Файл: Контрольная работа методика обучения и организация проведения соревнований в беге на 200м. Представляется для защиты Исполнитель.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.11.2023
Просмотров: 90
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
2.2. Последовательность изучения 200м в школьной программе.
2.4. Техника безопасности во время урока
2.5. Требования к залу для проведения занятий
2.6. Инвентарь для проведения занятий.
3. ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОВЕДЕНИЯ СОРЕВНОВАНИЙ В БЕГЕ НА 200 МЕТРОВ В ШКОЛЕ
3.1. Состав судейской бригады и их обязанности, необходимый инвентарь.
3.2 Порядок определения победителей и программа соревнований.
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
«НАЦИОНАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ, СПОРТА И ЗДОРОВЬЯ
ИМЕНИ П.Ф. ЛЕСГАФТА, САНКТ-ПЕТЕРБУРГ»
Кафедра теории и методики легкой атлетики
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
Методика обучения и организация проведения соревнований в беге на 200м.
Представляется для защиты Исполнитель:
«___»________20___ Студентка 1 курса 104 гр.
Защищен «___»_____ Морозова П.О.
20___г. Факультет МФКиС заочное отделение
Кол. баллов по ТК _______
Санкт-Петербург
2023
СОДЕРЖАНИЕ
1.МЕОДИКА ОБУЧЕНИЯ БЕГУ НА 200м В ШКОЛЕ 3
2.ОРГАНИЗАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ БЕГУ НА 200м В ШКОЛЕ 16
2.1.Цель и задачи обучения 17
2.2. Последовательность изучения 200м в школьной программе. 17
2.3. Структура урока 19
2.4. Техника безопасности во время урока 20
2.5. Требования к залу для проведения занятий 22
2.6. Инвентарь для проведения занятий. 24
3. ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОВЕДЕНИЯ СОРЕВНОВАНИЙ В БЕГЕ НА 200 МЕТРОВ В ШКОЛЕ 25
3.1. Состав судейской бригады и их обязанности, необходимый инвентарь. 25
3.2 Порядок определения победителей и программа соревнований. 28
ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА 29
-
МЕОДИКА ОБУЧЕНИЯ БЕГУ НА 200м В ШКОЛЕ
Задачи
Средства
Методические указания
Возможные ошибки
1.Создать у занимающихся правильное представление о технике бега на 200м
Рассказ, применение наглядных пособий, показ техники на примере известных спортсменов, демонстрация кинограмм, кинокольцовок, опробование бега на отрезках 60-80м
Вести диалог с детьми, уточнять у них, насколько понятны объяснения. Сообщить правила соревнований. Акцентировать внимание занимающихся на наиболее важных моментах. Дать ученикам возможность 1-2 раза пробежать отрезок 60-80м с низкого старта, следить за техникой и наличием ошибок, указать на них, если они были допущены.
Количество повторных пробежек может быть различно. Оно зависит от того, как скоро занимающийся пробежит дистанцию в свойственной ему манере.
Обращать внимание на основы техники: положение туловища; работу рук; вынос маховой ноги, постановка опорной.
В пробных пробежках ученик может продемонстрировать не свойственную ему манеру бега. При этой ошибке не обходимо определить тот момент, когда обучаемый демонстрирует свою манеру бега.
2. Обучить технике бега по прямой, заостряя внимание на свободном и правильном выполнении основных элементов бега (работа рук, ног, положение туловища, головы и т.д.)
l. Специальные беговые упражнения, выполняемые на отрезках 30 - 40 м:
1)Подскоки, поочередно на каждую ногу с продвижением. Руки работают как при беге, противоположно толчковой ноге рука, отведена назад, согнута в локте.
2) Бег на прямых ногах, отталкиваясь точно под собой, руки работают как в обычном беге.
3) Бег с высоким подниманием бедра, руки работают как при беге, постановка стопы осуществляется с передней части, туловище наклонено вперед на 2-4градуса.
4) Бег с захлестыванием голени назад, туловище наклонено вперед на 20- 30 градусов, руки работают как при беге. Необходимо активно вскидывать голень маховой ноги под ягодицу.
5) Многоскоки или бег прыжками.
6) Бег с ускорением.
Перечень упражнений и их дозировка подбираются для каждого занимающегося с учетом недостатков в технике бега. В беге с ускорением нужно постепенно увеличивать скорость, но так, чтобы движения бегуна были свободными. Повышение скорости следует прекращать, как только появится излишнее напряжение, скованность. При достижении максимальной скорости нельзя заканчивать бег сразу, а нужно его продолжить некоторое время, не прилагая максимальных усилий (свободный бег). Дистанция свободного бега увеличивается постепенно. Бег с ускорением - основное упражнение для обучения технике спринтерского бега. Все беговые упражнения необходимо выполнять свободно, без излишних напряжений. При выполнении бега с высоким подниманием бедра и семенящего бега нельзя откидывать верхнюю часть туловища назад. Количество повторений рекомендуемых упражнений устанавливается в зависимости от физической подготовленности (3-7 раз).
При выполнении специальных беговых упражнений нужно обращать внимание на высокий подъем бедра маховой ноги и мягкую её постановку на землю с передней части стопы.
При выполнении специальных беговых упражнений возможны ошибки: неправильная осанка, скованность движений, скованность в плечевом и грудном отделе, в следствии затруднение дыхания, положение головы (излишний наклон вперед), напряжение нерабочих мышечных групп.
При беге с высоким подниманием бедра: бедро не параллельно земле, отсутствие упругости или проваливание в стопе; При беге на прямых ногах: неупругое отталкивание, отклонение туловища назад, работа прямыми руками или неактивное включение их в работу, сгибание ног в коленных суставах; При беге с захлестыванием голени: излишний наклон туловища, неполное складывание ноги, закрепощён плечевой пояс, неправильная работа рук.
3. Обучить технике бега на повороте
1. Бег с ускорением на повороте дорожки с большим радиусом (на 4-6-й дорожках) по 50-80 м со скоростью 70- 80% от максимальной.
2. Бег с ускорением на повороте на первой дорожке (50-80 м).
3. Бег по кругу радиусом 20-10 м с различной скоростью.
4. Бег с ускорением на повороте с выходом на прямую (80-100 м) с различной скоростью.
5. Бег с ускорением на прямой с входом в поворот (80-100 м) с различной скоростью.
Бежать на повороте дорожки надо свободно. Уменьшать радиус поворота следует только тогда, когда достигнута достаточно правильная техника бега на повороте большого радиуса. При беге с входом в поворот необходимо учить занимающихся начинать наклон тела к центру поворота, опережая возникновение центробежной силы. Упражнения повторяются в зависимости от подготовленности занимающихся (3-8 раз).
1.Вместо наклона всего туловища обучающие наклоняют влево только голову или сгибаются в пояснице. Учитель должен указать на конкретную ошибку.
2.Неправильная работа рук. Нужно выполнить имитацию движения руками на месте.
3.На повороте учащийся выставляет левое плечо, а не грудь, и его разворачивает вправо. При этом необходимо увеличить отведение локтя правой руки вправо при ее движении вправо.
4. На вираже бегуна выбрасывает вправо на соседнюю дорожку. Ученики должны увеличить наклон туловища влево, усилить задний толчок правой ноги.
4. Обучить технике низкого старта и стартового разгона. Научить рациональной расстановке стартовых колодок с учетом индивидуальных особенностей занимающихся.
1. Выполнение команды «На старт!»
.2. Выполнение команды «Внимание!».
3. Начало бега без сигнала, самостоятельно (до 20 м, 8-12раз).
4. Начало бега по сигналу (по свистку).
5. Начало бега по сигналу, следующему через разные промежутки после команды «Внимание!».»
6. Прыжки и прыжковые упражнения из стартовых колодок по прямой и в прыжковую яму.
7. Многократное выбегание с низкого старта по 10-15м.
8. Бег на отрезках 30-40м с низкого старта
Обучая низкому старту, необходимо на первых занятиях указать занимающимся, чтобы они не начинали бег до сигнала -фальстарт. При фальстарте надо обязательно возвращать бегунов и обращать их внимание на недопустимость фальстартов. Рекомендуется подавать только один заключительный сигнал. При этом бегуны принимают без команды позу, занимаемую по сигналу «Внимание!». Низкий старт по выстрелу применяется на занятиях после овладения правильными движениями. Количество повторений может колебаться от 3 до 15.
Необходимо концентрировать внимание на активном проталкивании и сохранении наклона.
Обратить внимание занимающихся на оптимальную длину шага, которая позволяет, выполнять движения с очень высокой частотой, особенно на 5-6 шагах. Также очень важным является третий шаг со старта, в котором проекция ОЦМТ существенно приближается к месту постановки стопы и может произойти натыкание на ногу.
Если бегун с первых шагов после старта преждевременно выпрямляется, целесообразно увеличить расстояние от колодок до стартовой линии или установить на старте наклонную рейку, ограничивающую возможность подъема. Хорошим упражнением для устранения преждевременного выпрямления бегуна со старта является начало бега из высокого стартового положения с опорой рукой и горизонтальным положением туловища. Ошибками являются: при команде «На старт!» руки согнуты в локтях, слишком быстро или далеко друг от друга, на стартовой линии или далеко от нее, плечи не одном уровне со стартовой линией, голова поднята, взгляд вперед; при команде «Внимание!» таз поднимается высоко, выпрямляя сзади стоящую ногу, плечи не выходят за стартовую линию, голова поднята, взгляд вперед.
Недостаточный упор подошвы стопы заднюю колодку. Нужно переставить колено, изменить угол наклона колодки.
Слишком большой прогиб в спине. Необходимо опустить голову вниз, взгляд направить на один метр вперед.
Слишком глубокий след, проекция плеч далеко от стартовой линии. Занимающееся должны отработать правильное положение перед зеркалом.
Таз поднять очень высоко, ноги почти выпрямлены. При этом нужно опустить таз, ноги согнуть, отработать положение перед зеркалом.
Бегун слишком сильно опирается на руки, плечи выдвинуты вперед. Чтобы исправить эту ошибку, нужно приподнять таз, плечи отвести назад до проекции.
Обе руки отводиться одновременно назад. Быстрое выпрямление туловища на первых шагах разгона. Нужно выполнять короткие быстрые движения руками. Выбегание со старта с ограничением подъема тела рейкой, которую держит преподаватель.
6. Научить переходу от стартового разбега к бегу по дистанции
1. Бег по инерции после пробегания небольшого отрезка с полной скоростью (5-10 раз).
2. Наращивание скорости после свободного бега по инерции, постепенно уменьшая отрезок свободного бега до 2-3 шагов (5-10раз).
3. Переход к свободному бегу по инерции после разбега с низкого старта (5-10 раз).
4. Наращивание скорости после свободного бега по инерции, выполненного после разбега с низкого старта (6-12 раз), постепенно уменьшая участок свободного бега до 2-3 шагов.
5. Переменный бег. Бег с 3-6 переходами от максимальных усилий к свободному бегу по инерции.
Вначале нужно обучать свободному бегу по инерции по прямой дистанции на отрезках 60-100 м. Обращается особое внимание на обучение умению переходить от бега с максимальной скоростью к свободному бегу, не теряя скорости.
Изменение ритма бега, резкое выпрямление туловища
7. Обучить технике финиширования.
1. Наклон вперед с отведением рук назад при ходьбе (2-6 раз).
2. Наклон вперед на ленточку с отведением рук назад при медленном и быстром беге (6-10 раз).
3. Наклон вперед на ленточку с поворотом плеч на медленном и быстром беге индивидуально и группой (8-12 раз).
4. Бег на 60-70-м с последующим пробеганием финишного створа
5. Бег на отрезках 100-200м, с акцентом на быстрое пробегание последних 20м в парах и группе.
Обучая финишированию с броском на ленточку, надо воспитывать умение проявлять волевые усилия, необходимые для поддержания достигнутой максимальной скорости до конца дистанции. Важно также приучать бегунов заканчивать бег не у линии финиша, а после нее. Для успешности обучения нужно проводить упражнения парами, подбирая бегунов, равных по силам, или применяя форы.
Заканчивать финиширование надо не до ленточки, а дальше, пробегая этот отрезок максимально быстро с наклоном туловища вперед.
Прыжок на финишный створ. Ученики должны пробегать на полной скорости линию финиша без специальных бросков и прыжков, сохраняя наклон туловища.
Выхлестывание голени вперед, отклонение туловища назад. Подбор ноги для броска. Чрезмерный наклон туловища и падение. Нужно пробегать на полной скорости линию финиша без бросков и прыжков.
8. Дальнейшее совершенствование техники бега на 200м в целом
1. Все упражнения, применявшиеся для обучения, а также бег по наклонной дорожке с выходом на горизонтальную, бег вверх по наклонной дорожке.
2. Ускорение с ходу
3. Ускорения с низкого старта
4. Пробегание дистанции 60-100м за меньшее количество шагов
5. Бег на месте с опорой руками на гимнастическую стенку
6. Применение тренажерных устройств: тяговые и тормозящие устройства.
7. Пробегание полной дистанции.
8. Участие в соревнованиях и прикидках.
Техника спринта лучше всего совершенствуется при беге в равномерном темпе с неполной интенсивностью; в беге с ускорением, в котором скорость доводится до максимальной; при выходах со старта с различной интенсивностью.
Стремление бежать с максимальной скоростью при неосвоенной технике и недостаточной подготовленности почти всегда приводит к излишним напряжениям.
-
ОРГАНИЗАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ БЕГУ НА 200м В ШКОЛЕ
Основной организационной формой занятий по легкой атлетике в школе является урок. Основные черты урока:
1. Учебные и тренировочные занятия проводятся по расписанию.
2. Урочным формам присущи постоянство состава занимающихcя и возрастная однородность.
3.Занимающиеся имеют примерно одинаковую физическую подготовленность и владеют определенными умениями и навыками, приобретаемыми на практических занятиях.
Благодаря данным особенностям урочной формы проведения занятий становится возможным планирование учебного процесса, учитывая возможности занимающихся.
-
Цель и задачи обучения
Цель: научить основам техники правильного бега на 200м.
Задачи: 1. Развивать навыки обучающихся в технике бега и совершенствовать учащихся в его выполнении;
2. Способствовать развитию координационных способностей и скоростно-силовых качеств, необходимых в беге на 200м.
3. Способствовать воспитанию морально-волевых качеств, характерных для бега на короткие дистанции.
4. Обеспечить усвоение обучающимися знаний об особенностях техники бега на короткие дистанции, его оздоровительно-развивающем, прикладном и воспитательном значении.
2.2. Последовательность изучения 200м в школьной программе.
Обучение любому двигательному действию подчиняется основным педагогическим принципам и проходит ряд этапов. В настоящее время существует несколько известных методик обучения. Традиционная, основанная на обучении двигательному действию по частям, сообразуется с основными педагогическими принципами «от простого к сложному» и «от главного к второстепенному» и имеет два направления. Первое: на начальном этапе следует обучать по частям, фазам. Второе направление — целостное обучение двигательному действию. Методика обучения представляет задачи и средства их решения, методы использования упражнений, способы организации занятия и выполнения упражнений, количество повторений упражнений, или их дозировку. То есть задачи обучения говорят нам, чему мы собираемся учить, средства - с помощью чего, методы - как учить, а также, что необходимо знать для выполнения того или иного упражнения и как организовать сам процесс выполнения упражнения. При обучении и совершенствовании техники бега на короткие дистанции необходимы знания основных закономерностей формирования двигательных навыков. Процесс овладения движениями проходит в три этапа:
-
ознакомление с новым движением, формирование основ техники;
-
формирование двигательного умения;
-
формирование двигательного навыка.
На этапе ознакомления нужно создать представление о движении, которое необходимо освоить; применяемый круг средств может быть самым разнообразным: объяснение преподавателя, показ кинограмм, видеофильмов, показ бега квалифицированными спортсменами, выполнение пробного бега занимающимися.
На этапе формирования двигательного умения необходимо путем многократных повторений довести выполнение всех технических элементов спринтерского бега до относительно совершенной формы, исправляя и корректируя возникающие ошибки.
На этапе формирования двигательного навыка следует довести выполнение движения до относительного совершенства, уметь демонстрировать технику движения в изменяющихся условиях, в том числе и соревновательных.
В процессе обучения нужно руководствоваться общепедагогическими, дидактическими принципами сознательности, активности, наглядности, доступности и прочности.
Бег на 200м принято делить на фазы: старт и стартовый разгон, бег по дистанции и финиширование. Однако обучение технике бега следует проводить в другой последовательности: сначала нужно научить занимающихся быстро бегать, а затем – старту и финишированию. При обучении технике бега следует помнить о том, что отдельные элементы, занимающиеся не могут освоить из-за недостаточного уровня развития таких физических качеств, как сила, быстрота, координация движений. Поэтому важно в равной степени уделять внимание как обучению технике, таки развитию физических качеств.
Последовательность изучения бега на 200м:
1) создать представление о технике бега;
2) обучить: специальным беговым упражнениям
3) обучить технике:
— работы рук при беге;
— бегового шага,
— бега по прямой,
— высокого старта и стартового разбега,
— низкого старта и стартового разбега;
4) обучить переходу от стартового разбега к бегу по дистанции;
5) обучить финишированию;
6) совершенствовать технику бега.
2.3. Структура урока
Урок физической культуры является основной формой построения занятия физическими упражнениями в школе. Он состоит из трех частей: подготовительной, основной и заключительной. Цель подготовительной части- посредством действенных физических упражнений при минимальных затратах времени включить в работу все функциональные системы организма занимающегося. Правильный подбор упражнений в движении (ходьба, бег) и на месте (шеренга, колонна, круг) способствует улучшению работы органов дыхания, кровообращения, обмена веществ, укреплению опорно-двигательного аппарата. Упражнения подготовительной части урока должны соответствовать задачам урока. На уроке по легкой атлетике это могут быть- спортивная ходьба, медленный бег, беговые упражнения, различные прыжки, ускорения. Используются подготовительные упражнения того вида легкой атлетики, которым учащиеся будут заниматься. В случае, если это бег на 200м, то в подготовительной части учащиеся могут выполнить дополнительные ускорения по 60-80 м, а также упражнения, направленные на развитие техники бега и частоты шага. В основной части одной из задач урока является изучение нового материала. Вначале разучиваются новые элементы техники бега на 200м. Закрепление и совершенствование усвоенных ранее навыков проводиться в середине и в конце основной части урока. Например, если на прошлом уроке учащиеся разучивали бег на поворотах, а на данном уроке учатся стартовать с колодок, то в начале основной части урока будет обучение низкому старту. Упражнения, требующие проявления скоростных, скоростно- силовых качеств, тонкой координации и ловкости, выполняются в начале основной части урока, а упражнения, связанные с силой и выносливостью, в конце.
Заключительная часть (5 мин) занятия необходима для постепенного снижения нагрузки, приведения организма в состояние, близкое к норме. В этой части урока используются медленный бег, ходьба, дыхательные упражнения, упражнения на гибкость и для расслабления.
2.4. Техника безопасности во время урока
Общие требования безопасности:
- К занятиям легкой атлетикой допускаются ученики, прошедшие инструктаж по охране труда, медицинский осмотр и не имеющие противопоказаний по состоянию здоровья;
- При проведении занятий по легкой атлетике соблюдать правила поведения, расписание учебных занятий, установленные режимы занятий и отдыха;
- При проведении занятий по легкой атлетике возможно воздействие на обучающихся следующих опасных факторов:
1.травмы при падении на скользком грунте или твердом покрытии;
2.травмы при нахождении в зоне броска во время занятий по метанию;
3.выполнение упражнений без разминки.
- При проведении занятий по легкой атлетике должна быть медаптечка с набором необходимых медикаментов и перевязочных средств для оказания первой помощи при травмах.
- О несчастном случае пострадавший или очевидец несчастного случая обязан немедленно сообщить учителю (преподавателю, воспитателю), который информирует об этом администрацию учреждения. При неисправности спортивного инвентаря прекратить занятия и сообщить об этом учителю (преподавателю, воспитателю).
- В процессе занятий обучающиеся должны соблюдать порядок проведения учебных занятий и правила личной гигиены.
Требования безопасности перед началом занятий:
- Надеть спортивный костюм и спортивную обувь с нескользкой подошвой.
- Провести разминку.
Требования безопасности во время занятий:
- При групповом старте на короткие дистанции бежать только по своей дорожке. Дорожка должна продолжаться не менее чем на 15 м за финишную отметку.
-Во избежание столкновений исключить резко «стопорящую» остановку.
Требования безопасности в аварийных ситуациях:
- При плохом самочувствии прекратить занятия и сообщить об этом учителю (преподавателю).
- При получении травмы немедленно оказать первую помощь пострадавшему, сообщить об этом администрации учреждения, при необходимости отправить пострадавшего в ближайшее лечебное учреждение.
Требования безопасности по окончании занятий:
- Убрать в отведенное место для хранения спортивный инвентарь.
- Снять спортивный костюм и спортивную обувь.
- Принять душ или тщательно вымыть лицо и руки с мылом.
2.5. Требования к залу для проведения занятий
Помещения спортивных залов, размещенное в них оборудование должны удовлетворять требованиям строительных норм и правил, а также правилам по электробезопасности (ПЭЭП, ПУЭ) и пожаробезопасности (ППБ-01-99) для общеобразовательных школ. Спортивный зал, как правило, размещается на первом этаже в пристройке. Его размеры предусматривают выполнение полной программы по физическому воспитанию и возможность спортивных внеурочных занятий. Количество и типы спортивных залов предусматриваются в зависимости от вида общеобразовательного учреждения и его вместимости. Площадь спортивного зала должна быть 9 х 18м, 12 х 24м, 18 х 30 м, при высоте не менее 6 м. Количество мест в спортивном зале во время проведения занятий должно устанавливаться из расчета 0,7 м2 на одного учащегося. Заполнение зала сверх установленной нормы запрещается. Полы спортивных залов должны быть упругими, без щелей и застругов, иметь ровную, горизонтальную и нескользкую поверхность, окрашенную эмульсионной или силикатной краской. Полы не должны деформироваться от мытья и к началу занятий должны быть сухими и чистыми. Стены спортивных залов должны быть ровными, гладкими, окрашенными в светлые тона на всю высоту панелей красками. Оконные проемы спортивного зала должны располагаться по продольным стенам, остекленение окон должно иметь защитное ограждение, окна должны иметь фрамуги, открывающиеся с пола, и солнцезащитные приспособления. Потолок зала должен иметь неосыпающуюся окраску. В зданиях школ перекрытия над спортзалом должны быть трудносгораемыми и с пределом огнестойкости не менее 0,75. Не допускается создавать утепление перекрытий спортзала торфом, деревянными опилками и другими легкозагорающимися материалами. Рубильники должны устанавливаться вне помещений — в коридоре, на лестничной площадке и др. В помещении основных спортивных сооружений на видном месте должен быть вывешен план эвакуации занимающихся на случай пожара или стихийного бедствия. Двери эвакуационных выходов в спортивных залах допускается запирать только изнутри с помощью легко открывающихся запоров, задвижек или крючков. Категорически запрещается забивать наглухо или загромождать двери запасных выходов из спортивного зала. Спортивный зал