Файл: 1. Природа местного самоуправления 4 Понятие, сущность гарантий местного самоуправления 4.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.11.2023

Просмотров: 48

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


В соответствии со ст. 12 и ст. 131 Конституции РФ каждому гарантировано право на участие в осуществлении местного самоуправления на всей территории. Органы государственной власти не могут осуществлять функции местного самоуправления.

После принятия Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" обеспечение реальных гарантий права на местное самоуправление, в особенности его территориальных основ, является особенно актуальным, поскольку новеллой данного Федерального закона являются требования к территориальной организации местного самоуправления.

В правовом государстве суд выступает в роли независимого от какого-либо влияния органа, решающего споры о нарушенном праве. Судебная власть в Российской Федерации призвана способствовать обеспечению законности в государстве, укреплению правопорядка, защите конституционного строя, одним из элементов которого является местное самоуправление, признаваемое и гарантируемое государством.

Сегодняшнее законодательство не позволяет органам местного самоуправления защищать свои права в Конституционном суде, вернее можно защищать соответствующее право в Конституционном суде только путём обращений граждан. В основном все исследователи рассматривают судебную защиту прав местного самоуправления, как вид правовой гарантии прав местного самоуправления. Практически все авторы отмечают, что видимо это неправильно, что законодатель лишил органы местного самоуправления права обращать в Конституционный суд РФ (и намекают на необходимость устранения этого ограничения). Традиционно право на судебную защиту, согласно российскому законодательству, органов местного самоуправления трактуется более широко, чем в европейской хартии о правах местного самоуправления (там не говорится о гражданах, а только об органах местного самоуправления). В суд могут быть обжалованы акты как нормативного, так и индивидуального характера.

В некоторых случаях, прямо предусмотренных законом, органы местного самоуправления могут обращаться в суд за защитой нарушенных прав граждан - жителей муниципального образования. Так, в соответствии с Федеральным законом «О защите прав потребителей» органы местного самоуправления обращаются в суд в защиту прав потребителей /неопределенного круга потребителей/ с исками о признании действий продавца противоправными и прекращении этих действий.


Статья 48 Федерального закона “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации”, устанавливает, что решения органов и должностных лиц местного самоуправления могут быть отменены органами и должностными лицами, их принявшими, либо признаны недействительными по решению суда. При этом Закон предусматривает ответственность в соответствии с действующим законодательством, которая наступает за неисполнение или ненадлежащее исполнение решений, принятых путем прямого волеизъявления граждан, решений органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления.

Важным средством правовой защиты интересов местного самоуправления, его прав являются обращения органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления в органы государственной власти и к государственным должностным лицам. Эти обращения, в которых органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления поднимают вопросы защиты прав местного самоуправления, необходимости учета интересов муниципальных образований при решении социально-экономических и иных вопросов, подлежат обязательному рассмотрению. Органы и должностные лица местного самоуправления должны получить мотивированный ответ на свои обращения. В целях организации постоянного взаимодействия федеральных органов исполнительной власти с органами местного самоуправления Правительство Российской Федерации приняло постановление “О некоторых мерах по организации взаимодействия федеральных органов исполнительной власти с органами местного самоуправления” от 27 июня 1996 г. Такое взаимодействие служит, в частности, повышению качества разрабатываемых нормативных правовых актов по вопросам местного самоуправления. Согласно постановлению, федеральные органы исполнительной власти должны образовывать в пределах установленных штатной численности и фонда заработной платы структурные подразделения по вопросам местного самоуправления либо возложить эти функции на действующие подразделения.

Статья 45 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» наделяет представительные органы местного самоуправления правом законодательной инициативы в законодательном органе субъекта Российской Федерации.

Надзор за соблюдением законодательства о местном самоуправлении, права населения на местное самоуправление осуществляет прокуратура Российской Федерации. Федеральным органом исполнительной власти, обеспечивающим реализацию государственной политики в области местного самоуправления, является Министерство Российской Федерации по делам национальностей и федеративным отношениям, в структуре которого имеется Департамент по проблемам местного самоуправления.



Правовые акты по вопросам местного самоуправления принимаемые органами государственной власти субъектов РФ, которые содержат положения, ущемляющие или ограничивающие права местного самоуправления, подлежат юридической экспертизе. Проведение данной процедуры возложено на Министерство юстиции Российской Федерации. В случае несоответствия правового акта Конституции Российской Федерации или федеральному закону Министерство юстиции Российской федерации представляет мотивированное заключение в орган государственной власти субъекта Российской федерации, принявший акт, а также в установленном порядке в соответствующие федеральные органы государственной власти.

Совет по местному самоуправлению при Президенте Российской Федерации - консультативный орган при Президенте РФ, в котором муниципальные образования имеют возможность отстаивать свои интересы по вопросам местного самоуправления. Его возглавляет Председатель Правительства Российской Федерации. В состав Совета по местному самоуправлению при Президенте Российской Федерации входят руководители органов государственной власти Российской Федерации и ее субъектов, органов местного самоуправления, представители союзов и ассоциаций местного самоуправления. К основным задачам Совета относятся, в частности, подготовка для Президента РФ рекомендаций по осуществлению и корректировке государственной политики в области местного самоуправления, разработка для Президента РФ предложений по обеспечению согласованного взаимодействия федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления в ходе осуществления реформы местного самоуправления и т.д.

Статьи 4 и 5 Закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» предусматривают правовую защиту интересов и прав местного самоуправления федеральными и региональными программами развития местного самоуправления. Обеспечению правовой защиты местного самоуправления служит право муниципальных образований объединяться в союзы и ассоциации. Главная цель таких объединений (общероссийских, региональных, межрегиональных) - координация деятельности муниципальных образований, более эффективное осуществление своих прав и интересов. Ассоциации и союзы местного самоуправления подлежат регистрации в порядке, установленном для некоммерческих организаций. Общероссийские объединения муниципальных образований участвуют в формировании делегации Российской федерации в Конгрессе местных и региональных властей Европы, представляя интересы местного самоуправления в одной из палат Конгресса - Палате местных властей.


Гарантией правовой защиты местного самоуправления является обязательность решений, принятых путем прямого волеизъявления граждан, решений органов и должностных лиц местного самоуправления.

Также правовая защита местного самоуправления гарантируется определенными государственными органами, которые в рамках своих полномочий обеспечивают защиту прав местного самоуправления, учет их интересов при осуществлении государственной политики в различных сферах жизни общества.

Заключение



г Все сказанное свидетельствует о тесной взаимосвязи государства и самоуправления, о проникновении в местное самоуправление государственных начал и о наличии в самой государственности самоуправленческих элементов.

С помощью единства этих двух начал решаются важнейшие общественно-государственные задачи:

1) исключается раздвоение власти, которое ведет к политической нестабильности и ослаблению государства и составляющих его институтов, к разобщению территорий;

2) создаются возможности для большей части людей участия в управлении делами общества и государства, что повышает культурно-правовой уровень граждан и воспитывает в них чувство уважения к законам;

3) ликвидируется разрыв между обществом и государством;

4) достигается единая цель — сохранение и укрепление общества и государства при наличии демократических институтов;

5) государство в большей степени входит в курс местных дел и принимает соответствующие решения, сущность которых согласуется с интересами людей;

6) порождается общий интерес для граждан и государственных органов, сущность которого состоит в обустройстве жизни, достойного каждого человека и общества в целом;

7) управление обществом на основе согласованных действий преобразуется в единый созидательный процесс.

Перспективной в условиях нашей страны представляется государственно-общественная теория местного самоуправления, которая, с нашей точки зрения, позволит объективно отразить сложившиеся реалии и более адекватно определить место, сущность и роль местного самоуправления в государственно-организованном обществе.

На базе такой теории должна быть разработана и принята в форме федерального закона Федеральная государственная концепция (доктрина) реформирования местной власти, проведения глубокой муниципальной реформы, в основу которой должен быть положен российский опыт земского и городского самоуправления, учет достижений советского строительства, а также положительные результаты организации местного самоуправления, имеющиеся в мировой теории и практике.


арантия самоуправление судебный правовой

Список использованных нормативных актов, материалов судебной практики и специальной литературы



1. Баранчиков В.А. Муниципальное право. М.: Статут, 2018

2. Васильев В.И. Местное самоуправление: закон четвертый // Журнал российского права. 2019г.

3. Дмитриева Ю.А. Муниципальное право Российской Федерации: учебник / 2-е изд. под ред. М., 2019г. С. 390

4. Коваленко А.И. Муниципальное право / отв. редактор и руководитель авт. коллектива. М., 2017г. С.150.

5. Кутафин О. Е. и Фадеев В. И. Муниципальное право Российской Федерации: учебник. 3-е изд. – М., 2016

8. Лукьянова Н. И. Проблемы правового регулирования территориальной организации местного самоуправления / Н. И. Лукьянова // Практика муницип. упр. – 2013. – 322 с.

6. Пешин Н.Л. Муниципальное право. Схемы и комментарии. М., 2019г. С.258, 259

7. Постовой Н. В. Муниципальное право России. М. Юриспруденция, 2019г.

8. Романов В. Л. Социальная самоорганизация и государственное управление: автореф. Дис. д-ра социол. наук. М., 2015. – 225 с.

9 Слюняев И. Н. Итоги и перспективы реформирования местного самоуправления / И. Н. Слюняев // Практика муницип. упр. – 2017. – 312 с.

8. Фасеев И. Ф. Трансформации модели местного самоуправления в Российской Федерации / И. Ф. Фасеев // Муницип. право. – 2016. – 175 с.

9. Шайхразиев В. Г. О понятии функций местного самоуправления / Шайхразиев В. Г. // Гос. власть и местное самоупр. – 2019. – 195 с.

10.Широков А. Местное самоуправление в новом политическом цикле: проблемы и перспективы развития / А. Широков // Муницип. власть. – 2015 – 239 с.
11. Шугрина Е.С. Муниципальное право. М., 2020г.