Файл: 1. Условия и причины размещения материального производства и непроизводственной сферы на берегах океана 3.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 21.11.2023

Просмотров: 43

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Система организационно-правового обеспечения морской деятельности включает международные морские организации и международно-правовое регулирование морского судоходства.

Одной из важнейших морских организаций является Международная морская организация (International Maritime Organization, IMO). Она имеет право выносить рекомендации государствам - членам, заключать международные договоры, сотрудничать с другими организациями.

Международно-правовое регулирование морского судоходства охватывает безопасность судоходства, правила оказания помощи и спасения на море, свободу судоходства, перевозку грузов морем и др.

Основными документами, регламентирующими морскую деятельность, являются Международная Конвенция ООН по морскому праву (United National Convention one Shipping Law), Международная Конвенция по охране человеческой жизни на море (International Convention forth Safety of Life at Sea, SOLAS), Международная Конвенция по загрязнению моря с судов (International Convention forth Prevention of Pollution from Ships, MARPOL) и др.

Основные положения, определяющие порядок и правила освоения и использования акваторий и ресурсов Мирового океана всеми государствами нашей планеты, были закреплены Международной Конвенцией ООН по морскому праву, принятой на заключительной сессии Ш Конференции ООН

по морскому праву, которая состоялась в Монтего-Бей (о. Ямайка) в декабре 1982 года.

Главный критерий правового разграничения морских пространств - предел распространения суверенных прав прибрежных государств на близлежащие к ним воды. По этому критерию выделяются прибрежные (внутренние) воды и территориальное море, на которые государства имеют суверенные права, а также воды открытого моря, где суверенитет государств распространяться не может.

Морское дно по правовым признакам подразделяется на дно морей под внутренними водами и территориальным морем, континентальный шельф и морское дно за пределами континентального шельфа (рис.2).



Рис. 2 - Разграничение вод и дна Мирового океана

(Конвенция ООН по морскому праву, 1982 г.)

5. Нормативные требования по предотвращению загрязнения с судов в соответствии с Конвенцией МАРПОЛ 73/78



Охрана морских судов от загрязнения с судов регламентируется Конвенцией ООН МАРПОЛ 73/78. Глобальная экологическая проблема – загрязнение Мирового океана.

Международная конвенция по предотвращению загрязнения с судов
  - Международная конвенция, предусматривающая комплекс мер по предотвращению эксплуатационного и трансграничного загрязнения моря судами с нефтью, жидкими веществами в больших количествах, вредными веществами в упаковке, сточными водами.

Приложение I — Правила предотвращения загрязнения нефтью.

Это Положение в отношениях между государствами-участниками МАРПОЛ было записано в Конвенцию в 1983 году.

Для целей Приложения нефть означает нефть в любом виде, включая сырую нефть, жидкое топливо, нефтесодержащие осадки, нефтяные остатки и очищенные нефтепродукты (не подпадающие под действие положений Приложения II к Конвенции), а также вещества, перечисленные в дополнении I к Приложению I.

Приложение предусматривает жесткие ограничения на сброс нефти, нефтяных остатков и пр. с танкеров валовой вместимостью более 150 тонн и других судов валовой вместимостью более 400 тонн и полный запрет на сброс в особых районах, которые указываются в Приложении, — в районах Чёрного, Средиземного, Балтийского, Северного и Красного моря, а также районах Персидского залива, Северо-Западной Европы, Антарктики. Полный запрет на сброс нефтесодержащих вод существует только для Антарктики. Для остальных мест сброс разрешен, но обставлен рядом жестких условий.

Приложение I также устанавливает правила освидетельствования нефтяных танкеров валовой вместимостью более 150 тонн и других судов валовой вместимостью более 400 тонн и выдачи Международного свидетельства о предотвращении загрязнения нефтью, соответствующие требования к конструкции и оборудованию танкеров (общие и в зависимости от года постройки), нормы ведения Журнала нефтяных операций, а также контроль государства порта за выполнением эксплуатационных требований, предъявляемых к судам.

Приложение II — Правила предотвращения загрязнения вредными жидкими веществами, перевозимыми наливом.

Конвенция требует, чтобы танкеры-химовозы, построенные после 1 июля 1986 г., соответствовали правилам Международного кодекса по химовозам (МКХ). Танкеры, построенные до этого времени, должны соответствовать требованиям предшественника МКХ — Кодекса по химовозам.

Приложение II предусматривает деление перевозимых наливом химических веществ на 4 категории (X, Y, Z и прочие вещества) в зависимости от степени их токсичности и потенциального вреда, их сброс в результате очистки танков или слива балласта может причинить вред морским ресурсам и здоровью человека. Приложение устанавливает максимальные концентрации вредных веществ при сбросе или полностью запрещает такой сброс.



В Приложении II также устанавливаются правила освидетельствования танкеров-химовозов и выдачи Международного свидетельства о предотвращении загрязнения при перевозке вредных жидких веществ наливом; нормы, относящиеся к оснащению таких судов насосами и трубопроводами, используемыми при зачистке танков; требования к инспектированию танкеров в порту; к приемным сооружениям порта; к мерам по предотвращению инцидентов, связанных с жидкими химическим веществами и т. д.

Приложение III — Правила предотвращения загрязнения вредными веществами, перевозимыми морем в упаковке.

В Приложении III указывается, что «вредными веществами» являются вещества, которые определены как загрязнители моря в Международном кодексе морской перевозки опасных грузов (МКМПОГ). Приложение предусматривает общие правила, относящиеся к упаковке, маркировке и ярлыкам, документированию, размещению и предельным количествам вредных веществ, перевозимых в упаковке.

Приложение IV — Правила предотвращения загрязнения сточными водами с судов.

Приложение IV посвящено правилам, относящимся к сбросу сточных вод с судов, оборудованию судов, предназначенному для контроля сброса сточных вод, и приемным сооружениям для приема сточных вод в портах и терминалах, а также правилам освидетельствования судов и выдачи Международного свидетельства о предотвращении загрязнения сточными водами.

Приложение V — Правила предотвращения загрязнения мусором с судов.

Мусор, указывается в Приложении V, означает все виды продовольственных, бытовых и эксплуатационных отходов, которые образуются в процессе нормальной эксплуатации судна и подлежат постоянному или периодическому удалению, за исключением веществ, приведенных в других Приложениях к настоящей Конвенции.

Приложение V устанавливает строгие ограничения на сброс мусора в море в прибрежных водах и особых районах, полностью запрещает сброс мусора из пластика и накладывает ограничения на сброс мусора из бумаги, ветоши, стекла и металла.

Приложение также предусматривает обеспечение государствами-участниками приемных сооружений для мусора портах и терминалах. Особыми районами для целей Приложения являются Черное, Средиземное, Балтийское, Северное и Красное моря, район Антарктики, район бассейнов Карибского моря, включая Мексиканский залив и Карибское море, район заливов.


Приложение VI — Правила предотвращения загрязнения воздушной среды с судов.

В приложение VI описаны меры по предотвращению загрязнения воздуха, включая озоноразрушающие вещества (ОРВ), оксиды азота, оксиды серы и летучие органические соединения, меры по проверке судов и выдачу Международного сертификата по предотвращению загрязнения воздуха, меры по обеспечению портов и терминалов средствами приема и контроля со стороны государства порта для соответствующих эксплуатационных требований.

Заключение



Научно-техническая революция значительно расширила представление человечества о ресурсах Мирового океана и путях их использования. Резко возросло значение судоходства и рыболовства.

Особенно велико значение судоходства для России, которая имеет береговую линию 37 653 км и выход к трем океанам. В России принято разделение Мирового океана на 4 океана: Атлантический, Тихий, Индийский и Северный Ледовитый океан.

Понятие морские пути охватывает собственно морской путь — водное пространство, включающее проливы и каналы, по которым продвигаются суда, порты с их подходными фарватерами, акваторией и волносооружениями, а также совокупность средств, обеспечивающих безопасность плавания. В сравнении с наземными, морские пути являются естественными, они не требуют затрат на предварительное их сооружение. Исключение составляют прибрежные участки, подходные каналы к портам, фарватеры в мелководных проливах. Практически в любой точке Мирового океана можно проложить морской путь для плавания судов. Но в этом случае морские пути представляют собой потенциальные, а не действующие магистрали. А водные районы остаются неосвоенным пространством с транспортной точки зрения до тех пор, пока по этим морским путям не пойдут суда и не будут осуществляться перевозки.

Выбор морских путей для судов торгового флота определяется экономической эффективностью их эксплуатации. Оптимальным путем между двумя пунктами Мирового океана является тот, который судно проходит при сложившейся гидрометеорологической обстановке и фактическом его состоянии за кратчайшее время при наименьшей затрате ресурсов, обеспечения безопасности плавания и сохранности перевозимых грузов. Выбор наиболее выгодного морского пути во все эпохи мореплавания является важнейшей задачей судовождения.

Список использованной литературы





  1. Пимошенко А.П., Гурьев В.Г. и др. Предотвращение загрязнения окружающей среды с судов. – М.: Мир, 2004. – 317 с.

  2. Сергеева Л.Г. Морское судоходство: история, география, инфраструктура: монография. – Калининград: Изд-во БГАРФ, 2021. – 244 с.

  3. Туркина Л.А., Белова Е.Г. Морское судоходство: основы деятельности: монография. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2010. –27-99 с., 144-170 с., 181-200 с.

  4. Ханин М.С. Международное морское судоходство: экономика, политика: учебное пособие. ТрансЛит, 2011. – 128 с.

  5. МАРПОЛ 73/78 - Международная конвенция по предотвращению загрязнения с судов [Электронный ресурс] URL: https://mirmarine.net/morskoe-pravo/marpol-73-78/1190-marpol-73-78-mezhdunarodnaya-konventsiya-po-predotvrashcheniyu-zagryazneniya-s-sudov (дата обращения 01.05.2022)