Файл: Структура построения тн вэд и методика определения кода товара.doc
Добавлен: 09.11.2023
Просмотров: 595
Скачиваний: 11
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
1. Классификация товаров в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС
1.1 Значение классификации товаров в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС
1.2 Порядок классификации товаров в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС
2. Контроль достоверности классификации в соответствии с ЕАЭС отдельных видов товаров
2.1 Методика определения кода товара в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС
3 Проблемы и перспективы развития классификации товаров в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС и их выявление
3.2 Перспективы развития классификации товаров в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС
входит совершение таможенных операций, связанных с регистрацией таможенных деклараций и выпуском товаров, классифицируемых практически во всех товарных группах ТН ВЭД ЕАЭС, и одно и тоже должностное лицо осуществляет контроль классификации товаров легкой промышленности, электроники, леса, машин и оборудования, пищевых продуктов, медицинской техники, оружия, автокомпонентов и т. д.
Ассортимент декларируемых товаров настолько разнообразен, что порой у должностного лица, принимающего решение по товарам, недостаточно времени, чтобы всесторонне изучить каждый декларируемый товар в отдельности, регламентированный ч. 1 ст. 119 ТК ЕАЭС [17, c. 870]. Срок проверки всей декларации составляет 4 часа с момента ее регистрации. А ведь от правильного определения кода ТН ВЭД того или иного товара зависит обоснованное начисление и взимание таможенных платежей и применение к товарам запретов и ограничений, в противном случае должностное лицо может быть привлечено к дисциплинарной, а в отдельных случаях и к уголовной ответственности.
Проведенный анализ служебных проверок и судебной практики Приволжской электронной таможни позволил выявить наиболее частые допускаемые при осуществлении контроля за классификацией товаров в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС ошибки и обобщить их по категориям:
1) ошибки, связанные с несоответствием характеристик товара текстам классификационных группировок;
2) ошибки, связанные с соответствием характеристик товара текстам классификационных группировок при недостоверно заявленных характеристиках товара;
3) ошибки, когда текст классификационной группировки в большей или меньшей степени соответствует характеристикам товара, но, в соответствии с ОПИ, товар (часть товара) следует классифицировать иным кодом.
Исходя из этого, можно сделать вывод, что при осуществлении контроля классификации должностные лица, проверяющие классификационный код товаров, руководствуются только
Получается, что для полноценного осуществления контроля за правильностью классификации товаров в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС должностным лицам необходимо не только осуществить контроль за полным и достоверным описанием декларируемых товаров, чтобы в последующем четко определить их классификационные характеристики, но и обладать набором базисных знаний в различных отраслях промышленности, чтобы ориентироваться в примечаниях и пояснениях к ТН ВЭД ЕАЭС, при этом также использовать Распоряжения ФТС России «О классификации в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС отдельных товаров» и арбитражную практику.
Одним из приоритетных направлений цифровизации таможенного администрирования в ЕАЭС является создание систем “единого окна” для обеспечения представления информации в уполномоченные органы и скоординированного развития электронных форм взаимодействия между таможней, другими контролирующими органами и участниками внешнеэкономической деятельности.
Таким образом, в Республике Казахстан участники внешней торговли получают значительное количество разрешений в электронном виде с использованием государственной базы данных “Электронное лицензирование”. В Республике Кыргызстан создан Центр внешней торговли “Единое окно”, введена в эксплуатацию информационная система “Система Тулпар”, которая обеспечивает электронную подачу заявок участниками внешнеэкономической деятельности в государственные органы для получения разрешения. В России внедрена и активно развивается система межведомственного электронного взаимодействия
В то же время недостатками внедренных систем являются плохая координации участников, отсутствие связи используемых технологий с международными формами и стандартами представления информации. В электронном виде, требования к предоставлению бумажных документов наряду с электронными, слабое межведомственное взаимодействие, низкая заинтересованность участников во внешнеэкономической деятельности и т.д. [29,30].
Необходимость активизации работы по обеспечению эффективного информационного взаимодействия в ЕАЭС привела к утверждению решением Евразийского межправительственного совета от 30 апреля 2019 года № 6 эталонной модели национального механизма «единого окна» в системе регулирования внешнеэкономической деятельности, которая предполагает создание экосистемы для управления внешнеэкономической деятельности путем интеграции всех элементов данных из различных источников и обмена данными между хозяйствующими субъектами, государственными органами государств-членов ЕАЭС и уполномоченными организациями. Архитектура эталонной модели предусматривает сопряжение информационных систем государственных органов государств-членов ЕАЭС и уполномоченных организаций, в том числе таможенных, с интеграционным шлюзом Единого
Информационная система через системы межведомственного электронного взаимодействия.
Модель включает в себя обширную функциональность национальных систем «единого окна»:
• Для государственных органов — выполнение государственных функций и предоставление государственных услуг в область регулирования и контроля внешнеэкономической деятельности (включая скоординированное управление на таможенной границе) и налогового регулирования, использование межведомственной системы управления рисками, использование данных, результатов контроля и решений государственных органов государств-членов ЕАЭС и третьих стран;
• Для участников внешней торговли — оцифровка предоставления необходимых данных, выполнение других юридически значимых действий, получение решений государственных органов и уполномоченные организации, возможность управлять процессами транспортировки, складирования, хранения товаров в рамках цепочки поставок, взаимодействие с банками и другими финансовыми организациями для управления финансами, возможность использования сервиса «Личный кабинет» с функциональностью сбора информации, а также отчетности, архивирования и повторного использования данных.
К перспективным цифровым технологиям в области таможенного администрирования также относятся технологии анализа больших данных и использования искусственного интеллекта в таможенном контроле процессы. Большие данные включают в себя значительные объемы информации с достаточно большим их разнообразием, которые могли бы накапливаться и обрабатываться программным обеспечением и стать основой для внедрения элементов искусственного интеллекта в планирование деятельности таможенных органов, регистрацию и выдачу таможенных деклараций, идентификацию объектов таможенного контроля с повышенным риском нарушение таможенного законодательства.
Во многих случаях интерпретация больших данных (включая частично структурированные данные) требуется использование искусственного интеллекта и нейросетевых технологий, которые сделают возможной максимально быструю адаптацию к изменяющимся условиям, универсальную аппроксимацию функции нескольких переменных, а также устойчивость к ошибкам из-за множества межнейронных связей. Прикладной характер этих технологий наиболее очевиден в следующих областях:
− Формирование и последующий анализ таможенной статистики внешней и взаимной торговли государств ЕАЭС;
− Прогнозирование доходов бюджета от поступления таможенных и других платежей, администрируемых таможенными органами;
− Анализ изображений инспекционного оборудования;
− Выявление фактов неточной классификации товара на основе анализа его характеристик;
− Сравнение заявленных товаров с различными ограничительными списками и реестрами.
Реальная цифровизация сферы таможенного администрирования ЕАЭС невозможна без формирования единой системы обмена цифровыми данными на основе технологическая совместимость используемых цифровых решений и платформ. Основой для реализации этих процессов на территории ЕАЭС должно стать формирование единого пространства электронного доверия, обеспечивающего безопасность и надежность межгосударственного обмена данными и электронными документами. Стратегия развития трансграничного пространства доверия, утвержденная ЕЭК на долгосрочную перспективу до 2024 года, предусматривает обеспечение реальной возможности электронного взаимодействия физических и юридических лиц, расположенных в различные государства Союза друг с другом, а также с органами государственной власти.
Формирование эффективно функционирующей системы таможенного администрирования ЕАЭС предполагает необходимость унификации подходов государств-членов к модернизации контрольно-пропускные пункты, основанные на принципах цифровой повестки дня. С 2020 года Федеральная таможенная служба приступил к реализации концепции интеллектуального автомобильного контрольно-пропускного пункта.
Архитектура модели состоит из взаимно интегрированных информационных и технологических элементов, оптимально построенных и адаптированных к условиям каждого пункта пропуска на основе существующей инфраструктуры, географических и социальных условий, что создаст условия для непрерывных поставок через пункты пропуска на тех участках (этапах), где внедряются решения, которые автоматизируют процесс государственного контроля без потери его качества.
В то же время разрозненные подходы государств-членов ЕАЭС к обустройству пунктов пропуска могут в конечном итоге привести к разрыву «внешнего контура» системы таможенного регулирования внешнеэкономической деятельности в ЕАЭС. Цель повышения эффективности системы таможенного регулирования ЕАЭС требует четкой консолидации стандартов для максимальной автоматизации таможенных операций с использованием элементов искусственного разведданные, которые должны использоваться всеми государствами-членами ЕАЭС при реконструкции, модернизации и строительстве пунктов пропуска.
Ассортимент декларируемых товаров настолько разнообразен, что порой у должностного лица, принимающего решение по товарам, недостаточно времени, чтобы всесторонне изучить каждый декларируемый товар в отдельности, регламентированный ч. 1 ст. 119 ТК ЕАЭС [17, c. 870]. Срок проверки всей декларации составляет 4 часа с момента ее регистрации. А ведь от правильного определения кода ТН ВЭД того или иного товара зависит обоснованное начисление и взимание таможенных платежей и применение к товарам запретов и ограничений, в противном случае должностное лицо может быть привлечено к дисциплинарной, а в отдельных случаях и к уголовной ответственности.
Проведенный анализ служебных проверок и судебной практики Приволжской электронной таможни позволил выявить наиболее частые допускаемые при осуществлении контроля за классификацией товаров в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС ошибки и обобщить их по категориям:
1) ошибки, связанные с несоответствием характеристик товара текстам классификационных группировок;
2) ошибки, связанные с соответствием характеристик товара текстам классификационных группировок при недостоверно заявленных характеристиках товара;
3) ошибки, когда текст классификационной группировки в большей или меньшей степени соответствует характеристикам товара, но, в соответствии с ОПИ, товар (часть товара) следует классифицировать иным кодом.
Исходя из этого, можно сделать вывод, что при осуществлении контроля классификации должностные лица, проверяющие классификационный код товаров, руководствуются только
Получается, что для полноценного осуществления контроля за правильностью классификации товаров в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС должностным лицам необходимо не только осуществить контроль за полным и достоверным описанием декларируемых товаров, чтобы в последующем четко определить их классификационные характеристики, но и обладать набором базисных знаний в различных отраслях промышленности, чтобы ориентироваться в примечаниях и пояснениях к ТН ВЭД ЕАЭС, при этом также использовать Распоряжения ФТС России «О классификации в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС отдельных товаров» и арбитражную практику.
3.2 Перспективы развития классификации товаров в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС
Одним из приоритетных направлений цифровизации таможенного администрирования в ЕАЭС является создание систем “единого окна” для обеспечения представления информации в уполномоченные органы и скоординированного развития электронных форм взаимодействия между таможней, другими контролирующими органами и участниками внешнеэкономической деятельности.
Таким образом, в Республике Казахстан участники внешней торговли получают значительное количество разрешений в электронном виде с использованием государственной базы данных “Электронное лицензирование”. В Республике Кыргызстан создан Центр внешней торговли “Единое окно”, введена в эксплуатацию информационная система “Система Тулпар”, которая обеспечивает электронную подачу заявок участниками внешнеэкономической деятельности в государственные органы для получения разрешения. В России внедрена и активно развивается система межведомственного электронного взаимодействия
В то же время недостатками внедренных систем являются плохая координации участников, отсутствие связи используемых технологий с международными формами и стандартами представления информации. В электронном виде, требования к предоставлению бумажных документов наряду с электронными, слабое межведомственное взаимодействие, низкая заинтересованность участников во внешнеэкономической деятельности и т.д. [29,30].
Необходимость активизации работы по обеспечению эффективного информационного взаимодействия в ЕАЭС привела к утверждению решением Евразийского межправительственного совета от 30 апреля 2019 года № 6 эталонной модели национального механизма «единого окна» в системе регулирования внешнеэкономической деятельности, которая предполагает создание экосистемы для управления внешнеэкономической деятельности путем интеграции всех элементов данных из различных источников и обмена данными между хозяйствующими субъектами, государственными органами государств-членов ЕАЭС и уполномоченными организациями. Архитектура эталонной модели предусматривает сопряжение информационных систем государственных органов государств-членов ЕАЭС и уполномоченных организаций, в том числе таможенных, с интеграционным шлюзом Единого
Информационная система через системы межведомственного электронного взаимодействия.
Модель включает в себя обширную функциональность национальных систем «единого окна»:
• Для государственных органов — выполнение государственных функций и предоставление государственных услуг в область регулирования и контроля внешнеэкономической деятельности (включая скоординированное управление на таможенной границе) и налогового регулирования, использование межведомственной системы управления рисками, использование данных, результатов контроля и решений государственных органов государств-членов ЕАЭС и третьих стран;
• Для участников внешней торговли — оцифровка предоставления необходимых данных, выполнение других юридически значимых действий, получение решений государственных органов и уполномоченные организации, возможность управлять процессами транспортировки, складирования, хранения товаров в рамках цепочки поставок, взаимодействие с банками и другими финансовыми организациями для управления финансами, возможность использования сервиса «Личный кабинет» с функциональностью сбора информации, а также отчетности, архивирования и повторного использования данных.
К перспективным цифровым технологиям в области таможенного администрирования также относятся технологии анализа больших данных и использования искусственного интеллекта в таможенном контроле процессы. Большие данные включают в себя значительные объемы информации с достаточно большим их разнообразием, которые могли бы накапливаться и обрабатываться программным обеспечением и стать основой для внедрения элементов искусственного интеллекта в планирование деятельности таможенных органов, регистрацию и выдачу таможенных деклараций, идентификацию объектов таможенного контроля с повышенным риском нарушение таможенного законодательства.
Во многих случаях интерпретация больших данных (включая частично структурированные данные) требуется использование искусственного интеллекта и нейросетевых технологий, которые сделают возможной максимально быструю адаптацию к изменяющимся условиям, универсальную аппроксимацию функции нескольких переменных, а также устойчивость к ошибкам из-за множества межнейронных связей. Прикладной характер этих технологий наиболее очевиден в следующих областях:
− Формирование и последующий анализ таможенной статистики внешней и взаимной торговли государств ЕАЭС;
− Прогнозирование доходов бюджета от поступления таможенных и других платежей, администрируемых таможенными органами;
− Анализ изображений инспекционного оборудования;
− Выявление фактов неточной классификации товара на основе анализа его характеристик;
− Сравнение заявленных товаров с различными ограничительными списками и реестрами.
Реальная цифровизация сферы таможенного администрирования ЕАЭС невозможна без формирования единой системы обмена цифровыми данными на основе технологическая совместимость используемых цифровых решений и платформ. Основой для реализации этих процессов на территории ЕАЭС должно стать формирование единого пространства электронного доверия, обеспечивающего безопасность и надежность межгосударственного обмена данными и электронными документами. Стратегия развития трансграничного пространства доверия, утвержденная ЕЭК на долгосрочную перспективу до 2024 года, предусматривает обеспечение реальной возможности электронного взаимодействия физических и юридических лиц, расположенных в различные государства Союза друг с другом, а также с органами государственной власти.
Формирование эффективно функционирующей системы таможенного администрирования ЕАЭС предполагает необходимость унификации подходов государств-членов к модернизации контрольно-пропускные пункты, основанные на принципах цифровой повестки дня. С 2020 года Федеральная таможенная служба приступил к реализации концепции интеллектуального автомобильного контрольно-пропускного пункта.
Архитектура модели состоит из взаимно интегрированных информационных и технологических элементов, оптимально построенных и адаптированных к условиям каждого пункта пропуска на основе существующей инфраструктуры, географических и социальных условий, что создаст условия для непрерывных поставок через пункты пропуска на тех участках (этапах), где внедряются решения, которые автоматизируют процесс государственного контроля без потери его качества.
В то же время разрозненные подходы государств-членов ЕАЭС к обустройству пунктов пропуска могут в конечном итоге привести к разрыву «внешнего контура» системы таможенного регулирования внешнеэкономической деятельности в ЕАЭС. Цель повышения эффективности системы таможенного регулирования ЕАЭС требует четкой консолидации стандартов для максимальной автоматизации таможенных операций с использованием элементов искусственного разведданные, которые должны использоваться всеми государствами-членами ЕАЭС при реконструкции, модернизации и строительстве пунктов пропуска.