Файл: В 2014 году Германия занимала 4 место в рейтинге глобальной конкурентоспособности, в 2019 3 место, в 2020 7 место.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.11.2023

Просмотров: 60

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

21 августа 2019

112 тыс. прочитали

Про Россию часто говорят: «Да у нас больше всего нефти, газа, угля, металлов и вообще всех ресурсов, чем в других странах!» Вот только у нас нет дорогих машин и трёхэтажных домов, мы не путешествуем по миру как самая богатая нация. Вроде ресурсов много, а позволить себе этого не можем...

И дело здесь не только в коррупции: это несправедливое положение сохраняется почти во всех странах, богатых ресурсами. Здесь дело в другом...

Если у страны много полезных ископаемых, то вместо развития «сложных» отраслей она будет продавать эти самые ископаемые, ведь это куда легче! Халявные деньги! Но когда приток халявы заканчивается, страна резко начинает беднеть, ведь она привыкла к лёгким деньгам. О таких странах мы и поговорим.

Венесуэла


Спустя 6 лет после начала кризиса ежедневная добыча нефти в этой стране сократилась в несколько раз

Очень наглядный пример страны, на которую свалилось ресурсное проклятие. 95% доходов страны даёт экспорт сырой нефти. Настоящая «страна-бензоколонка»...

Когда нефть была дорогой, люди ощущали себя как в раю. Как вы думаете, что случилось, когда её курс упал?

Более 90 % населения постоянно недоедает. Некоторые необходимые в быту вещи, как туалетная бумага, уже стали дефицитом. У венесуэльцев нет денег на импортные лекарства и даже средства контрацепции. А как вам инфляция в 1700000%?

Зато у Венесуэлы одни из самых больших запасов нефти. Правда, она даже бензин покупает у соседних стран, но зато «чёрное золото» можно хоть на хлеб намазывать...

Нигерия


Удивительный контраст: страна с самым быстрым темпом роста городов очень и очень бедна

Африканская страна, которая могла бы жить хорошо. Казалось бы, в стране развиваются и сельское хозяйство, и промышленность и даже туризм. Что могло бы пойти не так?

Начало добычи нефти совпало с обретением независимости от Великобритании. В страну пришла политическая нестабильность: то гражданские войны, то религиозные конфликты.

Лишь недавно в Нигерию пришла стабильность, а вместе с ней — приток нефтедолларов. 8 место в мире по экспорту нефти и 95% дохода страны обеспечивает продажа сырой нефти. Где-то мы эту картину видели...

Кстати, Нигерия — ещё и лидер по воровству нефти в мире. Местные жители ломают нефтепроводы и сливают оттуда нефть. Этому не могут помешать ни власти, ни проблемы со здоровьем после таких действий...


Проблему ресурсного проклятия власти решили элегантно: сосредоточив в своих руках практически все доходы с продажи нефти. 75% населения живёт за чертой бедности. Лучше ли это Венесуэлы, где деньги с продажи нефти давались венесуэльцам?

По крайней мере, никто не говорит о кризисе в Нигерии. Он там постоянно...

Центральная Африканская республика


В этой стране положение намного хуже, чем у венесуэльцев. Хотя бы потому, что почти вся страна уже давно перешагнула черту бедности. Внутри ЦАР вечно происходят какие-либо конфликты и военные перевороты.

Военные, разъезжающие по улицам ЦАР — обыденность для жителей

Возможно, положение в стране давно бы наладилось, если бы местные могли добывать золото, алмазы, нефть и уран, которыми так богата страна. Но местные элиты слишком заняты борьбой за власть в стране, которую полноценно никто получить не может.

Местное население выживает за счет того, что заготовляет лес, производит пиво и шьет обувь. Другая часть развивает сельскохозяйственную продукцию, выращивает табак или кукурузу. Так сказать, собственными силами спасаются от ресурсного проклятия...

Мьянма (Бирма)


В стране с удивительным прошлым и возможным туристическим будущим население живёт бедно, не брезгуя незаконной торговлей

Как и вышеперечисленные страны, несмотря на богатые запасы природных ресурсов, жизнь в стране достаточно бедная. Чтостранно, ведь в Мьянме сосредоточены большие запасы нефти и газа, а также драгоценных камней: 90% рубинов имеют бирманское происхождение.

При этом в стране царит беспредел: правящий режим поощряет выращивание наркотиков и даже снабжает ими сотрудников горнодобывающих предприятий для повышения производительности труда.

Из-за падения спроса на драгоценные камни население выживает как может. Часто люди занимаются незаконной добычей нефти и нефрита. Хотя вроде как страна с большим потенциалом...

Важную роль в формировании потенциала конкурентоспособности национальной экономики играет налоговая политика, что создает стимулы повышения производительности национального производства и труда, формирование экономической среды, благоприятной для развития конкурентных преимуществ национальной экономики [2]. Поэтому в структуру всех выше указанных рейтингов входят налоговые критерии и индикаторы, позволяющие оценить налоговую систему и работу налоговых органов отдельных стран.

Основными индикаторами оценки конкурентоспособности налоговой системы в GCI является: общее количество налогов и сборов в стране, ставки налога на доходы (прибыль)

физических и юридических лиц, уровень налоговой нагрузки, эффективность деятельности налоговых органов, стабильность налогового законодательства. По результатам анализа показателей GCI, исследователи ВЭФ отмечают следующие наиболее проблематичные факторы, которые сдерживают развитие России [3, с. 81]:

1)                ограниченный доступ к финансированию;

2)                коррупция;

3)                регулирование и реформирование системы налогообложения;

4)                ставки налогообложения;

5)                неэффективная государственная бюрократия.

Оценки, приведенные ВЭФ, доказывают, что налоговая политика государства имеет прямое воздействие на устойчивый уровень конкурентоспособности предприятий и государства на глобальном рынке. Но государство вместе с отдельными предприятиями являются элементами единой сложнейшей социально-экономической системы национальной экономики, поэтому целесообразно исследовать взаимосвязь налоговой политики государства и налоговой политики предприятия с целью сравнения целей и средств их достижения [4, с. 283].

На сегодня налоговая нагрузка на промышленные предприятия включает косвенные налоги, часть которых входит в цену продукции, и прямые налоги, которые уплачиваются с прибыли. Косвенные налоги имеют значительно меньшую способность регулировать процессы производства и воспроизводства на предприятии, чем налоги, относимые на финансовые результаты, поскольку они включаются в цену продукции, таким образом, оплачиваются потребителями.

Самым влиятельным налогом, с точки зрения стимулирующей роли, является налог на прибыль. Прибыль, полученная предприятием, является основным внутренним источником формирования финансовых ресурсов, обеспечивающих его развитие. Именно налог на прибыль является прямым налогом, что позволяет налогоплательщику применять все методы налогового планирования и менеджмента с целью оптимизации налоговой нагрузки. А также именно налог на прибыль может стать инструментом регулирования со стороны государства. Получения оптимального соотношения ставок налогов (в частности налога на прибыль), условий налогообложения и возможностей применения льгот, которое станет приемлемым как для плательщиков, так и для общества в целом, является сложным комплексным процессом.

Если ставки налога на прибыль являются завышенными, это может уменьшить заинтересованность
предприятия в получении прибыли, или приведет к попыткам скрыть прибыль незаконными способами, любыми средствами увеличить фонд оплаты труда и другие расходы, фактически или по «серым схемам» уменьшить масштабы деятельности.

Одним из основных способов налогового регулирования деятельности предприятий реального сектора являются налоговые льготы.

Один из вариантов применения налоговых льгот – это налоговый кредит – уменьшение суммы налога на прибыль на величину законодательно утвержденных льгот. В опыте налогообложения развитые страны используют несколько видов налоговых кредитов, наиболее распространенным из них является инвестиционный кредит [5, с. 11].

Еще одна налоговая льгота – уменьшение ставки налога на прибыль для определенных групп предпринимателей. Сегодня предоставление льгот предполагается не только налоговыми законами, но и другими неналоговыми законами, а также постановлениями Правительства. Поэтому рационально было бы систематизировать налоговое законодательство в отношении льгот в отдельном законе, в котором необходимо четко определить перечень льгот, предоставляемых юридическим и физическим лицам на территории Российской Федерации по всем видам налогов, критерии предоставления льгот, порядок и условия их установления и контроля за целевым назначением, сроки действия.

Как временная мера с целью снижения налогового давления на предприятия целесообразно было бы освободить предприятия от налогообложения прибыли, направляемой на инвестиции в производство [6], то есть прибыль, направляемую на капиталовложения производственного назначения, облагать налогом по нулевой ставке. Это позволит ослабить налоговое давление на производителей и увеличить инвестиции в реальный сектор экономики, что особенно актуально для предприятий инновационного сектора экономики, испытывающих дефицит инвестиционных ресурсов [7].

В результате проведенного анализа авторы данного исследования  предлагают следующие направления стимулирования экономического развития предприятий с помощью инструментов налогового регулирования. Во-первых, следует рассмотреть вопрос снижения удельного веса косвенных налогов в системе налогообложения. Во-вторых, дифференциация налога на прибыль в зависимости от вида деятельности и размера полученного дохода сможет обеспечить справедливость и эффективность налогообложения. Также целесообразно было бы рассмотреть проблему систематизации налогового законодательства относительно льгот в одном нормативно-правовом акте. Учитывая кризисное состояние экономики и растущий уровень нестабильности, с момента введения изменений в налоговое законодательство минимум три года не менять ставки, льготы и правила налогообложения. Льготы должны иметь сугубо целевое назначение использования денежных средств с определенным сроком действия, на который они вводятся.


Таким образом, налоговая система играет ключевую роль в формировании и распределении финансовых ресурсов государства. Наиболее действенное влияние система налогообложения оказывает на функционирование и деловую активность предприятий, то есть на ту сферу хозяйственной деятельности, где создается потенциал и достигается определенный уровень конкурентоспособности страны на мировом рынке.

Но нестабильность условий хозяйствования, стремление к пополнению бюджета, несоблюдение принципов экономической обоснованности налоговых реформ и социальной справедливости налогообложения привели к чрезмерной налоговой нагрузке на производителей. Следствием этого является тот факт, что национальные предприятия не в состоянии получать тот уровень дохода, который должен обеспечить устойчивое развитие производства, а также тот уровень конкурентоспособности, что позволит товаропроизводителям эффективно работать на мировых рынках, что вызывает такие проблемы, как снижение инвестиционной привлекательности и отток капитала из страны [8]. Так, неконкурентоспособные предприятия создают общий низкий уровень конкурентоспособности страны, что не позволяет России стать в один ряд с ведущими государствами Европы и мира. С целью достижения результативности и эффективности налогового регулирования и стимулирования экономики необходимо постоянно корректировать и совершенствовать налоговую систему с учетом конкретной экономической ситуации в стране.