Файл: Организация работы органов социальной защиты населения с общественностью.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.11.2023
Просмотров: 1349
Скачиваний: 26
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. Понятие органов социальной защиты населения
1.1. Понятие социальной защиты населения Российской Федерации
1.2. Источники финансирования социальной защиты населения
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ОРГАНОВ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ С ОБЩЕСТВЕННОСТЬЮ
2.1 Работа органов социальной защиты населения с общественностью
2.2 ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ОРГАНОВ И УЧРЕЖДЕНИЙ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ СО СЛУЖБОЙ ЗАНЯТОСТИ
2.1 Работа органов социальной защиты населения с общественностью
Участие граждан в работе органов социальной защиты населения — объективная закономерность и важнейшее условие дальнейшего совершенствования деятельности этих органов, Как правило, принимают участие в работе Управления социальной защиты населения города или района бывшие работники учреждений социальной защиты, ныне пенсионеры, находящиеся на заслуженном отдыхе, а также инвалиды, проживающие в городе или районе. Это граждане, которые болеют душой за свой город или район, хотят помочь жителям-пенсионерам, а также работникам, которые претворяют в жизнь политику нашего государства в области социальной защиты населения. В районных (городских) органах социальной защиты населения образуются общественные Советы, которые планируют свою работу и в основном оказывают помощь в период массовых перерасчетов пенсий, работают на консультационных пунктах, оказывают населению правовую помощь, помощь в истребовании необходимых документов для назначения пенсий, помотают разрешать жалобы, готовят ответы на письма граждан, оказывают посильную помощь одиноко проживающим гражданам, организуют помощь гражданам, проживающим в домах для престарелых и инвалидов.
Большую помощь добровольцы-общественники оказывают Отделу по труду и социальному развитию управления социальной защиты населения города или района. Так, из числа пенсионеров - инвалидов образуется комиссия, которая работает на общественных началах. Состав комиссии, как правило, 7—11 человек, возглавляет комиссию председатель, заседает комиссия один раз в месяц и решает вопросы, связанные с очередностью получения транспортных средств, с их списанием, капитальным ремонтом, с продажей автомобилей, бывших в употреблении. В учреждениях и организациях социальной защиты населения организуется касса взаимопомощи пенсионеров.
Касса взаимопомощи при районных (городских) отделах социальной защиты населения является добровольной, самостоятельной организацией, которая создается с целью оказания помощи пенсионерам путем выдачи возвратных денежных ссуд и безвозвратных пособий. Касса создается по решению районных или городских отделов. Сначала формируется инициативная группа, которая выявляет пенсионеров, желающих вступить в кассу взаимопомощи. Если набирается не меньше 50 человек, инициативная группа созывает общее собрание этих пенсионеров, где утверждается Устав и избирается правление кассы. Члены кассы взаимопомощи уплачивают вступительный взнос, обычно в размере одного процента от пенсии, и получают членскую книжку. Органом управления является общее собрание. Оно собирается не реже одного раза в год и считается правомочным при наличии двух или трех членов кассы. Правление кассы избирается на собрании в составе пяти— девяти человек сроком на два года. Из этого состава избирается председатель, секретарь, казначей. Правление утверждает бухгалтера кассы.
Из кассы взаимопомощи пенсионеры получают:
1.Долгосрочные ссуды (они выдаются тем, кто состоит членом не менее трех месяцев).
2. Краткосрочные ссуды.
3. Безвозвратные пособия (они выдаются тем, кто состоит в кассе не менее одного года и остро нуждается в помощи).
Заявление о выдаче ссуды рассматривается не позже десяти дней после подачи заявления. При решении вопроса о размере ссуды учитывается:
Степень нуждаемости члена кассы.
2. Стаж пребывания в этой кассе.
3. Своевременность уплаты членских взносов: ежемесячно упла-чиваются членские взносы, которые возвращаются в случае выхода пенсионера из кассы.
Большую помощь добровольцы-общественники оказывают в работе с письменными обращениями граждан, особенно в рассмотрении жалоб. Они, выходя на дом, оказывают по возможности моральную, психологическую помощь и поддержку нуждающимся, а также оказывают помощь в истребовании необходимых документов для назначения пенсий, пособий, оказания материальной помощи, помещения в дом-интернат для престарелых и инвалидов, организации помощи на дому социальными работниками. Поле деятельности для общественности на ниве социальной защиты населения неизмеримо велико.
2.2 ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ОРГАНОВ И УЧРЕЖДЕНИЙ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ СО СЛУЖБОЙ ЗАНЯТОСТИ
Деятельность территориальных органов по обеспечению социальной защиты незанятого населения сводится к трудоустройству населения, профессиональной подготовке безработных и профориентационной работе, организации общественных работ, содействию малому предпринимательству и самозанятости населения, поддержке рабочих мест и работников, находящихся под риском увольнения, территориальному перераспределению рабочей силы и материальной поддержке безработных.
Для успешного функционирования системы профессионального обучения безработных граждан, восстановления их социального статуса, роста адаптивных возможностей и способностей крайне важны социальное партнерство, постоянный диалог службы занятости с работодателями, образовательными учреждениями, органами исполнительной власти, общественными организациями и др.
Одно из самых важных направлений сотрудничества службы занятости и органов социальной защиты населения – это трудоустройство людей с ограниченными возможностями.
Механизм трудоустройства основан на адресной поддержке трудоустройства гражданина путем консолидации на ней скоординированных усилий органов социальной защиты населения, образовательных учреждений, службы занятости, бюро медико-социальной экспертизы. Основой межведомственного взаимодействия при поддерживаемом трудоустройстве для граждан, признанных инвалидами в установленном законодательством порядке, является индивидуальная программа реабилитации инвалида (ИПР).
На конкретном этапе организации трудоустройства гражданин может направляться для получения профессиональных навыков в учреждения начального и среднего профессионального образования. При прохождении обучения в этих учреждениях лицу с ограничениями жизнедеятельности силами службы социально-трудового сопровождения обеспечивается необходимая социальная поддержка.
Практический опыт показывает, что непосредственное (физическое) сопровождение социальным работником нуждающегося в этом лица может длиться в течение определенного периода времени и заканчивается, когда сопровождаемый работник и работодатель, трудовой коллектив адаптировались друг к другу. Однако некоторые люди в силу значительного затруднения взаимодействия с внешним миром нуждаются в постоянном сопровождении.
Трудоустройство людей с ограниченными возможностями осуществляется на следующих принципах:
Общественно-полезный труд в сочетании с лечебно-оздоровительными мероприятиями по восстановлению здоровья и трудоспособности.
В соответствии с рекомендациями МСЭК.
При участии предприятий, профсоюзов, органов здравоохранения, общественных органов и контроля со стороны органов социальной защиты населения.
Обучение, переобучение инвалидов, создание специальных
условий и режима труда.
Существуют следующие формы трудоустройства лиц с ограниченными возможностями:
1. На обычных предприятиях. На них трудоустраивают, как правило, инвалидов III группы и престарелых. Здесь могут применяться неполная рабочая неделя
или неполный рабочий день.
2. На специализированных предприятиях, цехах, участках. На таких предприятиях работают как правило, инвалиды I и II
групп, страдающие тяжелыми заболеваниями (туберкулезом, нервно-психическими заболеваниями). Здесь создаются благоприятные условия труда (отсутствие шума, повышенная влажность воздуха и т.д.). Уменьшаются нормы выработки, устанавливается сокращенный рабочий день, дополнительные перерывы, отпуск не менее 24 рабочих дней.
3. Работа на дому. Это самая перспективная форма трудоустройства инвалидов, особенно для инвалидов I и II групп. Предприятие заключает договор, поставляет сырье, материалы, забирает готовую продукцию.
4. Индивидуально-трудовая деятельность. Органы социальной за
щиты населения должны помогать в оформлении документов на
занятие этим видом деятельности.
Таким образом, в процессе организации трудоустройства лиц с ограниченными возможностями осуществляется оперативное взаимодействие службы занятости и социальных служб, обеспечивающих соответствующее сопровождение граждан, нуждающихся в этом.
Не менее важное направление взаимодействия службы занятости с органами социальной защиты населения – это работа с лицами без определенного места жительства.
Исследования показывают, что подавляющее число лиц без определенного места жительства и занятий являются гражданами трудоспособного возраста (от 18 до 60 лет), и лишь незначительная часть относится к лицам пенсионного возраста или инвалидам.
Учреждения социальной помощи проводят с лицами без определенного места жительства работу по следующим направлениям:
Социальная адаптация граждан;
консультация граждан по вопросам получения документов, удостоверяющих личность и регистрацию по месту жительства или пребывания;
приглашение работников службы занятости для разъяснения данной категории граждан порядка трудоустройства, а также положений законодательства РФ о занятости населения.
Учреждения социальной помощи производят предварительный отбор граждан, готовых приступить к трудовой деятельности, и сообщают органам службы занятости информацию о данной категории граждан.
В свою очередь органы службы занятости:
1.на основании полученной информации ведут предварительный подбор рабочих мест для граждан, готовых приступить к трудовой деятельности;
2. регистрируют обращающихся в службу занятости граждан данной категории и оказывают им помощь в обеспечении занятости;
3. оказывают услуги по профессиональной ориентации и консультируют по вопросам выбора работы, режима труда, возможности обучения;
4. оказывают содействие в развитии рабочих мест при учреждениях социальной помощи для данной категории граждан.
Органы службы занятости информируют учреждения социальной помощи о работе, проводимой по трудоустройству и профессиональному обучению данной категории граждан.
Таким образом, основная деятельность по оказанию социально-трудовой поддержки лицам без определенного места жительства осуществляемая органами службы занятости при взаимодействии с органами социальной защиты населения направлена на:
Привлечение трудоспособных граждан указанной категории к общественным и временным работам (благоустройство территорий, работа на стройках, уборка и сортировка мусора), на предприятия городов, в том числе на вакантные штатные должности в самих учреждениях социальной помощи.
Проведение сотрудниками территориальных органов службы занятости консультаций с выездом в социальные учреждения для лиц без определённого места жительства по вопросам их прав в области занятости.
Распространение информации о предприятиях города, предоставляющих рабочие места для трудоустройства лиц без определенного места жительства в местах их нахождения, регулярная публикация этих сведений в газетах, типа «Биржа труда», и распространение их в учреждениях социальной помощи.
В наибольшей степени трудовая адаптация бездомных актуальна для лиц «средних» возрастных групп, с одной стороны, имеющих возможность полноценно работать, но с другой стороны, с точки зрения работодателей, не имеющих трудовых перспектив вследствие приближения к пенсионному возрасту. Кроме того, важно отметить, что для лиц младших возрастных групп этой категории лиц важно создать долгосрочные предпосылки для реализации их способностей к трудовой деятельности. В то же время для лиц старших возрастных групп важнее создать предпосылки для стабильных заработков и социального обустройства.
Проблема социально-трудовой адаптации этой группы лиц заключается в том, что данная категория граждан не всегда обращается в службу занятости, предпочитая либо вообще не заниматься общественно-полезным трудом, либо решать проблему трудоустройства, не прибегая к помощи данной службы.
Однако в настоящее время бездомные самостоятельно не могут трудоустроиться официально (легально). Это обусловлено тем, что в перечне документов, которые в соответствии со ст.65 Трудового кодекса РФ необходимы для трудоустройства, указаны документы, которые не могут быть получены бездомными.
Не имея возможности легально трудиться, бездомные вынуждены работать без официального оформления трудовых отношений – нелегально. Это создает почву для их эксплуатации со стороны работодателей.