Файл: Шпаргалка 32. Афазии аб.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.11.2023

Просмотров: 57

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

КЛИНИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ
шпаргалка

32. Афазии . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 32аб
33. Бедность словарного состава речи . . . . . . . 33аб
34. Нарушения произвольных движений и действий . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 34аб
35. Нарушения интеллекта . . . . . . . . . . . . . . . . . 35аб
36. Проблемы мозговой локализации психических функций . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 36аб
37. Функциональные блоки мозга . . . . . . . . . . . 37аб
38. Понятия нейропсихологического фактора, симптома и синдрома . . . . . . . . . . . . . 38аб
39. Методы нейропсихологического исследования. Восстановление высших психических функций . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 39аб
40. Шизофрения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 40аб
41. Маниакально=депрессивный психоз . . . . . . 41аб
42. Эпилепсия . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 42аб
43. Психические расстройства органического генеза . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 43аб
44. Неврозы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 44аб
45. Психология здоровья . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 45аб
46. Поведенческая медицина.
Общественное здравоохранение . . . . . . . . . . . . 46аб
47. Социальные и биологические составляющие нормального и аномального развития человека . . . . . . . . . . . 47аб
48. Типы нарушений психического развития . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 48аб
49. Первичное выявление детей с отклонениями в развитии . . . . . . . . . . . . . . . . . 49аб
50. Основные принципы психодиагностики детей с нарушениями психического развития . . . . . . 50аб
51. Психологическое консультирование . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 51аб
52. Логотерапия . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 52аб
53. Психологическая коррекция . . . . . . . . . . . . . 53аб
54. Аутотренинг (аутогенная тренировка) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 54аб
55. Нейролингвистическое программирование (НЛП) . . . . . . . . . . . . . . . . . . 55аб
56. Трансактный анализ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 56аб
Содержание
1. Клиническая психология как самостоятельная наука. Определение клинической психологии . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 1аб
2. Предмет и объект исследования клинической психологии . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 2аб
3. Цели и структура клинической психологии. Основные разделы и области их исследования . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3аб
4. Взаимосвязь клинической психологии с другими науками . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 4аб
5. Зарождение и становление клинической психологии . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 5аб
6. Практические задачи и функции клинического психолога. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 6аб
7. Особенности и задачи патопсихологического исследования . . . . . . . . . 7аб
8. Методы патопсихологического исследования. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 8аб
9. Порядок проведения патопсихологического исследования . . . . . . . . . 9аб
10. Нарушение опосредованности и иерархии мотивов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 10аб
11. Нарушение смыслообразующей и побудительной функций мотива . . . . . . . . . . . 11аб
12. Нарушение подконтрольности и критичности поведения . . . . . . . . . . . . . . . . . . 12аб
13. Нарушение операциональной стороны мышления. Методики его исследования . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 13аб
14. Снижение уровня обобщения . . . . . . . . . . . . 14аб
15. Искажение процесса обобщения.
Нарушение динамики мышления . . . . . . . . . . . . 15аб
16. Непоследовательность суждений . . . . . . . . 16аб
17. Инертность мышления . . . . . . . . . . . . . . . . . . 17аб
18. Нарушение мотивационной
(личностной) стороны мышления.
Разноплановость мышления . . . . . . . . . . . . . . . . 18аб
19. Резонерство. Классификация нарушений мышления по форме и по содержанию. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 19аб
20. Методики, которые используются для исследования памяти . . . . . . . . . . . . . . . . . . 20аб
21. Нарушения непосредственной памяти . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 21аб
22. Нарушение опосредованной памяти . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 22аб
23. Методики, применяемые для исследования внимания . . . . . . . . . . . . . . . . 23аб
24. Ощущения. Их классификация . . . . . . . . . . . 24аб
25. Методы исследования ощущений и восприятия. Основные нарушения ощущений. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 25аб
26. Определение и виды восприятия. . . . . . . . . 26аб
27. Основные нарушения восприятия . . . . . . . . 27аб
28. Стресс. Кризис . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 28аб
29. Фрустрация. Страх . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 29аб
30. Нарушения волевой сферы. . . . . . . . . . . . . . 30аб
31. Нарушения сознания и самосознания . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 31аб


4. Взаимосвязь клинической
психологии с другими науками
Базисными науками для клинической психологии яв=
ляются общая психология и психиатрия. На развитие клинической психологии также оказывают большое влия=
ние неврология и нейрохирургия.
Психиатрия — медицинская наука, но она тесней=
шим образом соприкасается с клинической психоло=
гией. Эти науки имеют общий предмет научных иссле=
дований — психические расстройства. Но кроме этого,
клиническая психология занимается такими нарушения=
ми, которые по своей значимости не равноценны болез=
ни (например, по проблемам супружества), а также пси=
хическими аспектами соматических расстройств. Однако психиатрия как частная область медицины больше учиты=
вает соматическую плоскость психических расстройств.
Клиническая же психология делает акцент на психоло=
гических аспектах.
Клиническая психология связана с психофармако=
логией: и та, и другая изучают психопатологические расстройства и способы их лечения. Кроме того, употреб=
ление лекарственных средств всегда оказывает на па=
циента положительное или отрицательное психологиче=
ское действие.
Успешно развивается медицинская педагогика — смеж=
ная с медициной, психологией и педагогикой область,
в задачи которой входит обучение, воспитание и лече=
ние больных детей.
Психотерапия как самостоятельная медицинская спе=
циальность тесно связана с клинической психологией.
Теоретические и практические проблемы психотерапии разрабатываются с опорой на достижения медицинской психологии.
3. Цели и структура клинической
психологии. Основные разделы
и области их исследования
Перед клинической психологией как самостоятель=
ной наукой встают определенные цели. В 60=х=70=х гг.
XX в. конкретные цели клинической психологии форму=
лировались следующим образом (М. С. Лебединский,
В. Н. Мясищев, 1966 г.; М. М. Кабанов, Б. Д. Карва
сарский, 1978 г.):
1) изучение психических факторов, влияющих на разви=
тие болезней, их профилактику и лечение;
2) изучение влияния тех или иных болезней на психику;
3) изучение психических проявлений различных бо=
лезней в их динамике;
4) изучение нарушений развития психики; изучение ха=
рактера отношений больного человека с медицин=
ским персоналом и окружающей микросредой;
5) разработка принципов и методов психологическо=
го исследования в клинике;
6) создание и изучение психологических методов воз=
действия на психику человека в лечебных и профи=
лактических целях.
Подобное формулирование целей клинической психо=
логии соответствовало усиливающейся тенденции к ис=
пользованию идей и методов данной науки для повыше=
ния качества диагностического и лечебного процесса в различных областях медицины со всеми неизбеж=
ными на данном этапе трудностями, обусловленными неодинаковой степенью развития того или иного ее раз=
дела.
Можно выделить конкретные разделы медицинской психологии, которые находят практическое примене=
ние знаний в соответствующих клиниках: в психиатри=
2. Предмет и объект
исследования клинической
психологии
По направленности психологические исследования делят на общие (направлены на выявление общих зако=
номерностей) и частные (направлены на изучение осо=
бенностей конкретного больного). В соответствии с этим можно выделить общую и частную клиническую психо=
логию.
Предметом общей клинической психологии яв=
ляются:
1) основные закономерности психологии больного, пси=
хологии медицинского работника, психологические особенности общения больного и врача, а также влия=
ние психологической атмосферы лечебно=профилак=
тических учреждений на состояние человека;
2) психосоматические и соматопсихические взаимо=
влияния;
3) индивидуальность (личность, характер и темпера=
мент), эволюция человека, прохождение им после=
довательных этапов развития в процессе онтогене=
за (детство, отрочество, юность, зрелость и поздний возраст), а также эмоционально=волевые процессы;
4) вопросы врачебного долга, этики, врачебной тайны;
5) психогигиена (психология медицинских консульта=
ций, семьи), в том числе психогигиена лиц в кризис=
ные периоды их жизни (пубертатный, климактери=
ческий), психология половой жизни;
6) общая психотерапия.
Частная клиническая психология изучает конкрет=
ного больного, а именно:
1) особенности психических процессов у психических больных;
3
1. Клиническая психология как
самостоятельная наука. Определение
клинической психологии
Клиническая психология является отраслью психоло=
гической науки. Ее данные имеют теоретическое и прак=
тическое значение как для психологии, так и для меди=
цины.
В некоторых странах распространено понятие о ме=
дицинской психологии, но в большинстве стран чаще используется понятие «клиническая психология».
В последние десятилетия в России все чаще стал воз=
никать вопрос о сближении отечественной и мировой психологии, что потребовало пересмотра таких поня=
тий, как медицинская и клиническая психология.
Смена названия медицинской психологии на клиниче=
скую связана с тем, что в последние десятилетия проис=
ходит ее интеграция в мировую психологию.
Клиническая психология как организация исследова=
телей и практиков представлена Американской ассо=
циацией клинической психологии с 1917 г., а в немец=
коязычных странах — с середины XIX в.
В международном руководстве по клинической пси=
хологии под общей редакцией М. Перре и У. Бауман
на приводится следующее определение: «Клиническая
психология — это частная психологическая дисципли=
на, предметом которой являются психические расстрой=
ства и психические аспекты соматических расстройств
(болезней). Она включает следующие разделы: этиоло=
гию (анализ условий возникновения расстройств), клас=
сификацию, диагностику, эпидемиологию, интервенцию
(профилактику, психотерапию, реабилитацию), охрану здоровья, оценку результатов». В англоязычных стра=
нах помимо термина «клиническая психология» в ка=





ческой клинике — патопсихология; в неврологи=
ческой — нейропсихология; в соматической —
психосоматика.
По мнению Б. В. Зейгарник, патопсихология изу=
чает нарушения психической деятельности, закономер=
ности распада психики по сравнению с нормой. Она от=
мечает, что патопсихология оперирует понятиями общей и клинической психологии и использует психологиче=
ские методы. Патопсихология работает как над пробле=
мами общей клинической психологии (когда исследуются изменения личности психических больных и закономер=
ности распада психики), так и частной (когда исследуют=
ся нарушения психики конкретного больного для уточ=
нения диагноза, проведения трудовой, судебной или военной экспертизы).
Объектом изучения нейропсихологии служат забо=
левания ЦНС (центральной нервной системы), преиму=
щественно локально=очаговые поражения головного мозга.
Психосоматика изучает, как изменения психики влияют на возникновение соматических заболеваний.
Патопсихологию следует отличать от психопатологии
(о ней речь пойдет позже). Сейчас стоит лишь отметить,
что патопсихология является частью психиатрии и изу=
чает симптомы психического заболевания клинически=
ми методами, используя медицинские понятия: диагноз,
этиология, патогенез, симптом, синдром и др. Основ=
ной метод психопатологии — клинико&описательный.
На Западе считается, что психотерапия являет=
ся частной областью клинической психологии,
и таким образом подчеркивается особая близость меж=
ду психологией и психотерапией.
Однако положение об особой близости психотера=
пии и клинической психологии нередко оспаривается.
Многие ученые считают, что с научной точки зрения психотерапия ближе к медицине. При этом приводят=
ся следующие аргументы:
1) лечение больных является задачей медицины;
2) психотерапия является лечением больных.
Отсюда следует, что психотерапия — это задача ме=
дицины. Данное положение опирается на тот факт, что во многих странах право заниматься ею получают толь=
ко врачи.
Клиническая психология близка и к ряду других психо=
логических и педагогических наук — эксперименталь=
ной психологии, трудотерапии, олигофренопедагоги=
ке, тифлопсихологии, сурдопсихологии и др.
Таким образом, очевидно, что в процессе работы кли=
ническому психологу необходимо применять комплекс=
ный подход.
честве синонима используется понятие «патоло=
гическая психология» — Abnormal Psychology.
Кроме клинической психологии, во многих универ=
ситетах, в основном западных, преподается и медицин=
ская психология. Содержание этой дисциплины может быть разным. Оно включает:
1) применение достижений психологии в медицинской практике (прежде всего это касается решения проб=
лемы взаимодействия врача с пациентом);
2) предупреждение болезней (профилактику) и охра=
ну здоровья;
3) психические аспекты соматических расстройств и пр.
В соответствии с государственным образовательным стандартом клиническая психология — специальность широкого профиля, направленная на решение комплек=
са задач в системе здравоохранения и образования.
Отмечается также, что клиническая психология носит межотраслевой характер.
Специалисты дают различные определения клиниче=
ской психологии. Но все они сходятся в одном: клини=
ческая психология рассматривает область, пограничную между медициной и психологией. Это наука, изучаю=
щая проблемы медицины с точки зрения психологии.
Ведущий советский психиатр А. В. Снежневский
считает, что медицинская психология — это отрасль об=
щей психологии, которая исследует состояние и роль психики в возникновении болезней человека, особен=
ностях их проявлений, течения, а также исхода и восста=
новления. В своем исследовании медицинская психоло=
гия пользуется принятыми в психологии описательными и экспериментальными методами.
2) психику пациентов в период подготовки к хирур=
гическим вмешательствам и в послеоперационном периоде;
3) особенности психики больных, страдающих различ=
ными заболеваниями (сердечно=сосудистыми, ин=
фекционными, онкологическими, гинекологически=
ми, кожными и т. д.);
4) психику больных с дефектами органов слуха, зрения и т. п.;
5) особенности психики больных при проведении тру=
довой, военной и судебной экспертизы;
6) психику больных алкоголизмом и наркоманией;
7) частную психотерапию.
Б. Д. Карвасарский в качестве предмета клиниче=
ской психологии выделил особенности психической дея=
тельности больного в их значении для патогенетической и дифференциальной диагностики болезни, оптимиза=
ции ее лечения, а также предупреждения и укрепления здоровья.
Что же является объектом клинической психологии?
Б. Д. Карвасарский считает, что объектом клинической психологии является человек с трудностями адаптации и самореализации, которые связаны с его физическим,
социальным и духовным состоянием.

4





5. Зарождение и становление
клинической психологии
Становление клинической психологии как одной из основных прикладных отраслей психологической науки связано с развитием как самой психологии, так и ме=
дицины, биологии, физиологии, антропологии.
Зарождение клинической психологии начинается еще с античных времен, когда психологические знания за=
рождались в недрах философии и естествознания.
Возникновение первых научных представлений о пси=
хике, выделение науки о душе, формирование эмпири=
ческих знаний о психических процессах и их нарушениях связано с развитием античной философии и достиже=
ниями античных врачей. Так, Алкемон Кротонский (VI в.
до н. э.) впервые в истории выдвинул положение о ло=
кализации мыслей в головном мозге. Гиппократ также придавал большое значение изучению мозга как ор=
гана психики. Им были разработаны учение о темпе=
раменте и первая классификация человеческих типов.
Александрийскими врачами Герофилом и Эразистра
том был детально описан мозг; они обратили внима=
ние на кору с ее извилинами, что отличало человека по умственным способностям от животных.
Следующим этапом развития клинической психоло=
гии являлись средние века. Это был довольно длитель=
ный период, пронизанный безудержным мистицизмом и религиозным догматизмом, гонениями на естество=
испытателей и кострами инквизиции. Вначале обуче=
ние строилось на основе античной философии и ес=
тественнонаучных достижений

Гиппократа, Галена,
Аристотеля. Затем знание приходит в упадок, расцве=
тает алхимия, и вплоть до XIII в. длятся «темные» годы.
Психология в средние века опирается на философию
6. Практические задачи и функции
клинического психолога
Клинический психолог в учреждениях здравоохра=
нения — это специалист, в обязанности которого вхо=
дит как участие в психодиагностических и психокор=
рекционных мероприятиях, так и в лечебном процессе в целом. Медицинская помощь оказывается бригадой специалистов. Такая «бригадная» модель оказания ме=
дицинской помощи первоначально возникла в психоте=
рапевтической и психиатрической службах. Центром бри=
гады является лечащий врач, работающий совместно с психотерапевтом, клиническим психологом и специа=
листом по социальной работе. Каждый из них выполняет свой диагностический, лечебный и реабилитационный план под руководством лечащего врача и в тесном со=
трудничестве с другими специалистами. Но такая «бри=
гадная» модель в здравоохранении еще не достаточно распространена, и быстрота ее распространения зави=
сит от наличия психологических кадров. Но пока, к сожа=
лению, отечественная система здравоохранения к это=
му не готова.
Деятельность психолога в медицинском учреждении направлена на:
1) повышение психических ресурсов и адаптационных возможностей человека;
2) гармонизацию психического развития;
3) охрану здоровья;
4) профилактику и психологическую реабилитацию.
Предметом деятельности клинического психолога можно считать психические процессы и состояния, ин=
дивидуальные и межличностные особенности, социаль=
но=психологические феномены, проявляющиеся в раз=
личных областях человеческой деятельности.
8. Методы патопсихологического
исследования
Методы, применяемые для патопсихологического ис=
следования, можно разделить на стандартизирован&
ные и нестандартизированные.
Нестандартизированные методы направлены на опре=
деление конкретных нарушений психической деятель=
ности и составляются индивидуально для каждого боль=