Файл: Методические указания по выполнению курсовой работы для студентов 1 курса всех форм обучения.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.11.2023

Просмотров: 29

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


2.4. ЗАДАЧА 4. ЧИСЛЕННОЕ РЕШЕНИЕ НЕЛИНЕЙНЫХ УРАВНЕНИЙ С ЗАДАННОЙ ТОЧНОСТЬЮ

По заданному нелинейному уравнению

F(x)=0,

где F(x) – некоторое нелинейное аналитическое выражение, определенное на интервале

[a, b],

вычислить корни этого уравнения с требуемой точностью E одним из трех методов:

  1. итераций;

  2. половинного деления;

  3. Ньютона.

Исходные данные для решения нелинейных уравнений приведены в табл. 4.

Таблица 4

Исходные данные для решения нелинейных уравнений


Вариант

Выражение

Интервал

Метод

Точность



F(x)

a

b

N

E

00



2

3

1

10-5

01



0

2

3

10-5

02



0

1

2

10-5

03



0,4

0,85

1

10-6

04



0,1

2

2

10-5

05



1

0,8

2

10-5

06



0

1

1

10-6

07



0,1

4

3

10-5

08



2

2

2

10-5

09



1

1

1

10-5

10



0

1

3

10-6

11



0,1

3

2

10-5

12



1

2

1

10-5

13



1,2

6

3

10-6

14



-1,5

-0,3

2

10-6

15



1

2

3

10-5

16



1

3

2

10-5

17



3

5

2

10-6

18



0,5

2

3

10-5

19



0

1,5

1

10-5

20



0

1

2

10-6

21



1

3

3

10-6

22



1

2

1

10-5

23



1,5

2,5

2

10-5

24



-2

0

3

10-6

25



3

4

2

10-6

26



2

5

3

10-6

27



0

2

2

10-5

28



0,5

1,5

1

10-5

29



1

3

3

10-6

30



1

2

2

10-6



3. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ РАБОТЫ

Курсовая работа оформляется как единая программа. При этом целесообразным представляется применение принципа модульного программирования, согласно которому программа каждой задачи оформляется как отдельный модуль. Объединение всех модулей в единую программу можно выполнить с помощью отдельного управляющего модуля, в котором предусматривается в диалоговом режиме вывод наименования работы, выбор решения той или иной задачи и завершение работы по соответствующей команде, вводимой с клавиатуры.
3.1. РЕШЕНИЕ ЗАДАЧИ 1

При разработке модуля программы расчета трансформатора можно рекомендовать:

  1. Ввод исходных данных U, S, n, m производить программно (указать значения этих величин непосредственно в тексте программы), а данные о Ui, Ii – с клавиатуры в диалоговом режиме с соответствующими подсказками.

  2. В вывод результатов расчетов наряду с получаемыми величинами количества витков и диаметра провода всех обмоток поместить и все исходные данные, соответствующим образом их упорядочив и сопроводив текстом.


3.2. РЕШЕНИЕ ЗАДАЧИ 2

При разработке модуля программы расчета амплитудно-частотной характеристики можно рекомендовать:

  1. Ввод всех исходных данных осуществить программно (указать значения величин непосредственно в тексте программы).

  2. Таблицу значений амплитудно-частотной характеристики A(W) при различных Z целесообразно представить либо как три одномерных массива, либо как один двумерный массив размерности 11х3.

  3. Для получения таблицы значений амплитуды A(W) при различных значениях Z применить вложенный цикл (внешний – по Z, внутренний – по W).

  4. Построение графика амплитудно-частотной характеристики нужно выполнить по точкам, соответствующим табличным значениям.

  5. При формировании выходных данных целесообразным представляется также вывод на экран всех исходных данных с соответствующими текстовыми сопровождениями.


3.3. РЕШЕНИЕ ЗАДАЧИ 3

При разработке модуля программы численного интегрирования функции необходимо иметь в виду следующее.

Вычисление определенного интеграла от функции f(x) с пределами интегрирования a и b, как известно, равносильно определению площади фигуры, ограниченной ординатами
а и b, осью абсцисс и графиком подынтегральной функции f(x). См. рис. 1.



Рис.1. Графическое представление численного интегрирования

При численном интегрировании отрезок [a,b] разбивается на n интервалов длиной

h=(b-a)/n, и тогда искомая площадь представляется суммой площадей n элементарных фигур.

В зависимости от того, каким образом определяется площадь элементарной фигуры S, получает название метод численного интегрирования. См. рис. 2.

Если площадь элементарной фигуры определяется приближенно как площадь прямоугольника – получаем метод прямоугольников (рис. 2-1).

Если площадь элементарной фигуры представляется площадью соответствующей трапеции – получаем метод трапеций (рис. 2-2).

Если элементарная фигура заменяется фигурой, в которой функция f(x) представляется параболой – получаем метод парабол, или метод Симпсона (рис. 2-3).




Рис. 2. Графическое представление методов численного интегрирования
Просуммировав площади всех элементарных фигур на интервале [a, b], получаем следующие формулы численного интегрирования:

  1. Метод прямоугольников

.

  1. Метод трапеций

.

  1. Метод Симпсона

.

Разумеется, все эти формулы являются приближенными. С увеличением числа n точность возрастает.

Для оценки правильности принятого алгоритма и составленной по нему программы интегрирования функции рекомендуется провести их проверку на решении следующей тестовой задачи:

при n=32.

Для этого необходимо в программе решения задачи предусмотреть возможность интегрирования наряду с заданной функцией по индивидуальному заданию также и функции f(x)=ex с пределами интегрирования a=0, b= (=3,141592..=4arctg(1)) и числом n=32.

Тестирование можно считать успешным, если значение интеграла от ex, вычисленное по разработанной программе, будет совпадать с тестовым с точностью до второго знака.


Результаты тестирования должны выводиться наряду с основными результатами интегрирования заданной функции.

3.4. РЕШЕНИЕ ЗАДАЧИ 4

При разработке модуля программы решения нелинейных уравнений необходимо иметь в виду следующие пояснения и рекомендации.

Решение нелинейных уравнений вида F(x)=0 заключается в поиске одного или всех таких значений x на интервале [a,b], при подстановке которых функция F(x) обращается в нуль.

Работу по решению этой задачи целесообразно провести в два этапа.

На первом этапе оценивается характер изменения функции F(x) при изменении аргумента x на интервале [a,b] и проверяется, имеет ли место перемена ее знака (переход через нуль). Количество таких переходов определяет и количество корней.



Рис. 3. Графическое представление функции F(x)
Для этого интервал [a,b] разбивается на n участков, где n принимается равным 10..15, и вычисляется функция F(x) на каждом участке, т.е. при изменении x от aдо b с шагом h=(b-a)/n.

Из полученной таким образом таблицы будет виден и характер изменения функции, и количество переходов через нуль.

На втором этапе путем последовательных приближений производится поиск корней одним из предлагаемых методов.