Файл: Отчет по преддипломной практике огу 09. 03. 02. 7223. 223 П руководитель от кафедры.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Отчет по практике

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.11.2023

Просмотров: 361

Скачиваний: 11

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

2 Анализ предметной области




2.1 Актуальность СППР
Современная картина российского рынка характеризуется всевозрастающим беспорядком и сомнительной конкуренцией различного рода продукции. Стремительное развитие такого сектора как информационные технологии стимулирует ускоренный рост темпа происходящих изменений в современных компаниях. Поэтому основными факторами, обеспечивающими конкурентное преимущество, являются скорость анализа большего количества информации, быстрота принятия решений и точность итогового выбора.

Система поддержки принятия решений (Далее – СППР) предполагает достаточно глубокую проработку данных, специально преобразованных так, чтобы их было удобно использовать в ходе процесса принятия решений. Неотъемлемым компонентом СППР являются правила принятия решений, которые на основе агрегированных данных подсказывают управленческому составу выводы.

Качество СППР в первую очередь зависит от данных, на основании которых принимаются решения; используемых аналитических методов и моделей обработки и анализа данных; адекватности используемых инструментальных средств задачам принятия решений [4].

Система поддержки принятия решений предназначена для поддержки многокритериальных решений в сложной информационной среде. При этом под многокритериальностью понимается тот факт, что результаты принимаемых решений оцениваются не по одному, а по совокупности многих показателей (критериев) рассматриваемых одновременно. Информационная сложность определяется необходимостью учета большого объема данных, обработка которых без помощи современной вычислительной техники практически невыполнима. В этих условиях число возможных решений, как правило, весьма велико, и выбор наилучшего из них "на глаз", без всестороннего анализа может приводить к грубым ошибкам.

Система поддержки принятия решений решает две основные задачи:

  1. Выбор наилучшего решения из множества возможных (оптимизация).

  2. Упорядочение возможных решений по предпочтительности (ранжирование).

Процесс принятия решения – это преобразование исходной информации в выходную информацию [5].

Процесс принятия решений является сложной итерационной процедурой. Структурная схема процесса принятия решений изображена на рисунке 2.1.


Решение проблем – процесс, ибо речь идет о нескончаемой последовательности взаимосвязанных шагов. Руководитель заботится не столько о решении как таковом, сколько обо всем, связанным и проистекающем из него. Для решения проблемы требуется не единичное решение, а совокупность выборов.


Рисунок 2.1 – Структурная схема процесса принятия решения


  1. Диагностика проблемы. Первый шаг на пути решения проблемы – ее определение. Существуют два способа рассмотрения проблемы. Согласно одному, проблемой считается ситуация, когда поставленные цели не достигнуты. Как проблему можно рассматривать также потенциальную возможность. Например, поиск для замены устаревшего сетевого оборудования.

  2. Формулировка ограничений и критериев принятия решения. Многие возможные решения проблем организации не будут реалистичными, поскольку либо у руководителя, либо у организации недостаточно ресурсов для реализации принятых решений. Ограничения корректирующих действий сужают возможности в принятии решений.

В дополнении к идентификации ограничений, необходимо определить стандарты, по которым предстоит оценивать альтернативные варианты выбора. Эти стандарты принято называть критериями принятия решений. Они выступают в качестве рекомендаций по оценке решений.

  1. Определение альтернатив. Следующий этап – формулирование набора альтернативных решений проблемы.

  2. Оценка альтернатив. При их выявлении необходима определенная предварительная оценка. При оценке решений определяются достоинства и недостатки каждого из них, и возможные общие последствия.

  3. Выбор альтернативы. Если проблема была правильно определена, а альтернативные решения тщательно взвешены и оценены, сделать выбор, т. е. принять решение сравнительно просто.

  4. Реализация. Процесс решения проблемы не заканчивается выбором альтернативы. Простой выбор направления действий имеет малую ценность для организации. Для разрешения проблемы или для извлечения выгоды из имеющейся возможности решения должно быть реализовано. Уровень эффективности осуществления решения повысится, если оно будет признано теми, кого оно затрагивает.

  5. Обратная связь. Еще одной фазой, входящей в процесс принятия решения и начинающейся после того, как решение начало действовать, является установление обратной связи. Обратная связь – т. е. поступление данных о том, что происходило до и после реализации решения – позволяет скорректировать решение, пока организации не нанесено значительного ущерба.


Таким образом, концепция СППР включает целый ряд средств, объединенных общей целью – способствовать принятию рациональных и эффективных управленческих решений.

СППР – компьютерная автоматизированная система, целью которой является помощь людям, принимающим решение в сложных условиях для полного и объективного анализа предметной деятельности. Это диалоговая система, использующая правила принятия решений и соответствующие модели с базами данных, а также интерактивный компьютерный процесс моделирования. СППР возникли в результате слияния управленческих информационных систем и систем управления базами данных. СППР являются человеко-машинными системами, которые позволяют лицам, принимающим решения, использовать данные, знания, объективные и субъективные модели для анализа и решения неструктурированных и слабо формализуемых задач. Процесс принятия решения – это получение и выбор наиболее оптимальной альтернативы с учетом просчета всех последствий. При выборе альтернатив – надо выбирать ту, которая наиболее полно отвечает поставленной цели, но при этом приходится учитывать большое количество противоречивых требований и, следовательно, оценивать выбранный вариант решения по многим критериям [10].
2.2 Актуальность замены сетевого оборудования
Модернизация или замена сетевого оборудования (Далее – СО) выполняется для закрытия различных целей предприятия. Наиболее частая из них заключается в увеличении пропускной способности и скорости вычислительной сети. Другая распространенная причина модернизации – появление у предприятия филиалов, которым необходимо предоставить доступ к базе файлов. Также СО модернизируют для организации удаленной работы и осуществления доступа к документам предприятия для сотрудников, находящихся в командировке.

Специалисты рекомендуют обновлять оборудование на постоянной основе. Точные сроки зависят от компании, ее сферы деятельности, размера, перспектив роста и расширения локальной сети, количества используемых и планируемых к внедрению сетевых технологий, размера бюджета и сотни других факторов. Однако существует несколько критериев, которые помогут понять, насколько необходима замена сетевого оборудования, а также аргументировать это перед собственником.

Использование современных компьютерных технологий дает возможность поддерживать на высоком уровне техническое обеспечение рабочих мест предприятия. Модернизация СО позволяет решать проблемы программной и аппаратной части. Их возникновение одинаково вероятно и требует немедленного устранения, пока неполадки не привели к остановке работы предприятия. Наиболее часто возникающие проблемы, требующие модернизации:


  • работа служб DHCP и DNS нарушена;

  • настройка паролей и учетных записей сопровождается сложностями;

  • настройки Firewall некорректны;

  • программное обеспечение требует обновления;

  • конфигурация коммутатора неверна;

  • кабель физически поврежден;

  • коннекторы слабо обжаты;

  • сетевые карты сломаны;

  • передача информации, а также формирование отчетов замедлены;

  • почтовые службы, 1С, прочие сервисы работают медленно;

  • связь между рабочими местами нарушена.

Наличие в компании нескольких из перечисленных признаков говорит о необходимости проведения модернизации компьютерной сети предприятия. Прежде, чем приступить к модернизации СО, проводят ее аудит для выявления причины возникновения уязвимостей и следствия возникших проблем.

В зависимости от того, какие будут выявлены недостатки, — аппаратные или программные, компании предложат несколько вариантов модернизации. Чаще всего модернизация происходит на базе внедренных ранее решений. От надежности функционирования вычислительной сети зависит работа всех бизнес-приложений, IP-телефонии или других программных продуктов.
2.3 Классификация методов принятия решения
Одним из главных предназначений информационных систем является сбор, обработка и предоставление информации для принятия решений.

В связи с этим методы обработки экономической информации удобно рассматривать по фазам жизненного цикла процесса принятия управленческого решения:

  • диагностика проблем;

  • разработка (генерирование) альтернатив;

  • выбор решения;

  • реализация решения [6].

Методы, используемые на фазе диагностики проблем, обеспечивают ее достоверное и наиболее полное описание. В их составе выделяют (рисунок 2.2) методы сравнения, факторного анализа, моделирования (экономико-математические методы, методы теории массового обслуживания, теории запасов, экономического анализа) и прогнозирования (качественные и количественные методы). Все эти методы осуществляют сбор, хранение, обработку и анализ информации, фиксацию важнейших событий. Набор методов зависит от характера и содержания проблемы, сроков и средств, которые выделяются на этапе постановки.


Рисунок 2.2 – Структурная схема фазы диагностики проблемы

Методы выявления (генерирования) альтернатив приведены на рисунке 2.3 На этой стадии также используются методы сбора информации, но в отличие от первого этапа, на котором осуществляется поиск ответов на вопросы тина «Что произошло?» и «По каким причинам?», здесь определяют, как можно решить проблему, с помощью каких управленческих действий.

При разработке альтернатив (способов управленческих действий по достижению поставленной цели) используют методы как индивидуального, так и коллективного решения проблем. Индивидуальные методы характеризуются наименьшими затратами времени, но не всегда эти решения являются оптимальными. При генерировании альтернатив используют интуитивный подход или методы логического (рационального) решения проблем.


Рисунок 2.3 – Структурная схема фазы выявления альтернатив
Следующий этап, выбор альтернатив происходит чаще всего в условиях определенности, риска и неопределенности (рисунок 2.4). Отличие между этими состояниями среды определяется объемом информации, степенью знаний лицом, принимающим решение (Далее – ЛПР) сущности явлений, условий принятия решений.


Рисунок 2.4 – Структурная схема фазы выбора альтернатив
Условия определенности представляют собой такие условия принятия решений (состояние знаний о сущности явлений), когда ЛПР заранее может определить результат (исход) каждой альтернативы, предлагаемой для выбора. Такая ситуация характерна для тактических краткосрочных решений. В этом случае ЛПР располагает подробной информацией, т.е. исчерпывающими знаниями о ситуации для принятия решения.

Условия риск характеризуются таким состоянием знания о сущности явления, когда ЛПР известны вероятности возможных последствий реализации каждой альтернативы. Условия риска и неопределенности характеризуются так называемыми условиями многозначных ожиданий будущей ситуации во внешней среде. В этом случае ЛПР должен сделать выбор альтернативы, не имея точного представления о факторах внешней среды и их влияния на результат. В этих условиях исход, результат каждой альтернативы представляет собой функцию условий — факторов внешней среды (функцию полезности), который не всегда способен предвидеть ЛПР. Для предоставления и анализа результатов выбранных альтернативных стратегий используют матрицу решений, называемую также платежной матрицей.