Файл: Духовнонравственное воспитание в семье и школе.ppt

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.11.2023

Просмотров: 25

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Духовно-нравственное воспитание в семье и школе


«Наши дети- это наша старость, плохое воспитание- это наше будущее горе, это наши слёзы, это наша вина перед другими людьми, перед страной»
А.С. Макаренко
« Ребёнок- зеркало семьи; как в капле воды отражается солнце, так в детях отражается нравственная чистота матери и отца»
В.А. Сухомлинский


Воспитание духовной личности


- это социальная потребность жить и действовать «для других». С категорией духовности соотносится потребность познания мира, себя, смысла и назначения своей жизни.


Воспитание нравственной личности


- это формирование долга, ответственности, гуманности, патриотизма, справедливости, чести, благородства в отношении человека к обществу, Родине,окружающим людям и самому себе.

Цель духовно- нравственного развития и воспитания


Важнейшей целью современного отечественного образования и одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание , социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России.

Содержание духовно-нравственного развития и воспитания


Основным содержанием духовно-нравственного развития и воспитания являются базовые национальные ценности, хранимые в социально-исторических, культурных, семейных традициях народа, передаваемые от поколения к поколению.

Базовые национальные ценности:


Патриотизм;
Социальная солидарность;
Гражданственность;
Семья;
Труд и творчество;
Наука;
Религия;
Искусство и литература;
Природа;
Человечество.


В чем причины духовно-нравственного упадка в обществе?


Нарушены устои семьи:
иерархия семейных взаимоотношений;
традиционный уклад семейной жизни;
традиционные отношения послушания, почитания, уважения родителей;

родовые и семейные связи между поколениями.

Данные независимого исследования «Семья и общество» ( НИИ Семьи и воспитания 2010г)


Проблемы, типичные для семьи в воспитании детей


%


Ограниченность совместного времяпрепровождения родителей и детей


80,2%


Значительные различия во взглядах на жизнь членов семьи


55,4%


Недостаточное знание членами семьи друг друга


53%


Отсутствие возможностей контролировать поведение детей


53,3%


Отсутствие взаимопонимания с детьми


45,7%


THANKS NASELENIJA


Современный уклад жизни (работа, успехи в профессиональной области, стремление к материальному благополучию) приводит к недостатку физических и душевных сил у родителей в процессе воспитания ребенка, что провоцирует разрушение традиционных семейных связей.

Результаты анкетирования учащихся 5б класс





вопросы


Да


нет


1


Интересуются ли родители твоими школьными делами?


26


0


2


Помогают ли родители тебе в учёбе?


25


1


3


Проводите ли вы выходные вместе с семьёй?


22


4


4


Принимают ли твои родители участие в делах класса, школы?


22


4


5


Как та считаешь, сможет ли твоя семья поддержать, защитить тебя в трудную минуту?


25


1

Результаты анкетирования учащихся 6а класса(21)





вопросы


Да


нет


1


Интересуются ли родители твоими школьными делами?


19


2


2


Помогают ли родители тебе в учёбе?


10


11


3


Проводите ли вы выходные вместе с семьёй?


17


4


4


Принимают ли твои родители участие в делах класса, школы?


10


11


5


Как та считаешь, сможет ли твоя семья поддержать, защитить тебя в трудную минуту?


20


1


Результаты анкетирования учащихся 6в класса(21)





вопросы


Да


нет


1


Интересуются ли родители твоими школьными делами?


21


-


2


Помогают ли родители тебе в учёбе?


17


4


3


Проводите ли вы выходные вместе с семьёй?


19


2


4


Принимают ли твои родители участие в делах класса, школы?


12


9


5


Как та считаешь, сможет ли твоя семья поддержать, защитить тебя в трудную минуту?


21


-

Результаты анкетирования учащихся 7-х классов(51)





вопросы


Да


нет


1


Интересуются ли родители твоими школьными делами?


49


2


2


Помогают ли родители тебе в учёбе?


38


13


3


Проводите ли вы выходные вместе с семьёй?


31


20


4


Принимают ли твои родители участие в делах класса, школы?


28


23


5


Как та считаешь, сможет ли твоя семья поддержать, защитить тебя в трудную минуту?


50


1

Результаты анкетирования учащихся 8-х классов(60)





вопросы


Да


нет


1


Интересуются ли родители твоими школьными делами?


59


1


2


Помогают ли родители тебе в учёбе?


47


13


3


Проводите ли вы выходные вместе с семьёй?


45


15


4


Принимают ли твои родители участие в делах класса, школы?


43


17


5


Как та считаешь, сможет ли твоя семья поддержать, защитить тебя в трудную минуту?


41


19

Я люблю своих родителей:


Они всегда помогут, всегда рядом;
За всё хорошее;
За всё, что они делают для меня;
Они всегда поддерживают меня, на бросят в трудную минуту;
За то, что они лучшие;
За заботу и понимание, за любовь которую они дают
;
Потому, что они подарили мне жизнь;
Они меня понимают;
Не знаю;
Странный вопрос! Все их любят!


Социальные институты, формирующие духовно-нравственную личность


СЕМЬЯ


ОБРАЗОВАНИЕ


РЕЛИГИЯ


КУЛЬТУРА


СРЕДСТВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ

Факторы, влияющие на развитие и воспитание ребёнка


Главные институты воспитания:


Школа


Семья


взаимодействие


Духовно-нравственное развитие ребенка


Для достижения общей цели эффект дает только
совместное воздействие педагогов школы и родителей на ребенка.


В условиях семейного и школьного воспитания на становление духовно-нравственной личности влияют:
1. обычаи (установившиеся, привычные формы поведения);
2. традиции (переходящие из поколения в поколение способы передачи ценностно-значимого содержания культуры, жизни семьи и школы);
3. отношения (сердечные, душевные чувствования и настроения);
4. правила (образ мыслей, нормы поведения, привычки) доброй и благочестивой жизни;
5. распорядок (установленный порядок течения дел) дня, недели, года.


Взаимодействие предполагает создание условий:


для духовно-нравственного становления личности и саморазвития;
для формирования ценностных ориентаций на основе единых требований к ребенку;
для подготовки к жизненному самоопределению;
для позитивной социальной адаптации.


Пути решения


Возрождение ценностной ориентации в семье, обществе.
Создание практико- и семейно-ориентированных моделей, технологий, программ по нравственно-этическому воспитанию в семье и обществе.
Повышение воспитательного потенциала образовательных учреждений, детских организаций и социума в целом – от семьи до средств массовой информации.



Только объединив наши усилия, мы сможем возродить утраченные духовно- нравственные ценности, что позволит решить социально-экономические проблемы развития страны, подготовить детей к будущей семейной жизни.