Добавлен: 10.11.2023
Просмотров: 98
Скачиваний: 6
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
1. КОНКУРЕНЦИЯ КАК ОСНОВА РЫНОЧНОГО МЕХАНИЗМА.
1.1. Понятие конкуренции в современном мире и ее функции.
1.3. Методы и стратегии конкуренции.
2. МОНОПОЛИЯ КАК РЕЗУЛЬТАТ КОНКУРЕНЦИИ.
2.1. Понятие монополии, ее виды и исторические формы.
2.2. Положительные и отрицательные проявления монополии.
несовершенной конкуренции степень несовершенства, то есть возможности диктовать свои условия потребителю, зависит от разновидности рынка. В условиях монополистической конкуренции она относительно невелика, в условиях олигополии значительна, а в условиях монополии – почти полная.
В экономической науке принято разделять конкуренцию по ее методам на, ценовую и неценовую.
Ценовая конкуренция берет свое начало с времен, когда зарождалось свободное рыночное соперничество и когда даже однородные товары предлагались на рынке по самым разнообразным ценам.
Снижение цены было той основой, с помощью которой производитель (торговец) мог выделить свой товар, привлечь к себе внимание и, в конечном счете, завоевать себе желаемую долю рынка.
Но, как известно, в современном мире ценовая конкуренция утратила такое значение в пользу неценовых методов конкурентной борьбы. Это не означает, конечно, что на современном рынке не используется «война цен», она существует, но не всегда проявляется в явной форме. Дело в том, что «война цен» в открытой форме возможна только до того момента, пока фирма не исчерпает резервы снижения себестоимости товара. В целом конкуренция в открытой форме приводит к снижению нормы прибыли, ухудшению финансового состояния фирм и, как следствие, к разорению. Из-за этого фирмы стараются избегать ведения ценовой конкуренции в открытой форме. Применяется она в настоящее время обычно в следующих случаях:
– фирмами аутсайдерами в их борьбе с монополиями, для соперничества с которыми в сфере неценовой конкуренции у аутсайдеров нет ни сил, ни возможностей;
– для проникновения на рынки с новыми товарами;
– для укрепления позиций в случае внезапного обострения проблемы сбыта.
При скрытой ценовой конкуренции характерно, когда фирмы вводят новый товар с весьма улучшенными потребительскими свойствами, а цену поднимают непропорционально мало.
Неценовая конкуренция выдвигает на первый план более высокую, чем у конкурентов, потребительную стоимость товара (фирмы выпускают товар более высокого качества, надежный, обеспечивают меньшую цену потребления, более современный дизайн).
К числу неценовых методов относятся все маркетинговые методы управления фирмой.
К незаконным методам неценовой конкуренции относятся:
– промышленный шпионаж;
– переманивание специалистов, владеющих производственными секретами;
– выпуск поддельных товаров, внешне ничем не отличающихся от изделий подлинников, но существенно худших по качеству, а потому обычно на 50% дешевле;
– закупка образцов с целью их копирования.
Методы ценовой и не ценовой конкуренции широко используются в рыночной практике. Среди них: цены демпинговые, лимитные, гибкие, престижные, лидерные, проникновения на рынок. [3, ст. 215]
Демпинговые цены – искусственно заниженные, установленные ниже цены внутреннего рынка. Наиболее часто используются в мировой практике для захвата рынков сбыта.
Цены лимитные – верхний предел уровня цены на конкретный вид товара, устанавливается на основе предварительных данных в начале его разработки.
Гибкие цены применяются в торговле с каждым в отдельности покупателем.
Престижные цены устанавливаются для особо престижных товаров на высоком уровне. Используются для привлечения рыночного сегмента, обеспокоенного исключительно качеством товара, его уникальностью и престижностью. В этом случае собственно цена не имеет никакого значения.
Лидерные цены – заведомо заниженные, вводятся для выделения данного товара в сознании массового покупателя с тем, чтобы завоевать лидерство в данном сегменте рынка.
Цены проникновения на рынок – относительно низкие цены на товар, устанавливаемые в целях обеспечения роста объема продаж и предназначенные для захвата массового рынка. Подобные цены выгодны для предприятия, если покупатели достаточно чувствительны к цене.
Важной задачей для каждой компании является, какая из стратегий будет для нее наилучшей, с учетом своей позиции в отрасли, а также своей цели, возможностей и ресурсов. Даже в пределах одной компании для различных видов деятельности или товаров могут потребоваться различные стратегии.
Существует пять базовых стратегии конкуренции:
– стратегия лидерства по издержкам – привлечение покупателей за счет минимизации издержек производства;
– стратегия широкой дифференциации – привлечение покупателей за счет максимального отличия продукции компании от аналогичной продукции конкурентов;
– стратегия оптимальных издержек – повышение потребительской ценности за счет более высокого качества при ценах на уровне конкурентов и ниже. Избрав эту стратегию, предприятие должно снизить издержки и соответственно цены, сохранив либо повысив качество продукции;
– сфокусированная (нишевая) стратегия на базе низких издержек – ориентация предприятия на узкий сегмент покупателей и вытеснение конкурентов за счет более низких издержек производства;
– сфокусированная (нишевая) стратегия на базе дифференциации продукции – ориентация на узкий сегмент покупателей и вытеснение конкурентов за счет предложения товаров лучше удовлетворяющих потребности покупателей.
Компании удерживают свои позиции на рынке, предпринимая конкурентные ходы, направленные либо на атаку конкурентов, либо с целью защитить себя от угрозы, исходящей от конкурентов. Характер этих ходов изменяется в зависимости от той роли, которую компании играют на целевом рынке, - лидера, претендента на лидерство, преследователя лидера или же на роль компании, обслуживающей рыночную нишу.
Монополия, так же, как и конкуренция является неотъемлемой частью хозяйственной жизни общества. В предыдущих главах мы постарались максимально раскрыть сущность и понятие конкуренции, поэтому, чтобы понять особенности монополии, мы должны также раскрыть ее понятие и структурные особенности.
Монополия означает исключительное право производства, торговли и прочих видов деятельности, принадлежащее одному субъекту. Обычно монополи- стоической силой обладают крупные фирмы или производственные объединения. Поэтому понятие монополии связывают с крупными, мощными компаниями. Монополией называют чаще всего крупную корпорацию, которая сосредоточивает в своих руках значительную долю производства и сбыта товаров и господствует на рынке с целью извлечения высокой прибыли. В данном случае речь идет о хозяйственной монополии. Но может быть и монополия взглядов, идеологии, технологических решений, принадлежащих одному лицу, группе лиц, разнообразным рыночным агентам.
Нами рассматривается монополия, как результат конкуренции. В подтверждение того, что конкуренция приводит к монополии, мы обратимся к анализу проблем конкуренции и монополии американским экономистом Э.Х. Чемберленом. В своем анализе Чемберлин проводит полный анализ понятий конкуренции и монополии. Так же Чемберлин рассматривает данные экономические явления с точки зрения структурных и поведенческих реалий рынка и приходит к выводу, что рано или поздно любой продавец путем усовершенствования производства, увеличения предложения и формирования вокруг себя определенного круга потребителей, становится частичным монополистом. Иначе говоря, средний или крупный бизнес может выдержать конкуренцию, именно потому, что является частичным монополистом.
Как сложная экономическая структура монополия имеет виды и исторические формы. Монополия подразделяется на естественную, открытую и закрытую.
Возникновение естественных монополий обусловлено главным образом естественным развитием рынка, при котором ведение рентабельного бизнеса возможно только если фирма имеет статус единственного или очень крупного игрока, обладающего большими финансовыми или инфраструктурными ресурсами. Небольшие игроки при этом не могут функционировать в рамках эффективных бизнес-моделей. И, как следствие, либо прекращают свою деятельность, либо продают свои ключевые активы предприятиям с монопольным статусом, сливаясь с ними.
Виды монополии: закрытая; открытая; естественная.
Закрытая монополия – рынки, с уровнем конкуренции, ограниченными действующими правовыми законами. Путь входа на рынок закрытой монополии новых предприятий сопряжен с получением дорогостоящих и сложных в оформлении разрешений, патентов, лицензий. Некоторые экономисты считают подобного рода монополии необходимыми для современных экономик, так как посредством их можно защищать ключевые для национальных хозяйственных систем сегменты. Например, газовая промышленность, почтовая служба.
Для открытой монополии характерно вхождение в сегмент рынка без юридических барьеров, перспективы достижения рентабельности для большинства потенциальных игроков. Как правило, образование монополии заключается в наличии у компании собственных технологий и ноу-хау, подобные технологии конкуренты воспроизвести не могут. Другим компаниям никто не мешает выходить на рынок, но они не могут предложить ничего интересного потребителю, взамен решений монополиста.
Естественная монополия – единственный производитель обуславливает минимальные средние издержки производства при обеспечении всего рыночного спроса.
Монополия, как исторически сложившейся процесс, который прошел разные стадии эволюции, имеет разные формы. Принято выделять следующие формы монополии: картель, концерн, синдикат, трест, консорциум и конгломерат.
Картель – соглашение предприятий одной и той же отрасли об объемах продаж, ценах, рынках. Регулирование такой монополии осуществляется обычно через квоты и определение областей сбыта.
Пример картеля – Организация стран-экспортеров нефти (ОПЕК), включающая 14 стран, добывающих около 70% нефти. Самостоятельно устанавливает единые цены на нефть, распределяет квоты на добычу нефти.
Концерн – сложная форма монополистических объединений. В его состав входят предприятия различных отраслей промышленности, транспорта, торговли и банковской сферы. Концерн чрезвычайно распространен в условиях государственно-монополистического регулирования. Особенностью деятельности концерна является, с одной стороны, жесткий внутри финансовый контроль, а с другой – хозяйственная самостоятельность фирм, отделений, филиалов и децентрализация управления по основным группам продукции и территориям.
Синдикат состоит из групп объединенных предприятий, отличительной чертой которых является: распределение заказов, закупка сырья, реализация готовой продукции, осуществляющаяся через единую сбытовую сеть.
Производство участников синдиката хоть и независимо друг от друга, но в коммерческом плане не обладают полной свободой действий. Организационно-правовая форма синдиката многогранна: акционерное общество, общество с ограниченной ответственностью, общество с дополнительной ответственностью, полное товарищество и т.п.
Трест – объединение групп предприятий, где участники лишаются своей производственной и коммерческой самостоятельности. Для руководства трестом создается единый центр, из которого в дальнейшем осуществляются управление компанией. Прибыль, получаемая по результатам хозяйственной деятельности созданной организации, распределяется в соответствии с долевым участием входящих в него предприятий. Развитие трестов наблюдается в отраслях производящих, преимущественно, однородную продукцию. Для современного бизнеса форма монопольной организации производства не характерна, крайне редко встречаются хозяйства с монопольным видом производства. [3, ст. 223]
Консорциумом – называется, временный союз независимых в хозяйственном и коммерческом плане производителей с целью выполнения каких-либо конкретных экономических проектов. Формирование консорциума происходит путем соглашения участников, где учитывается доля каждого из них в затратах, формы участия в реализации проекта, иные условия совместной деятельности. Консорциум всегда несет солидарную ответственность перед заказчиком. Российская практика последних лет показывает, что каждый член консорциума несет имущественную ответственность в пределах 10% от его доли в заказе, а суммы, превышающие эту величину, делятся между другими членами пропорционально их доле участия.
1.3. Методы и стратегии конкуренции.
В экономической науке принято разделять конкуренцию по ее методам на, ценовую и неценовую.
Ценовая конкуренция берет свое начало с времен, когда зарождалось свободное рыночное соперничество и когда даже однородные товары предлагались на рынке по самым разнообразным ценам.
Снижение цены было той основой, с помощью которой производитель (торговец) мог выделить свой товар, привлечь к себе внимание и, в конечном счете, завоевать себе желаемую долю рынка.
Но, как известно, в современном мире ценовая конкуренция утратила такое значение в пользу неценовых методов конкурентной борьбы. Это не означает, конечно, что на современном рынке не используется «война цен», она существует, но не всегда проявляется в явной форме. Дело в том, что «война цен» в открытой форме возможна только до того момента, пока фирма не исчерпает резервы снижения себестоимости товара. В целом конкуренция в открытой форме приводит к снижению нормы прибыли, ухудшению финансового состояния фирм и, как следствие, к разорению. Из-за этого фирмы стараются избегать ведения ценовой конкуренции в открытой форме. Применяется она в настоящее время обычно в следующих случаях:
– фирмами аутсайдерами в их борьбе с монополиями, для соперничества с которыми в сфере неценовой конкуренции у аутсайдеров нет ни сил, ни возможностей;
– для проникновения на рынки с новыми товарами;
– для укрепления позиций в случае внезапного обострения проблемы сбыта.
При скрытой ценовой конкуренции характерно, когда фирмы вводят новый товар с весьма улучшенными потребительскими свойствами, а цену поднимают непропорционально мало.
Неценовая конкуренция выдвигает на первый план более высокую, чем у конкурентов, потребительную стоимость товара (фирмы выпускают товар более высокого качества, надежный, обеспечивают меньшую цену потребления, более современный дизайн).
К числу неценовых методов относятся все маркетинговые методы управления фирмой.
К незаконным методам неценовой конкуренции относятся:
– промышленный шпионаж;
– переманивание специалистов, владеющих производственными секретами;
– выпуск поддельных товаров, внешне ничем не отличающихся от изделий подлинников, но существенно худших по качеству, а потому обычно на 50% дешевле;
– закупка образцов с целью их копирования.
Методы ценовой и не ценовой конкуренции широко используются в рыночной практике. Среди них: цены демпинговые, лимитные, гибкие, престижные, лидерные, проникновения на рынок. [3, ст. 215]
Демпинговые цены – искусственно заниженные, установленные ниже цены внутреннего рынка. Наиболее часто используются в мировой практике для захвата рынков сбыта.
Цены лимитные – верхний предел уровня цены на конкретный вид товара, устанавливается на основе предварительных данных в начале его разработки.
Гибкие цены применяются в торговле с каждым в отдельности покупателем.
Престижные цены устанавливаются для особо престижных товаров на высоком уровне. Используются для привлечения рыночного сегмента, обеспокоенного исключительно качеством товара, его уникальностью и престижностью. В этом случае собственно цена не имеет никакого значения.
Лидерные цены – заведомо заниженные, вводятся для выделения данного товара в сознании массового покупателя с тем, чтобы завоевать лидерство в данном сегменте рынка.
Цены проникновения на рынок – относительно низкие цены на товар, устанавливаемые в целях обеспечения роста объема продаж и предназначенные для захвата массового рынка. Подобные цены выгодны для предприятия, если покупатели достаточно чувствительны к цене.
Важной задачей для каждой компании является, какая из стратегий будет для нее наилучшей, с учетом своей позиции в отрасли, а также своей цели, возможностей и ресурсов. Даже в пределах одной компании для различных видов деятельности или товаров могут потребоваться различные стратегии.
Существует пять базовых стратегии конкуренции:
– стратегия лидерства по издержкам – привлечение покупателей за счет минимизации издержек производства;
– стратегия широкой дифференциации – привлечение покупателей за счет максимального отличия продукции компании от аналогичной продукции конкурентов;
– стратегия оптимальных издержек – повышение потребительской ценности за счет более высокого качества при ценах на уровне конкурентов и ниже. Избрав эту стратегию, предприятие должно снизить издержки и соответственно цены, сохранив либо повысив качество продукции;
– сфокусированная (нишевая) стратегия на базе низких издержек – ориентация предприятия на узкий сегмент покупателей и вытеснение конкурентов за счет более низких издержек производства;
– сфокусированная (нишевая) стратегия на базе дифференциации продукции – ориентация на узкий сегмент покупателей и вытеснение конкурентов за счет предложения товаров лучше удовлетворяющих потребности покупателей.
Компании удерживают свои позиции на рынке, предпринимая конкурентные ходы, направленные либо на атаку конкурентов, либо с целью защитить себя от угрозы, исходящей от конкурентов. Характер этих ходов изменяется в зависимости от той роли, которую компании играют на целевом рынке, - лидера, претендента на лидерство, преследователя лидера или же на роль компании, обслуживающей рыночную нишу.
2. МОНОПОЛИЯ КАК РЕЗУЛЬТАТ КОНКУРЕНЦИИ.
2.1. Понятие монополии, ее виды и исторические формы.
Монополия, так же, как и конкуренция является неотъемлемой частью хозяйственной жизни общества. В предыдущих главах мы постарались максимально раскрыть сущность и понятие конкуренции, поэтому, чтобы понять особенности монополии, мы должны также раскрыть ее понятие и структурные особенности.
Монополия означает исключительное право производства, торговли и прочих видов деятельности, принадлежащее одному субъекту. Обычно монополи- стоической силой обладают крупные фирмы или производственные объединения. Поэтому понятие монополии связывают с крупными, мощными компаниями. Монополией называют чаще всего крупную корпорацию, которая сосредоточивает в своих руках значительную долю производства и сбыта товаров и господствует на рынке с целью извлечения высокой прибыли. В данном случае речь идет о хозяйственной монополии. Но может быть и монополия взглядов, идеологии, технологических решений, принадлежащих одному лицу, группе лиц, разнообразным рыночным агентам.
Нами рассматривается монополия, как результат конкуренции. В подтверждение того, что конкуренция приводит к монополии, мы обратимся к анализу проблем конкуренции и монополии американским экономистом Э.Х. Чемберленом. В своем анализе Чемберлин проводит полный анализ понятий конкуренции и монополии. Так же Чемберлин рассматривает данные экономические явления с точки зрения структурных и поведенческих реалий рынка и приходит к выводу, что рано или поздно любой продавец путем усовершенствования производства, увеличения предложения и формирования вокруг себя определенного круга потребителей, становится частичным монополистом. Иначе говоря, средний или крупный бизнес может выдержать конкуренцию, именно потому, что является частичным монополистом.
Как сложная экономическая структура монополия имеет виды и исторические формы. Монополия подразделяется на естественную, открытую и закрытую.
Возникновение естественных монополий обусловлено главным образом естественным развитием рынка, при котором ведение рентабельного бизнеса возможно только если фирма имеет статус единственного или очень крупного игрока, обладающего большими финансовыми или инфраструктурными ресурсами. Небольшие игроки при этом не могут функционировать в рамках эффективных бизнес-моделей. И, как следствие, либо прекращают свою деятельность, либо продают свои ключевые активы предприятиям с монопольным статусом, сливаясь с ними.
Виды монополии: закрытая; открытая; естественная.
Закрытая монополия – рынки, с уровнем конкуренции, ограниченными действующими правовыми законами. Путь входа на рынок закрытой монополии новых предприятий сопряжен с получением дорогостоящих и сложных в оформлении разрешений, патентов, лицензий. Некоторые экономисты считают подобного рода монополии необходимыми для современных экономик, так как посредством их можно защищать ключевые для национальных хозяйственных систем сегменты. Например, газовая промышленность, почтовая служба.
Для открытой монополии характерно вхождение в сегмент рынка без юридических барьеров, перспективы достижения рентабельности для большинства потенциальных игроков. Как правило, образование монополии заключается в наличии у компании собственных технологий и ноу-хау, подобные технологии конкуренты воспроизвести не могут. Другим компаниям никто не мешает выходить на рынок, но они не могут предложить ничего интересного потребителю, взамен решений монополиста.
Естественная монополия – единственный производитель обуславливает минимальные средние издержки производства при обеспечении всего рыночного спроса.
Монополия, как исторически сложившейся процесс, который прошел разные стадии эволюции, имеет разные формы. Принято выделять следующие формы монополии: картель, концерн, синдикат, трест, консорциум и конгломерат.
Картель – соглашение предприятий одной и той же отрасли об объемах продаж, ценах, рынках. Регулирование такой монополии осуществляется обычно через квоты и определение областей сбыта.
Пример картеля – Организация стран-экспортеров нефти (ОПЕК), включающая 14 стран, добывающих около 70% нефти. Самостоятельно устанавливает единые цены на нефть, распределяет квоты на добычу нефти.
Концерн – сложная форма монополистических объединений. В его состав входят предприятия различных отраслей промышленности, транспорта, торговли и банковской сферы. Концерн чрезвычайно распространен в условиях государственно-монополистического регулирования. Особенностью деятельности концерна является, с одной стороны, жесткий внутри финансовый контроль, а с другой – хозяйственная самостоятельность фирм, отделений, филиалов и децентрализация управления по основным группам продукции и территориям.
Синдикат состоит из групп объединенных предприятий, отличительной чертой которых является: распределение заказов, закупка сырья, реализация готовой продукции, осуществляющаяся через единую сбытовую сеть.
Производство участников синдиката хоть и независимо друг от друга, но в коммерческом плане не обладают полной свободой действий. Организационно-правовая форма синдиката многогранна: акционерное общество, общество с ограниченной ответственностью, общество с дополнительной ответственностью, полное товарищество и т.п.
Трест – объединение групп предприятий, где участники лишаются своей производственной и коммерческой самостоятельности. Для руководства трестом создается единый центр, из которого в дальнейшем осуществляются управление компанией. Прибыль, получаемая по результатам хозяйственной деятельности созданной организации, распределяется в соответствии с долевым участием входящих в него предприятий. Развитие трестов наблюдается в отраслях производящих, преимущественно, однородную продукцию. Для современного бизнеса форма монопольной организации производства не характерна, крайне редко встречаются хозяйства с монопольным видом производства. [3, ст. 223]
Консорциумом – называется, временный союз независимых в хозяйственном и коммерческом плане производителей с целью выполнения каких-либо конкретных экономических проектов. Формирование консорциума происходит путем соглашения участников, где учитывается доля каждого из них в затратах, формы участия в реализации проекта, иные условия совместной деятельности. Консорциум всегда несет солидарную ответственность перед заказчиком. Российская практика последних лет показывает, что каждый член консорциума несет имущественную ответственность в пределах 10% от его доли в заказе, а суммы, превышающие эту величину, делятся между другими членами пропорционально их доле участия.