Файл: Лекция 1 Правоохранительные органы.ppt

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.11.2023

Просмотров: 88

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Правоохранительные органы

– это специально созданные государством структуры, основной задачей которых является охрана законности и правопорядка, защита прав и свобод человека, борьба с правонарушениями и их предупреждение.

Отличительные черты правоохранительных органов

Основные направления деятельности правоохранительных органов

Система правоохранительных органов

Предмет учебной дисциплины «Правоохранительные органы»

Система курса «Правоохранительные органы»

Правовая основа организации и деятельности правоохранительных органов.

Три группы правоохранительных органов

Правоохранительные органы, обеспечивающие правопорядок и безопасность в РФ

Характерные черты органов обеспечения правопорядка и безопасности

Система органов, осуществляющих обеспечение правопорядка и безопасности в РФ

Правовые основы деятельности Совета Безопасности РФ

Совет Безопасности Российской Федерации

Основные задачи Совета Безопасности

Основные функции Совета Безопасности

Состав Совета Безопасности

Состав Совета Безопасности РФ утвержден Указом Президента Российской Федерации от 25 мая 2012 г. №715

Председатель Совета Безопасности Российской Федерации

ПУТИН Владимир Владимирович - Президент Российской Федерации

Постоянные члены Совета Безопасности Российской Федерации

БОРТНИКОВ Александр Васильевич - директор Федеральной службы безопасности Российской Федерации

ВАЙНО Антон Эдуардович- Руководитель Администрации Президента РФ

ИВАНОВ Сергей Борисович - специальный представитель Президента Российской Федерации по вопросам природоохранной деятельности, экологии и транспорта

КОЛОКОЛЬЦЕВ Владимир Александрович - Министр внутренних дел Российской Федерации

ЛАВРОВ Сергей Викторович - Министр иностранных дел Российской Федерации

МАТВИЕНКО Валентина Ивановна - Председатель Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации

МЕДВЕДЕВ Дмитрий Анатольевич - Председатель Правительства Российской Федерации

ВОЛОДИН Вячеслав Викторович - Председатель Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации

ПАТРУШЕВ Николай Платонович - Секретарь Совета Безопасности Российской Федерации

ШОЙГУ Сергей Кужугетович- Министр обороны Российской Федерации

НАРЫШКИН Сергей Евгеньевич - директор Службы внешней разведки Российской Федерации

Члены Совета Безопасности Российской Федерации

НУРГАЛИЕВ Рашид Гумарович - заместитель Секретаря Совета Безопасности Российской Федерации

БАБИЧ Михаил Викторович - полномочный представитель Президента Российской Федерации в Приволжском федеральном округе

БЕГЛОВ Александр Дмитриевич - полномочный представитель Президента Российской Федерации в Центральном федеральном округе

БУЛАВИН Владимир Иванович- руководитель Федеральной таможенной службы

ЗОЛОТОВ Виктор Васильевич- директор Федеральной службы войск национальной гвардии – Главнокомандующий войсками национальной гвардии

ЦУКАНОВ Николай Николаевич - полномочный представитель Президента Российской Федерации в Северо-Западном федеральном округе

ТРУТНЕВ Юрий Петрович – Заместитель Председателя Правительства РФ - полномочный представитель Президента Российской Федерации в Дальневосточном федеральном округе

КОНОВАЛОВ Александр Владимирович - Министр юстиции Российской Федерации

ГЕРАСИМОВ Валерий Васильевич- начальник Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации - первый заместитель Министра обороны Российской Федерации

ПОЛТАВЧЕНКО Георгий Сергеевич - Губернатор Санкт-Петербурга

ПУЧКОВ Владимир Андреевич - Министр Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий

СИЛУАНОВ Антон Германович - Министр финансов Российской Федерации

СОБЯНИН Сергей Семенович - Мэр Москвы

МЕНЯЙЛО Сергей Иванович- полномочный представитель Президента Российской Федерации в Сибирском федеральном округе

УСТИНОВ Владимир Васильевич - полномочный представитель Президента Российской Федерации в Южном федеральном округе

БЕЛАВЕНЦЕВ Олег Евгеньевич- полномочный представитель Президента Российской Федерации в Северо- Кавказском федеральном округе

ХОЛМАНСКИХ Игорь Рюрикович - полномочный представитель Президента Российской Федерации в Уральском федеральном округе

ЧАЙКА Юрий Яковлевич - Генеральный прокурор Российской Федерации

Секретарь Совета Безопасности РФ

В органах государственной безопасности с 1974 года.

После окончания Высших курсов КГБ при СМ СССР работал в контрразведывательных подразделениях УКГБ СССР по Ленинградской области.

В 1992 году назначен Министром безопасности Республики Карелия.

С 1994 года по 1998 год - руководитель ряда управлений ФСК - ФСБ России.

В 1998 году назначен заместителем руководителя Администрации Президента Российской Федерации - начальником Главного контрольного управления Президента Российской Федерации.

С августа 1999 г. по май 2008 г. - директор ФСБ России.

Указом Президента Российской Федерации № 749 от 12 мая 2008 года назначен Секретарем Совета Безопасности Российской Федерации.

Генерал армии. Доктор юридических наук.

Заместитель секретаря Совета Безопасности РФ

Рашид Гумарович Нургалиев

С 1979 по 1981 гг. работал преподавателем физики в школе поселка Надвоицы Карельской АССР.

В 2002 году назначен на должность Первого заместителя Министра внутренних дел России.

9 марта 2004 года назначен на должность Министра внутренних дел Российской Федерации.

22 мая 2012 года назначен заместителем Секретаря Совета Безопасности Российской Федерации.

Женат, двое детей. Любимый город Петрозаводск.

Организационные формы деятельности Совета Безопасности

Национальная безопасность

Основные задачи МВД России

Министерство внутренних дел РФ

Система МВД РФ

Основные функции МВД РФ

Полномочия МВД РФ

2) разрабатывает и осуществляет меры по реализации государственной политики в установленной сфере деятельности;

5) определяет основные направления деятельности органов внутренних дел и внутренних войск и руководит их деятельностью;

7) участвует в формировании федеральных целевых программ в установленной сфере деятельности;

9) организует и осуществляет в соответствии с законодательством Российской Федерации:

оперативно-розыскную деятельность;

производство дознания и предварительного следствия по уголовным делам;

экспертно-криминалистическую деятельность;

розыск лиц и похищенного имущества;

лицензирование отдельных видов деятельности;

контроль частной детективной и охранной деятельности на территории Российской Федерации, а также деятельности ведомственной охраны;

12) организует производство по делам об административных правонарушениях, отнесенных к компетенции органов внутренних дел и внутренних войск;

14) разрабатывает и проводит мероприятия по совершенствованию охраны общественного порядка на территории Российской Федерации;

15) обеспечивает в соответствии с законодательством Российской Федерации проведение государственной дактилоскопической регистрации;

17) организует и обеспечивает мобилизационную подготовку и мобилизацию в системе МВД России, а также контролирует и координирует деятельность ФМС России по мобилизационной подготовке и мобилизации;

Полномочия МВД РФ

20) участвует в обеспечении исполнения гражданами воинской обязанности; организует и осуществляет в установленном порядке учет военнообязанных сотрудников;

22) организует и осуществляет в установленном порядке защиту в судах интересов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, а также интересов МВД России;

23) участвует в работе по стандартизации, метрологии и сертификации;

24) обеспечивает проведение федеральных государственных статистических наблюдений в установленной сфере деятельности в соответствии с официальной статистической методологией;

29) обеспечивает проведение конкурсов и заключение государственных контрактов на размещение заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд МВД России;

31) осуществляет информационно-правовое обеспечение органов внутренних дел и внутренних войск, ведение баз данных правовой информации в установленной сфере деятельности;

32) представляет в установленном порядке в Минфин России предложения по формированию федерального бюджета;

33) обеспечивает совместно с ФМС России взаимодействие органов внутренних дел с территориальными органами ФМС России;

35) организует работу по комплектованию, хранению, учету и использованию архивных документов МВД России;

36) осуществляет функции главного распорядителя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание МВД России и реализацию возложенных на него функций;

Министр внутренних дел Российской Федерации

КОЛОКОЛЬЦЕВ Владимир Александрович

Генерал-лейтенант полиции Владимир Александрович Колокольцев родился 11 мая 1961 г. в городе

Нижний Ломов Пензенской области. На службу в органы внутренних дел поступил в 1982 г. в отдел

милиции по охране дипломатических представительств иностранных государств, аккредитованных в г. Москве.

В 1984 г. был назначен на должность командира взвода отдельного батальона ППСМ УВД Гагаринского

райисполкома г. Москвы.

После этого был назначен заместителем начальника 20 отделения милиции г. Москвы, затем начальником 8 отделения милиции г. Москвы.

В 2007 г. назначен начальником Управления внутренних дел по Орловской области. В апреле 2009 г. становится первым заместителем начальника Департамента уголовного розыска МВД России.

7 сентября 2009 г. Указом Президента РФ генерал-майор милиции Владимир Александрович Колокольцев назначен начальником Главного управления внутренних дел по г. Москве.

10 июня 2010 г. Указом Президента РФ присвоено специальное звание "генерал-лейтенант милиции".

21 мая 2012 г. Указом Президента РФ Владимира Путина генерал-лейтенант полиции Владимир Александрович Колокольцев назначен Министром внутренних дел Российской Федерации.

Колокольцев Владимир Александрович женат, имеет сына и дочь. Доктор юридических наук. Заслуженный сотрудник ОВД. Имеет государственные и ведомственные награды.

СТРУКТУРА МИНИСТЕРСТВА


Понятие и система правоохранительных органов РФ.

Правовая основа организации и деятельности правоохранительных органов.

Правоохранительные органы, обеспечивающие правопорядок и безопасность в РФ.

А.М.Наумов

Лекция № 1

Правоохранительные органы

– это специально созданные государством структуры, основной задачей которых является охрана законности и правопорядка, защита прав и свобод человека, борьба с правонарушениями и их предупреждение.

Отличительные черты правоохранительных органов

  • они наделены государством применять меры государственного принуждения и иные меры властного воздействия;
  • эта деятельность для них является основной;
  • они применяют меры государственного воздействия, которые предусмотрены соответствующими законами
  • и в установленном законом процессуальном порядке,
  • исполнение которых обязательно для соответствующих должностных лиц и граждан.

Основные направления деятельности правоохранительных органов

  • защита прав, свобод и законных интересов граждан;
  • обеспечение надлежащего общественного порядка;
  • обеспечение общественной безопасности;
  • профилактическая деятельность по предупреждению правонарушений;
  • выявление фактов правонарушений, их расследование в установленном законом порядке с целью привлечения виновных к ответственности;
  • принятие предусмотренных мер государственного принуждения к лицам, совершившим правонарушения;
  • обеспечение исполнения принятых решений;
  • обеспечение квалифицированной юридической помощи.

Система правоохранительных органов

  • суды;
  • органы прокуратуры;
  • органы федеральной исполнительной власти в сфере юстиции;
  • органы внутренних дел;
  • органы обеспечения безопасности;
  • таможенные органы;
  • нотариат;
  • адвокатура;
  • Уполномоченный по правам человека.

Предмет учебной дисциплины «Правоохранительные органы»

изучение компетенции уполномоченных государством правоохранительных органов, их организационной структуры, основных направлений деятельности, их взаимодействия между собой и с другими органами государственной власти, а также требований, предъявляемых к лицам, принимаемым на службу в эти органы.

Система курса «Правоохранительные органы»

  • Общая часть охватывает изучение понятия правоохранительных органов, их системы, предмета и задач курса, правовой основы организации и деятельности правоохранительных органов, а также взаимосвязи курса «Правоохранительные органы» с другими учебными дисциплинами.
  • В особенной части рассматриваются вопросы организации и деятельности конкретных правоохранительных органов в отдельности: их место в системе правоохранительных органов, компетенция, порядок создания, организационно-штатная структура, основные направления деятельности, порядок комплектования кадрами и требования к кандидатам на соответствующие должности, порядок прохождения службы в правоохранительных органах, правовой статус работников правоохранительных органов.

Правовая основа организации и деятельности правоохранительных органов.

  • Конституция Российской Федерации;
  • Федеральные конституционные законы;
  • Федеральные законы;
  • Законы РФ;
  • Указы и распоряжения Президента РФ;
  • Постановления и распоряжения Правительства РФ;
  • нормативные правовые акты (приказы, положения, инструкции) федеральных министерств, служб, агентств и иных федеральных органов исполнительной власти;
  • общепризнанные принципы и нормы международного права, а также международные договоры.

Три группы правоохранительных органов

  • суд и органы, обеспечивающие правосудие;
  • правоохранительные органы, обеспечивающие правопорядок и безопасность в РФ;
  • органы, оказывающие содействие правоохранительной деятельности.

Правоохранительные органы, обеспечивающие правопорядок и безопасность в РФ

специально созданные государственные органы, основной задачей которых является охрана законности и правопорядка, защита прав и законных интересов человека и гражданина, борьба с правонарушениями и их предупреждение.

Характерные черты органов обеспечения правопорядка и безопасности

  • общее руководство органами обеспечения безопасности и правопорядка осуществляет Президент РФ. Непосредственное руководство и контроль выполнения мероприятий по обеспечению правопорядка и безопасности возложен на Правительство РФ;
  • каждый государственный орган в сфере обеспечения безопасности и правопорядка наделен всевозможными полномочиями в той или иной сфере деятельности;
  • основной задачей всех органов обеспечения безопасности и правопорядка является борьба с преступностью и другими правонарушениями, которые создали угрозу безопасности личности, обществу и государству;
  • деятельность любого органа, обеспечивающего правопорядок и безопасность в государстве, определена нормативно правовыми актами.

Система органов, осуществляющих обеспечение правопорядка и безопасности в РФ

  • Совет безопасности РФ;
  • органы внутренних дел РФ;
  • органы Федеральной службы безопасности РФ;
  • органы Службы внешней разведки РФ;
  • органы Федеральной службы войск национальной гвардии РФ;
  • органы Федеральной службы охраны;
  • таможенные органы Федеральной таможенной службы Министерства экономического развития РФ;
  • Министерство юстиции РФ.

Правовые основы деятельности Совета Безопасности РФ

  • Конституция РФ (ст.83)
  • Федеральный закон №390-ФЗ «О безопасности» от 28.12.2010г. (глава 3)
  • Указ Президента РФ №590 от 06.05.2011г. «Об утверждении Положения о Совете Безопасности РФ»

Совет Безопасности Российской Федерации

является конституционным совещательным органом, осуществляющим подготовку решений Президента Российской Федерации по вопросам стратегии развития Российской Федерации, обеспечения безопасности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз (далее - обеспечение национальной безопасности), проведения единой государственной политики в области обеспечения национальной безопасности.

Основные задачи Совета Безопасности

  • обеспечение условий для реализации Президентом Российской Федерации его конституционных полномочий по защите прав и свобод человека и гражданина, охране суверенитета Российской Федерации, ее независимости и государственной целостности, организации взаимодействия органов государственной власти, определению основных направлений внутренней и внешней политики государства;
  • определение жизненно важных интересов личности, общества и государства как основных объектов обеспечения национальной безопасности, выявление внутренних и внешних угроз безопасности этих объектов;
  • разработка основных направлений стратегии развития государства, обеспечения национальной безопасности и конкурентоспособности Российской Федерации;
  • подготовка предложений Президенту Российской Федерации для принятия главой государства решений по вопросам внутренней и внешней политики Российской Федерации в области обеспечения национальной безопасности;
  • подготовка решений по нейтрализации внутренних и внешних угроз безопасности личности, общества и государства;
  • подготовка оперативных решений по предотвращению чрезвычайных ситуаций, которые могут привести к существенным социально-политическим, экономическим, военным, экологическим и иным последствиям, и решений по организации ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций;
  • подготовка предложений Президенту Российской Федерации о введении, продлении или об отмене чрезвычайного положения;
  • подготовка предложений по координации деятельности федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в процессе реализации принятых решений в области обеспечения национальной безопасности и оценка их эффективности;
  • подготовка предложений Президенту Российской Федерации по реформированию существующих либо созданию новых органов обеспечения национальной безопасности;
  • решение иных задач в сфере обеспечения национальной безопасности.

Основные функции Совета Безопасности

  • рассмотрение вопросов внутренней, внешней и военной политики Российской Федерации в области обеспечения национальной безопасности;
  • подготовка проектов решений Президента Российской Федерации по вопросам внутренней, внешней и военной политики в области обеспечения национальной безопасности;
  • рассмотрение законопроектов по вопросам внутренней, внешней и военной политики в области обеспечения национальной безопасности;
  • подготовка проектов указов Президента Российской Федерации по вопросам обеспечения национальной безопасности, контроля деятельности федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих обеспечение национальной безопасности;
  • организация и координация разработки стратегии в области внутренней, внешней и военной политики Российской Федерации, оценка внутренних и внешних угроз жизненно важным интересам личности, общества и государства;
  • подготовка предложений по определению основных критериев обеспечения национальной безопасности и мониторинг показателей состояния национальной безопасности;
  • подготовка предложений по координации деятельности федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в процессе реализации принятых решений в области обеспечения национальной безопасности и оценка их эффективности;
  • рассмотрение вопросов, касающихся создания, контроля, поддержания в готовности сил и средств обеспечения национальной безопасности;
  • анализ информации о функционировании системы обеспечения национальной безопасности, выработка рекомендаций по ее совершенствованию;
  • рассмотрение вопросов в области оборонно-промышленной безопасности и военно-технического сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами;
  • принятие решений об образовании, реорганизации и упразднении межведомственных комиссий Совета Безопасности и научного совета при Совете Безопасности Российской Федерации (далее - научный совет при Совете Безопасности);
  • организация работ по подготовке федеральных программ обеспечения национальной безопасности и осуществлению контроля за их реализацией;
  • организация научных исследований по проблемам стратегии развития Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности.

Состав Совета Безопасности

  • Председатель Совета Безопасности Российской Федерации (далее - Председатель Совета Безопасности), которым по должности является Президент Российской Федерации;
  • Секретарь Совета Безопасности Российской Федерации (далее - Секретарь Совета Безопасности);
  • постоянные члены Совета Безопасности и члены Совета Безопасности, включаемые в состав Совета Безопасности и исключаемые из него Президентом Российской Федерации по представлению Секретаря Совета Безопасности.
  • Секретарь Совета Безопасности входит в число постоянных членов Совета Безопасности.

Состав Совета Безопасности РФ утвержден Указом Президента Российской Федерации от 25 мая 2012 г. №715

Председатель Совета Безопасности Российской Федерации

ПУТИН Владимир Владимирович - Президент Российской Федерации

Постоянные члены Совета Безопасности Российской Федерации

БОРТНИКОВ Александр Васильевич - директор Федеральной службы безопасности Российской Федерации

ВАЙНО Антон Эдуардович- Руководитель Администрации Президента РФ

ИВАНОВ Сергей Борисович - специальный представитель Президента Российской Федерации по вопросам природоохранной деятельности, экологии и транспорта

КОЛОКОЛЬЦЕВ Владимир Александрович - Министр внутренних дел Российской Федерации

ЛАВРОВ Сергей Викторович - Министр иностранных дел Российской Федерации

МАТВИЕНКО Валентина Ивановна - Председатель Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации

МЕДВЕДЕВ Дмитрий Анатольевич - Председатель Правительства Российской Федерации

ВОЛОДИН Вячеслав Викторович - Председатель Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации

ПАТРУШЕВ Николай Платонович - Секретарь Совета Безопасности Российской Федерации

ШОЙГУ Сергей Кужугетович- Министр обороны Российской Федерации

НАРЫШКИН Сергей Евгеньевич - директор Службы внешней разведки Российской Федерации

Члены Совета Безопасности Российской Федерации

НУРГАЛИЕВ Рашид Гумарович - заместитель Секретаря Совета Безопасности Российской Федерации

БАБИЧ Михаил Викторович - полномочный представитель Президента Российской Федерации в Приволжском федеральном округе