Файл: Методика преподавания русского языка как педагогическая наука.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.11.2023

Просмотров: 351

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Лекции по разделу

МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ НАУКА

  1. Предмет и задачи методики преподавания русского языка. Разделы методики начального обучения русскому языку.

  2. Связь методики русского языка с другими науками.

  3. Принципы обучения русскому языку.

  4. Методы исследования в методике русского языка.

5. Русский язык как предмет преподавания в начальной школе.

 

1. Предмет и задачи методики преподавания русского языка.

          Методика обучения русскому языку стоит в ряду педагогических наук. Это наука, предмет которой – процесс обучения  языку, его практическому использованию. Её специфические задачи: обоснованно определять цели, содержание и способы обучения русскому языку с учётом,

- во-первых, специфики языка как средства общения,

- во-вторых, психолого-педагогических закономерностей  процесса обучения,

- в-третьих, социальных потребностей общества.

Исходя из образовательных и воспитательных задач школы, методика русского языка:

-        определяет задачи и содержание обучения русскому языку;

-        исследует учебно-воспитательный процесс;

-        устанавливает закономерности учебно-воспитательного процесса и систему научно обоснованных методов и приёмов обучения.

Любая методики, в том числе и методики обучения русскому языку, справедливо считается прикладной наукой, т.к. она ориентирована на решение практических задач: на поиск путей оптимизации обучения, на разработку обоснованных рекомендаций, на создание конкретных материалов для участников процесса обучения – учителей и учащихся. Все эти материалы (программы, учебники, рекомендации и т.п.) должны являться результатом теоретических исследований, обоснованно сформулированных принципов.

Традиционно, говоря о задачах методики как прикладной науки, выделяют следующие вопросы: - чему учить?

                                             -  как учить?

                                             -  почему так, а не иначе?

Ответом на 1-ый вопрос является разработка  содержания обучения: программ по русскому языку,  учебников и учебных пособий для учащихся, их постоянное совершенствование.

Ответом на 2-ой вопрос является разработка методов и приёмов обучения, методических указаний, рекомендаций, методической литературы.


Ответом на 3-ий вопрос является исследование учебно-воспитательного процесса, разработка наиболее эффективных методов обучения. Методика изучает причины успехов и неудач в усвоении знаний и намечает пути их устранения, т.е. стремится разработать оптимальную систему обучения, которая обеспечивала бы прочность усвоенных знаний, умений и навыков, повышение познавательной активности и самостоятельности, развитие мышления, речи и т.д.

Разделы методики начального обучения русскому языку.

Методика обучения грамоте, т.е. элементарному чтению и письму.

Методика обучения чтению. Задача уроков чтения в начальных классах состоит в первую очередь в вооружении детей навыком достаточно беглого, правильного, сознательного и выразительного чтения, а также в приобщении их к художественной литературе.

Методика обучения грамматике и орфографии. Она включает обучение письму и каллиграфии, формирование элементарных грамматических понятий и орфографических навыков.

Методика развития речи учащихся. Младшие школьники впервые осознают язык, речь как предмет изучения. Дети поставлены в условия, когда речь нужно обдумывать, планировать; они овладевают письменной речью, которая отличается от устной  и своей графической формой, и лексикой, и синтаксисом, и морфологическими формами. Методика развития речи должна обеспечить дальнейшее обогащение словаря детей.

Методика преподавания русского языка – это наука постоянно развивающаяся и совершенствующаяся. К сожалению, пока ещё в решении ряда вопросов методика иногда опирается не столько на современные лингвистические и психологические теории, сколько на сложившийся опыт, на традиции. Одна из важнейших задач методики как науки и состоит в том, чтобы пересмотреть, перепроверить действенность существующей системы обучения русскому языку, найти в ней уязвимые места, понять причины негативных явлений и с современных теоретических позиций определить пути и способы коренного улучшения практики обучения русскому языку.

 

          2. Связь методики с другими науками.

Особенность любой частной методики как науки заключается в том, что она не может существовать и развиваться без опоры на другие науки. Следующая схема наглядно демонстрирует это.

 

ПРАКТИКА

 

МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ РУССКОМУ ЯЗЫКУ

 

ПСИХО-             ЛИНГВИС-                ЛИТЕРАТУРО-              ПЕДАГО-



ЛОГИЯ                   ТИКА                         ВЕДЕНИЕ                      ГИКА            

 

 

МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ ОСНОВА

 

 

          Методологической основой  методики обучения русскому языку, как и других наук, является диалектический материализм, теория познания, теория о роли языка в жизни и развитии общества, в формировании личности. С позиции всех этих теоретических концепций определяются общие подходы к решению вопросов обучения русскому языку и воспитания средствами данного предмета. Так, на основе теории познания  методика как наука осуществляет своё развитие. Именно из практики черпает она свои научные проблемы и практикой же проверяет правильность их решения. Понимание того, что язык есть важнейшее средство человеческого общения, что язык возник из потребности общения с другими людьми, помогает методике определять цели обучения   русскому языку в школе, уточнять их в соответствии с требованиями, предъявляемыми обществом. Например, сегодня становится очевидным, что, изучая в школе язык как средство общения, мы слишком мало занимаемся обучением самому общению с помощью этого средства. Признание этого факта даёт толчок методической мысли, влечёт за собой научный поиск.

          На решение большей части методических вопросов методологические концепции влияют  не прямо, а через науки, откуда методика черпает принципиально важную для неё информацию. Ведущие из этих наук – языкознание (или лингвистика), психология и педагогика. Лингвистические, психологические и педагогические теории являются фундаментом, теоретической базой методики обучения русскому языку.

          Лингвистика – это наука о языке, а методика изучает преподавание языка. Значит, предмет изучения методики – сам язык (подробнее см. учебник).

          Неразрывны связи методики русского языка с психологией. Методика опирается на физиологические и психологические особенности памяти, мышления, внимания, речи ребёнка. Психологические исследования позволяют определить меру доступности изучаемого материала. Всё отчётливее вырисовываются связи методики обучения русскому языку с психолингвистикой, находящейся на стыке психологии и языкознания. Она даёт методике данные о речи как о деятельности.

          Методика стоит в ряду педагогических наук и, следовательно, подчиняется их общим закономерностям. В методике находят конкретное приложение все основные принципы 
дидактики: принцип воспитывающего и развивающего характера обучения, принцип доступностии научности, принцип систематичности и последовательности, связи теории с практикой, прочности знаний, умений и навыков, принцип наглядности, принцип сознательности и активности учащихся в познавательном процессе, принцип индивидуального и дифференцированного подхода в рамках классно-урочной системы.

          Методика опирается также на теорию литературы. Методика чтения вначальных классахстроится на основе закономерностей создания литературного произведения и его воздействия на читателя. Особенно важны такие литературоведческие темы, как идейное содержание произведения, его тема и сюжет, композиция, жанр, изобразительные средства.

          Большую роль в развитии методики обучения русскому языку играет и педагогический опыт (на схеме – стрелка, указывающая на связь науки и практики, двусторонняя). Идеи, рождённые учителями, воплощённые в практике школьной работы и давшие хорошие результаты, безусловно, могут способствовать научно-методическому прогрессу.

 

3. Принципы обучения русскому языку.

Как уже было сказано, в методике используются все основные принципы дидактики. Однако русский язык как предмет школьного изучения  требует специфической интерпретации этих принципов. Так, принцип связи теории с практикой  в методике русского языка предполагает постоянную речевую деятельность, постоянное применение теоретических знаний в упражнениях, в решении грамматических и орфографических задач. Принцип наглядности на уроках русского языка – это не только использование схем, таблиц, плакатов, картин, диа- и видеоофильмов, но и наблюдения над живым языком, над речью, опора на текст при изучении грамматического, фонетического, орфографического материала, лексики. Основной "наглядный" материал на уроках русского языка – это русский язык в его лучших образцах: фольклор, произведения классиков русской литературы, современных писателей.

Л.П. Федоренко разработаны собственные, методические принципы обучения родному языку, которые определяют основные направления учебного труда учителя и учащихся и выходят за рамки общедидактических принципов, указанных выше.  Эти принципы выводятся из закономерностей усвоения языка и речи (см.: Федоренко Л.П. Принципы обучения русскому языку. – М., 1973; Закономерности усвоения родной речи. – М., 1984).


Первый принцип – принцип внимания к материи языка, к физическому развитию органов речи – вытекает из закономерности: "Речь усваивается, если приобретается способность управлять мускулами речевого аппарата, координировать речедвигательные и слуховые ощущения". Данный принцип  определяет обучение произносительной стороне языка, тренировку механизмов речи.

Второй принцип – понимание языковых значений – вытекает из закономерности, определяющей единство языка и мышления. Обучение языку не может быть действенным без семантической работы, без понимания тончайших оттенков значения слова, словосочетания, предложения, текста.

Третий принцип, опирающийся на закономерность выразительности речи, определяется как принцип различения сообщающей и стилистической функции языковых единиц. Он предполагает дифференциацию функциональных стилей и оценку выразительности  слова и других единиц языка в тексте. Этот принцип определяет необходимость изучения русского языка на материале его лучших образцов, необходимость хорошей языковой среды для успешного обучения.

Четвёртый принцип – развитие чувства языка – опирается на закономерность, определяющую "способность запоминать традицию сочетания языковых единиц", способность внутренне усваивать аналогии, закономерности языка  и применять их в речи. Языковое чувство ребёнка формируется под влиянием слышимой и читаемой речи, а также в результате собственной речевой деятельности.

Пятый принцип - это принцип опережающего усвоения устной речи перед письменной. Неразрывная связь развития устной и письменной речи обеспечивает полное и всестороннее овладение языком.



4. Методы исследования в методике русского языка(Самостоятельно по учебнику: "Методика…" Рамзаевой, Львова 1979: с.12-16; "Методика…" Львова, Рамзаевой 1987: с.13-16.)

Meтoдикa oбyчeния rpaмoтe – пpиклaднaя нayкa, в ней бoль­шyю poль иrpaeт пpaктикa. Bыcoкaя тoчнocть ee пpaктичecкиx вы­вoдoв и peкoмeндaций oбycлoвливaeтcя и oбecпeчивaeтcя paзpaбo­тaннocтью ее системы исследований. В процессе исследовательской дeятeльнocти пpимeняютcя в eдинcтвe тeopeтичecкиe и эмпиpичec­киe методы иccлeдoвaния.

Teopemuчecкue мemoды:

1) изyчeниe мeтoдoлoгичecкиx ocнoв (нaпpимep, cвязи мыш­лeния и peчи, ecли нeoбxoдимo найти оптимальные пyти paзви­тия peчи);

2) изyчeниe. «иcтopии вoпpoca», т.e. изyчeниe и анализ пpe­дыдyщeгo oтeчecтвeннoгo и зapyбeжнoro oпытa пo данной мe­тoдикe;

3) изyчeниe вoпpocoв coвpeмeннoгo нayкoвeдeния, опыта иc­cлeдoвaтeльcкoй paбoты yчeныx;