Файл: Методические указания по выполнению курсовой работы для студентов 1 курса всех форм обучения.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.11.2023
Просмотров: 33
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
2.4. ЗАДАЧА 4. ЧИСЛЕННОЕ РЕШЕНИЕ НЕЛИНЕЙНЫХ УРАВНЕНИЙ С ЗАДАННОЙ ТОЧНОСТЬЮ
По заданному нелинейному уравнению
F(x)=0,
где F(x) – некоторое нелинейное аналитическое выражение, определенное на интервале
[a, b],
вычислить корни этого уравнения с требуемой точностью E одним из трех методов:
-
итераций; -
половинного деления; -
Ньютона.
Исходные данные для решения нелинейных уравнений приведены в табл. 4.
Таблица 4
Исходные данные для решения нелинейных уравнений
Вариант | Выражение | Интервал | Метод | Точность | |
№ | F(x) | a | b | N | E |
00 | | 2 | 3 | 1 | 10-5 |
01 | | 0 | 2 | 3 | 10-5 |
02 | | 0 | 1 | 2 | 10-5 |
03 | | 0,4 | 0,85 | 1 | 10-6 |
04 | | 0,1 | 2 | 2 | 10-5 |
05 | | 1 | 0,8 | 2 | 10-5 |
06 | | 0 | 1 | 1 | 10-6 |
07 | | 0,1 | 4 | 3 | 10-5 |
08 | | 2 | 2 | 2 | 10-5 |
09 | | 1 | 1 | 1 | 10-5 |
10 | | 0 | 1 | 3 | 10-6 |
11 | | 0,1 | 3 | 2 | 10-5 |
12 | | 1 | 2 | 1 | 10-5 |
13 | | 1,2 | 6 | 3 | 10-6 |
14 | | -1,5 | -0,3 | 2 | 10-6 |
15 | | 1 | 2 | 3 | 10-5 |
16 | | 1 | 3 | 2 | 10-5 |
17 | | 3 | 5 | 2 | 10-6 |
18 | | 0,5 | 2 | 3 | 10-5 |
19 | | 0 | 1,5 | 1 | 10-5 |
20 | | 0 | 1 | 2 | 10-6 |
21 | | 1 | 3 | 3 | 10-6 |
22 | | 1 | 2 | 1 | 10-5 |
23 | | 1,5 | 2,5 | 2 | 10-5 |
24 | | -2 | 0 | 3 | 10-6 |
25 | | 3 | 4 | 2 | 10-6 |
26 | | 2 | 5 | 3 | 10-6 |
27 | | 0 | 2 | 2 | 10-5 |
28 | | 0,5 | 1,5 | 1 | 10-5 |
29 | | 1 | 3 | 3 | 10-6 |
30 | | 1 | 2 | 2 | 10-6 |
3. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ РАБОТЫ
Курсовая работа оформляется как единая программа. При этом целесообразным представляется применение принципа модульного программирования, согласно которому программа каждой задачи оформляется как отдельный модуль. Объединение всех модулей в единую программу можно выполнить с помощью отдельного управляющего модуля, в котором предусматривается в диалоговом режиме вывод наименования работы, выбор решения той или иной задачи и завершение работы по соответствующей команде, вводимой с клавиатуры.
3.1. РЕШЕНИЕ ЗАДАЧИ 1
При разработке модуля программы расчета трансформатора можно рекомендовать:
-
Ввод исходных данных U, S, n, m производить программно (указать значения этих величин непосредственно в тексте программы), а данные о Ui, Ii – с клавиатуры в диалоговом режиме с соответствующими подсказками. -
В вывод результатов расчетов наряду с получаемыми величинами количества витков и диаметра провода всех обмоток поместить и все исходные данные, соответствующим образом их упорядочив и сопроводив текстом.
3.2. РЕШЕНИЕ ЗАДАЧИ 2
При разработке модуля программы расчета амплитудно-частотной характеристики можно рекомендовать:
-
Ввод всех исходных данных осуществить программно (указать значения величин непосредственно в тексте программы). -
Таблицу значений амплитудно-частотной характеристики A(W) при различных Z целесообразно представить либо как три одномерных массива, либо как один двумерный массив размерности 11х3. -
Для получения таблицы значений амплитуды A(W) при различных значениях Z применить вложенный цикл (внешний – по Z, внутренний – по W). -
Построение графика амплитудно-частотной характеристики нужно выполнить по точкам, соответствующим табличным значениям. -
При формировании выходных данных целесообразным представляется также вывод на экран всех исходных данных с соответствующими текстовыми сопровождениями.
3.3. РЕШЕНИЕ ЗАДАЧИ 3
При разработке модуля программы численного интегрирования функции необходимо иметь в виду следующее.
Вычисление определенного интеграла от функции f(x) с пределами интегрирования a и b, как известно, равносильно определению площади фигуры, ограниченной ординатами
а и b, осью абсцисс и графиком подынтегральной функции f(x). См. рис. 1.
Рис.1. Графическое представление численного интегрирования
При численном интегрировании отрезок [a,b] разбивается на n интервалов длиной
h=(b-a)/n, и тогда искомая площадь представляется суммой площадей n элементарных фигур.
В зависимости от того, каким образом определяется площадь элементарной фигуры S, получает название метод численного интегрирования. См. рис. 2.
Если площадь элементарной фигуры определяется приближенно как площадь прямоугольника – получаем метод прямоугольников (рис. 2-1).
Если площадь элементарной фигуры представляется площадью соответствующей трапеции – получаем метод трапеций (рис. 2-2).
Если элементарная фигура заменяется фигурой, в которой функция f(x) представляется параболой – получаем метод парабол, или метод Симпсона (рис. 2-3).
Рис. 2. Графическое представление методов численного интегрирования
Просуммировав площади всех элементарных фигур на интервале [a, b], получаем следующие формулы численного интегрирования:
-
Метод прямоугольников
.
-
Метод трапеций
.
-
Метод Симпсона
.
Разумеется, все эти формулы являются приближенными. С увеличением числа n точность возрастает.
Для оценки правильности принятого алгоритма и составленной по нему программы интегрирования функции рекомендуется провести их проверку на решении следующей тестовой задачи:
при n=32.
Для этого необходимо в программе решения задачи предусмотреть возможность интегрирования наряду с заданной функцией по индивидуальному заданию также и функции f(x)=ex с пределами интегрирования a=0, b= (=3,141592..=4arctg(1)) и числом n=32.
Тестирование можно считать успешным, если значение интеграла от ex, вычисленное по разработанной программе, будет совпадать с тестовым с точностью до второго знака.
Результаты тестирования должны выводиться наряду с основными результатами интегрирования заданной функции.
3.4. РЕШЕНИЕ ЗАДАЧИ 4
При разработке модуля программы решения нелинейных уравнений необходимо иметь в виду следующие пояснения и рекомендации.
Решение нелинейных уравнений вида F(x)=0 заключается в поиске одного или всех таких значений x на интервале [a,b], при подстановке которых функция F(x) обращается в нуль.
Работу по решению этой задачи целесообразно провести в два этапа.
На первом этапе оценивается характер изменения функции F(x) при изменении аргумента x на интервале [a,b] и проверяется, имеет ли место перемена ее знака (переход через нуль). Количество таких переходов определяет и количество корней.
Рис. 3. Графическое представление функции F(x)
Для этого интервал [a,b] разбивается на n участков, где n принимается равным 10..15, и вычисляется функция F(x) на каждом участке, т.е. при изменении x от aдо b с шагом h=(b-a)/n.
Из полученной таким образом таблицы будет виден и характер изменения функции, и количество переходов через нуль.
На втором этапе путем последовательных приближений производится поиск корней одним из предлагаемых методов.