Файл: Тема Маркетинг философия современного бизнеса Дисциплина Маркетинг.pptx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.11.2023
Просмотров: 67
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
Тема 1. Маркетинг – философия современного бизнеса
1.1. Сущность понятия «маркетинг»
1.2. Эволюция концепций маркетинга
1.3. Функции и принципы маркетинга
1.1 Сущность понятия «маркетинг»
СОДЕРЖАНИЕ ПОНЯТИЯ «МАРКЕТИНГ»
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОНЯТИЯ «КОНЦЕПЦИЯ»
ЭВОЛЮЦИЯ КОНЦЕПЦИИ МАРКЕТИНГА - начало
ЭВОЛЮЦИЯ КОНЦЕПЦИИ МАРКЕТИНГА - продолжение
ЭВОЛЮЦИЯ КОНЦЕПЦИИ МАРКЕТИНГА - окончание
1. 3. Принципы и функции маркетинга
ФУНКЦИИ МАРКЕТИНГА - окончание
Виды маркетинга, сгруппированные по ряду признаков
Виды маркетинга в зависимости от состояния спроса на рынке
Виды маркетинга в зависимости от состояния спроса на рынке
В зависимости от вида деятельности организации или личности (или от объекта маркетинга)
Виды маркетинга в зависимости от сферы и от объекта применения
1. 5. Критика маркетинга: принципы взаимоотношений маркетинга и общества
Общественные движения, направленные на устранение негативных последствий маркетинга
Тема 1. Маркетинг – философия современного бизнеса
Дисциплина «Маркетинг»
Сделал Ермаков М.П
студент группы ЗБМв-101рб
СОДЕРЖАНИЕ ТЕМЫ:
1.1. Сущность понятия «маркетинг»
1.2. Эволюция концепций маркетинга
1.3. Функции и принципы маркетинга
1.4. Виды маркетинга
1.5. Критика маркетингаКритика маркетинга: Критика маркетинга: принципы взаимоотношения маркетинга и общества
1.1 Сущность понятия «маркетинг»
СОДЕРЖАНИЕ ПОНЯТИЯ «МАРКЕТИНГ»
Однако более широким понятием является трактовка маркетинга как системы управленческой деятельности в экономической сфере (на рынке).
На настоящее время существует огромное количество определений маркетинга (более 2000). Многие авторы рассматривают маркетинг как потребительский менеджмент или маркетинговый менеджмент.
Понятие «маркетинг» впервые появилось в экономической литературе США на рубеже 19 и 20 века и обязано своим происхождением английскому слову «market» (или рынок) и в деловом обиходе означает деятельность на рынке.
ОПРЕДЕЛЕНИЯ
Некоторые из общеизвестных определений:
«Маркетинг – управленческая концепция, обеспечивающая рыночную ориентацию производственно-сбытовой деятельности фирмы» (Г.Абрамишвили)
«Маркетинг – есть социальный и управленческий процесс, направленный на удовлетворение нужд и потребностей как индивидов, так и групп, посредством создания, предложения и обмена товаров (Ф Котлер)
«Маркетинг – процесс планирования и практического осуществления разработки идеи, товаров и услуг, формирования цен на них, стимулирования их сбыта и распределения для реализации обмена, удовлетворяющего целям индивидов и организаций (Американская Ассоциация Маркетинга)
КОМПЛЕКС МАРКЕТИНГА
Комплекс маркетинга (или маркетинг-микс) рассматривается как набор взаимосвязанных инструментов (видов деятельности), с помощью которых компания активно строит свою текущую деятельность и решает задачи по достижению поставленных целей.
Комплекс маркетинга или 4P включает четыре инструмента:
- Product (товар или услуга);
- Price (цена);
- Place (распределение, сбыт, товародвижение);
- Promotion (информационное продвижение или коммуникации).
В настоящее время модель «4P» считается упрощенной, но ее прогрессивная роль в формировании теории и развитии практики маркетинга очевидна.
Одним из первых Ф. Котлер включает в комплекс маркетинга составляющую «персонал» и их становится пять или 5P: товар (услуга), цена, персонал, коммуникации, товародвижение.
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОНЯТИЯ «КОНЦЕПЦИЯ»
Начиная с 14 века европейские страны вступили в капиталистический период развития. Это означало, что товарное хозяйство вытеснило господствующее натуральное и стало преобладающим. Становление господства производства продуктов (теперь товаров) для продажи, а не для собственного потребления, привело к появлению новой и генеральной цели этого производства – получению прибыли, которая остается основной целью каждого коммерческого предприятия по настоящее время.
В разные периоды (этапы) развития экономики возникли (зародились) определенные концепции управления маркетингом.
Концепции управления маркетингом - это общие подходы, на основании которых строятся усилия для достижения желаемых уровней сбыта на разных рынках .
ЭВОЛЮЦИЯ КОНЦЕПЦИИ МАРКЕТИНГА
Название концепции управления маркетингом | Период возникновения |
Производственная или совершенствования производства | 1860-1920 гг. |
Товарная или совершенствования товара | 1920-1930 гг. |
Сбытовая или интенсификации коммерческих усилий | 1930-1950 гг. |
Концепция маркетинга или классического маркетинга | 1960-1980 гг. |
Социально-этичного маркетинга | 1980-1990 гг. |
Маркетинг взаимодействия | с 1990-х годов по настоящее время |
Коммуникационная концепция | с 1990-х годов по настоящее время |
ЭВОЛЮЦИЯ КОНЦЕПЦИИ МАРКЕТИНГА - начало
Совершенствования производства или производственная (1860-1920 гг.).
Основные принципы: Ориентация на товары, которые широко распространены и продаются по доступным ценам в условиях, когда спрос превышает предложение.
Цель фирмы: максимум прибыли. Фокус внимания: производство.
Основные средства достижения цели: Минимизация издержек, повышение производительности труда и объемов производства.
Концепция совершенствования товара или товарная (1920-1930 гг.).
Основные принципы: Ориентация на производство качественных товаров и совершенствование потребительских свойств товара.
Цель фирмы: максимум прибыли. Фокус внимания: товар.
Основные средства достижения цели: Развитие и совершенствование свойств товара.
Концепция интенсификации коммерческих усилий или сбытовая (1930-1950 гг.).
Основные принципы: Агрессивная политика продаж и активное продвижение продукции на рынок, интенсивное развитие сбытовой сети.
Цель фирмы: максимум прибыли. Фокус внимания: Процесс сбыта.
Основные средства достижения цели: Оптимизация дистрибуции, рекламы, агрессивные продажи, давление на потребителя.
ЭВОЛЮЦИЯ КОНЦЕПЦИИ МАРКЕТИНГА - продолжение
Концепция маркетинга сформировалась в 1960 г.
Основные принципы: Исследование нужд и потребностей целевых рынков и удовлетворение потребителей более эффективными, чем у конкурентов, способами, применение комплекса маркетинга или 4P.
Цель фирмы: Удовлетворенность потребителя + максимум прибыли.
Фокус внимания: Потребности потребителя.
Основные средства достижения цели: Инструменты стратегического маркетинга, оперативный комплекс маркетинга.
Концепция социально-этического маркетинга (с 1980-1990 гг.).
Основные принципы: Производство с учетом нужд потребителей и требований общества, исследование социальных и экологических последствий их производства и потребления
Цель фирмы: прибыль фирмы + интересы общества + удовлетворение запросов потребителей.
Фокус внимания: Запросы потребителя + требования общества.
Основные средства достижения цели: То же + воспитательные технологии
ЭВОЛЮЦИЯ КОНЦЕПЦИИ МАРКЕТИНГА - окончание
Маркетинг взаимодействия (с 1990-х гг. по настоящее время).Данная концепция предложена в 80-е годы шведскими учеными и подробно описана Багиевым Г.Л.
Основные принципы: Производство товаров и услуг, удовлетворяющих потребителей и партнеров по бизнесу с использованием методов координации, интеграции и сетевого анализа
Цель фирмы: прибыль фирмы за счет удовлетворения интересов всех участников рыночных отношений.Фокус внимания: Интересы всех участников рыночных отношений +маркетинговые коммуникации.
Основные средства достижения цели: То же + комплекс маркетинговых коммуникаций.
Коммуникационная концепция маркетинга (с 1990-х гг. по настоящее время).
Основные принципы: Организация эффективной коммуникации на всех этапах деятельности предприятия в условиях полной информатизации общества.
Цель фирмы: прибыль фирмы за счет использования брендинга.
Фокус внимания: Интересы всех участников рыночных отношений + брендинг.
Основные средства достижения цели: То же + брендинг
В настоящее время в каждой сфере деятельности существуют свои концепции, которые следует тщательно отслеживать и изучать, т.к. их использование принесет увеличение прибыли. Например, в розничной торговле - эмпирический маркетинг и маркетинг партнерских отношений.
1. 3. Принципы и функции маркетинга
ПРИНЦИПЫ МАРКЕТИНГА
Маркетинг как всякая деятельная система имеет свои принципы и функции.
Принципы маркетинга являются его основными чертами, отражающими сущность маркетинга.
Первый принцип – знание рынка, всестороннее изучение потребностей. Этот принцип предполагает получение надежной и достоверной информации о рынке, структуре и динамике спроса, вкусах и желаниях покупателей.
Второй принцип – приспособление к рынку, выпуск товаров, соответствующих рыночному спросу. Предполагает максимальное приспособление производства к требованиям рынка, структуре рыночного спроса, исходя из долгосрочной перспективы.
Третий принцип - воздействие на рынок, на покупателей с помощью всех доступных средств. Для воздействия используются все методы комплекса маркетинга (товар, цена, распределение, продвижение, персонал).
ПОЛНЫЙ ЦИКЛ МАРКЕТИНГА
ФУНКЦИИ МАРКЕТИНГА - начало
Основной набор базовых функций маркетинга предопределен полным циклом маркетинга, связывающим исходную потребность с конечным благом, ее удовлетворяющим:
- Анализ маркетинговой среды. Служба маркетинга осуществляет исследование внутренней и внешней среды маркетинга предприятия. В результате анализа принимаются обоснованные маркетинговые решения.
- Анализ потребителей. Изучаются запросы (потребности) различных привлекательных рыночных сегментов: отдельных групп населения, предприятий, организаций, которым предназначается вновь создаваемая продукция. В результате исследования выявляется неудовлетворенный спрос и потенциальные нужды потребителей на те или иные товары.
- Планирование (проектирование) товара. Принятие решений по всем аспектам разработки и управления продукцией фирмы, включая создание торговой марки, упаковки, планирование товарного ассортимента. Большое значение имеет концепция жизненного цикла товара.
ФУНКЦИИ МАРКЕТИНГА - окончание
- Планирование товародвижения и сбыта. Принятие решений по перемещению товаров и услуг от производителя к потребителю и передаче прав собственности на них(продаже). Сюда входят вопросы транспортировки, хранения и совершения сделок. Функции товародвижения реализуются через каналы сбыта, которые включают всех участников, связанных с передвижением товара.
- Планирование цены и разработка ценовой стратегии.
- Планирование продвижения. Принятие решений по использованию комплекса маркетинговых коммуникаций, включающего следующие методы воздействия на потребителя: рекламу, стимулирование сбыта, связи с общественностью, прямой маркетинг и личные продажи.
- Управление маркетингом. Определение следующих основных функций системы управления маркетингом: исследование, планирование, организация, контроль, учет и анализ, регулирование.
1. 4. Виды маркетинга
Виды маркетинга, сгруппированные по ряду признаков
Критерий (признак) классификации | Виды маркетинга |
В зависимости от состояния спроса на рынке | Демаркетинг, Конверсионный маркетинг, Стимулирующий маркетинг, Ремаркетинг, Синхромаркетинг, Противодействующий маркетинг, Поддерживающий маркетинг, Развивающийся маркетинг |
В зависимости от вида деятельности организации или личности (или от объекта маркетинга) | Маркетинг организации, Маркетинг отдельной личности, Маркетинг территорий (места), Маркетинг социальный |
В зависимости от сферы и от объекта применения | Маркетинг научно-технический, Маркетинг инвестиционный, Потребительский маркетинг, Промышленный маркетинг, Маркетинг услуг |
В зависимости от размера охваченного рынка (или по степени охвата рынка) | Массовый (недифференцированный) маркетинг, Целевой (сфокусированный, концентрированный) маркетинг, Дифференцированный (множественный) маркетинг |