Файл: Курсовая работа по дисциплине Техникокриминалистическая экспертиза документов студентки очной формы обучения.docx
Добавлен: 09.11.2023
Просмотров: 729
Скачиваний: 10
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1 КРИМИНАЛИСТИЧЕСКАЯ ФОТОГРАФИЯ
1.1 Понятие криминалистической фотографии
1.2 Приемы, методы и виды съемки
ГЛАВА 2 ОСНОВЫ КРИМИНАЛИСТИЧЕСКОЙ ВИДЕОЗАПИСИ
2.1. Понятие криминалистической видеозаписи и её значение
2.2. Криминалистические правила производства видеозаписи в ходе следственных действий.
ГЛАВА 3 ПРОЦЕССУАЛЬНОЕ ОФОРМЛЕНИЕ ФОТО И ВИДЕОЗАПИСИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ Государственное АВТОНОМНОЕ образовательное УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО образования
«БЕЛГОРОДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
(НИУ «БелГУ»)
ЮРИДИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ
Кафедра судебной экспертизы и криминалистики
КРИМИНАЛИСТИЧЕСКАЯ ФОТОГРАФИЯ И ВИДЕОЗАПИСЬ: ПОНЯТИЯ МЕТОДЫИ ПРИЕМЫ, ПРОЦЕССУАЛЬНОЕ ОФОРМЛЕНИЕ ИХ ПРИМЕНЕНИЯ
Курсовая работа
по дисциплине «Технико-криминалистическая экспертиза документов»
студентки очной формы обучения
специальности 40.05.03 Судебная экспертиза,
4 курса группы
Научный руководитель:
доцент кафедры судебной
экспертизы и криминалистики,
к. филол. н., доцент
Ярощук И. А.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА 1 КРИМИНАЛИСТИЧЕСКАЯ ФОТОГРАФИЯ 5
1.1 Понятие криминалистической фотографии 5
1.2 Приемы, методы и виды съемки 9
ГЛАВА 2 ОСНОВЫ КРИМИНАЛИСТИЧЕСКОЙ ВИДЕОЗАПИСИ 15
2.1. Понятие криминалистической видеозаписи и её значение 15
2.2. Криминалистические правила производства видеозаписи в ходе следственных действий. 18
ГЛАВА 3 ПРОЦЕССУАЛЬНОЕ ОФОРМЛЕНИЕ ФОТО И ВИДЕОЗАПИСИ 24
3.1 Оформление результатов применения фото- и видеозаписи 24
3.2 Современные проблемы, связанные с применением криминалистической фотографии и видеозаписи в ходе следственных действий 26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 30
СПИСОК ЛИТЕРАТУРНЫХ ИСТОЧНИКОВ 32
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Визуализация процесса расследования или запечатление улик на фотографиях иногда облегчает и сокращает работу следственных органов. Вопросам наглядной фиксации судебных доказательств уделялось должное внимание еще в дореволюционном русском законодательстве. Например, в ст. 318 устава уголовного судопроизводства (спб, 1864) говорилось, что следователь при производстве осмотра и освидетельствования в случае необходимости «делает надлежащие измерения, а если возможно, то чертежи осмотренных мест и предметов». Аналогичные требования содержались в инструкции чинам полиции округа Санкт-петербургской судебной палаты по обнаружению и исследованию преступлений. Конечно, действующий Уголовно-процессуальный кодекс предусматривает ряд научно-технических средств для фиксации следов и вещественных доказательств. К ним относятся съемка, видеосъемка, запись на видеомагнитофон, всевозможные отпечатки и изображения, графические изображения и многие другое другое.
Исторически сложилось так, что протокол был основным методом регистрации всей исследовательской деятельности. Хотя такие методы фиксации, как фотографирование, видеосъемка на видео, неизбежно сделали фиксацию результатов более объективной и подробной.
Фотография и видеозапись являются наиболее часто используемыми сегодня методами для фиксации объектов и явлений судебной действительности.
Они используются в качестве научно-технического средства для предоставления доказательств в ходе расследования, допроса, дачи свидетельских показаний, обыска, досмотра и других процессуальных действий на месте происшествия.
Перечисленные технические средства позволяют записывать информацию, необходимую для уголовных расследований, которая является более подробной и понятной, чем простые протоколы.
Итак, в настоящее время активно внедряется внедрение новейших технологий в повседневную работу работников. Однако в действующей редакции Уголовного кодекса России нет конкретного вопроса о судебно-медицинских фото- и видеозаписях: если в ходе следственной операции используются аббревиатуры, фотосъемка, киносъемка, аудиозаписи и видеозаписи, то фотографии и видеозаписи подтверждаются только другими документами.При расплывчатом толковании и субъективной оценке всех фактов возникает много споров о том, является ли тот или иной конкретный факт приемлемым или нет.
Объект исследования: практика процессуальное оформления применения криминалистическая фотография и видеозаписи в процессе расследования уголовных дел.
Предмет исследования: криминалистическая фотография и видеозаписи
Цель исследования: проанализировать процессуальное оформление криминалистической фотографии и видеозаписи .
Задачи исследования:
1. Раскрыть понятие криминалистической фотография.
2. Рассмотреть приемы, методы и виды съемки
3. Изучить понятие криминалистической видеозаписи и её значение
4. Охарактеризовать криминалистические правила производства видеозаписи в ходе следственных действий..
5. Проанализировать формление результатов применения фото- и видеозаписи
.
Теоретическая основа: для написания работы были использованы труды таких авторов, как: Аверьянова Т.В., Ищенко Е.П., Гончаренко В.И., Потапов С.М., Селиванов Н.А., Шабашвили Э. и других, а также нормативно-правовые акты Российской Федерации.
Методы исследования:
– диалектический метод познания, позволивший рассматривать явления и процессы в их взаимосвязи, положения общей теории криминалистики и криминалистической техники, психологии зрительного восприятия, теории информации.
– комплекс общенаучных и частных методов, включающий в себя: наблюдение, анализ, синтез, а также сравнительно-правовой, исторический.
Структура работы: работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка литературы.
ГЛАВА 1 КРИМИНАЛИСТИЧЕСКАЯ ФОТОГРАФИЯ
1.1 Понятие криминалистической фотографии
Криминалистическая фотография - это отрасль криминалистической техники.
Развитие ее базируется на научных принципах обычной фотографии.
В современной литературе термин "судебная фотография" используется для того, чтобы подчеркнуть криминалистические аспекты использования фотографических техник.
Название "судебная фотография" по-прежнему является традиционным и относится к конечному результату ее использования: рассмотрению судом, исследованию и оценке фотоматериалов.
Таким образом, предметом судебной фотографии является научно разработанная система, использующая криминалистические действия, виды действий и съемок, приемы и приемы, которые используются в криминалистических исследованиях для расследования преступлений и обоснованного привлечения визуального доказательственного материала.
Следственная фотосъемка состоит из двух частей: следственная фотосъемка (захват) и экспертная фотосъемка (расследование).
Во время судебного разбирательства уголовных дел фиксируйте общий вид вещественных доказательств, полученных в ходе расследования, выявляйте невидимые и неприметные признаки и фотографируйте подследственных для идентификации и уточнения выводов.
Говоря об истории криминалистической фотографии, его имя является квинтэссенцией. Ему приписывают создание всемирно признанного стандарта судебно-медицинской фотосъемки .
Хотя криминальная фотография началась еще в 1840-х годах, только в 1888 году Бертильон разработал основу для стандартизации таких фотографий. Он понял, что если бы такие фотографии места преступления не были стандартизированы для одного и того же освещения, ракурса и масштаба, они были бы не чем иным, как простыми произведениями искусства.
Он заменил традиционные методы криминальной фотографии введением концепции антропологического изучения профилей и идентификации преступников с помощью снимков анфас. Его журнал «Судебная Фотография »— стал прорывом для судебных фотографов. В нем были изложены правила научного выполнения идентификационной фотографии. Он акцентировал внимание на таких параметрах, как правильное освещение при съемке подозреваемого, а также на захвате лица и профиля объекта с видимым ухом.
В сообщении «Юридической газеты» за 1896 год описывался розыск двух арестантов, сбежавших из Ярославского острога. «Смотритель острога вспомнил, что один из бежавших писал письма в Волокаламский уезд Московской губернии, и направил туда розыскное требование, приложив к нему фотокарточки разыскиваемых. По описаниям они были задержаны и опознаны по фотографиям, а затем возвращены в острог»1.
Фотография была внедрена и в судебную экспертизу. В этом направлении работал Е. Ф. Буринский. На свои средства он создает судебно-фотографическую лабораторию. Это и положило начало создания криминалистических учреждений в России.
В 1926 году С. М. Потапов написал книгу «Судебная фотография», в которой он дал определение судебной фотографии как системы «научно выработанных методов фотографической съемки, применяемой в целях раскрытия преступлений и представления суду наглядного доказательственного материала»2. Определение судебной фотографии, предложенное С.М. Потаповым сохранилось и до нашего времени, только немного модернизированное и конкретизированное. В учебнике за 1987 год определение выглядит так: «Криминалистическая фотография – это один из разделов криминалистической техники. Она представляет собой систему научных положений и разработанных на их основе фотографических методов, средств и приемов, используемых при фиксации и исследовании доказательств для раскрытия и предотвращения преступлений»3. Под фотографическими средствами имеется в виду аппаратура для съемки, принадлежности к ней, фотоматериалы и химические реактивы. Методы и приемы – это система правил и рекомендаций по применению фотографических средств для получения фотоизображений.
Криминалистическая фотография подразделяется на оперативно-розыскную, судебно-следственную и судебно-экспертную фотографии. Судебно-следственную и оперативно-розыскную фотографии можно объединить в одну группу – запечатлевающая фотография, потому что в работе следователя и оперативного работника применяются ее методы.
Объекты съемки в следственной практике это места происшествий, трупы, следы преступлений, вещественные доказательства, лица, обвиняемые в совершении преступления.
Судебно-экспертная фотография использует как запечатлевающие, так и исследовательские методы.