Файл: 1. Природа местного самоуправления 4 Понятие, сущность гарантий местного самоуправления 4.doc
Добавлен: 09.11.2023
Просмотров: 46
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
1.1. Понятие, сущность гарантий местного самоуправления
1.2. Классификация гарантий местного самоуправления
2. Контроль и надзор за деятельностью местного самоуправления
2.1.Гарантии, обеспечивающие организационную самостоятельность местного самоуправления
2.2. Гарантии, обеспечивающие финансово-экономическую самостоятельность местного самоуправления
2.3. Судебная и иные правовые формы защиты местного самоуправления
Список использованных нормативных актов, материалов судебной практики и специальной литературы
Содержание
Введение 3
1.Природа местного самоуправления 4
1.1. Понятие, сущность гарантий местного самоуправления 4
1.2. Классификация гарантий местного самоуправления 6
2. Контроль и надзор за деятельностью местного самоуправления 11
2.1.Гарантии, обеспечивающие организационную самостоятельность местного самоуправления 11
2.2. Гарантии, обеспечивающие финансово-экономическую самостоятельность местного самоуправления 14
2.3. Судебная и иные правовые формы защиты местного самоуправления 16
Заключение 22
Список использованных нормативных актов, материалов судебной практики и специальной литературы 24
Введение
Местное самоуправление является особой сферой общества. Это целостная система общественных отношений, связанных с территориальной самоорганизацией населения, самостоятельно решающим проблемы местного значения, вопросы устройства и функционирования муниципального самоуправления. Местное самоуправление можно рассматривать как: основу конституционного строя, право населения самостоятельно решать вопросы местного значения, форму народовластия. Поэтому местное самоуправление, как очень важное, сложное и многообразное явление, требует особенно тщательного изучения и рассмотрения различных его аспектов. Моя работа посвящена изучению и знакомству с местным самоуправлением с точки зрения его безопасности.
Из множества предложенных тем я выбрала ее неслучайно. Она заинтересовала меня своей актуальностью, фундаментальностью, сложностью и глобальностью поднимаемых в процессе её изучения проблем, а также огромной значимостью, как в теоретическом, так и в практическом плане. На первый взгляд, данная тема может показаться банальной и достаточно легко усвояемой, но, погрузившись в неё более глубоко, убеждаешься в обратном.
Цель работы – рассмотреть государственную поддержку местного самоуправления, выявить ее основные направления и формы.
Исходя из данной цели определим задачи:
- рассмотрим понятие государство и местные сообщества;
- рассмотрим природу местного самоуправления;
- раскрыть основные направления и методы развития социальной активности населения в осуществлении местного самоуправления;
- раскрыть контроль и надзор за деятельностью местного самоуправления и государственная поддержка местного самоуправления.
1.Природа местного самоуправления
Современная форма реализации местного самоуправления в России – результат длительного исторического пути. Сегодня понятие «местное самоуправление» тесно связано с понятием «государство», поскольку местное самоуправление, согласно Основному Закону, является одним из элементов политической системы современной России, которая в целом направленный на реализацию принципа демократии.
Разбираясь в современном понятии «местное самоуправление» далее, можно утверждать, что местное самоуправление, как форма самоорганизации групп людей, населяющих данную территорию, возникло задолго до образования государства.
Речь идет о примитивных и относительно развитых формах самоорганизации общества. Характерной чертой первых самоуправляющихся общин было их добровольное формирование на основе общего интереса, который был главным объединяющим фактором. Сегодня именно так формируются общественные объединения и организации.
Как и общественные объединения, общественно-территориальные системы на раннем этапе формировались добровольно на основе общего интереса, а совместная деятельность осуществлялась на принципах самоуправления. Из этого следует, что современное местное самоуправление имеет мощные «общественные» корни, и есть все основания рассматривать этот институт как один из основных элементов системы гражданского общества.
1.1. Понятие, сущность гарантий местного самоуправления
Важнейшим и необходимым условием полной и эффективной реализации задач и функций местного самоуправления является обеспечение прав местного самоуправления.
Система гарантирования прав местного самоуправления, установленная городским законодательством, охватывает всю совокупность условий и мер, обеспечивающих их реализацию и правовую защиту.
Согласно статье 2 Федерального закона Российской Федерации «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» местное самоуправление представляет собой форму осуществления гражданами своей власти, обеспечивающую в пределах пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами - законами субъектов Российской Федерации
, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения в соответствии с интересами населения, с учетом исторических и местных традиций.
Необходимым условием полной и эффективной реализации задач и функций местного самоуправления в Российской Федерации является обеспечение реализации и защиты прав местного самоуправления, создание гарантий подлинной самостоятельности и автономии местное самоуправление.
Обеспечение государственных гарантий местного самоуправления является сегодня одним из основных направлений государственной политики в Российской Федерации. Система гарантий местного самоуправления, устанавливаемая муниципальным законодательством, включает в себя все условия и средства, обеспечивающие его реализацию и правовую защиту.
В современном местном законодательстве Российской Федерации сложились разные концепции гарантий местного самоуправления:
- под гарантиями понимаются реальные условия и средства, обеспечивающие осуществление местного самоуправления;
- под гарантиями понимается совокупность правовых норм, гарантирующих осуществление местного самоуправления;
- гарантии местного самоуправления рассматриваются в первых двух смыслах вместе, это точка зрения большинства ученых.
Гарантии местного самоуправления определяются Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом Российской Федерации «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Федеральным законом Российской Федерации «Об Финансовые основы местного самоуправления в Российской Федерации Российская Федерация», Федеральный закон Российской Федерации «Об основах муниципальной службы в Российской Федерации», субъекты законодательства Российской Федерации о местном самоуправлении, о местные референдумы, о выборах органов и должностных лиц местного самоуправления, о собраниях и собраниях граждан, об образовании муниципального имущества и др. Гарантии местного самоуправления закреплены также в уставах соответствующих муниципальных образований и иных правовых актах, регламентирующих деятельность органов местного самоуправления.
1.2. Классификация гарантий местного самоуправления
Вопросы классификации гарантий местного самоуправления, несомненно, имеют как теоретическое, так и практическое (прикладное) значение. В теоретическом плане классификация позволяет обеспечить непротиворечивость и непротиворечивость научных исследований. «В практической плоскости, — пишет М.В. Карасева, - Классификация обеспечивает научный подход к выбору форм и методов правового регулирования, построению научного материала и т. д. Кроме того, «правильно составленная классификация, представившая закономерности развития классифицируемых объектов, служит связей между изучаемыми объектами в глубину и помогает исследователю ориентироваться в самых сложных ситуациях, как основа для обобщающих выводов и прогнозов».
В законодательстве нет четкого решения вопроса о классификации гарантий местного самоуправления. Подходы к классификации гарантий местного самоуправления, имеющиеся в юридической литературе, наоборот, весьма разнообразны. На характеристиках некоторых из них хотелось бы остановиться подробнее.
Наиболее распространено деление гарантий местного самоуправления на общие и специальные (правовые). Такая классификация позволяет выделить, с одной стороны, гарантии, непосредственно связанные с осуществлением местного самоуправления (специальные), а с другой стороны, связанные с ним, но не прямо, а косвенно (общие). . Этот критерий сводится к разделению гарантий местного самоуправления в зависимости от формы и степени воздействия на общественные отношения, возникающие при реализации права на местное самоуправление.
Под общими гарантиями понимаются экономические, политические отношения, духовные устои и ценности общества, которые служат условиями стимулирования развития местного самоуправления, обеспечивают определенную устойчивость и стабильность в деятельности органов местного самоуправления. , создать реальные возможности для наиболее полной реализации норм, определяющих компетенцию органов местного самоуправления. Экономические, политические и интеллектуальные гарантии чаще всего называют общими гарантиями, а юридические гарантии - специальными гарантиями.
Состав финансовой системы непостоянен и может меняться. Существенное влияние на это оказывают процессы, происходящие в обществе и государстве. Изменения, затрагивающие финансовую систему, должны отразиться и на развитии местного самоуправления. Например, введение запрета на заимствования для муниципалитетов может повлиять на финансовую независимость муниципалитетов.
Политические гарантии местного самоуправления включают в себя политико-правовой режим государства. При демократическом режиме власть осуществляется в интересах народа демократическими, правовыми методами, в полной мере гарантируются и защищаются права и свободы человека и гражданина, закон действует во всех сферах жизни общества.
Статья 13 Конституции Российской Федерации устанавливает идейно-политическое многообразие и многопартийность. В то же время никакая идеология не может быть установлена государством или как обязательная. Все эти положения Конституции Российской Федерации имеют прямое действие и применяются на всей территории России. В то же время это не исключает возможности прихода к власти путем свободных выборов определенных политических сил, общественных объединений со своей идеологией.
Однако это не должно приводить к исключению из жизни иных идеологий, не должно отражаться в учебных планах, в государственных и муниципальных средствах массовой информации, в подборе и расстановке государственных и муниципальных служащих.
Под духовными гарантиями понимается существующий в обществе уровень развития культуры, правосознания и духовных ценностей. Построение системы местного самоуправления должно основываться на учете существующих традиций и обычаев. Создание институтов, чуждых той или иной культуре, обречено на провал. Характеризуя современное состояние духовных гарантий, следует отметить, что правовая культура нашего населения все еще находится на низком уровне. Кроме того, по мнению Д. Н. Козака, бесцельное и хаотичное развитие общественных процессов привело к правовому нигилизму.
А если «имеются изъяны, существенные недостатки в правовой культуре общества, то исполнение законов становится затруднительным, законы иногда наталкиваются на «неприятие» их народом». В связи с этим очень часто можно наблюдать равнодушие людей к решению вопросов местного значения, проведению выборов в различные органы власти.
Юридические гарантии могут носить материальный или процессуальный характер. Например, право на компенсацию дополнительных расходов, понесенных в результате принятия решений органами государственной власти, закрепленное в статье 133 Конституции Российской Федерации, является материальной гарантией. Решения органов государственной власти, влекущие за собой дополнительные расходы органов местного самоуправления, реализуются органами местного самоуправления в пределах средств, переданных им в качестве компенсации.
В зависимости от целевого назначения специальные (юридические) гарантии можно разделить на три группы:
1) гарантии, обеспечивающие финансовую и экономическую самостоятельность местного самоуправления;
2) гарантии, обеспечивающие организационную самостоятельность местного самоуправления;
3) судебная и иные правовые формы защиты местного самоуправления.
В некоторых работах гарантии местной автономии подразделяются на экономические, организационные и юридические. Но по содержанию они очень похожи на специальные виды (правовых) гарантий. В зависимости от того, кем предоставляются гарантии, делятся гарантии прав населения, отдельных граждан Российской Федерации, органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления. Гарантии местной автономии можно разделить и по сфере их охвата на международные, национальные, региональные правовые. Исходя из того, что гарантии местной автономии могут содержаться в уставах муниципальных образований, можно также выделить гарантии, действующие на территории муниципального образования.