Файл: Реферат наименование дисциплины Информационно правовые системы.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.11.2023

Просмотров: 374

Скачиваний: 16

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

2 Правовые аспекты и примеры информационно-правовых систем

2.1 Правовые аспекты информационно-правовых систем


Правовые аспекты информационно-правовых систем являются одним из ключевых элементов их функционирования. Они определяют основные правовые принципы и требования, которым должны соответствовать информационно-правовые системы. Законодательная база в этой области является важной частью правовых аспектов информационно-правовых систем.

Законодательная база в области информационно-правовых систем включает в себя следующие основные нормативные акты [5]:

  1. Федеральный закон "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" устанавливает правовые основы в области информации, информационных технологий и защиты информации.

  2. Федеральный закон "О персональных данных" определяет правовые основы защиты персональных данных.

  3. Федеральный закон "Об электронной цифровой подписи" регулирует использование электронной цифровой подписи.

  4. Кодексы Российской Федерации (Гражданский, Налоговый, Трудовой и другие) содержат нормы, регулирующие правовые отношения в различных областях деятельности.

  5. Региональные и муниципальные законы регулируют отношения, связанные с использованием информационно-правовых систем на территории конкретных регионов и муниципалитетов.

В соответствии с законодательной базой в области информационно-правовых систем, системы должны обеспечивать защиту информации и персональных данных, а также соблюдать принципы доступности, целостности и конфиденциальности информации. Важным элементом законодательной базы является также требование обеспечения удостоверения личности пользователя системы.

Вопрос ответственности за нарушения прав в информационно-правовых системах является важным аспектом правовых аспектов этой области. Как и в любой другой сфере, использование информационно-правовых систем может привести к нарушению прав и интересов пользователей и третьих лиц.

Законодательство Российской Федерации предусматривает ответственность за нарушение прав в информационно-правовых системах. Статья 272 Уголовного кодекса РФ "Незаконный доступ к компьютерной информации" устанавливает ответственность за неправомерный доступ к компьютерной информации. Нарушители могут быть привлечены к ответственности в виде штрафов, лишения свободы и других мер в зависимости от характера и серьезности нарушения [4].


Кроме того, пользователи информационно-правовых систем могут быть привлечены к гражданской ответственности за нарушение прав третьих лиц, например, за размещение незаконных материалов, раскрытие конфиденциальной информации или использование чужих прав на интеллектуальную собственность.

Компании, разрабатывающие и обслуживающие информационно-правовые системы, также несут ответственность за их правильное функционирование и защиту информации пользователей. Они могут быть привлечены к гражданской ответственности за утрату или утечку данных пользователей, а также за нарушение прав на интеллектуальную собственность [5].

Защита персональных данных это один из важнейших правовых аспектов информационно-правовых систем. Персональные данные это любая информация, относящаяся к определенному физическому лицу, например, ФИО, адрес, телефон, электронная почта, номер паспорта и т.д.

Защита персональных данных регулируется Федеральным законом "О персональных данных" и является обязательной для всех организаций, которые собирают, обрабатывают и хранят персональные данные. Кроме того, существуют международные стандарты защиты персональных данных, например, Общее регуляторное устройство о защите данных (GDPR) в Европейском союзе.

Защита персональных данных в информационно-правовых системах включает в себя ряд мер и принципов, направленных на обеспечение конфиденциальности, целостности и доступности персональных данных. К ним относятся [3]:

  • согласие на обработку персональных данных. Перед сбором и обработкой персональных данных пользователей необходимо получить их согласие на это действие.

  • ограниченный доступ к персональным данным. Персональные данные должны быть доступны только ограниченному кругу лиц, имеющих право на их обработку и использование.

  • шифрование и защита от несанкционированного доступа. Персональные данные должны быть зашифрованы и защищены от несанкционированного доступа.

  • сохранение персональных данных не дольше, чем это необходимо для их обработки. После того, как персональные данные больше не нужны для обработки, они должны быть удалены или анонимизированы.

  • право на доступ и удаление. Пользователи имеют право на доступ к своим персональным данным и их удаление по запросу.




2.2 Примеры информационно-правовых систем



Государственные системы электронного правительства (ГСЭП) в России это комплекс информационных технологий и сервисов, разработанных для обеспечения государственных услуг и управления государственными процессами через интернет. ГСЭП предназначены для улучшения эффективности государственного управления, упрощения процедур получения государственных услуг и повышения уровня прозрачности государственных действий.

В России разработана ряд государственных систем электронного правительства, таких как [2]:

  1. Госуслуги система, предоставляющая возможность гражданам получать государственные услуги и выполнять государственные функции через интернет.

Госуслуги используются гражданами для получения государственных услуг и выполнения государственных функций через интернет. Положительные стороны: удобство и доступность получения государственных услуг, экономия времени и уменьшение бюрократических процедур. Отрицательные стороны: возможные технические проблемы при использовании системы, уязвимость к кибератакам и возможности злоупотребления.

  1. Федеральный портал правовой информации система, содержащая базу данных по законодательству России и обеспечивающая доступ к юридической информации и правовым актам.

Федеральный портал правовой информации используется для доступа к юридической информации и правовым актам. Положительные стороны: удобство и быстрый доступ к актуальной информации, уменьшение затрат на поиск и получение информации. Отрицательные стороны: возможные ошибки в базе данных, что может привести к неправильному применению законодательства.

  1. Единая система идентификации и аутентификации (ЕСИА) система, обеспечивающая аутентификацию пользователей при получении государственных услуг и доступ к различным информационным ресурсам.

ЕСИА используется для аутентификации пользователей при получении государственных услуг и доступа к различным информационным ресурсам. Положительные стороны: повышение уровня безопасности, экономия времени и уменьшение бюрократических процедур. Отрицательные стороны: возможные технические проблемы при использовании системы, уязвимость к кибератакам и возможности злоупотребления.

  1. Единая система государственных закупок (ЕСГЗ) система, обеспечивающая проведение государственных закупок через интернет.


ЕСГЗ используется для проведения государственных закупок через интернет. Положительные стороны: увеличение конкуренции среди поставщиков, уменьшение расходов на проведение тендеров. Отрицательные стороны: возможные технические проблемы при использовании системы, возможные нарушения правил проведения тендеров.

  1. Федеральный информационный фонд обязательного медицинского страхования (ФИФОМС) система, обеспечивающая управление обязательным медицинским страхованием и выплатами по нему.

ФИФОМС используется для управления обязательным медицинским страхованием и выплатами по нему. Положительные стороны: удобство и доступность для граждан, повышение прозрачности и эффективности работы системы здравоохранения. Отрицательные стороны: возможные ошибки в базе данных, что может привести к неправильному распределению средств.

  1. Госзатраты система, обеспечивающая учет государственных расходов и их мониторинг.

Госзатраты используются для учета государственных расходов и их мониторинга. Положительные стороны: увеличение прозрачности и эффективности использования бюджетных средств. В частности, система Госзатраты позволяет контролировать расходы на конкретные проекты и программы, а также отслеживать сроки их реализации. Это позволяет более эффективно использовать бюджетные средства и предотвращать нецелевое их использование. Кроме того, система Госзатраты снижает коррупционные риски, так как обеспечивает прозрачность расходования государственных средств.

Отрицательные стороны: необходимость внедрения и обучения сотрудников государственных органов работе с системой может занять определенное время и потребовать дополнительных затрат на подготовку персонала. Кроме того, система Госзатраты не идеальна и может содержать ошибки, что может привести к неправильному учету расходов и возможным финансовым потерям.

  1. Госконтракты система, предназначенная для контроля и учета государственных контрактов.

Система Госконтракты используется для контроля и учета государственных контрактов. Положительные стороны: система повышает прозрачность и конкуренцию при заключении государственных контрактов, так как обеспечивает доступ к информации о процедурах закупок и участниках конкурсов. Это помогает избежать необоснованных цен на государственные закупки и повышает эффективность использования бюджетных средств. Кроме того, система Госконтракты снижает риски коррупции и мошенничества при заключении государственных контрактов.


Отрицательные стороны: недостаточное качество и частые сбои в работе системы, которые могут привести к задержкам и перебоям в проведении государственных закупок. Кроме того, введение системы Госконтракты может требовать дополнительных затрат на обучение и внедрение новых технологий и процедур в государственных органах. Также некоторые критики указывают на то, что система Госконтракты не всегда эффективно регулирует цены на товары и услуги, закупаемые государством, что может приводить к переплатам.

  1. Гарант

Гарант используется как средство информационной поддержки при проведении законодательных, административных и судебных процедур. Эта система обеспечивает доступ к законодательству, правовым актам, судебной практике и другим юридическим материалам.

Положительные стороны системы Гарант включают широкий спектр юридических материалов, доступность их использования, а также возможность получения актуальной и полной информации о законодательстве и правовой практике. Однако, отрицательной стороной может быть сложность использования для непрофессионалов, из-за многообразия материалов и сложности их трактовки.

  1. КонсультантПлюс

КонсультантПлюс является другой популярной ИПС, которая предоставляет доступ к законодательству и юридической информации. Эта система также включает в себя различные инструменты для работы с законодательством, в том числе поиск по базам данных и возможность составления правовых документов.

Положительные стороны системы КонсультантПлюс включают более простой и понятный интерфейс по сравнению с Гарантом, а также наличие большого количества обучающих материалов для пользователей. Однако, отрицательной стороной может быть более узкое покрытие материалов по сравнению с Гарантом.

  1. Кодекс

Кодекс это еще одна ИПС, предоставляющая информацию о законодательстве и правовой практике в России. Эта система включает в себя обширную базу данных по законодательству, включая федеральные и региональные законы, постановления правительства и другие акты.

Положительными сторонами системы Кодекс являются простой и удобный интерфейс, хорошее покрытие законодательства и доступность для использования не только юристами, но и другими специалистами, включая бизнесменов. Однако, отрицательной стороной может быть более высокая стоимость использования по сравнению с другими ИПС.