим у него схемам (структурам), не изменяя их в принципе, т. е. включает новый объект в уже имеющиеся у него схемы действий или структуры
- Аккомодация — механизм, когда индивид приспосабливает свои прежде сформированные реакции к новой информации, т. е. он вынужден перестроить (модифицировать) старые схемы! (структуры) с целью их приспособления к новой информации.
- Характер взаимоотношений между этими механизмами обусловливает качественное содержание умственной деятельности человека.
Согласно Пиаже, процесс развития интеллекта состоит из трех больших периодов, в рамках которых происходят зарождение и становление трех основных структур (видов интеллекта)
- Период сенсомоторного интеллекта (0—2 года).
- Период конкретных операций (2—11/12 лет). Внутри этого периода Ж. Пиаже выделил дооперационалъную стадию, которая характеризует интуитивное, наглядное мышление в возрасте от 2 до 6/7 лет, и стадию конкретных операций (6/7-11/12 лет).
- Период формальных операций (11/12—14/15 лет).
- Качественное своеобразие мышления дошкольника составляет эгоцентризм — это скрытая умственная позиция ребенка, суть ее в том, что ребенок видит предметы такими, какими их дает его непосредственное восприятие.
А. БАНДУРА
СОЦИАЛЬНО-КОГНИТИВНАЯ ТЕОРИЯ
Основные положения социально-когнитивной теории А. Бандуры
- Люди с рождения имеют лишь элементарные рефлексы, но нет врожденных схем поведения, которые они могут приобрести только путем научения.
- Врожденные и приобретенные формы поведения трудно разделить.
- Мышление – это психонейронный процесс. Однако надо проводить различие между психологическими и биологическими законами и не редуцировать психологию к биологии, а биологию к химии.
- В отличие от концепции классического бихевиоризма S → R, социально-когнитивная модель – это модель поведения S → 0 → R, то есть поведение личности, ее когнитивные процессы опосредованы организмом.
- Люди обладают следующими пятью способностями:
- 1) Способность к символизации, то есть к преобразованию своего опыта в символы, но это еще не означает их разумность.
- 2) Способность людей к предвидению, к постановке целей. Предвидение – это не просто учет суммы прошлых действий и их последствий, но и результат размышлений.
- 3) Люди обладают способностью опосредования (викарная способность).
- 4) Способность людей к саморегуляции, к развитию внутренних стандартов поведения, на основе которых происходит внутренняя самооценка своего поведения.
- 5) Люди обладают способностью к самоанализу, которая является чисто человеческой.
- С точки зрения Бандуры, люди формируют когнитивный образ определенной поведенческой реакции через наблюдение поведения модели, и далее эта закодированная информация (хранящаяся в долговременной памяти) служит ориентиром в их действиях.
Модель-триада взаимного детерминизма
ДЖ. РОТТЕР
ТЕОРИЯ СОЦИАЛЬНОГО КОГНИТИВНОГО НАУЧЕНИЯ
В основе прогнозирования социального поведения человека в сложных ситуациях лежат четыре взаимодействующие друг с другом переменные:
- 1. Потенциал поведения.
- 2. Ожидание.
- 3. Ценность подкрепления.
- 4. Психологическая ситуация.
Роттер выделяет шесть категорий потребностей, которые могут быть применены к анализу социального поведения личности:
- Статус признания – потребность чувствовать себя компетентным в различных сферах жизнедеятельности.
- Защита-зависимость – потребность в защите и помощи в достижении важных для личности целей.
- Доминирование – потребность влиять на жизнь других людей.
- Независимость – потребность принимать самостоятельные решения и достигать цели без помощи других.
- Любовь и привязанность – потребность в принятии и любви со стороны других людей.
- Физический комфорт – потребности физического здоровья и удовольствия.