Добавлен: 10.11.2023
Просмотров: 96
Скачиваний: 6
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
1. КОНКУРЕНЦИЯ КАК ОСНОВА РЫНОЧНОГО МЕХАНИЗМА.
1.1. Понятие конкуренции в современном мире и ее функции.
1.3. Методы и стратегии конкуренции.
2. МОНОПОЛИЯ КАК РЕЗУЛЬТАТ КОНКУРЕНЦИИ.
2.1. Понятие монополии, ее виды и исторические формы.
2.2. Положительные и отрицательные проявления монополии.
Автономная некоммерческая организация высшего образования «МОСКОВСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» |
Кафедра экономики и управления Форма обучения: заочная |
КУРСОВАЯ РАБОТА
По дисциплине «Экономическая теория»
На тему: «Конкуренция и монополия»
Группа 22ГУ113в
Студент
Г. И. Кардаяк
Преподаватель
Е. Г. Ефимова
МОСКВА 2023 г.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
1. КОНКУРЕНЦИЯ КАК ОСНОВА РЫНОЧНОГО МЕХАНИЗМА. 4
1.1. Понятие конкуренции в современном мире и ее функции. 4
1.2. Виды и типы конкуренции. 7
1.3. Методы и стратегии конкуренции. 10
2. МОНОПОЛИЯ КАК РЕЗУЛЬТАТ КОНКУРЕНЦИИ. 14
2.1. Понятие монополии, ее виды и исторические формы. 14
2.2. Положительные и отрицательные проявления монополии. 19
2.3. Современная антимонопольная политика. 22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 29
CПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 32
ВВЕДЕНИЕ
В наши дни рассмотрение проблемы монополии и конкуренции является наиболее актуальной, так как мировой рынок стремится к созданию и обеспечению условий для рыночной конкуренции. Но в противовес этому на мировой арене существует множество фирм-монополистов, которые не дают возможность пробиться новым компаниями, в результате чего, происходит чрезмерная монополизация рынка, которая угрожает нормальному функционированию рыночного механизма. Поэтому проблемам конкуренции и монополии отводится значительное место в исследованиях не только специалистов, но и широких слоев населения.
Целью курсовой работы является изучение литературы по теме: конкуренция и монополия.
Задачами курсовой работы являются:
– рассмотрение конкуренции в современном мире и ее функций;
– выявление видов и типов конкуренции;
– исследование методов и стратегий конкуренции;
– рассмотрение монополии и ее исторических форм;
– обоснование положительных и негативных сторон монополии;
– рассмотрение современной антимонопольной политики.
Объектом исследования данной работы является рыночная система. Предметом данной работы является взаимосвязь конкуренции и монополии и их историческое развитие.
Теоретическая база исследования – основные теоретические подходы и истории происхождения, раскрывающие сущность конкуренции и монополии. Методологической базой исследования послужили выработанные экономической наукой методы и приемы научного исследования: общенаучные – историко - логический метод, метод научных абстракций, анализ и синтез; и частные - статистический метод, наблюдений и сбора фактов.
Эмпирическая база исследования – учебники по экономическим дисциплинам, прежде всего, по экономической теории, труды ученых, в которых рассмотрена проблема исследования, интернет-ресурсы.
Структура курсовой работы представляет собой введение, две главы, заключение и список использованной литературы.
1. КОНКУРЕНЦИЯ КАК ОСНОВА РЫНОЧНОГО МЕХАНИЗМА.
1.1. Понятие конкуренции в современном мире и ее функции.
Конкуренция важная составляющая категория рыночных отношений. В нашей работе рассматриваются вопросы взаимосвязи влияния конкуренции на механизмы рынка. Путем рассмотрения общего понятия конкуренции, а также проанализировав ее функций, мы сможем прийти к детальному пониманию ее сущности.
Термин «конкуренция» в экономической теории берет свое начало от латинского слова «concurrentia», означающего «столкновение», «состязание».
В экономике конкуренция определяется следующим образом: «Конкуренция - ситуация, когда существует несколько альтернативных направлений использования редкого блага, в котором заинтересованы различные группы людей, борющихся между собой за право распоряжаться этим благом».
Толкование термина «конкуренция» в экономике претерпело многочисленные изменения пока не пришло к своему сегодняшнему значению.
Классическая экономическая теория рассматривала конкуренцию с помощью поведенческого подхода. А. Смит понимал сущность конкуренции как совокупность взаимозависимых попыток различных продавцов установить контроль на рынке. Акцент на честном труде продавцов без сговора за лучшие места продажи и выгодные условия покупки товаров. Цены – основной объект конкуренции того времени.
Поведенческая трактовка конкуренции была характерна и для неоклассической политической экономии. Неоклассики понимали конкуренцию, как борьбу за особые экономические условия, и за деньги покупателей, на которые можно приобрести эти экономические блага.
C поведенческой трактовкой начиная с конца ХIХ века в экономическую теорию стала проникать другая, структурная концепция конкуренции, вышедшая впоследствии на первое место. Авторы структурной концепции конкуренции: Ф. Эджуорт, Э. Чемберлин. Дж. Робинсон, А. Курно. Сильная позиция этих ученых, задает тон в понимании и трактовки термина «конкуренция» в современной западной науке, и эта трактовка приводится в структурном понимании.
Рынок называется конкурентным, когда число фирм, продающих однородный продукт, настолько велико и доля конкретной фирмы на рынке настолько мала, что никакая фирма одна и самостоятельно не может существенно повлиять на цену товара путем изменения объема продаж. При структурном подходе акцент смещается с самой борьбы фирм друг с другом на анализ структуры рынка, тех условий, которые господствуют в нем.
Исходя из вышесказанного, мы можем сделать вывод, что конкуренцию можно характеризовать, как ситуацию на рынке и как процесс состязания субъектов хозяйствования. В данном случае мы будем рассматривать конкуренцию, как процесс, чтобы в дальнейшем раскрыть ее, как основу рыночного механизма.
Понятие «конкуренция» подробно раскрывается через анализ ее функций.
Они разделяются на: функции размещения, инновационные, распределительные, контрольные, регулирующие и адаптационные функции.
– функция размещения (локационная) – направляет ограниченные ресурсы в отрасли и виды деятельности на продукцию и услуги которых есть спрос;
– инновационная функция – сопряжена с внедрением инновационных технологий, достижений науки и техники, выпуском и повышением качества новых видов товаров и услуг;
– распределительная функция – приводит успешные предприятия к увеличению доходов, а предприятия, чья продукция и услуги невостребованные – к банкротству;
– контрольная функция – является инструментом (средством), который препятствует возникновению и существованию устойчивой монопольной власти на рынке. Например, монополист может назначить цену. Тем не менее, конкуренция предоставляет покупателю свободу выбора среди нескольких продавцов. Чем совершеннее конкуренция, тем справедливее цена;
– регулирующая функция – заключается в воздействии конкуренции на предложение, а также скрытое за ним производство благ в целях установления их оптимального соответствия спросу. Благодаря этой функции формируется прогрессивная тенденция к определению предложения при помощи анализа спроса. В конечном счете речь здесь идет о создании реального «суверенитета потребителя» взамен все еще сплошь и рядом встречающегося «суверенитета производителя». Девизом этой функции выступает принцип: производите только то, что сможете продать, а не пытайтесь продать то, что сумели произвести;
– адаптационная функция – предусматривает рационализацию приспособления предприятий (фирм) к условиям внешней среды, что позволяет нам переходить от простого самосохранения (экономического выживания) к экспансии (расширению) сфер хозяйственной деятельности.
Таким образом мы видим, что в совокупности перечисленные функции, а именно рассмотрение в их органичном единстве, обеспечивает (хуже или лучше) общую результативность функционирования рыночной экономики, что именно режим и механизм конкуренции обусловливают развитие рынка в качестве саморегулирующийся и самокорректирующейся системы.
1.2. Виды и типы конкуренции.
Принято различать следующие виды конкуренции:
– внутриотраслевая – соревнование между фирмами одной отрасли. Отрасль– некоторая группа фирм, которая производит либо одну и ту же, либо од- народную продукцию. Для них характерна борьба за покупателей, за источники сырья, рынки сбыта;
– межотраслевая – борьба за наиболее выгодные сферы приложения капитала. Она предполагает переход капитала из одной отрасли в другую;
– ценовая – осуществляется путем снижения цен. Технология ценовой конкуренции предприниматель назначает более низкие цены на товар, чем у конкурентов. В следствие этого конкуренты, не способные снизить цену, из-за издержек терпят убытки, разоряются и уходят из отрасли. Из-за ценой конкуренции на рынке может сложиться ситуация «ценовой войны»;
– неценовая – конкуренция, при которой возрастает качество продукции и условий продаж при неизменных ценах. Основной для успешной неценовой конкуренции является: повышение качества продукции, реклама, дифференциация. В современной рыночной экономики неценовая конкуренция имеет большое значение;
– совершенная – в условиях совершенной конкуренции ни одна из фирм отрасли не в состоянии изменить рыночную ситуацию (повлиять на цену, спрос и предложение);
– несовершенная – в условиях несовершенной конкуренции одна фирма в состоянии повлиять на рыночную ситуацию: чистая монополия, олигополия, монополистическая конкуренция.
Основные черты совершенной конкуренции:
– на рынке большое количество покупателей и продавцов определенного товара. Стоит отметить, что каждый из них производит (покупает) малую долю общего рыночного объема;
– товар должен быть совершенно однородным с точки зрения покупателей;
– полная информация всех участников рынка, т.е. каждый покупатель осведомлен о ценах всех продавцов;
– рациональное поведение всех участников рынка, преследующих собственные интересы. Сговор в какой-либо форме исключается;
– отсутствие входных барьеров для вступления в отрасль нового производителя и свободного выхода из отрасли.
Стоит отметить, что к входным барьерам вступления в отрасль относят:
– исключительное право заниматься определенным видом деятельности (производство алкогольных напитков, табака, монополия внешней торговли);
– возможны юридические барьеры (лицензирование экспорта, государственная регистрация видов деятельности);
– требование большего количества капитала для вхождения в отрасль (производство самолетов и т.п.);
– производство определенного товара защищено патентом;
– закрытый доступ к материальным ресурсам и др. факторам производства в силу отсутствия их на свободном рынке;
– реклама (издержки на рекламу так велики, что могут стать входным барьером, т.к. они не всем под силу).
К несовершенной конкуренции относят следующие модели рыночных структур:
– чистая монополия – ситуация, когда на рынке единственный продавец, отсутствуют близкие продукты-заменители (нет альтернативы), диктуемая цена, вступление в отрасль заблокировано;
– олигополия – в отрасли насчитывается несколько фирм, производящих однородную или дифференцированную продукцию; контроль над ценой; наличие существенных препятствий для вступления в отрасль;
– монополистическая конкуренция – существует достаточно большое число фирм; ограничение контроля над ценами; реальные или мнимые различиями в продуктах; вступление в отрасль является относительно легким; в условиях не ценовой конкуренции значительный упор делается на торговые знаки, рекламу, торговые марки и т.д.
К типам конкуренции относятся:
– совершенная (чистая) – ситуация, когда на рынке идет борьба между значительным количеством различных по масштабу фирм-производителей сходной продукции;
– монополистическая – в результате конкурентной борьбы, на фоне малых, средних и крупных фирм формируются и действуют монополистические объединения;
– олигополия – разделение рынка между несколькими крупными монополиями;
– монополия – это тип несовершенной конкуренции, когда на рынке присутствует только одна фирма, отсутствуют товары-заменители, и существуют барьеры проникновения в данное производство. (Монополия будет подробно рассматриваться во второй главе);
– монопсония – на рынке при разнообразии производителей один покупатель и обычно это государство.
На рынке совершенной конкуренции функционирует множество мелких производителей, у которых в силу их многочисленности, нет возможности навязывания своей воли потребителям. На рынках