Файл: Содержание Введение 3 Глава Сущность предпринимательской деятельности в рф 5.doc
Добавлен: 09.11.2023
Просмотров: 81
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Сущность предпринимательской деятельности в РФ
1.1 Понятие предпринимательской деятельности, ее признаки
1.2 Принципы правового регулирования предпринимательской деятельности
Глава 2. Особенности правового регулирования предпринимательской деятельности в РФ
2.1 Проблемы правового регулирования предпринимательства в РФ
2.2 Развитие законодательства о предпринимательстве
На принципе поддержки конкуренции основывается запрет, содержащийся в п.2 ст.34 Конституции РФ, согласно которому не допускается экономическая (активная) деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию. Из этой нормы вытекает обязанность законодателя принять законы, определяющие антимонопольную политику государства и устанавливающие критерии определения недобросовестной конкуренции.
Строгое соблюдение этих принципов позволяет придать правовому регулированию предпринимательской (хозяйственной) деятельности стабильность и предсказуемость, что является необходимым условием развития предпринимательства.
Принципы свободы экономической деятельности (п.1 ст.8 Конституции РФ), а также признания и защиты равным образом всех форм собственности (п.2 ст.8 Конституции РФ) являются межотраслевыми, поскольку определяют правовое регулирование экономической деятельности в широком смысле12.
Принцип свободы экономической деятельности лежит в основе таких прав как право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности (п.1 ст.34 Конституции РФ), право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию (п.1 ст.37 Конституции РФ), право (свобода) литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, преподавания (п.1 ст.44 Конституции РФ).
Принцип признания и защиты равным образом всех форм собственности предопределяет правовой статус всех субъектов права собственности (граждан, юридических лиц, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований) и применяется как в гражданско-правовой, так и публично-правовой сфере. Конституционные принципы государственного регулирования экономики, устанавливающие пределы осуществления прав предпринимателей и соответственно пределы государственного вмешательства в экономику, составляют конституционный экономический публичный порядок13.
Глава 2. Особенности правового регулирования предпринимательской деятельности в РФ
2.1 Проблемы правового регулирования предпринимательства в РФ
На сегодняшний день в России активно развивается сфера предпринимательской деятельности, но ее регулирование в российской федерации несовершенно, что говорит об актуальности вопроса в нашей стране. Это происходит из-за внедрения рыночных механизмов и их функционирования в экономике страны. По итогам 2018 года Российская Федерация поднялась в рейтинге на 11 пунктов с 51 до 40 места по степени благоприятности условий для малого и среднего бизнеса. Однако этих показателей недостаточно для формирования лидирующих позиций России в этой сфере деятельности, но это не исключает стремления к их увеличению. Прежде всего, такое положение связано с проблемами правового регулирования предпринимательской деятельности в Российской Федерации, как указывают следующие источники. По мнению некоторых ученых в России по сравнению с зарубежными странами правовая база довольно хаотична и представлена как административное, а не частное право предпринимателей14.
За период с 2016 по 2018г. в стране было введено большое количество изменений и поправок в законодательство, регулирующих предпринимательскую деятельность, ведь именно перед государством стоит задача его развития и защиты. Без качественной защиты от бюрократии, монополизации и других факторов, мешающих качественному и продуктивному развитию сферы хозяйствования, тяжело устоять на рынке. Защита прав предпринимателей предусматривает собой систематическое обеспечение неприкосновенности прав малого и среднего бизнеса.
Это довольно молодое политическое направление, регулирующие права и обязанности индивидуальных предприятий и юридических лиц.
В соответствии с ним государство имеет ряд функций, способствующих развитию малого и среднего бизнеса, таких как: 1. формирование истинных предпринимателей; 2. обеспечение экономической свободы предпринимательства; 3. создание равных условий развития малого и среднего предпринимательства по всей России; 4. стимулирование хозяйственной деятельности, с помощью налоговой, кредитной, страховой, амортизационной и другими научнообоснованными системами регулирования; 5. создание эффективной системы образования для подготовки квалифицированных кадров. Свобода развития малого и среднего предпринимательства – один из важнейших факторов, способствующих ускорению темпов развития, как
сферы предпринимательской деятельности, так и экономики страны в целом. Основой регулирования малого и среднего предпринимательства является Конституция Российской Федерации. В ней прописаны гарантии единства экономического пространства, свободного перемещения, как денежных масс и товаров, так и услуг, свободы экономической деятельности (ст.2 п.2), свободного использования имущества для любых ее видов, в том числе и предпринимательства (ст.34 п.1).
В Гражданском Кодексе Российской Федерации закреплены основы предпринимательской деятельности. В нормативно-правовом акте сказано, что «предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке».
Государственная регистрация предпринимателей осуществляется для устойчивого экономического оборота. Регистрация может осуществляться как в качестве индивидуального предпринимателя, так и в качестве юридического лица. Физическое лицо вправе самостоятельно решать, как регистрировать свой бизнес. Согласно законодательству, у индивидуальных предпринимателей и юридических лиц имеются существенные различия. К примеру, у индивидуального предпринимателя порядок регистрации и прекращения деятельности в разы проще, чем у юридических лиц.
На практике же видны следующие тенденции: физическое лицо регистрируется как индивидуальный предприниматель, а после переоформляет свою фирму в общество с ограниченной ответственностью, об этом говорится в источнике. Это происходит в связи с ростом предприятия и нужды в инвестициях для дальнейшего увеличения прибыли. С 2017 года введена в эксплуатацию онлайн регистрация субъектов малого и среднего предпринимательства, что существенно упростило механизмы регистрации15.
Неосуществление требований, прописанных в главе 4 Гражданского кодекса административно наказуемо. Санкции, направленные в сторону физических лиц, нелегально занимающихся предпринимательской деятельностью, предусмотрены Уголовным кодексом.
В современной экономике уровень действующих ставок налогов превышает все разумные пределы, а перечень налоговых льгот для частных компаний ограничен. В целом налоговая система в РФ создает субъектам налогообложения - предпринимателям массу преград осуществления ими их деятельности. Правоведы считают систему налогообложения сложной и запутанной: уплата налогов требует от предпринимателя профессиональных знаний по учету и налогообложению либо найма высокооплачиваемых специалистов по бухучету и налогам.
У индивидуальных предпринимателей и юридических лиц в России имеются различные условия выплаты налогов: индивидуальным предпринимателям необходимо выплачивать страховые взносы не зависимо от положения дел, а юридическим лицам можно ничего не платить при условии того, что деятельность не ведется, нет работников и не числится на балансе имущество16.
Некоторые специалисты считают, что масса установленных государством платежей приводит к тому, что бухгалтерия предприятий очень часто ошибается при отчислениях налогов, в результате чего предприятие платит пени за несвоевременную уплату налога.
Налоговый кодекс РФ предусматривает такие налоговые ставки, что система налогообложения забирает большую часть прибыли, в результате чего, предприятия остаются на грани банкротства: по оценкам Росстата общее количество изъятий в Федеральный бюджет, бюджеты субъектов РФ и местные бюджеты в виде более чем 40 налогов и обязательных платежей.
Они достигают 90 % балансовой прибыли предпринимательских структур, а в некоторых случаях превышают 100 %. Эта ситуация вынуждает практически всех предпринимателей искать способы уклонения от налогов, что приводит к нарушению законодательства. Большие потери прибыли ведут за собой и другие проблемы, например, ограничение в кредитовании: банки не идут на кредитование бизнеса и лиц, не имеющих успешного опыта, а также достаточного уровня обеспечения17.
По разным оценкам ученых экономистов, до 50 % фирм разоряется в течение первого года из-за недостаточного финансирования. Хоть и в последнее время значительно выросло количество мер государственной поддержки, их количество по-прежнему не покрывает все потребности нового и растущего малого и среднего предпринимательства, о чем говорят некоторые специалисты.Стимулирующее воздействие на развитие предпринимательства оказывает большой потенциал рынков в различных сферах на фоне недостаточности предложений качественных товаров и услуг.
Низкие доходы не дают предпринимательству расширять свой потенциал, что не приводит к тому росту, который планирует предприниматель и государство в целом.
Таким образом, правовое регулирование предпринимательства в Российской Федерации нуждается в совершенствовании. На законодательном уровне осуществляются поправки, улучшающие положение малого и среднего предпринимательства в стране.
Разброс норм права по разным нормативноправовым актам доставляет неудобства для предпринимателей, в связи с этим для этой сферы необходим свой свод законов, в котором будут собраны все нормы права, регулирующие сферу малого и среднего предпринимательства. Это упростит задачу увеличения образованности в правовой защите предпринимательства. Препятствия, которые устанавливаются государственными органами в осуществлении предпринимательской деятельности, лицензировании и сертификации, значительно тормозят развитие малого и среднего предпринимательства. Поэтому следует сократить их количество, что даст хозяйствам больше свободы и сократит административный произвол, который сокращает эффективность функционирования предпринимательства в России. Также нормативноправовая база нуждается в реформировании. Необходимо издание новых законов, способствующих более прогрессивному развитию предпринимательства и проведение аналитической работы, модернизации действующих нормативно-правовых актов. Требуется достичь такого уровня развития предпринимательства, как в большинстве развитых стран, при этом употребив собственные методы регулирования предпринимательства. Но для реализации этих задач нужно довольно грамотно подойти к решению проблем, существующих в предпринимательском праве18.