Файл: 1. Интернационализация преступности и ее влияние на международное уголовное право 3.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 22.11.2023
Просмотров: 115
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Вариант №1.
Оглавление
1. Интернационализация преступности и ее влияние на международное уголовное право 3
2. Понятие и общая характеристика конвенционных преступлений по международному уголовному праву (преступлений международного характера) 9
3. Экстрадиция, передача лиц для отбывания наказания на родине, политическое убежище 12
Список литературы 15
1. Интернационализация преступности и ее влияние на международное уголовное право
Важнейшей тенденцией последних лет является значительный рост влияния международного права на развитие национальных уголовных законодательств, получившего в ряде аспектов определяющий характер.
Наиболее сильно указанное влияние проявляется в развитии Особенной части уголовного права. Подавляющее большинство новых составов преступлений, включенных в национальные уголовные кодексы и законы с начала 1990-х годов, были криминализированы в соответствии с требованиями соответствующих международных конвенций и иных актов международного права.
Вообще, значение отношений уголовного характера как предмета международно- правового регулирования последовательно возрастало на протяжении всей истории развития отрасли международного права.
Закономерным итогом стало рождение комплексной отрасли международного уголовного права (МУП), сформировавшейся «на стыке» нескольких международно-правовых отраслей: права международной безопасности, международного гуманитарного права, международного права сотрудничества государств в борьбе с преступностью и международного права прав человека.
В настоящее время МУП представляет собой весьма сложную систему, в которой можно выделить следующие подсистемы:
-
МУП как право международных уголовных трибуналов; -
МУП как подотрасль международного публичного права, регулирующая сотрудничество государств в борьбе с преступностью; -
МУП как совокупность междунардно-правовых и внутригосударственных норм, определяющих взаимоотношения между национальными уголовными правопорядками в вопросах юрисдикции, экстрадиции, признания иностранных приговоров и т.п. («уголовное коллизионное право»).
Кроме того, в рамках МУП в качестве особых подсистем все заметнее выделяется уголовное право региональных интеграционных объединений, что наиболее ярко проявляется в феномене
европейского уголовного права. Правовая природа последнего пока не вполне ясна и во многом будет определяться исходя из успехов или неудач в конституционном строительстве Европейского Союза. Тем не менее, европейское уголовное право уже стало самостоятельным предметом серьезных научных исследований.
Изначальной основой зарождения МУП выступили именно практические потребности борьбы с уголовным преступлениями, носившими трансграничный характер. В дальнейшем эта категория деяний получила название «преступления международного характера». Первым таким преступлением еще в XVIII веке международно-правовым обычаем было признано пиратство, а в 1815 году решением Венского конгресса— работорговля. В 1927году в Варшаве состоялась Первая Международная конференция по унификации уголовного права, на которой к числу международных преступлений (по современной терминологии — преступлений международного характера) были отнесены пиратство, фальшивомонетничество, торговля рабами, женщинами и детьми, наркотизм, порнография, а также иные преступления, ответственность за которые предусматривалась международными конвенциями.
С окончанием Второй мировой войны мировое сообщество в лице Держав-побе- дительниц осознало, что некоторые особо варварские и носящие массовый характер преступления несут угрозу всему человечеству в целом, поэтому выходят за рамки внутренней компетенции отдельных стран. В документах Нюрнбергского процесса такие деяния получили название международных преступлений. Первоначально к ним были отнесены преступления против мира, военные преступления и преступления против человечности. Затем этот перечень дополнили геноцид, апартеид, колониализм и неоколониализм, экоцид, наемничество. Своеобразной кодификацией (хотя и неполной) норм о международных преступлениях стал Римский статут Международного уголовного суда от 17 июля 1998 г., который к 2008 году ратифицировали уже более 100 государств. В определенном смысле этот документ вообще может быть назван первым международным Уголовным кодексом.
В последние полтора десятилетия международное уголовное право получило новый мощный импульс к развитию в связи с возникновением новых форм транснациональной преступности и новых угроз мировой экономической системе. В этот период были приняты Конвенция об отмывании, выявлении, изъятии и конфискации доходов от преступной деятельности (Страсбург, ноябрь1990 г.); Конвенция по борьбе с подкупом должностных лиц иностранных государств при проведении международных деловых операций (1997 г.); Конвенция Совета Европы об уголовной ответственности за коррупцию 1999 г.; Конвенция ООН против транснациональной организованной преступности (Палермо, декабрь 2000 г.); Конвенция ООН против коррупции 2003 года.
Международный характер приняла компьютерная преступность, для которой, как оказалось, вообще не существует границ. В ноябре 2001 г. 30 стран, включая США, подписали «Конвенцию о киберпреступлениях», устанавливающую общие для стран- участников методы борьбы с нарушителями закона в Сети.
К настоящему времени категория «преступления международного характера» включает уже десятки различных составов. При этом наблюдается устойчивая тенденция к дальнейшему расширению «сферы интересов» международного уголовного права за счет включения в нее все новых и новых видов преступлений.
Развитие международного уголовного права определяется не только усилением транснационального характера преступности. Представляется, что не менее важным фактором выступает здесь тенденция к формированию единого гуманитарного пространства. Сама природа уголовного права такова, что все его нормы непосредственно затрагивают фундаментальные права и свободы личности. В силу этого содержание уголовного законодательства с каждым днем все в меньшей степени становится внутренним делом государств. В результате предметом международно-правового регулирования становятся даже такие вопросы, которые напрямую не затрагивают интересов иностранных государств или международного сообщества. Так, Европейский Суд по правам человека в своих решениях 1981, 1988 и 1993 годов постановил, что установление уголовного запрета на добровольные гомосексуальные отношения между взрослыми является нарушением предусмотренного Европейской конвенцией о правах человека права на неприкосновенность частной жизни.
Важно отметить, что, помимо развития МУП «вширь» в последние годы существенно возросла эффективность его действия. Международное уголовное право все более жестко определяет рамки и направления развития национальных уголовных законодательств. Если прежде многие государства десятилетиями тянули с импле- ментацией санкционированных ими важнейших международных норм (например, об ответственности за геноцид, пытки, торговлю людьми и т.п.), то теперь национальный законодатель старается более оперативно выполнять свои международные обязательства. Причиной тому зачастую является не столько рост «сознательности», сколько вполне практические соображения. В настоящее время имплементация важнейших международных конвенций по борьбе с преступностью нередко становится предварительным условием для принятия в «престижные» международные организации (такие как Совет Европы, ВТО), а также получения финансовой помощи и иных преференций от развитых стран.
Особенно активно процесс имплементации происходит при проведении общей реформы уголовного права. С начала 1990-х годов любой проект новой уголовной кодификации обязательно рассматривается на предмет соответствия «международным стандартам», для чего нередко привлекаются зарубежные эксперты и представители международных организаций.
Торговля людьми является одним из старейших конвенционных преступлений. Первая Международная конвенция о пресечении торговли женщинами была подписана еще в 1910 году. В последующие десятилетия мировое сообщество неоднократно возвращалось к этой проблеме. В 1921 году заключается Женевская Конвенция о запрещении торговли женщинами и детьми, в 1950 году — Конвенция ООН о борьбе с торговлей людьми и эксплуатацией проституции третьими лицами. Наконец, в 2000 году принят Протокол о предупреждении и пресечении торговли людьми, особенно женщинами и детьми, и наказании за нее, дополняющий Конвенцию ООН против транснациональной организованной преступности. В соответствии с вышеперечисленными документами торговля людьми была криминализирована во многих государствах мира. Особенно активно этот процесс пошел в последние 10 лет, когда соответствующие составы были включены в УК Австралии, Армении, Беларуси, Венгрии, Испании, Казахстана, Киргизии, КНР, Колумбии, Коста-Рики, Кубы, Литвы, Молдовы, Нидерландов, Парагвая, Польши, России, Румынии, Сальвадора, Словакии, Таджикистана, Узбекистана, Украины, Черногории, Швеции. В 2000 году было капитально обновлено федеральное законодательство США в данной области.
Безусловно, международное уголовное право оказывает значительное влияние на развитие не только Особенной, но и Общей части уголовного права. В частности, под влиянием международного права в национальных уголовных законодательствах в последние десятилетия (и особенно в последние годы) широкое распространение получил принцип универсальной юрисдикции.
Указанный принцип был установлен после Второй мировой войны и отражен в четырех Женевских конвенциях 1949 года. Он требует от государств привлечения к суду подозреваемых в международных преступлениях и преступлениях международного характера независимо от гражданства виновного и места совершения деяния или выдачи преступника тому государству, которое может или желает это сделать.
Несмотря на значительное трудности в его применении, универсальный принцип в настоящее время все активнее начинает использоваться на практике (в частности, в Австрии, Бельгии, Дании, Германии, Испании, Нидерландах, Франции и Швейцарии).
Особенностью воздействия международного права на развитие институтов Общей части является то, что такое воздействие осуществляется преимущественно с помощью норм рекомендательного характера (так называемого «мягкого» права).
Примером могут служить Минимальные стандартные правила ООН в отношении мер, не связанных с тюремным заключением (Токийские правила) 1990 года. Утверждая указанные правила, Генеральная ассамблея ООН рекомендовала осуществлять их на национальном, региональном и межрегиональном уровнях «с учетом политических, экономических, социальных и культурных условий и традиций стран»34.
Результатом интернационализации уголовного права является гармонизация национальных уголовных законодательств, т.е. их определенное сближение (согласование) на основе общих международно-правовых предписаний в той мере, в которой диктуется потребностями международного сотрудничества и определяется приверженностью общим гуманитарным ценностям. При этом, однако, важно подчеркнуть, что речь идет о содержательной стороне уголовно-правового регулирования, поскольку формальные (т.е. относящиеся к самой форме права) различия между основными правовыми системами (континентальной, англо-американской), коренящиеся в глубинных пластах правовой культуры, остаются незыблемыми и едва ли когда-либо исчезнут.
2. Понятие и общая характеристика конвенционных преступлений по международному уголовному праву (преступлений международного характера)
Конвенционные преступления — самостоятельный вид конвенциональных преступлений. Следовательно, они обладают признаками, свойственными всем конвенциональным преступлениям, и в то же время обладают рядом особенностей.
В литературе выделяются следующие их характерные черты: 1) международная общественная опасность, то есть способность причинять вред охраняемым международным правом отношениям1; 2) противоправность, обусловленная запретами, предусмотренными предписаниями соответствующих международно-правовых актов; 3) виновность государства в совершении деяния; 4) оно выражается в действии или бездействии органов государства; 5) его результатом является нарушение международного правопорядка и причинение ущерба другим субъектам международного права2.