Добавлен: 10.11.2023
Просмотров: 89
Скачиваний: 6
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
1. КОНКУРЕНЦИЯ КАК ОСНОВА РЫНОЧНОГО МЕХАНИЗМА.
1.1. Понятие конкуренции в современном мире и ее функции.
1.3. Методы и стратегии конкуренции.
2. МОНОПОЛИЯ КАК РЕЗУЛЬТАТ КОНКУРЕНЦИИ.
2.1. Понятие монополии, ее виды и исторические формы.
2.2. Положительные и отрицательные проявления монополии.
Участниками консорциума могут быть юридические и физические лица, частные и государственные организации, само государство. Возглавляет консорциум один из его членов, функции которого прописаны в соглашении. [3, ст. 223]
Конгломерат – слияние фирм, функционирующих на непересекающихся сегментах рынка. Такая форма организации монополии характеризуется высоким уровнем децентрализованного управления, в рамках которого производственные подразделения обладают достаточно широкой автономией. Конгломерат – одна из современных форм монополистических объединений, возникших в США в начале 1960-х гг. [3, ст. 223]
2.2. Положительные и отрицательные проявления монополии.
Монополия неоднозначное явление, которая разнопланово воздействует на рынок, и не до конца исследовано. Последние десятилетия показали, что доля крупного капитала увеличивается, что привело к потребительскому поведению и увеличению диспропорции в экономике. Стоит отметить, что попытки борьбы с монополией не приводят к успеху, а, наоборот, пока весьма неудачны. Несмотря на такой поворот событий, у монополии есть положительные и отрицательные моменты.
Положительные моменты:
– монополии представляют собой крупные компании, имеющие огромную концентрацию капитала и, обладающие большими инвестициями;
Данное положение открывает им ряд существенных преимуществ по сравнению с малым или среднем бизнесом, особенно в условиях диверсификации. Производство компаний монополистов имеет меньше издержек, поэтому ее деятельность выгоднее. Монополии имеют большие возможности обыграть малый и средний бизнес в качестве выпускаемой продукции, в показателях производительности труда и так далее. Малый и средний бизнес иллюзорен, и недолговечен, поскольку успешные малые и средние компании, так или иначе, подпадают под контроль монополий. Монополии могут осуществлять свою деятельность по-крупному, крупные масштабы – конкурентное преимущество монополий;
– монополии имеют возможность развивать научно-технический прогресс (НТР), за счет наличия больших средств и быстрой окупаемости последних. Мелкие и средние предприятия не имеют средств и широких возможностей вкладывать деньги в научные разработки. Научные разработки для них не целесообразны.
– монополия – первое в истории средство антикризисного регулирования, средство преодоления и терапии различных хозяйственных диспропорций.
Монополия – единство предприятий, объединенных и действующих в целях одного, общего руководства. Общее направление, заданное для всех компаний входящих в монополию, ослабляет анархию, стихийность развития (Юридически, отдельное предприятие может сохранять свою самостоятельность).
Если раньше предприятия, входящие в состав монополии, конкурировали между собой, то теперь, после их объединения, у них снизились транзакционные издержки на сумму их прежних расходов по ведению конкурентной борьбы;
– у монополий больше возможностей для интернационализации и участия в мировой хозяйственной жизни. Малые и средние предприятия не имеют возможности заниматься постоянно экспортно-импортной деятельностью в масштабах монополий, поэтому, не могут быть эффективными в развитии данного направления;
Крупные компании более конкурентоспособны в условиях внутренней и внешней деятельности, особенно предприятия, организованные с гармоничной внутренней структурой, где присутствует замкнутый экспортно-импортному кругу деятельности, приводящий к снижению транзакционных издержек. Например, рассмотрим компанию, где собственные производственные силы, есть собственный банк и транспортная фирма, а также личный таможенный коридор, позволяющий обслуживаться без очереди. Есть собственная страховая компания и зарубежная компания, через которую прокачиваются средства, таким образом, все затраченные деньги остаются в созданной системе. Выходя за пределы своей страны, компания монополист может начать скупать предприятия, с которыми она вела дела у зарубежных компаний.
Отрицательные моменты:
– монополия может делать многое, почти всё, что захочет. Со временем происходит потеря нормальной связи между производителем и потребителем, поскольку не учитываются реально существующие потребности потребителя. Монополии навязывают потребителям товары, заставляя делать вынужденные покупки, поскольку других товаров попросту нет;
– монополия ведет к повсеместному завышению уровня цен, снижению объёмов производства и качества товаров. Уничтожается свободная конкуренция, рыночное установление цен, поскольку отсутствуют другие производители похожего продукта. Производство коллективное, и в решающих отраслях индивидуальные предприятия поглощаются крупными;
Как следствие, происходит снижение покупательной способности, падение предпринимательской активности, падает спрос, экономика переходит в кризисное состояние.
Кризисное состояние отражается и на самой монополии – у неё возрастают расходы на производство. Завышение цены приводит к нехватке денег, что приводит к эмиссии и, как следствие, инфляции. Рост денежной массы и снижение количества товарной массы – идеальные условия для инфляции.
– резкое торможение научно-технического прогресса, отсутствие инноваций из-за монополий. На первых этапах своей работы монополии активно внедряют новые разработки, поддерживают их, чтобы вытеснить с рынка конкурентов, но потом, когда рынок занят, теряют заинтересованность в техническом прогрессе, покупают товары и так, а, следовательно, незачем тратиться на науку, предпочитают дальнейшее повышение цен;
– со временем, монополия может стать фактором политического управления обществом и политической монополии. Интересы монополии начинают противоречить интересам общества, утрачивается социальная ответственность монополии перед обществом, монополия подменяет деятельность органов управления. Формально власть находится у политиков, а на самом деле – у монополистов. Наблюдается процесс объединения политической власти и крупного капитала. Во многом из-за этого произошел кризис 1998 г.
2.3. Современная антимонопольная политика.
Рыночный механизм при современных условиях хозяйствования, не может осуществлять координацию процессов экономического выбора, обеспечивая максимальное эффективное распределение и использование ресурсов без государственной поддержки. Поэтому, государством должна быть организована поддержка конкуренции, тесно взаимодействующая с проведением соответствующей экономической политики государства, где важнейшая составляющая – антимонопольная политика. Стержень экономической политики составляет государственное регулирование, а сущность антимонопольной политики заключается в антимонопольном регулировании. На деле меры антимонопольного регулирования проявляются через антимонопольное законодательство страны.
Антимонопольная политика – правовая форма антимонопольного регулирования отношений на рынке на уровне государства. Законодательство в данной сфере выступает, как совокупность нормативных актов, осуществляя, путем реализации актов воспроизводство и поддержку честной конкуренции, а также оказывает меры по предупреждению, пресечению и ограничению монополистической деятельности.
Рассмотрим механизм антимонопольного регулирования на примере Соединенных Штатов Америки (США). США – пионер в области антимонопольного регулирования. Крупные монопольные компании США играют господствующую роль в экономической системе всего мира. Десять крупнейших монополий мира включают 8 американских. Система антимонопольного регулирования в США признает незаконность всех актов монопольной деятельности, независимо от уровня их воздействия на конкуренцию. Данная система закреплена не только в законодательстве США, но и в законодательствах других стран, например Канады или Аргентины. Но монополия полностью запрещена только в США.
Классический пример антимонопольного законодательства – антитрестовское законодательство США. Первым актом которого стал знаменитый закон Шермана, выпущенный в 1890 г., суть которого заключалась в направленности против монополизации торговли и коммерческой деятельности. Закон запрещал любые формы контрактов (объединения, сговор и т. п.), направленные на ограничение свободы торговли, а также объявлял вне закона "недобросовестные приемы" устранения конкурентов, закон рассматривал эти приемы как уголовное преступление. В качестве мер пресечения предусматривались штрафы, возмещение убытков, тюремное заключение и даже расформирование виновной фирмы. Главная составляющая закона Шермана – нацеленность на борьбу с уже существующими монополиями (картелями, синдикатами, трестами). Недостатки закона заключались в нечетко сформированных основных определениях, отсутствия контроля над выполнением закона, отсутствия постоянной государственной структуры и профилактических антимонопольных мер.
Недостатки закона Шермана были устранены только в 1914 г., путем принятия закона Клейтона и закон о Федеральной торговой комиссии (ФТК). Закон Клейтона уточнял понятия антитрестовского законодательства, включал объемное толкование термина «антимонопольная деятельность». Закон определял финансовые взаимодействия монополистов и монопольной власти. Контроль исполнения антитрестовских законов был возложен на государственную Федеральную торговую комиссию. Данные законы позволили расширить меры профилактики "монопольной болезни". Далее, антитрестовское законодательство США все больше и больше переходило от узкой трактовки монополистического поведения к широкой.
В 1936 г. был принят закон Робинсона-Патмана, как поправка к закону Клейтона, где главные акценты были расставлены на усиление борьбы с ценовой дискриминацией.
Закон Уиллера-Ли, вышедшей в 1938 г., содержал информацию по защите прав потребителей, в сфере ложной рекламы, обличал искаженную информацию; закон Келлера-Кефаувера, вышедшей в 1950 г., раскрывал сущность взаимодействия монополистов в сфере материальных активов.
В 1950 г. был принят закон Селлера, описывающий поправки к закону Клейтона, содержащий требования, ужесточения слияния фирм. На уровне государственной власти в рамках Министерства Юстиции США, в 30-е годы, был создан антитрестовский отдел, который вместе с ФТК осуществлял и координировал процесс антимонопольного регулирования, путем нормативных актов и судебных решений.
Например, в первой половине 80-х гг. американским правительством были приняты инструктивные документы, устанавливающие нормативы отраслевой концентрации с использованием индекса Херфиндаля-Хиршмана (JHH).
Индекса Херфиндаля-Хиршмана в пределах 1000 показывал слабо концентрированный рынок, значение индекса в 1800 – признавал рынок высоко концентрированным. Введенные нормативы ускорили горизонтальную концентрацию в рамках однородного слияния, в ранее низких отраслях (поставщик-поставщик). Новые нормативы не оказывали препятствующего действия на вертикальную концепцию и образованию конгломератов, неоднородное слияние, поставщик – банк. [2]
В настоящее время в США законодательная база антимонопольного регулирования основывается на вышеупомянутых законах: Шермана, Клейтона, а также Робинсона-Пэтмена.
Основными организациями осуществляющие контроль за монополистической деятельностью являются:
– Антитрестовский̆ отдел Министерства юстиции США (возбуждение уголовных дел против субъектов, нарушающих антитрестовское законодательство);
– Федеральная торговая комиссия (государственный̆ контроль за соблюдением антитрестовского законодательства);
– Верховный суд США (оценка законности или недействительности условий договоров или методов хозяйственной̆ деятельности).
В Российской Федерации существует специальный уполномоченный федеральный орган исполнительной власти в лице федеральной антимонопольной службы (ФАС). ФАС осуществляет принятие нормативных правовых актов, контролирует соблюдение антимонопольного законодательства, оказывает услуги для государственных нужд и множество других функций. Деятельность Федеральной антимонопольной службы руководит Правительство РФ. А также Федеральная служба по тарифам РФ, осуществляющая государственное регулирование цен на продукцию и контроль их соблюдения, согласно законодательству Российской Федерации. Помимо законодательного антимонопольного регулирования в государствах с рыночной системой используются нормативно-ориентирующие пути воздействия, выраженные в правительственных заказах, налогах, процентах и государственных субсидиях. Так, например Федеральный закон "О защите конкуренции" от 26.07.2006 N 135-ФЗ, устанавливает организационные и правовые основы защиты конкуренции в условиях рыночной экономики. Использование этих рычагов помогает государству оказывать воздействие на интенсивность конкурентной среды в различных отраслях рынка.