Файл: Теоретические основы управления логистическими ситемами.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.11.2023
Просмотров: 82
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ УПРАВЛЕНИЯ
СКЛАДСКИМ ХОЗЯЙСТВОМ НА ПРЕДПРИЯТИИ
1.1. Роль и место складского хозяйства в логистических системах
1.2. Основы проектирования и организации складского хозяйства
1.3. Определение критериев эффективности функционирования склада и его основных параметров
Интегральная оценка эффективности объекта будет складываться из оценок:
-
потребительских качеств объекта (расположение, обеспеченность помещениями, наличие оборудования и обеспеченность механизмами и тому подобное); -
стоимостных показателей (единичные накладные расходы и издержки); -
спектра предоставляемых услуг, их стоимости и качества [2, с.18].
Далее приведем основные параметры складов и правила их расчета.
Общая площадь склада включает:
-
полезную площадь, т.е. площадь, предназначенную для хранения (включая площадь под стеллажами и т.п.) - Sпол; -
площадь приемочных и отгрузочных площадок, включая площадь погрузо-разгрузочных рамп - Sпр; -
служебную площадь, занятую конторскими и другими помещениями,
Sсл;
-
вспомогательную площадь, занятую проездами и проходами, - Sвсп и определяется по формуле:
Sобщ = Sпол + Sпр + Sсл + Sвсп, (1.1)
Потребность в общей складской площади при проектировании складских объектов рассчитывается с применением разных методик. К их числу относятся наиболее известные способы:
-
Первый способ является наиболее удобным и простым. Расчетная формула имеет вид:
Sпол = Q/σ, (1.2)
где Q - количество продукции, которое необходимо разместить на
складе, т, σ - нагрузка на 1 кв. м площади, т/кв. м.
-
С помощью коэффициента заполнения объема емкость любого оборудования для хранения материалов и изделий (ячейки, стеллажи, штабеля и тому подобное) определяется по формуле:
Vпол = Vоб * γ * b , (1.3)
где Vоб - геометрический объем продукции, м3; γ - удельный вес, т/м3; b - коэффициент заполнения объема.
Зная габаритные размеры единицы принятой продукции или стеллажей и их количество, можно определить полезную площадь склада для хранения:
Sпол = I*b*n = Sоб*n, (1.4)
где I, b - геометрические размеры; n - количество единиц продукции (стеллажей).
-
При определении площади с использованием норматива ее рассчитывают по показателю товарных запасов, выраженному в условных вагонах. Нормы площади на один вагон дифференцированы в зависимости от способа укладки и ее высоты (3-5 м). Площадь хранения при этом рассчитывают по каждой товарной группе по формуле:
Sпол = Qcp * N*k, (1.5)
где Qcp - средний товарный запас (в условных вагонах, автомобилях и т.п.);
N - норма площади хранения условной единицы;
K=1,2 - коэффициент перевода среднего товарного запаса в максимальный.
Рассчитав, таким образом, полезную площадь для хранения отдельных видов или групп материалов и изделий и суммируя ее, получаем общую полезную площадь склада.
При приближенных расчетах общая площадь складов может определяться в зависимости от полезной площади через коэффициент использования а.
4) Площадь приемочной (отгрузочной) площадки:
Sпр = Q*kн*t/360*σ, (1.6)
где Q - годовое поступление материала, т; σ - нагрузка на 1кв. м площади, т; kн - коэффициент неравномерности поступления материала на склад (1,2-1,5);
t - количество дней нахождения материала на приемочной площадке (до 2 дней).
-
Площадь офисного помещения рассчитывается в зависимости от числа работающих. При штате склада до 3 работников площадь офиса принимается по 5 м2 на каждого человека; от 3 до 5 - 4 м2, более 5 работников - по 3,25 м2. -
Размеры проходов и проездов в складских помещениях определяются в зависимости от габарита хранимых материалов, размеров грузооборотов, подъемно-транспортных средств. Для этой цели пользуются формулой:
А = 2*В + 3*Q, (1.7)
где А- ширина проезда, см; В - ширина транспортного средства;
С- ширина зазоров между транспортными средствами и между ними и стеллажами по обе стороны проезда (принимается 15-20 см).
На практике ширина главных проездов, как правило, принимается от 1,5 до 4,5 м. Ширина боковых проездов (проходов) - от 0,7 до 1,5 м.
Важно определить объем штабелирования для сыпучих продуктов и объем бака для жидких продуктов. Данные для расчетов, характеризующие эти продукты, можно взять из специализированных книг. [46, с.246]
Параметры точек загрузки и выгрузки определяются по следующей методике. Минимальная ширина пандуса для погрузки и разгрузки транспортных средств должна быть не менее радиуса поворота вилочного погрузчика, едущего по нему, и более примерно 1 м.
Большинство современных складов имеют ширину пандуса до 6 м.
Легче всего рассчитать эти значения для товаров, пользующихся постоянным спросом в течение всего года. Сезонными заказами сложнее управлять. Компании предпочитают производить их круглый год, чтобы равномерно списать постоянные затраты и обеспечить равномерную загрузку производственных рабочих. В результате в межсезонье на складах накапливаются значительные запасы готовой продукции.
Текущие затраты — это затраты на содержание капитала в запасах плюс ряд дополнительных расходов, таких как налоги, страхование запасов и т. д. Эти затраты могут быть очень высокими и составлять до 25% стоимости самих запасов. Чем дольше товар находится на складе, тем выше эксплуатационные расходы.
Затраты на пополнение запасов — это затраты на получение новых количеств, включая транспортировку, обработку и т. д. Оптимальный размер Затраты на дефицит — это сумма упущенных продаж в результате отсутствия товара. Чем выше спрос на товар, тем больше эти потери. Стоимость запасов зависит от всех этих элементов затрат. Чем выше запасы, тем ниже стоимость недоступности, поскольку продукт, скорее всего, будет доступен [17, стр. 321].
Стоимость пополнения запасов также снижается, поскольку заказы размещаются реже, но текущие расходы возрастают.
Задача определения оптимального размера запасов состоит в том, чтобы минимизировать все вышеперечисленные затраты на графике; эта величина обозначена точкой Q.
Еще одним важным параметром является частота заказов.
Можно выделить следующие системы управления запасами: с фиксированным размером запаса, с фиксированным интервалом времени между заказами, временем между заказами. Другие системы являются вариациями этих двух систем. Применение той или иной системы зависит от следующих обстоятельств:
- когда затраты на управление запасами значительны и предсказуемы, следует использовать систему фиксированного количества заказов;
- при низких затратах на управление запасами предпочтительнее, может быть, система постоянного запаса и поставщик указывает минимальный размер партии при заказе товара.
Когда спрос ровный, это означает, что заказы размещаются через равные промежутки времени в соответствии с графиком.
При сезонном или нерегулярном спросе большинство заказов размещается в периоды пикового спроса, и необходимо внимательно следить за рыночными условиями.
Альтернативой высоким уровням запасов является система доставки «точно в срок», которая сводит к минимуму уровни запасов и, следовательно, затраты на перемещение товаров. Поставки точно в срок означают, что продукция производится в строгом соответствии с рыночным спросом, и когда ее необходимо доставить покупателю, она наиболее реалистична, когда спрос постоянен и предсказуем.
Системы «точно в срок» требуют четырех условий:
- своевременная обратная связь от покупателей об их потребностях;
- эффективная компьютерная система;
- быстрый и эффективный транспорт;
- наличие центров комплектации.
Важнейшим фактором является мониторинг и оценка эффективности мер. Контроль заключается в сравнении результатов с желаемыми целями.
Показателями эффективности могут быть:
- продолжительность обработки заказа (мин, час, сутки);
- время выполнения заказа (мин, час, день);
- время работы (час, сутки, месяц);
- стоимость фрахта в % от оборота (%);
- процент товаров, поврежденных при транспортировке;
- процент случаев, когда товар не был доставлен вовремя.
Недостижение целей по указанным критериям может свидетельствовать о наличии проблем в системе грузоперевозок, что требует анализа любого вида операций в системе [6, 45].
Для обеспечения бесперебойной работы компании очень важно организовать оперативное регулирование складских запасов. С этой целью будет введен контроль страховых запасов на складах. Когда часть гарантийного запаса выдается в мастерские, это служит сигналом того, что нормальный ход производства может быть нарушен. Отдел логистики будет проинформирован. Такая же реакция должна срабатывать, если уровни запасов, указанные для категорий материалов, превышены.
Таким образом, склады служат не только для хранения и подготовки материалов к отпуску в производство, но и для своевременного регулирования их расхода.
Данная группа представлена следующими показателями:
- общий коэффициент оборачиваемости
- оборачиваемость запасов
- оборачиваемость собственных средств.
Анализируя показатели деловой активности предприятия можно прийти к выводу, что роста оборачиваемости средств не наблюдается, но показатели за два года находятся на одном уровне, что может говорить о стабильности предприятия.
Среди показателей, характеризующих финансовую устойчивость предприятия, важное место отводится показателям рентабельности.
Наименование показателей | Cумма | |
2021г | 2022г | |
Выручка (валовой доход) от реализации продукции (работ, услуг) | 239952 | 232847 |
Затраты на производство реализованной продукции | 373572 | 349126 |
Запасы и затраты | 11895 | 11165 |
Cтоимость имущества | 435120 | 425720 |
Cобственные средства | 348096 | 340576 |
Оборачиваемость запасов | 31,4 | 31,2 |
Оборачиваемость собственных средств | 0,69 | 0,68 |
Общий показатель оборачиваемости | 0,55 | 0,5 |
Таблица 1.4 – Показатели деловой активности.
Они позволяют оценить прибыльность работы предприятия и представляют собой качественные характеристики формирования прибыли, т. е. эффективность использования средств или их части.
К числу показателей рентабельности относят показатели использования:
- имущества предприятия
- собственных средств
- производственных фондов
- долгосрочных и краткосрочных финансовых вложений
- собственных и долгосрочных заемных средств [12]
Произведенный анализ финансового состояния АК «Алроса» за 2021-2022 год показал, что предприятие является платежеспособным и финансово устойчивым.
Рентабельность имущества и собственных средств в отчетном году уменьшилась.
Основная задача АК «Алроса» –обеспечение предприятий алмазной промышленности всем необходимым сырьем и материалами.
Анализируя приведенные данные предприятия можно заключить следующее:
- Грузовой подвихной парк имеет большой износ, что показывают данные о сроке эксплуатации. Больше половины парка имеет срок эксплуатации от 11 до 15 лет.
- Парк подвихного состава состоит в основном из бортовых прицепов и полуприцепов в связи с их универсальностью и из цистерн, что обусловлено перевозкой большого количества наливных грузов.
- Большое значение имеют зимние дороги для обеспечения необходимыми материалами предприятий, находящихся в труднодоступных местах. На перевозки по зимникам приходиться треть грузов от всего годового объема перевозок.
- Оценка финансового состояния предприятия показала, что у предприятия устойчивое финансовое состояние.