Файл: 1. Интернационализация преступности и ее влияние на международное уголовное право 3.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.11.2023

Просмотров: 112

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Говоря о конвенционных преступлениях, важно отметить, что им присущи свойства всех преступлений, перечисленные в ч. 1 ст. 14 УК РФ, а также все признаки конвенциональных преступлений. Кроме того, рассматриваемые посягательства обладают специфическими чертами.

Основной признак конвенционного преступления состоит в том, что норма о нем появляется во внутреннем законодательстве после вступления в силу соответствующего международного обязательства, то есть после ратификации соответствующего международного договора. Если даже государство подписало международный договор, но процедура ратификации не была произведена, то есть договор не вступил для государства в силу, появившаяся в этот период норма уголовного закона о преступлении, сходном с тем, которое запрещено данным международным договором, не будет носить конвенционного характера.

Конвенционные преступления представляют собой общественно опасные деяния, ответственность за которые установлена национальным законодательством во исполнение принятых государством обязательств по международному договору, поэтому к конвенционным относятся только такие деяния, нормы о которых появились в уголовном законе после вступления для России в силу того или иного международного обязательства.

Единой классификации конвенционных преступлений в литературе нет. Они могут быть сгруппированы по различным основаниям. Например, в зависимости от характеристики международного договора, содержащего конвенционное преступление, и степени конкретизации в нем состава преступления можно выделить:

  1. конвенционные преступления, возникшие вследствие принятия обязательств по договору, не имеющему специального уголовно-правового значения, но содержащему общее обязательство государства установить ответственность за его нарушение. Таким договором является, например, Всеобщая декларация прав человека от 10 декабря 1948 г.3;

  2. преступления, появившиеся после ратификации международного договора, посвященного в целом неуголовно-правовым вопросам, но содержащего конкретный состав преступления, так Конвенция об открытом море и Конвенция Организации Объединенных Наций по морскому праву формулируют состав пиратства;

  3. преступления, появившиеся после принятия обязательств по договору, в целом посвященному уголовно-правовым вопросам, но не содержащему конкретного состава преступления, как в случае установления уголовной ответственности за преступления экстремистской направленности вследствие ратификации Шанхайской конвенции о борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом;

  4. преступления, установленные в УК РФ после ратификации договора, посвященного конкретным преступлениям и четко формулирующего составы этих преступлений, например Конвенции о борьбе с торговлей людьми и с эксплуатацией проституции третьими лицами от 2 декабря 1949 г.4.


По форме вины классификацию конвенционных преступлений производить нецелесообразно, так как все они совершаются с умыслом, и в большинстве случаев — прямым.

Как представляется, важное значение имеет деление конвенционных преступлений по объекту посягательства. По данному основанию можно выделить:

  1. преступления против мира (ст. 353, 354, 355 УК РФ);

  2. преступления против безопасности человечества (ст. 357, 360 УК РФ);

  3. военные преступления (ст. 356, 359 УК РФ);

  4. преступления против личности (ст. 117, 126, 1271, 1272 УК РФ);

  5. преступления против собственности и в сфере экономической деятельности (ст. 164, 174, 1741, 178, 190 УК РФ);

  6. преступления против общественной безопасности и государственной власти (ст. 2052, 206, 211, 220, 221, 227, 270, 2822, 2921, 302, 3221 УК РФ);

  7. преступления против общественной нравственности (ст. 241, 242, 2421 УК РФ);

8) экологические преступления (ст. 252 УК РФ).

3. Экстрадиция, передача лиц для отбывания наказания на родине, политическое убежище


В соответствии с данным правом каждый человек, преследуе­мый за убеждения, может искать убежище в других странах и пользоваться этим убежищем. В таком виде это право закреплено во Всеобщей декларации прав человека и большинстве конститу­ций мира. Такой защитой пользуется человек, которого на его родине преследуют за политические, религиозные и иные убеж­дения, если эти убеждения не являются преступными с точки зрения международного права. Например, право на убежище не признается за теми, кто совершает неполитические преступления или деяния, противоречащие целям и принципам ООН (военные преступления, преступления против мира и человечества), не мо­гут претендовать на убежище также лица, совершившие уголов­ное преступление (убийство, террористические акты, выступле­ния в защиту расизма, подрыв общественного порядка и т. д.).

Конституция РФ воспринимает этот подход цивилизованного мира, предоставляя право на политическое убежище иностран­ным гражданам и лицам без гражданства в соответствии с обще­признанными нормами международного права (ч. 1 ст. 63). Пре­доставление политического убежища относится к компетенции Президента России. Указом Президента РФ от 1 декабря 2003 г. утверждено Положение о порядке предоставления РФ политического убежища, которое регулирует все практические вопросы предоставления политического убежища. Число обращений незначительно.



С предоставлением политического убежища тесно связан во­прос об экстрадиции, т.е. передаче другому государству лица, в отношении которого в этом государстве возбуждено уголовное преследование или вынесен приговор судом. Вопрос об экстра­диции обычно встает, когда лицо, совершившее преступление на территории одного государства (это может быть гражданин дан­ного государства или иностранец), укрывается в другом государ­стве. Бывают также более сложные случаи: когда заявляется тре­бование о выдаче государством его гражданина, совершившего преступление в другом государстве, но в большинстве стран вы­дача своих граждан конституционно запрещена. В России Кон­ституцией (ч. 1 ст. 61) установлено, что «гражданин РФ не может быть... выдан другому государству». Не до­пускается также выдача другим государствам лиц, преследуемых за политические убеждения, а также за действия (или бездейст­вие), не признаваемые в РФ преступлением (ч. 2 ст. 63 Конституции РФ). Другое дело — выдача лиц, обви­няемых в совершении преступления, а также передача осужден­ных для отбывания наказания в других государствах. Это воз­можно на основе федерального закона или международного дого­вора России. РФ имеет договоры о правовой помощи по гражданским и уголовным делам с Алжиром, Болга­рией, Венгрией, Грецией, Италией, Кубой, КНДР, Польшей и другими государствами; в этих договорах определены круг подле­жащих выдаче лиц и условия их выдачи. Аналогичные нормы со­держатся в Конвенции стран СНГ о правовой помощи и право­вых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам от 22 января 1993 г. Важнейшим условием экстрадиции является признание деяния лица преступным как в том государстве, кото­рое требует выдачи, так и в государстве, которому предъявлено соответствующее требование (требование «двойной преступно­сти»). В демократических странах экстрадиция осуществляется на основании судебного решения. При этом суд устанавливает не только наличие «двойной преступности», но и определенные га­рантии для лица, подлежащего выдаче, со стороны государства, обратившегося с запросом о выдаче. В большинстве стран суды отказывают в выдаче в случаях, когда совершенное лицом пре­ступление влечет смертную казнь. Европейский суд по правам человека установил невозможность экстрадиции, если есть основания полагать, что высылаемое лицо будет подвергнуто пыткам или бесчеловечному или унижающему достоинство обращению. Суд обязан провести независимую оценку того, с какими обстоя­тельствами может столкнуться данное лицо в стране, в которую его высылают.


Россия ратифицировала Европейскую конвенцию о выдаче и протоколы к ней (Федеральный закон от 25 октября 1999 г.), но с оговорками (в выдаче может быть отказано, если приговор выне­сен чрезвычайным судом, если есть угроза применения пыток, лицо достигло преклонного возраста и др.). Федеральным зако­ном, принятым в тот же день, ратифицирована Европейская кон­венция о правовой помощи (тоже с оговорками).

Международное сотрудничество в сфере уголовного судопро­изводства и порядок экстрадиции подробно регулируются в части пятой УПК РФ. Запрос о выдаче гражданина РФ направляется иностранному государству на основе международного договора или обязательства Генерального прокурора РФ выдавать в буду­щем на основе принципа взаимности этому государству лиц в со­ответствии с законодательством РФ (ст. 460 УПК РФ). Лицо, выданное иностранным государством, не может быть задержано, привлечено в качестве обвиняемого, осуждено без согласия государства, его выдавшего, а также передано треть­ему государству за преступление, не указанное в запросе о выда­че (ст. 461 УПК РФ). Кодекс регулирует порядок судебного об­жалования решения о выдаче, отказ в выдаче лица, передачу вы­даваемого лица и др. Допускается передача лица, осужденного в РФ, для отбывания наказания в государстве, гражданином которого оно является, и, наоборот, при опреде­ленных условиях отказ иностранному государству в выдаче осуж­денного для отбывания наказания в этом государстве.

Список литературы


  1. Конвенция вступила в силу для СССР 9 ноября 1954 г. // Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных СССР с иностранными государствами. Вып. XVI. М., 1957. С. 280–290.

  2. Бирюков П.Н. Международное сотрудничество в борьбе с преступностью и правовая система РФ. Воронеж: Истоки, 1997. С. 24.

  3. Василенко В.А. Ответственность государств за международные правонарушения. Киев: Вища школа, 1976. С. 84–95.

  4. Международное публичное право. Сборник документов. Т. 1. М., 1996. С. 460–464.

1 См.: Бирюков П.Н. Международное сотрудничество в борьбе с преступностью и правовая система РФ. Воронеж: Истоки, 1997. С. 24.

2 См.: Василенко В.А. Ответственность государств за международные правонарушения. Киев: Вища школа, 1976. С. 84–95. Р.А. Адельханян также относит к признакам преступления по международному праву противоправность, виновность и общественную опасность, а также причинную


3 Международное публичное право. Сборник документов. Т. 1. М., 1996. С. 460–464.

4 Конвенция вступила в силу для СССР 9 ноября 1954 г. // Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных СССР с иностранными государствами. Вып. XVI. М., 1957. С. 280–290.