Файл: 1. Условия и причины размещения материального производства и непроизводственной сферы на берегах океана 3.docx
Добавлен: 21.11.2023
Просмотров: 45
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Содержание
Введение 2
1. Условия и причины размещения материального производства и непроизводственной сферы на берегах океана 3
2. Факторы, определяющие тенденцию «сдвига к морю» 6
3. Виды загрязнения морской поверхности с судов 9
4. Установление границ исключительной экономической зоны в соответствии с Конвенцией ООН по морскому праву 1982г. 10
5. Нормативные требования по предотвращению загрязнения с судов в соответствии с Конвенцией МАРПОЛ 73/78 12
Заключение 16
Список использованной литературы 17
Введение
Мировой океан располагает колоссальными запасами минеральных, энергетических и химических ресурсов, огромными ресурсами биомассы, концентрирует основные мировые коммуникации и является сферой широкого применения труда человека и его хозяйственной деятельности. Мировой океан как предмет труда отличается глобальным единством океанической среды, в значительной части расположен за пределами национальной юрисдикции и открыт для хозяйственного освоения всеми странами мира. Совокупность разнообразных отраслей, технологически и экономически связанных с хозяйственным освоением ресурсов океана, система экономических, производственных и экологических взаимосвязей, регулирующих их эксплуатацию, формируют морское хозяйство, отличающееся общим предметом труда. Основную часть доходов от хозяйственной деятельности в Мировом океане приносят добыча топливно-энергетических ресурсов – нефти и газа (до 35–40 %), морское торговое судоходство и портовое хозяйство (30–35 %), морское рыболовство и промысел (8–10 %), а также добыча минералов, химического сырья, использование энергии приливов, приморский и круизный туризм. В настоящее время морское хозяйство является сферой деятельности преимущественно индустриально развитых крупных государств (США, Япония, ФРГ, Великобритания, Франция, Канада, Италия), страны с переходной экономикой на этапе трансформации хозяйственной структуры и экономических отношений частично утратили свои позиции (Россия, Украина, Польша), а большая группа развивающихся стран активно наращивает освоение морских ресурсов (Бразилия, Индия, Индонезия, Таиланд и др.).
1. Условия и причины размещения материального производства и непроизводственной сферы на берегах океана
Под влиянием интенсивного хозяйственного использования Мирового океана на разных участках его побережья сложились своеобразные целостные образования, именуемые портово-промышленными или индустриально-портовыми комплексами. Эти комплексы формируются в условиях, когда усилился "сдвиг к морю" многих отраслей промышленности. В основе этого процесса лежат глубокие взаимосвязанные социально-экономические причины.
Во-первых, к ним относится рост промышленного производства и изменение его структуры.
Во-вторых, углубление международного разделения труда и связанное с ним усиление зависимости большинства развитых капиталистических государств от импорта топлива и сырья из развивающихся стран. Ввоз топливных и минеральных ресурсов в развитые страны за последние 20 лет вырос в 2 — 3 раза, а по некоторым видам значительно больше. Например, доставка нефти в Японию увеличилась в 7 раз. В настоящее время значительная часть потребности стран в топливе, рудах черных и цветных металлов, химических продуктах, лесоматериалах и т. п. удовлетворяется импортом.
В-третьих, оживление деятельности морского транспорта и техническое усовершенствование транспортных средств, вызванные необходимостью обеспечивать объемы перевозок в масштабах, ранее немыслимых. В результате этого в составе торгового флота появились быстроходные, крупнотоннажные и хорошо оснащенные средствами механизации наливные и сухогрузные суда. Их эксплуатация привела к сокращению стоимости морских перевозок.
В некоторых частях океанского побережья усиление значимости припортовых зон связано с освоением топливных и энергетических ресурсов океана. Подводная нефтегазодобыча концентрирует в прибрежных районах обслуживающее хозяйство, которое включает в себя, к примеру, хранилища топлива, склады резервного оборудования, материалов и т.п. Перспективы развития строительства атомных электростанций связаны с их размещением в береговой зоне, где достаточно воды для охлаждения реакторов.
В
се эти причины порождают формирование портово-промышленных комплексов и вместе с тем обусловливают особенности их отраслевой структуры. Наглядное представление о ней дает схема из работы Б.Г. Ушакова (1971г.), которая представлена ниже на рис. 1.
Рис. 1 – Схема Индустриально-портового комплекса Б.Г. Ушакова
Из нее видно, что в составе портово-промышленных комплексов господствуют производства, работающие на ввозимом через порт сырье (нефтепереработка, черная и цветная металлургия, химические предприятия, энергетика и др.); кроме того, в эти комплексы входят отрасли, обусловленные положением центра (судостроение, судоремонт).
В последнее время значительное развитие здесь получили предприятия, вырабатывающие в основном экспортную продукцию (электротехника, радиоэлектроника и др.). Создание на побережье возле портов-получателей сырья крупного производства по его переработке (нефтеперерабатывающие, металлургические, химические и другие заводы) сокращает внутренние перевозки, уменьшает производственные издержки, что увеличивает конкурентоспособность этих предприятий и стимулирует их развитие.
Экономическая география океана является составной частью общей географии океана и тесно связана с географией мирового хозяйства. Она исследует общие закономерности географического разделения труда при освоении ресурсов океана и процессы размещения и функционирования пространственных (территориальных) социально-экономических комплексов в пределах Мирового океана и приморской зоны его активного влияния. Ключевой задачей экономической географии океана является исследование совокупности своеобразных производств, формирующихся в условиях географического разделения труда на берегах, в прибрежных и открытых водах Мирового океана. Использование природных ресурсов вод, дна и недр океана формирует районы добывающих отраслей, а морская акватория и ее прибрежное окружение служат пространственным базисом размещения производственных баз.
Важную роль в формировании единого комплекса морского хозяйства играют естественные транспортные пути Мирового океана, система линий морских перевозок и портово-промышленных комплексов, активно трансформирующих уклад жизнедеятельности населения прибрежных районов.
Обеспечение эффективного международного сотрудничества при освоении Мирового океана требует привлечения знаний по теории международных отношений и международному праву. Задачи сохранения экологической устойчивости Мирового океана, рационального использования его ресурсного потенциала требуют тесного взаимодействия с геоэкологией (закономерности функционирования эколого-экономических систем, предотвращение неблагоприятных экологических последствий техногенных катастроф).
2. Факторы, определяющие тенденцию «сдвига к морю»
Освоение океанов и морей способствует росту приморского населения: более половины всего человечества в настоящее время расселено не далее 200 км от морских побережий.
Уже в эпоху научно-технической революции, в 1960—1970-х гг. в мировом хозяйстве также довольно четко обозначилась тенденция к приморскому (приокеанскому) размещению производительных сил, получившая в литературе наименование сдвига к морю. Этот сдвиг происходил под воздействием многих факторов, среди которых особо следует отметить рост значения морских перевозок и соответственно увеличение морских грузопотоков, развитие приморской урбанизации. В первую очередь он затронул отрасли «нижних этажей» промышленности (нефтепереработку, черную и цветную металлургию), занятые переработкой сырья, поступающего в морские порты.
Сказался он и на отраслях «верхних этажей», отправляющих морскими путями свою экспортную продукцию. Такой сдвиг к морю в наибольшей мере проявился на западном и средиземноморском побережьях Западной Европы, на южном и юго-восточном побережьях о. Хонсю в Японии, на восточном и особенно южном побережьях США, на побережье Персидского залива, на восточном побережье Бразилии, на западном и восточном побережьях Австралии, на российском Дальнем Востоке.
В результате во всех этих районах сложились крупные портово-промышленные комплексы. В некоторых из них сдвигу к морю способствовало развитие шельфовой добычи нефти и газа, хотя это, собственно говоря, уже не столько приморская, сколько собственно «морская» промышленность.
Другой, характерной для прибрежной зоны, особенностью является развитие крупных городов - мегалополисов. Эта тенденция особенно ярко выражена в Юго-Восточной Азии. В Китае в тридцатикилометровой зоне расположено более 15 городов с населением более 1,5 млн. чел. В Японии в мегалополисе Токайдо проживает почти половина населения страны. Наряду с ростом прибрежных мегалополисов наблюдается общая тенденция тяготения населения к побережью. Это характерно для всех континентов и для стран с любым уровнем развития экономики. Примеры сдвигов населения к морю можно наблюдать в большинстве африканских стран (естественно если они имеют выход к океану), многие европейские страны ощутили на себе этот процесс. Так, например, во Франции в последние годы, при общем падении спроса на жилье, на побережье наблюдается значительное увеличение строительства нового жилья. Особенно это касается двух типов побережья: прибрежных агломераций (Нант, Бордо, Монпелье, Ницца и связка Экс-ан-Прованс-Мар сель) и крупных туристических центров (юг Бретани, Кальвадос, Страна Басков и средиземноморский бассейн). В первом случае это связано с развитием прибрежных видов хозяйства и с тенденцией сдвига населения к морю, во втором случае это объясняется увеличением значения прибрежной рекреации и высоким уровнем жизни на конкретном участке территории.
Сила притяжения расселения к тем или иным участкам побережья зависит от характера прилегающей территории и находящихся перед ним морских или океанских акваторий. Возникновение крупных центров населения определяется сочетанием особо благоприятных факторов сосредоточения производства, политико-административным и культурным значением данного района побережья, наличием порта. Наиболее устойчивую и давнюю привлекательность для заселения имеют районы эстуариев и устьевых участков крупных равнинных рек, обеспечивающих хорошие судоходные связи с глубинными частями материка. Примеры подобной формы организации центров поселения есть на любом континенте: в Европе это Гамбург, Роттердам, Амстердам, Лондон; в Африке - Александрия; в России - Санкт-Петербург. Благоприятные условия для концентрации населения обычно имеются и на берегах заливов, бухт, фиордов. Особого внимания заслуживают факты це л енаправ ленной политики переселения людей в прибрежную зону. Не рассматривая феномен принудительных миграций, мы хотели бы отметить существование в некоторых европейских странах программ переноса целого ряда организаций в прибрежные города. Например, во Франции существуют планы перевода большой группы административных государственных учреждений в приморские города. В случае осуществления этого проекта более 10000 рабочих мест будет передислоцировано на побережье. Эта мера направлена на разукрупнение больших административных центров Франции с одной стороны и на развитие отсталых прибрежных районов с другой.
Значительная концентрация населения в узко ограниченных районах прибрежной зоны приводит к серьезному осложнению экологической ситуации. Невозможность ограничения притока людей на побережье выдвигает особые требования к размещению новых поселений и к техническому оснащению мест проживания, системам очистных сооружений.
Помимо населения как такового значительную роль на формирование хозяйства прибрежной и ее экологию оказывает присутствие здесь большого числа военных объектов.
3. Виды загрязнения морской поверхности с судов
В процессе эксплуатации судов образуются бытовые и производственные отходы, сброс которых в водоем приносит значительный ущерб природе. При этом все образующиеся на судне загрязнения можно разделить на две основные группы:
-
остатки перевозимых грузов, образующихся вследствие неполной их выгрузки, обмыва палубы и трюмов, танков и т. п.; -
загрязнения, образующиеся в результате жизнедеятельности экипажа и пассажиров (сточные воды и бытовой мусор), а также в результате эксплуатации судовых механизмов (нефтесодержащие льяльные, или подсланевые воды, производственный мусор). Кроме того, до сих пор, к сожалению, весьма часты случаи аварийных разливов нефтепродуктов при бункеровке судов и в результате различных аварийных ситуаций.
В связи с тем, что для судов характерны загрязнения второй группы (они присущи любому классу судов), а также аварийные разливы нефтепродуктов, в данной книге рассмотрены пути решения проблем по предотвращению загрязнения водоемов этими видами судовых загрязнений.
Существует классификация мусора по степени его взаимодействия с водной средой:
-
плавающий — приводит к загрязнению поверхности воды и береговой полосы (пляжи, места отдыха и т. п.); -
тонущий — загрязняет дно водоема, особый вред наносит местам нерестилищ и нагула рыб; -
растворяющийся — поглощает для своего окисления кислород из воды водоема, изменяет ее окраску, вкус и т. п.
4. Установление границ исключительной экономической зоны в соответствии с Конвенцией ООН по морскому праву 1982г.
Основой регулирования морской деятельности в Мировом океане служит международное морское право - система принципов и норм, определяющих правовой статус морских пространств и регламентирующих межгосударственные отношения, касающиеся мореплавания, использования морских ресурсов и иных видов деятельности.