ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.11.2023
Просмотров: 63
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Оглавление
I Теоретическая часть
Роль пользователя в создании информационной системы (информационной технологии) и постановке задач управления.
Информационная система (далее - ИС) – это совокупность элементов, включающих программное обеспечение, аппаратные средства, данные и людей, необходимых для сбора, обработки, хранения и передачи информации в организации. Качество функционирования ИС в конечном итоге определяется пользователем – человеком, который использует систему в своих текущих задачах [1].
Пользователь – это конечный потребитель продукта, со своими потребностями, запросами и пожеланиями. Он может описать, какие задачи должны решаться, а также корректировать функциональные и процессные аспекты системы.
Пользователей ИС можно разделить на несколько групп:
- случайный пользователь, взаимодействие которого с ИС не обусловлено служебными обязанностями;
- конечный пользователь (потребитель информации) - лицо или коллектив, в интересах которых работает ИС. Он работает с ИС повседневно, связан с жестко ограниченной областью деятельности и, как правило, не является программистом, например, это может быть бухгалтер, экономист, руководитель подразделения;
- коллектив специалистов (персонал ИС), включающий администратора банка данных, системного аналитика, системных и прикладных программистов.
К ИС предъявлены высокие потребительские требования в части функциональной наполненности и технологического исполнения, требования предполагают обязательное участие заказчика (пользователя системы) в процессе ее создания, внедрения и эксплуатации. Самые важные условия, которые необходимо соблюдать, предоставляет заказчик на стадии предпроектного обследования организации, предприятия, фирмы всей необходимой информации о предварительных исследованиях, связанных с построением бизнес-процессов решаемых задач.
Уже на стадии проектирования происходит обучение и подготовка персонала фирмы к работе в условиях автоматизации. Технология обработки информации и должностные инструкции участников технологического процесса разрабатываются и утверждаются на этапе рабочего проектирования, при этом их содержание и формы представления обязательно обсуждаются с пользователями
Однако этим участие заказчика не ограничивается. Отношения сотрудничества предполагают непосредственное его участие в процессе постановки задач на каждом рабочем месте исполнителя. Пользователь описывает бизнес-задачи, которые он определяет в рамках своей роли. Задачи управления – это процесс определения целей и планов их достижения в рамках ИС, которые взаимодействуют с бизнес-процессами организации. В ходе реализации этих задач пользователь непосредственно участвует в создании ИС, поскольку он знает все аспекты конкретной деятельности и обладает лучшим пониманием вопросов, которые необходимо решить для улучшения бизнес-процессов.
Пользователь играет фундаментальную роль в создании ИС и постановке задач управления. Его взаимодействие с разработчиками и управленцами организации дает возможность обеспечить более точное понимание бизнес-процессов и проблем, в технологическом плане. Создание эффективной ИС зависит от того, насколько хорошо представлены аспекты пользователя при разработке системы управления.
Стадии, методы и организация создания ИС
Основными нормативными документами, регламентирующими процесс создания любого проекта ИС и ИТ, являются международные базовые и функциональные стандарты, отечественные ГОСТы и их комплексы на создание и документальное оформление информационных технологий, автоматизированных систем, программных средств, организации и обработки данных, а также другие документы по организации разработки, изготовлению и эксплуатации программных и технических средств защиты информации от несанкционированного доступа в информационных системах и средствах вычислительной техники [2].
Особое значение для проектирования ИС и ИТ приобрел ГОСТ Р 9001—2001 (Системы менеджмента качества. Требования), который предлагает использовать процессный подход для описания деятельности организации с точки зрения процессов (или функций) и объектно-ориентированного метода в проектировании ИС и ИТ.
Стадии создания информационных систем
Процесс создания информационных систем можно разделить на несколько стадий.
Первая стадия - анализ и планирование системы (предпроектная стадия) – системный анализ. На данной стадии осуществляется изучение требований пользователя, определение функциональности, системы безопасности, формирование технико-экономического обоснования (ТЭО) и технического задания (ТЗ), а
также других критериев, которые позволяют определить возможности и границы ИС.
Вторая стадия - проектирование системы (техническое и логическое проектирование). На этой стадии определяются различные аспекты системы, включая структуру, архитектуру, интерфейсы и протоколы связи. Системный аналитик на этой стадии создает документацию, которая содержит подробные требования к ИС.
В процессе проектирования совершенствуются как организация основной деятельности экономического объекта, так и организация управленческих процедур.
Массовое проектирование ИС потребовало разработки единых теоретических положений, методических подходов к их созданию и функционированию, без чего невозможно взаимодействие различных экономических объектов, их нормальное функционирование в сложном многоуровневом народнохозяйственном комплексе.
Первоначально сформулированные академиком В.М. Глушковым научно-методические положения и практические рекомендации по проектированию автоматизированных систем в настоящее время сложились как основополагающие принципы создания ИС: принципы системности, развития, совместимости, стандартизации и унификации, эффективности [3].
Третья стадия - разработка системы (рабочее и физическое проектирование, кодирование). Это процесс написания кода, который осуществляется на основе требований, полученных на предыдущей стадии. Разработчики используют специальные инструменты и языки программирования для создания ИС.
Четвертая стадия – тестирование системы. Непосредственно перед внедрением системы проводится тестирование. На данной стадии проверяется работоспособность и соответствие ИС требованиям, выходящим из определенных критериев эффективности и безопасности.
Пятая, и последняя, стадия - поддержка и обновление системы. Оперативная поддержка включает в себя решение вопросов, появившихся в процессе использования системы. Регулярные обновления позволяют улучшить работу ИС и добавить новые функциональные возможности [4].
Методы создания информационных систем
Разработка сложных ИС предприятий, невозможна без тщательно обдуманного методологического подхода. Какие этапы необходимо пройти, какие методы и средства использовать
, как организовать контроль за продвижением проекта и качеством выполнения работ – эти и другие вопросы решаются методологиями программной инженерии.
В настоящее время существует ряд общих методологий разработки ИС. Главное в них – единая дисциплина работы на всех этапах жизненного цикла системы, учет критических задач и контроль их решения, применение развитых инструментальных средств поддержки процессов анализа, проектирования и реализации ИС.
Для успешной реализации проекта объект проектирования ИС должен быть, прежде всего, адекватно описан, должны быть построены полные и непротиворечивые функциональные и информационные модели ИС. Накопленный к настоящему времени опыт проектирования ИС показывает, что это логически сложная, трудоемкая и длительная по времени работа, требующая высокой квалификации участвующих в ней специалистов. Однако до недавнего времени проектирование ИС выполнялось в основном на интуитивном уровне с применением неформализованных методов, основанных на искусстве, практическом опыте, экспертных оценках и дорогостоящих экспериментальных проверках качества функционирования ИС. Кроме того, в процессе создания и функционирования ИС информационные потребности пользователей могут изменяться или уточняться, что еще более усложняет разработку и сопровождение таких систем.
Для различных классов систем используются разные методы разработки, определяемые типом создаваемой системы и средствами реализации. Спецификации этих систем, в большинстве случаев, состоят из двух основных компонентов – функционального и информационного. Современные методы создания ИС разного назначения базируются в основном, на трех подходах: объектно-ориентированная технология, основанная на знаниях (интеллектуальная) технология и CASE-технология (схема представлена ниже).
CASE-технология представляет собой совокупность методологий анализа, проектирования, разработки и сопровождения сложных систем и поддерживается комплексом взаимоувязанных средств автоматизации. CASE-технология – это инструментарий для системных аналитиков, разработчиков и программистов, заменяющих бумагу и карандаш компьютером, автоматизируя процесс проектирования и разработки ПО [5].
В области создания систем автоматизированного проектирования (САПР) доминируют структурные подходы, так как они максимально приспособлены для взаимодействия с пользователями
, не являющимися специалистами в области ИТ. Адекватными инструментальными средствами, поддерживающими структурный подход к созданию ИС, являются CASE -системы автоматизации проектирования.
САПР – автоматизированная система, реализующая информационную технологию выполнения функций проектирования, представляет собой организационно-техническую систему, предназначенную для автоматизации процесса проектирования, состоящую из персонала и комплекса технических, программных и других средств автоматизации его деятельности.
Информационные системы
Основанный на знаниях (интеллектуальные технологии)
Объективно-ориентированный подход к созданию ИС
CASE-технология
Хранилище данных
Программные агенты
OLAP
Организация создании информационных систем
Переход экономики страны на рыночные отношения привел к тому, что в области проектирования ИС появился самостоятельный рынок услуг. Он охватывает работы по проектированию, покупке и установке вычислительной техники, разработке локальных сетей, прокладке сетевого оборудования и обучению пользователей. Компании, предоставляющие такие услуги, получили название системных интеграторов. Следует отметить, что этот термин имеет два толкования [6] - Под термином «системный интегратор» понимаются как компании, специализирующиеся на сетевых и телекоммуникационных решениях (сетевые интеграторы), имеющие сеть своих продавцов, так и компании — программные интеграторы. Другая трактовка понятия компании «системный интегратор» закрепляет за компанией комплексное решение задач заказчика при проектировании ИС. При этом имеется в виду, что заказчик полностью доверяет детальную проработку и реализацию проекта системному интегратору, оставляя за собой лишь определение исходных данных и задач, которые должна решать реализуемая ИС. В этом случае компания выполняет, как правило, следующий набор функций: продажу (дистрибьюция, поставка для проектов)