Файл: Когнитивное направление в теории личности.pptx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.11.2023

Просмотров: 31

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Когнитивное направление в теории личности

Краткая история

Научные достижения (1940-1960х)

Формы когнитивизма:

Типы целостной личности:

Согласно концепции Брунера:

Познавательное развитие, с точки зрения Брунера, включает овладение ребенком тремя сферами представлений:

Ж. Пиаже выделил механизмы этого приспособления

Согласно Пиаже, процесс развития интеллекта состоит из трех больших периодов, в рамках которых происходят зарождение и становление трех основных структур (видов интеллекта)

Основные положения социально-когнитивной теории А. Бандуры

Модель-триада взаимного детерминизма

В основе прогнозирования социального поведения человека в сложных ситуациях лежат четыре взаимодействующие друг с другом переменные:

Роттер выделяет шесть категорий потребностей, которые могут быть применены к анализу социального поведения личности:

Центральным понятием теории социального научения Роттера является понятие «локус контроля» личности

Когнитивное направление в теории личности


1. Краткая история возникновения когнитивной психологии

2. Когнитивное направление в учении личности.

3. Теория личности (концепции):

1. Дж. Келли

2. Дж. Брунера.

3. Ж. Пиаже

4. А. Бандуры.

5. Дж. Роттера.

В данной лекции мы рассмотрим…

Краткая история

  • В 50-х годах XX века возникло новое направление – когнитивная психология.

«Это время, когда психология, антропология и лингвистика находились в процессе собственного переопределения, а компьютерная наука и нейронаука только появились на свет. Психология не могла принять участие когнитивной революции до тех пор, пока не освободилось от бихевиоризма и не возвратила должное научение уважение проблеме познания»



Один из основателей когнитивной психологии Дж. Миллер

Научные достижения (1940-1960х)

  • - работы математиков Алана Тьюринга и Джона фон Неймана, посвященные вычислимости, а также реальности создания вычислительных машин, которые могли бы работать, реализуя программы, хранящиеся в их собственной памяти;
  • - исследование У. Маккалоха У. Питтса : работа нервных клеток и их связь с другими нервными клетками могут моделироваться в терминах логики
  • - работа Н. Винера по кибернетике: прямо связывает нервную систему человека, электронные вычислительные машины и значение обратной связи от среды;
  • - работы К.Шеннона и Уивера по развитию информационной теории и применение Дж. Миллером некоторых из их идей для изучения человеческой памяти в терминах обработки информации (принцип «семь плюс-минус два»)

Именно в западной психологии, прежде всего, в американской, намечается возрастание интереса к проблематике сознания. Это выражалось в изменении характера публикаций, в росте числа исследовательских работ по данному направлению и связанном с этим росте концепций.

Возникло понятие «информация» и попытки описать познавательную деятельность человека с помощью компьютера. В атмосфере нового духовного климата зародились новые теории, цель которых — изучение и описание познавательных процессов человека с использованием новой терминологии.


Когнитивизм рассматривает память, восприятие и другие когниции не как поведение, а как психические процессы, родственные компьютерным программам. Он рассматривает эти процессы как внутренние представление внешнего мира.

Когнитивное направление в учении личности.

Формы когнитивизма:

  • психологические события содержат когнитивный компонент
  • область символического мышления, тем самым исключая из сферы рассмотрения другие виды мышления, восприятие, память и т. д.

ДЖ. КЕЛЛИ

ТЕОРИЯ ЛИЧНОСТНЫХ КОНСТРУКТОВ

Главным понятием в этом направлении является "КОНСТРУКТ" (от английского "construct" – строить). Это понятие включает в себя особенности всех известных познавательных процессов (восприятия, памяти, мышления и речи), благодаря которым, человек не только познает мир, но и, согласно Дж. Келли, устанавливает межличностные отношения.

Типы целостной личности:

  • Когнитивно простая личность – это личность небольшим набором конструктов.
  • Когнитивно сложная личность – это личность, у которой имеется большое количество конструктов.
  • Когнитивно сложная личность, по сравнению с когнитивно простой, имеет:
  • Лучше психическое здоровье;
  • Лучше справляется со стрессом;
  • Имеет более высокий уровень самооценки;
  • Более адаптивна к новым ситуациям.

Личность – это система организованных личностных конструктов, в которых перерабатывается (воспринимается и интерпретируется) личный опыт человека.

КОНЦЕПЦИЯ

ДЖ. БРУНЕР

Ключевое понятие – «схема», означающая план сбора, программу переработки информации. Все психические процессы имеют свои схемы функционирования.

Жизнедеятельность организма определяется генотипом восприятие, память, мышление, эмоции переделяются схемами.

Согласно концепции Брунера:

  • Наше познание мира носит, прежде всего, чувствительный и двигательный характер.
  • Обращает особое внимание на то, что язык представляет собой важнейшую ступень в развитии когнитивных процессов.
  • Обучение ведет за собой развитие.

Познавательное развитие, с точки зрения Брунера, включает овладение ребенком тремя сферами представлений:

  • Первая сфера представлений - это действие. Предмет и действие слиты, предмет становится как бы продолжением действия.
  • Вторая сфера представлений, которой овладевает ребенок, - это образ.
  • Третья сфера представлений - символ.

КОНЦЕПЦИЯ

Ж. ПИАЖЕ
  • Установить равновесие со средой можно двумя путями: либо путем приспособления субъектом внешней среды к себе за счет ее изменения, либо путем изменений в самом субъекте. И то и другое возможно только путем совершения субъектом определенных действий.
  • По Пиаже, схема действия — это сенсомоторный эквивалент понятия, познавательного умения. Таким образом, действие — это «посредник» между ребенком и окружающим миром, с помощью которого он активно манипулирует и экспериментирует с реальными предметами (вещами, их формой, свойствами и т. п.).

Ж. Пиаже выделил механизмы этого приспособления

  • Механизм ассимиляции — это, когда индивид приспосабливает новую информацию (ситуацию, объект) к существующим у него схемам (структурам), не изменяя их в принципе, т. е. включает новый объект в уже имеющиеся у него схемы действий или структуры
  • Аккомодация — механизм, когда индивид приспосабливает свои прежде сформированные реакции к новой информации, т. е. он вынужден перестроить (модифицировать) старые схемы! (структуры) с целью их приспособления к новой информации.
  • Характер взаимоотношений между этими механизмами обусловливает качественное содержание умственной деятельности человека.

Согласно Пиаже, процесс развития интеллекта состоит из трех больших периодов, в рамках которых происходят зарождение и становление трех основных структур (видов интеллекта)

  • Период сенсомоторного интеллекта (0—2 года).
  • Период конкретных операций (2—11/12 лет). Внутри этого периода Ж. Пиаже выделил дооперационалъную стадию, которая характеризует интуитивное, наглядное мышление в возрасте от 2 до 6/7 лет, и стадию конкретных операций (6/7-11/12 лет).
  • Период формальных операций (11/12—14/15 лет).
  • Качественное своеобразие мышления дошкольника составляет эгоцентризм — это скрытая умственная позиция ребенка, суть ее в том, что ребенок видит предметы такими, какими их дает его непосредственное восприятие.


А. БАНДУРА

СОЦИАЛЬНО-КОГНИТИВНАЯ ТЕОРИЯ

Основные положения социально-когнитивной теории А. Бандуры

  • Люди с рождения имеют лишь элементарные рефлексы, но нет врожденных схем поведения, которые они могут приобрести только путем научения.
  • Врожденные и приобретенные формы поведения трудно разделить.
  • Мышление – это психонейронный процесс. Однако надо проводить различие между психологическими и биологическими законами и не редуцировать психологию к биологии, а биологию к химии.
  • В отличие от концепции классического бихевиоризма S → R, социально-когнитивная модель – это модель поведения S → 0 → R, то есть поведение личности, ее когнитивные процессы опосредованы организмом.
  • Люди обладают следующими пятью способностями:
  • 1)  Способность к символизации, то есть к преобразованию своего опыта в символы, но это еще не означает их разумность.
  • 2)  Способность людей к предвидению, к постановке целей. Предвидение – это не просто учет суммы прошлых действий и их последствий, но и результат размышлений.
  • 3)  Люди обладают способностью опосредования (викарная способность).
  • 4)  Способность людей к саморегуляции, к развитию внутренних стандартов поведения, на основе которых происходит внутренняя самооценка своего поведения.
  • 5)  Люди обладают способностью к самоанализу, которая является чисто человеческой.
  • С точки зрения Бандуры, люди формируют когнитивный образ определенной поведенческой реакции через наблюдение поведения модели, и далее эта закодированная информация (хранящаяся в долговременной памяти) служит ориентиром в их действиях.

Модель-триада взаимного детерминизма


ДЖ. РОТТЕР

ТЕОРИЯ СОЦИАЛЬНОГО КОГНИТИВНОГО НАУЧЕНИЯ

В основе прогнозирования социального поведения человека в сложных ситуациях лежат четыре взаимодействующие друг с другом переменные:

  • 1. Потенциал поведения.
  • 2. Ожидание.
  • 3. Ценность подкрепления.
  • 4. Психологическая ситуация.

Роттер выделяет шесть категорий потребностей, которые могут быть применены к анализу социального поведения личности:

  • Статус признания – потребность чувствовать себя компетентным в различных сферах жизнедеятельности.
  • Защита-зависимость – потребность в защите и помощи в достижении важных для личности целей.
  • Доминирование – потребность влиять на жизнь других людей.
  • Независимость – потребность принимать самостоятельные решения и достигать цели без помощи других.
  • Любовь и привязанность – потребность в принятии и любви со стороны других людей.
  • Физический комфорт – потребности физического здоровья и удовольствия.

Центральным понятием теории социального научения Роттера является понятие «локус контроля» личности

Локус контроля – это личностная переменная, представляющая собой обобщенное ожидание личностью того, что же в большей степени влияет на ее поведение – ее собственные действия (личность с интернальным локусом контроля) или разнообразные внешние факторы (личность с экстернальным локусом контроля).