Файл: Конкуренция и монополия.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.11.2023

Просмотров: 97

Скачиваний: 6

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


В России предприятие признается монополистом, если занимает господствующее (доминирующее) положение на рынке товара, не имеющего заменителей, или на рынке взаимозаменяемых товаров. Такое положение позволяет ему затруднять доступ на рынок другим производителям, диктовать свои условия им и потребителям.

Доминирующим считается положение предприятия, если его доля на рынке определенного товара не менее 65%.

Из этого правила есть исключения:

- положение предприятия не будет признано доминирующим, если оно сумеет доказать, что, несмотря на превышение 65-процентного лимита, его положение на рынке не является доминирующим;

- положение предприятия считается доминирующим даже тогда, когда его доля на рынке определенного товара меньше 65%, если это доминирование выявил антимонопольный орган, исходя из стабильности доли данного предприятия на рынке, из относительного размера долей его контрагентов, а также из ограниченности доступа на этот рынок новых конкурентов.

Если же доля предприятия на рынке определенного товара не превышает 35%, его положение не может быть признано доминирующим, а оно само монополистом.

Чтобы достаточно точно оценить эффективность антимонопольного регулирования, выявить наблюдающиеся на данном рынке проблемные точки для осуществления конкурентных отношений нужно проанализировать ситуацию на определенном рынке. В качестве примера исследуем отрасль газовой промышленности. Данная отрасль была выбрана как объект исследования в силу до сих пор продолжающейся с 2006 года дискуссии о разных механизмах «освобождения» газовой отрасли, и её важностью для экономики в целом.

Одним из крупнейших естественных монополистов России является ПАО «Газпром». «Газпром» осуществляет примерно 95% добычи газа и 100% его транспортировки. Данная компания регулируется государством, например Постановлением Российской Федерации No333, которое предполагает введение нового способа установления цен на газ, который поставляется «Газпромом». Компания ни раз нарушала антимонопольное законодательство. Например, в 2004 году Федеральной антимонопольной службой (ФАС) было возбуждено дело о нарушении статьи 5 Закона «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» против ОАО «Газпром». «Газпром» отказался дать согласие на приобретения газа «ДСК — Инвест» для использования в котельной, которая предназначена для отопления нового жилого квартала, из-за отсутствия необходимого количества ресурсов газа. Однако, в ходе расследования обнаружилось, что в данный период компания «Газпром» дала право использовать газ другим объектам коммунального теплоснабжения (объём расходуемого топлива которых превышал запрашиваемое количество ресурсов).


В мае 2018 года Федеральная антимонопольная служба оштрафовала ПАО «Газпром» за нарушение антимонопольного законодательства на сумму 211 млн. руб. В ходе следствия было выявлено, что компания «Газпром» пыталась воспользоваться своим доминирующим положением на рынке и устранить ООО «СВГК». В результате чего компания нарушила часть 4 статьи 16 «Закона о защите конкуренции» и была привлечена к административной ответственности по статье 14.32 КоАП РФ. [5]

Антимонопольная политика в других странах достаточно похожа на политику Российской Федерации. Главным образом, первостепенные задачи в большинстве зарубежных законодательно-правовых актах заключаются в борьбе с монополизацией и поддержкой конкуренции. Эти задачи можно расценивать, как способ достижения определенных целей. Самая важная из этих целей – цель эффективности. [1]

Сравнивая антимонопольную политику Российской Федерации и США, можно увидеть сходство антимонопольных законодательных актов стран. Цель законодательных актов США заключается в предотвращении сверхмерной концентрации предприятий, а антимонопольные акты РФ ставят задачу разукрупнения ранее сформировавшихся монополий. Главное различие между антимонопольными законами этих двух стран: они выражают потребности различных социально экономических субъектов. К сходствам же можно отнести: нагроможденные статьи, нормы, ограничения и санкции, запутанные и двусмысленные формулировки законов, лазейки в формулировании положений законов, необходимость в стройном механизме реализации.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ


Таким образом, в результате проведенного нами исследования в первой части данной курсовой работы были рассмотрены такие понятия, как «конкуренция», «чистая монополия», «олигополия», «монополистическая конкуренция» и многие другие. Исходя их этого, «конкуренция» – это ситуация, когда существует несколько альтернативных направлений использования редкого блага, в котором заинтересованы различные группы людей, борющихся между собой за право распоряжаться этим благом.

При рассмотрении функций конкуренции, нами было выявлено, что к функциям конкуренции относятся: инновационная, размещения, распределительная, адаптационная, регулирующая и контрольная функции.



Выявление видов и типов конкуренции помогло нам структурировать общее понятие конкуренции. Таким образом, принято различать виды конкуренции на: внутриотраслевую, межотраслевую, ценовую, неценовую, совершенную и несовершенную. А к типам относят: совершенную, монополистическую, олигополию, монополию и монопсонию.

Исследуя методы и стратегии конкуренции, можно прийти к выводу, что по методам конкуренция делиться на ценовую (конкуренция на основе цен) и неценовую (конкуренция на основе повышения качества) и среди них используются: цены демпинговые, лимитные, гибкие, престижные, лидерные, проникновения на рынок. К стратегиям конкуренции относятся: стратегия лидерства по издержкам, стратегия по широкой дифференциации, стратегия оптимальных издержек, сфокусированная стратегия на базе низких издержек и сфокусированная на базе дифференциации продукции.

Во второй части мы рассмотрели монополию, как результат конкуренции. Таким образом мы можем сделать вывод, что монополия является закономерным результатом конкуренции, поскольку монополия – это результат сложного исторического процесса развития конкуренции. Но, тем не менее, при появлении монополий не исчезает конкуренция. Она только меняет форму, превращаясь из конкуренции между многими мелкими производителями в конкуренцию между монополиями. Кроме того, рассмотрев исторические формы монополий и исследовав положительные и негативные стороны монополии мы пришли к тому, что монополия является неоднородным процессом, который не до конца исследован, но также она неотъемлемая часть нашей хозяйственной жизни, поэтому ее исследование и изучение играет важную роль в современном обществе.

Так же во второй части мы рассмотрели современную антимонопольную политику России и США, путем изучения истории антимонопольной политики в целом и, исходя из этого, мы сделали вывод, что обе антимонопольные политики направлены против крупных капиталов. Однако, владельцы крупных капиталов США нейтрализовали влияние подобного регулирования с помощью образования института доверительной собственности, в отличии от представителей крупных капиталов России, которые так и не нашли пути решения данной проблемы. В то же время, в условиях постоянной глобализации экономики, любая страна нуждается в крупных национальных капиталах. Наряду с этим, нужно соблюдать хрупкий баланс между интересами крупных капиталов и благополучием общества. То есть реализация производимой продукции на внутренних рынках не должна провоцировать потери страны и ухудшать общественное благосостояние. Для преодоления недостатков антимонопольной политики и достижения наиболее эффективного результата в регулировании монополий, правительство РФ должно учитывать специфику развития экономики в антимонопольном законодательстве.


Проанализировав все выше сказанное, мы приходим к заключению, что конкуренция является определяющим условием рынка для поддержания динамики в экономике. Монополия же проявляется, как с положительной стороны, так и с отрицательной, но при этом является не менее важной частью рынка.

Также стоить отметить, что Россия и другие страны мира активно борются с негативными последствиями монополии и для этого применяют антимонопольную политику, воплощают в жизнь антимонопольное законодательство. И несмотря на предпринимаемые в России меры по антимонопольному регулированию, поддержке конкуренции, защите прав потребителей, стимулированию малого предпринимательства, регулированию деятельности естественных монополий, сохраняется актуальность совершенствования антимонопольного законодательства и повышения эффективности его исполнения.

CПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ


1. Анализ антимонопольной политики в России и за рубежом Режим доступа: http://edrj.ru/article/17-01-17.

2. Антимонопольная политика в США. Режим доступа : https://utmag- azine.ru/posts/8352-antimonopolnaya-politika-ssha.

3. Общая экономическая теория (Сидоров В.А., Кузнецова Е.Л., Болик А.В.) Режим доступа: http://201824.selcdn.ru/elit-050/pdf/9785950047947_elit- 050.pdf.

4 Гуляев Г. Ю.-Эволюция теории конкуренции // Известия ПГПУ им. В. Г. Белинского. 2012. С. 317-321 Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/v/evolyutsiya-teorii-konkurentsii.

5. ФАС России | ФАС России оштрафовала группу лиц ПАО «Газпром» за нарушение антимонопольного законодательства Режим доступа: https://fas.gov.ru/news/24945.

6. Конкуренция: понятия, виды и методы конкурентной борьбы. Роль конкуренции в экономике и ее функции. Характеристика типов рыночных струк- тур Режим доступа: https://studopedia.ru/9_213126_konkurentsiya-ponyatiya-vidi-i- metodi-konkurentnoy-borbi-rol-konkurentsii-v-ekonomike-i-ee-funktsii-harakteris- tika-tipov-rinochnih-struktur.html.

7. Конкуренция и монополия в условиях рыночных отношений Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/v/konkurentsiya-i-monopoliya-v-usloviyah- rynochnoy-ekonomiki.

8. Методы и стратегии конкуренции Режим доступа: http://stud- books.net/825529/marketing/metody_konkurentsii_konkurentnye_strategii_market- inge.