Файл: Вид работы Творческая работа Название дисциплины 2091. 01Дифференциональная психофизиология Тема Доминантность полушария и психические функции Фамилия студента Имя студента.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.11.2023

Просмотров: 29

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Основные данные о работе


Версия шаблона




Филиал




Вид работы

Творческая работа

Название дисциплины

2091.01-Дифференциональная психофизиология

Тема

Доминантность полушария и психические функции

Фамилия студента




Имя студента




Отчество студента




№ контракта





Содержание


Основные данные о работе 1

Содержание 2

Основная часть 3

Доминантность полушария и психические функции 3



Основная часть

Доминантность полушария и психические функции



Вопрос о доминантности полушарий и особенностях деятельности в настоящее время широко исследуется специалистами различных областей науки. Но тем не менее, при изучении данной проблемы возникают вопросы, которые пока не получили достаточного объяснения. Одним из таких вопросов является влияние доминантного полушария на процессы запоминания, анализирования информации, построения логических цепочек.

В ходе научных исследований Роджера Сперри, Джозефа Боугена и Майкла Газзанига было установлено, что каждое из полушарий головного мозга по-разному обрабатывает информацию и имеет свои области специализации. Эти открытия привели к тому, что во многих клиниках и экспериментальных лабораториях стала изучаться деятельность каждого из полушарий головного мозга по отдельности.

Мозг всех животных и мозг человека симметричен — его правая и левая половины построены однотипно как по составу и количеству отдельных элементов, так и по общей архитектуре. У животных правая и левая половины мозга выполняют и одинаковую работу.

У человека же правое и левое полушария мозга имеют разные функции, они управляют разными видами деятельности. История изучения функциональной межполушарной асимметрии у человека началась более 100 лет тому назад.

Доминантность полушарий по отношению к речевым функциям впервые была продемонстрирована французским хирургом и антропологом Брока. В 1865г. Брока произнес свой знаменитый афоризм: «Мы говорим левым полушарием». Правильность идеи Брока быстро подтвердилась и в результате родилась теория доминантности мозговых полушарий.


С давних пор явление право- и леворукости рассматривалось как частное проявление право- или левосторонности, под которым понимается преобладание одной стороны тела по всем функциям. Начало такому представлению положили Г. Хемфри (1861), Дж. Ле Конте ( 1884), впервые употребивший этот термин, Дж. Бирхит ( 1897), Е. Стаер ( 1911).

Г. Хемфри первый указал на случаи совпадения ведущей руки с ведущей ногой и ведущим глазом. Дж. Бирхит пошел еще дальше: он стал доказывать, что имеет место не просто совпадение функций по одной стороне тела, но и степень асимметрии одинаковая для этих функций. Изучив силу рук, кожную и мышечную чувствительность, остроту зрения и слуха, он нашел, что у правшей на правой стороне они лучше развиты на одну девятую часть. Несмотря на многие данные, полученные в последующие годы и противоречившие этой точке зрения, она оказалась очень популярной и живучей в науке, особенно среди тех ученых, которые рассматривают функциональную асимметрию абстрактно, с общебиологических позиций. Например, Б.В. Огнев и Г.Д. Новинский в не столь отдаленные времена писали, что «...и биохимические реакции правой и левой сторон у человека и животных должны быть различными». Теории доминантности полушарий придерживался и Б.Г. Ананьев (1961; 1963).

Поскольку сторонники центрально-нервной теории происхождения праворукости связывают асимметрию периферических органов с функцией больших полушарии, начали говорить о доминантном полушарии или о «право- или «левомозгости» подразумевая превосходство ведущего полушария по всем функциям. Праворукость же стали рассматривать как частное проявление «левомозговости».

В свое время эта идея сыграла положительную роль, так как способствовала экспериментальному изучению выраженности асимметрии других парных органов и исполняемых ими функций. Однако, ослепленные общей идеей, многие исследователи не хотели видеть реальные факты, противоречившие их установке.

Уже в 1920- 1930-е годы эта теория подверглась критике. Многие авторы (Р. Энгеланд; X. Бюргер; С. Кирк и др.) полагали, что понятие «общая доминантность» не действенно и что праворукость выявляется только в специфических тестах. Т. By и К. Пирсон применив статистические методы, показали на большом контингенте, что нет полного совпадения не только между асимметрией рук и зрения, но и между различными показателями для рук и различными показателями для зрения. По данным Т. By, две трети людей выпадают из теории односторонности.



В ходе этой критики проявилась и другая крайность. Стали говорить, что домимнирование различных парных органов не зависит от доминантности больших полушарий головного мозга, что нет никакой связи между асимметрией рук и ног, что асимметрия полушарий у человека относится только к речевым функциям и к праксии рук и ног (последняя мысль принадлежит Г. Беквину).

Чувствительный удар по теории доминантного полушария нанесли клинические и психофизиологические исследования, в которых изучалась зависимость тех или иных психических проявлений от локализации соответствующих им центров в правом и левом полушарии.

Речевые функции. Начиная с известных работ Поля Брока, утвердилось мнение, что у правшей центры речи находятся в левом полушарии, а у левшей — в правом.

Такое мнение сложилось в результате клинических наблюдений за больными с инсультами. При параличе правой руки терялась и речь, т.е. возникала афазия, а при параличе левой руки этого не было. У левшей наблюдались противоположные явления. Однако постепенно накапливались и другие данные, свидетельствовавшие о том, что и правое полушарие у правшей принимает участие в осуществлении только другим способом.

В. Пенфилд и Л. Робертс (1965) пишут, что понимание речи возникает после поступления слуховых импульсов в оба полушария, как и восприятие прочитанного после поступления в оба полушария зрительных импульсов. Правое полушарие после обучения речи тоже принимает участие в понимании и произношении речи. Авторы считают, что моторный артикуляционный механизм речи зависит от коркового механизма голосового контроля, локализованного в роландовой моторной области обоих полушарий. Идеационный речевой механизм (т. е. словесный двигательный образ, память звучания слов) связан с функцией только одного полушария. Хранилище умений писать и читать тоже находится только в одном полушарии, однако, возможно, что другие речевые умения обслуживаются обоими полушариями. Память понятий не связана, по мнению В. Пенфилда и Л. Робертса, только с одним полушарием, как речь, и независима от речи.

Ряд авторов полагают, что правое полушарие берет на себя функцию автоматической речи: за счет него могут повторяться отдельные слоги, ответ «да-нет», серийная речь, пение, репродукция заученного содержания. Известен уникальный случай, когда все левое полушарие было сморщено
, а больной цитировал и пел тексты песен.

При поражении левого полушария у больных возникает дислексия, т.е. нарушение способности к чтению. Однако это наблюдается не всегда. Все зависит от того языка, на котором человек учится читать. В Японии, например, дислексиков в 10 раз меньше, чем в странах Запада. Предполагается, что зрительно-пространственное восприятие иероглифов осуществляется правым полушарием.

По данным последних исследований, оказалось, что существует асимметрия гипоталамуса – подкоркового образования. Исследователями установлено, что в формировании отрицательных эмоций принимает участие правая часть гипоталамуса, а положительных эмоций – левая часть гипоталамуса.

Существует асимметрия продолговатого мозга, проявляющаяся в деятельности сосудодвигательного центра. Депрессорный центр, располагающийся в левой части продолговатого мозга, вызываете понижения диастолического давления на контралатеральной стороне осуществляющего переработку информации аналитически и последовательно, правое полушарие делает то же самое целостно и одновременно).

Правое полушарие придает речи эмоциональную окраску: при его поражении речь становится монотонной.

Все сказанное относится к взрослым. У детей признается двустороннее представительство речи, что доказывается двумя положениями: более частыми афазиями у детей при поражении правого полушария и более легким и быстрым восстановлением речи при поражении левого полушария.

Для понимания того, что доминирование одного из речевых центров формируется в процессе овладения речью и грамотностью, представляют интерес случаи, когда бывший правша, вследствие мозгового повреждения или повреждения руки вынужден стать левшой. Ряд наблюдений говорят о том, что они становятся афазиками при повреждении правого полушария. Это подтверждает мысль А.А. Ухтомского, что «центр речи не связан категорически и неподвижно с однажды и навсегда заданным «центром Брока», но может воспитаться вновь на другом месте по связи с первым местом, в том случае, если полушарие, где имеется центр речи, поранено». По-иному обстоит дело с размещением центров речи у левшей.

Доказано, что у 70% левшей они располагаются, как и у правшей, в левом полушарии, у половины из остальных левшей (15%) речь контролируется правым полушарием, а у другой половины — обоими полушариями.

Таким образом, уже рассмотрение речевой функции показывает, что правое полушарие не является послушным исполнителем воли другого, левого полушария. Еще более очевидным это становится при рассмотрении вопроса о локализации центров, заведующих другими психическими функциями, в частности - интеллектом.


Полученные в экспериментах и в клинике данные дают основание ученым предполагать, что левое полушарие использует аналитическую стратегию переработки информации, обеспечивает рационально-логическое, индуктивное мышление, связанное с вербально-символическими функциями, в то время как правое полушарие использует глобальную, синтетическую стратегию, обеспечивает пространственно-интуитивное, дедуктивное, образное мышление. Таким образом, вербальный интеллект связывают с доминантностью левого полушария, а невербальный интеллект - с доминантностью правого полушария.

Конечно, речь не идет о том, что при этих типах обработки информации и мышления работает исключительно одно полушарие. Имеется межполушарная интеграция. Но различия между людьми с различными типами мышления определяются большей включенностью левого (при аналитическом типе) или правого (при синтетическом типе) полушария. Правда, полностью этот вывод относится только к взрослым. У подростков картина несколько иная. У них вместо характерной для взрослых левополушарной доминантности по речи, чаще наблюдается правополушарная доминантность и симметричность в распределении слухоречевых функций. Авторы объясняют это опережающим развитием правого полушария, функции которого больше обусловлены генетически. Так, объем воспроизведения слов с левого уха достигает взрослого уровня уже к 10-11-летнему возрасту, в то время как объем воспроизведения с правого уха нарастает в процессе онтогенеза, достигая взрослого уровня только к 18 годам.

Зрительно-пространственная ориентировка. Нарушения зрительно-пространственной ориентировки и схемы тела, по мнению многих авторов, возникают, в основном, при левосторонних параличах. Особенно впечатляют данные, полученные С.В. Бабенковой (1963), которая нашла, что среди 238 случаев поражения правого полушария в 78% были нарушения схемы тела, которые распределились следующим образом: анозогнозия — 37 человек; неразличение правого и левого — 34 человека; незнание частей тела (аутотопагнозия) — 21 человек; ощущение отсутствия и чуждости конечности — 24 человек: появление третьей руки на больной стороне (псевдо-полимелия) — 6 человек.

Однако имеется ряд фактов, заставляющих осторожно относиться к безапелляционному выводу о роли правого полушария в зрительно-пространственной ориентировки и восприятии схемы тела. Во-первых, отмечается, что большинство лиц, не различающих правое и левое — это амбидекстры (т. е. люди, у которых нет ведущей руки). Это им раньше в армии при обучении ходьбе в строю командовали «сено-солома», привязывая им к одной ноге сено, а к другой - солому. Во-вторых, и С.В. Бабенкова не склонна считать выявленные ею нарушения «собственной функцией» правого полушария. Ей больше импонирует точка зрения, согласно которой у ребенка-правши соматогнозия приобретается не сразу для всего тела, а на месяц раньше для правой стороны. Исходя из того, рассуждает она, что легче страдает то, что приобретено позднее, чаще наблюдается нарушение схемы тела при правополушарном поражении, так как оно связано с левой стороной. В-третьих, А.П. Демичев (1949) наблюдал у левшей нарушение схемы тела при поражении как правого, так и левого полушария, а О. Зангуилл отмечает, что нарушения схемы тела у правшей наблюдаются и при поражении левой теменной доли. Он считает, что топографическая ориентировка нарушается при поражении любого полушария.