Файл: Социологическая энциклопедия еремеевой а. Огюст Конт (17981857 гг.).docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.11.2023

Просмотров: 35

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОЦИОЛОГИЧЕСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ Еремеевой а.



Огюст Конт – (1798-1857 гг.)


Работал во Франции.

Основоположник позитивизма (философского учения, согласно которому единственным источником истинного (позитивного) знания может являться эмпирическое исследование, тогда как знание, полученное в процессе философского размышления, познавательной ценностью не обладает), социологии (изначальное название – социальная физика) как самостоятельной науки.

  • выдвинул 3 стадии научного познания (закон «трех стадий» - теологической, метафизической, позитивной);

  • подразделил социологию на социальную статику и социальную динамику (основной закон – прогресс);

  • ставил приоритет общественного над индивидуальным;

  • составил свою «лестницу» наук, которая выражает исторический процесс развития знания от простого к сложному, от низшего к высшему, от простого к сложному;

  • считал, что, чем проще предмет изучения, тем и быстрее становится позитивной (прикладной) наукой.

Термины: социология, социальная статика, социальная динамика.

Работы: «Курс позитивной философии» (1830-1842), «Система позитивной политики, или Социологический трактат, учреждающий Религию Человечества» (1851-1854), «Позитивистский катехизис» (1852), «Субъективный синтез» (1856).

герберт спенсер – (1820-1903 гг.)


Работал в Великобритании.

Использовал социальный эволюционизм и законы общественной эволюции для объяснения социальных изменений; говорил об объективном существовании социальной реальности; использовал биологические методы в социологии.

  • выдвинул типы обществ в зависимости от действующего типа «естественного отбора» (военное и промышленное);

  • выдвинул теорию социальных институтов (домашние, обрядовые и т.д.);

  • придерживался методов органицизма – методологического принципа, в соответствии с которым социальные явления рассматривались по аналогии с явлениями живой природы.

Термины: социальная система, социальный институт, надорганизм.

Работы: «Социальная статика» (1851), Основания психологии» (1876), «Природа и реальность религии» (1885), «Основания этики» (1899).

эмиль дюркгейм – (1858-1917 гг.)


Работал во Франции и Германии.


Основоположник сферы социологии религии; придерживался идей социального реализма; работал в различных позитивистских направлениях социологии и разрабатывал теории в области социальной сплочённости, функционального анализа, социального факта, социального познания, самоубийств; основа теорий – статистические данные.

  • выделил два принципа социального познания: натуризм и социологизм.

  • выдвинул теорию социальных фактов и три уровня социальных фактов: физический, уровень функционирования, уровень коллективных представлений;

  • выдвинул теорию социальной солидарности и два ее типа: механический и органический;

  • выдвинул теорию аномии;

  • выделил свою классификацию самоубийств (аномические, фаталистические, альтруистические, эгоистические).

Термины: органическая и механическая солидарность, социальный факт, социологизм, социологический номинализм, вульгарный социологизм.

Работы: «Правила социологического метода» (1895), «Самоубийство» (1897), «Элементарные формы религиозной жизни» (1912).

габриель тард – (1843-1904 гг.)

Работал во Франции.

Основоположник научной социологии; приверженец психологического направления в социологии; создатель теории толпы и публики, теории подражания или имитации; основа теорий – статистические данные.

  • создал три основных типа социальных процессов: повторение (подражание), противоположение (оппозицию), приспособление (адаптацию);

  • выделил новую общность, такую как публика;

  • проводил сравнение толпы с публикой, также предложил свою классификацию толп;

  • выделил новый метод – археологический, в котором обращал внимание на анализ исторических документов и статистики;

  • присвоил звание «эры публики» XX веку;

  • изучал социологию, как коллективную, интерментальную психологию.

Термины: толпа, публика.

Работы: «Законы подражания» (1890), «Социальная логика» (1894), «Социальные законы» (1897), «Исследования социальной психологии» (1898), «Мнение и люди» (1901).

Гюстав Лебон – (1841-1931 гг.)


Преимущественно работал во Франции, однако с 1882 по 1884 гг. путешествовал по Северной Африке, Средней Азии, Ближнему Востоку, где изучал культуры стран.

Исследовал организацию образования, социалистическое движение, Первую мировую войну, Великую французскую революцию и пытался найти в них закономерности. Исследовал массовое поведение и говорил о наступлении эры масс.



  • выдвинул теорию, что, при наступлении эры масс, наблюдается упадок культуры;

  • дал характеристику преступной толпы, а самим толпам дал классификации;

  • предположил, что иллюзия – неотъемлемая часть управления толпой, а также фактор развития цивилизации;

  • в его понимании иллюзия – основной фактор развития цивилизации, поскольку человечество большую часть времени гоняется не за истиной, а за ложью и случайно обогащают науку;

  • выдвинул теорию, что для влияния на толпу следует задействовать ее бессознательное, именно поэтому следует часто повторять какой-либо лозунг.

Термины: -

Работы: «Человек и общество» (1881), «Психология народов и масс» (1895), «Психологические законы эволюции народов» (1894), «Французская революция и психология революции» (1912),

Зигмунд Фрейд – (1856-1939 гг.)

Работал в Австрии.

Основатель психоанализа. Активно исследовал психологию первобытных народов, ритуалы, выполнив которые племя было уверенно в завтрашнем дне. Развивал концепцию бессознательного

  • разработал трехкомпанентную структурную модель психики («Оно», «Я», «Сверх-Я»);

  • выделил формулу: процесс социализации = биол. развитие + привыкание к социокультурным нормам того или иного общества;

  • открыл психосексуальные фазы развития человека;

  • описал защитные механизмы человеческой психики;

  • разработал метод свободных ассоциаций и толкование сновидений.

Термины: психоанализ, «Оно», «Я», «Сверх-Я», метод свободных ассоциаций, эдипов комплекс, либидо, сублимация, перенос.

Работы: «Толкование сновидений» (1900), «Очерки по психологии сексуальности», (1905), «Ведение в психоанализ» (1917), «Я и Оно» (1923).

Максимильян Вебер – (1864-1920 гг.)

Работал в Германии.

Был последователем антипозитивизма, поскольку для объяснения социальных действий лучше брать не только эмпирические методы, а «объясняющие» их методы. Основатель «понимающей» социологии.

  • выработал концепцию «понимающей» социологии;

  • выдвинул теорию, что для социальных наук характерно понимание – пока мы не проймём человеческое поведение, мы его объяснить не сможем;

  • разработал теорию социальных действий и типы социальных действий: целерациональные, ценностно-рациональные, традиционные, аффективные;

  • отмечал важность культурных воздействий, оказываемых религией: именно в этом он видел ключ к пониманию генезиса капиталистической формы хозяйствования;

  • ядро научных интересов Вебера составляло изучение процессов перехода общества от традиционного к современному: рационализации, секуляризации.


Термины: «понимающая» социология, социальное действие.

Работы: «Собрание сочинений по социологии и социальной политике» (1924), «Общая экономическая история» (1924), «Хозяйство и общество» (1925), «Социология государства» (1956).

альфред Вебер – (1868-1958 гг.)

Работал в Германии.

Рассматривал область размещения единичного предприятия по отношению к основным факторам производства с целью минимизации издержек, изучал рабочую силу, стоимость сырья и топливных ресурсов и транспортные затраты на их перемещение друг к другу.

  • создатель теории размещения сельскохозяйственных зон, чтобы минимизировать издержки;

  • создал теорию о развитии общества путем трех сфер: общественного процесса, процесса цивилизации, движения культуры;

  • классифицировал сырье;

  • выделил три сферы исторического процесса: общественный процесс, процесс цивилизации, движение культуры.

Термины: изодапан, локализированное сырье, повсеместное сырье.

Работы: «О теории размещении промышленности» (1909), «Чиновник» (1910), «Кризис современной государственной мысли в Европе» (1925), «История культуры как социология культуры «(1935).

Георг Зиммель – (1858-1918 гг.)

Работал в Германии.

Проводил исследования в области эстетики, философии культуры, формальной социологии. Создатель теории социального взаимодействия, основоположник конфликтологии.

  • разработал основные формы социальной жизни: социальные процессы, социальные типы, «модели развития»;

  • ввел классификацию форм социальной жизни по степени их удалённости от непосредственного потока жизни;

  • подразделил социологию на три части: общая, чистая (формальная), философская социология;

  • выработал формы социации для чистой (формальной) социологии: спонтанные, организованные, «игровые» формы;

  • выдвинул предположение, что любая группа стремится к расширению, и, чем выше ее разнородность, тем выше ее разновидность.

Термины: социации, формальная социология, обобществленность.

Работы: «Философия денег» (1900), «Большие города и духовная жизнь» (1903), «Философия моды» (1905), «Философия культуры» (1911), «Рембрандт» (1916).

Фердинанд Теннис – (1855-1936 гг.)

Работал в Германии.

Был сторонником «понимающей социологии» и работал в этой области, один из основоположников профессиональной и формальной социологии. Работал в области изучения сельской общины и города, разрабатывал теорию общности.


  • различал чистую, прикладную, эмпирическую социологию;

  • выделил два типа общества и два типа общественных связей - общинные и общественные;

  • выделил три типа форм социальной жизни: отношения, совокупности, корпорации;

  • выделял факт социальных сущностей, как чего-то идеального, создающегося под влиянием сознания участников на основе их воли;

  • классифицировал индивидуальные выражения воли: естественную (основа «гемейншафта» (общины)), рациональную (основа «гезельшафта» (общества));

  • выделил термин «социальное согласие» - это толчок для развития чего-то нового, что позволяет обществу не «развалиться». Любые изменения в обществе – последствия социальной воли человека.

Термины: чистая социология, социальное согласие, гемейншафт, гезельшафта.

Работы: «Общность и общество. Основные понятия чистой социологии» (1887), «Преступность как социальное явление» (1909), «Мораль» (1909), «Критика общественного мнения» (1922), «Введение в социологию» (1931).

Уильям Томас – (1863-1947 гг.)

Работал в Америке.

Один из основоположников американской социологии и социальной психологии. Работал в области психологизма, социальной психологии.

  • сделал вывод, что человек стремится к удовлетворению своих желаний, однако его желания конфликтуют друг с другом и с желаниями других;

  • определил ситуацию и то, из чего она состоит: из объективных условий, при которых должно происходить действие; из уже имеющихся установок отдельного человека или группы; из субъективных представлений отдельного человека или группы относительно условий, осознание своих действующих установок;

  • выделил «теорему Томаса»: если ситуация определяется людьми, как реальная, то она реальна по своим последствиям;

  • разработал типологию личностей по характеру приспособляемости людей к социальному окружению: мещанский, богемны, творческий типы.

Термины: самоисполняющееся пророчество, фольклор, социальная ситуация.

Работы: «Секс и общество» (1907), «Неприспособленная девушка» (1923), «Ребенок в Америке» (1928), «Польский крестьянин в Европе и Америке» (1920).

Роберт Макивер – (1882-1970 гг.)

Работал в Америке, Великобритании и Канаде.

Один из крупнейших антипозитивистов. Активно работал в областях, исследующих процессы взаимодействия общности и социальной ассоциации возникновения государства, развития социальной стратификации, проблемы методологии социальных наук, социологии государства и производства.