Файл: Реферат наименование дисциплины Информационно правовые системы.docx
Добавлен: 09.11.2023
Просмотров: 374
Скачиваний: 16
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
1 Теоретические аспекты информационно-правовых систем
1.1 Информационно-правовые системы: определение и сущность
1.2 Основные принципы информационно – правовых систем
2 Правовые аспекты и примеры информационно-правовых систем
2.1 Правовые аспекты информационно-правовых систем
2 Правовые аспекты и примеры информационно-правовых систем
2.1 Правовые аспекты информационно-правовых систем
Правовые аспекты информационно-правовых систем являются одним из ключевых элементов их функционирования. Они определяют основные правовые принципы и требования, которым должны соответствовать информационно-правовые системы. Законодательная база в этой области является важной частью правовых аспектов информационно-правовых систем.
Законодательная база в области информационно-правовых систем включает в себя следующие основные нормативные акты [5]:
-
Федеральный закон "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" – устанавливает правовые основы в области информации, информационных технологий и защиты информации. -
Федеральный закон "О персональных данных" – определяет правовые основы защиты персональных данных. -
Федеральный закон "Об электронной цифровой подписи" – регулирует использование электронной цифровой подписи. -
Кодексы Российской Федерации (Гражданский, Налоговый, Трудовой и другие) – содержат нормы, регулирующие правовые отношения в различных областях деятельности. -
Региональные и муниципальные законы – регулируют отношения, связанные с использованием информационно-правовых систем на территории конкретных регионов и муниципалитетов.
В соответствии с законодательной базой в области информационно-правовых систем, системы должны обеспечивать защиту информации и персональных данных, а также соблюдать принципы доступности, целостности и конфиденциальности информации. Важным элементом законодательной базы является также требование обеспечения удостоверения личности пользователя системы.
Вопрос ответственности за нарушения прав в информационно-правовых системах является важным аспектом правовых аспектов этой области. Как и в любой другой сфере, использование информационно-правовых систем может привести к нарушению прав и интересов пользователей и третьих лиц.
Законодательство Российской Федерации предусматривает ответственность за нарушение прав в информационно-правовых системах. Статья 272 Уголовного кодекса РФ "Незаконный доступ к компьютерной информации" устанавливает ответственность за неправомерный доступ к компьютерной информации. Нарушители могут быть привлечены к ответственности в виде штрафов, лишения свободы и других мер в зависимости от характера и серьезности нарушения [4].
Кроме того, пользователи информационно-правовых систем могут быть привлечены к гражданской ответственности за нарушение прав третьих лиц, например, за размещение незаконных материалов, раскрытие конфиденциальной информации или использование чужих прав на интеллектуальную собственность.
Компании, разрабатывающие и обслуживающие информационно-правовые системы, также несут ответственность за их правильное функционирование и защиту информации пользователей. Они могут быть привлечены к гражданской ответственности за утрату или утечку данных пользователей, а также за нарушение прав на интеллектуальную собственность [5].
Защита персональных данных – это один из важнейших правовых аспектов информационно-правовых систем. Персональные данные – это любая информация, относящаяся к определенному физическому лицу, например, ФИО, адрес, телефон, электронная почта, номер паспорта и т.д.
Защита персональных данных регулируется Федеральным законом "О персональных данных" и является обязательной для всех организаций, которые собирают, обрабатывают и хранят персональные данные. Кроме того, существуют международные стандарты защиты персональных данных, например, Общее регуляторное устройство о защите данных (GDPR) в Европейском союзе.
Защита персональных данных в информационно-правовых системах включает в себя ряд мер и принципов, направленных на обеспечение конфиденциальности, целостности и доступности персональных данных. К ним относятся [3]:
-
согласие на обработку персональных данных. Перед сбором и обработкой персональных данных пользователей необходимо получить их согласие на это действие. -
ограниченный доступ к персональным данным. Персональные данные должны быть доступны только ограниченному кругу лиц, имеющих право на их обработку и использование. -
шифрование и защита от несанкционированного доступа. Персональные данные должны быть зашифрованы и защищены от несанкционированного доступа. -
сохранение персональных данных не дольше, чем это необходимо для их обработки. После того, как персональные данные больше не нужны для обработки, они должны быть удалены или анонимизированы. -
право на доступ и удаление. Пользователи имеют право на доступ к своим персональным данным и их удаление по запросу.
2.2 Примеры информационно-правовых систем
Государственные системы электронного правительства (ГСЭП) в России – это комплекс информационных технологий и сервисов, разработанных для обеспечения государственных услуг и управления государственными процессами через интернет. ГСЭП предназначены для улучшения эффективности государственного управления, упрощения процедур получения государственных услуг и повышения уровня прозрачности государственных действий.
В России разработана ряд государственных систем электронного правительства, таких как [2]:
-
Госуслуги – система, предоставляющая возможность гражданам получать государственные услуги и выполнять государственные функции через интернет.
Госуслуги используются гражданами для получения государственных услуг и выполнения государственных функций через интернет. Положительные стороны: удобство и доступность получения государственных услуг, экономия времени и уменьшение бюрократических процедур. Отрицательные стороны: возможные технические проблемы при использовании системы, уязвимость к кибератакам и возможности злоупотребления.
-
Федеральный портал правовой информации – система, содержащая базу данных по законодательству России и обеспечивающая доступ к юридической информации и правовым актам.
Федеральный портал правовой информации используется для доступа к юридической информации и правовым актам. Положительные стороны: удобство и быстрый доступ к актуальной информации, уменьшение затрат на поиск и получение информации. Отрицательные стороны: возможные ошибки в базе данных, что может привести к неправильному применению законодательства.
-
Единая система идентификации и аутентификации (ЕСИА) – система, обеспечивающая аутентификацию пользователей при получении государственных услуг и доступ к различным информационным ресурсам.
ЕСИА используется для аутентификации пользователей при получении государственных услуг и доступа к различным информационным ресурсам. Положительные стороны: повышение уровня безопасности, экономия времени и уменьшение бюрократических процедур. Отрицательные стороны: возможные технические проблемы при использовании системы, уязвимость к кибератакам и возможности злоупотребления.
-
Единая система государственных закупок (ЕСГЗ) – система, обеспечивающая проведение государственных закупок через интернет.
ЕСГЗ используется для проведения государственных закупок через интернет. Положительные стороны: увеличение конкуренции среди поставщиков, уменьшение расходов на проведение тендеров. Отрицательные стороны: возможные технические проблемы при использовании системы, возможные нарушения правил проведения тендеров.
-
Федеральный информационный фонд обязательного медицинского страхования (ФИФОМС) – система, обеспечивающая управление обязательным медицинским страхованием и выплатами по нему.
ФИФОМС используется для управления обязательным медицинским страхованием и выплатами по нему. Положительные стороны: удобство и доступность для граждан, повышение прозрачности и эффективности работы системы здравоохранения. Отрицательные стороны: возможные ошибки в базе данных, что может привести к неправильному распределению средств.
-
Госзатраты – система, обеспечивающая учет государственных расходов и их мониторинг.
Госзатраты используются для учета государственных расходов и их мониторинга. Положительные стороны: увеличение прозрачности и эффективности использования бюджетных средств. В частности, система Госзатраты позволяет контролировать расходы на конкретные проекты и программы, а также отслеживать сроки их реализации. Это позволяет более эффективно использовать бюджетные средства и предотвращать нецелевое их использование. Кроме того, система Госзатраты снижает коррупционные риски, так как обеспечивает прозрачность расходования государственных средств.
Отрицательные стороны: необходимость внедрения и обучения сотрудников государственных органов работе с системой может занять определенное время и потребовать дополнительных затрат на подготовку персонала. Кроме того, система Госзатраты не идеальна и может содержать ошибки, что может привести к неправильному учету расходов и возможным финансовым потерям.
-
Госконтракты – система, предназначенная для контроля и учета государственных контрактов.
Система Госконтракты используется для контроля и учета государственных контрактов. Положительные стороны: система повышает прозрачность и конкуренцию при заключении государственных контрактов, так как обеспечивает доступ к информации о процедурах закупок и участниках конкурсов. Это помогает избежать необоснованных цен на государственные закупки и повышает эффективность использования бюджетных средств. Кроме того, система Госконтракты снижает риски коррупции и мошенничества при заключении государственных контрактов.
Отрицательные стороны: недостаточное качество и частые сбои в работе системы, которые могут привести к задержкам и перебоям в проведении государственных закупок. Кроме того, введение системы Госконтракты может требовать дополнительных затрат на обучение и внедрение новых технологий и процедур в государственных органах. Также некоторые критики указывают на то, что система Госконтракты не всегда эффективно регулирует цены на товары и услуги, закупаемые государством, что может приводить к переплатам.
-
Гарант
Гарант используется как средство информационной поддержки при проведении законодательных, административных и судебных процедур. Эта система обеспечивает доступ к законодательству, правовым актам, судебной практике и другим юридическим материалам.
Положительные стороны системы Гарант включают широкий спектр юридических материалов, доступность их использования, а также возможность получения актуальной и полной информации о законодательстве и правовой практике. Однако, отрицательной стороной может быть сложность использования для непрофессионалов, из-за многообразия материалов и сложности их трактовки.
-
КонсультантПлюс
КонсультантПлюс является другой популярной ИПС, которая предоставляет доступ к законодательству и юридической информации. Эта система также включает в себя различные инструменты для работы с законодательством, в том числе поиск по базам данных и возможность составления правовых документов.
Положительные стороны системы КонсультантПлюс включают более простой и понятный интерфейс по сравнению с Гарантом, а также наличие большого количества обучающих материалов для пользователей. Однако, отрицательной стороной может быть более узкое покрытие материалов по сравнению с Гарантом.
-
Кодекс
Кодекс – это еще одна ИПС, предоставляющая информацию о законодательстве и правовой практике в России. Эта система включает в себя обширную базу данных по законодательству, включая федеральные и региональные законы, постановления правительства и другие акты.
Положительными сторонами системы Кодекс являются простой и удобный интерфейс, хорошее покрытие законодательства и доступность для использования не только юристами, но и другими специалистами, включая бизнесменов. Однако, отрицательной стороной может быть более высокая стоимость использования по сравнению с другими ИПС.