Добавлен: 22.11.2023
Просмотров: 83
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Минобрнауки России
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего образования
«САРАТОВСКИЙ национальный исследовательский
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ИМЕНИ Н.Г. ЧЕРНЫШЕВСКОГО»
Кафедра теоретических основ физического воспитания
Инновационные и авторские школы
РЕФЕРАТ
Студента 2 курса 232 группы
направления 44.04.01 «Педагогическое образование» профиль подготовки «Физическая культура» института физической культуры и спорта
Петрова Максима Константиновича
Проверил
к. п. н. доцент ______________________ Саяпина Н.Н.
Саратов, 2023 г.
Планы реферата:
1. Введение………………………………………………………………….2
2. Понятие, виды и особенности инновационных школ.………………...4
3. Понятие, виды и особенности авторские школ ………………….…...10
4. Заключение………………………………………………………………15
Список использованных источников……………………………………..16
1. Введение
Педагогика, как наука, существует уже не один век, и с каждым годом структура ее усложнялась, что привело к появлению различных точек зрения относительно воспитания и обучения и, как следствие, к появлению неоднородной сети образовательных учреждений.
Каждый человек проходит определенные этапы взросления, и школа для него является одним из важных этапов. В современном мире школа играет определяющую роль в осуществлении права детей на образование. Школа – основной институт всеобщего обучения и воспитания.
На протяжении веков ведутся дискуссии об образовании – чему и как нужно учить людей. Давать всем одинаковое образование или готовить интеллектуальную элиту? Должно ли образование быть специализированным или универсальным? Делать упор на практически полезные знания или на общее развитие личности?
Актуальность выбранной мной темы объясняется ежегодным ростом количества образовательных учреждений, разнообразием применяемых в них педагогических методов и возникающих в связи с этим конфликтов в процессе обучения и воспитания школьников.
1. Понятие, виды и особенности инновационных школ
Инновационные школы — это прогрессивные учебные заведения, в которых активно применяют научные достижения и современные технологии.
В более широком смысле, под инновациями подразумевают необычные подходы к образованию. Это могут быть:
-
нестандартные методики обучения; -
интерактивные уроки; -
необычный дизайн школьных зданий; -
использование электронных дневников и журналов в инновационных школах; -
сотрудничество с местными общинами, компаниями или организациями; -
разработка нестандартных программ для начальных инновационных школ и многое другое.
Причины появления сети инновационных школ1:
-
Развитие прогресса и новых технологий, которые меняют не только образовательные программы, но и саму жизнь. -
Система образования морально устарела и требует модернизации. Внедрение инновационных методик помогает ускорить этот процесс. -
Современные дети растут с гаджетами в руках, им уже недостаточно тех знаний, которые даёт традиционная школа.
Эти предпосылки заставляют искать новые формы уроков и организации учебного процесса.
Критерии инновационных школ:
-
использование новых технологий; -
развитие креативного мышления и творческого потенциала; -
создание условий для самостоятельной работы; -
акцент не только на обучении, но и на воспитании; -
индивидуальный подход к каждому ученику; -
активное вовлечение ученика в образовательный процесс.
Использование новых технологий.
Один из самых ярких признаков — это использование научных достижений и информационных технологий. Так, в инновационных школах применяют электронные журналы и дневники, вместо обычных бумажных. Проводят компьютерные тесты для контроля знаний по точным предметам. И даже внедряют электронные столовые!
Развитие креативного мышления и творческого потенциала.
Традиционные школы разрабатывают учебно-методические комплексы (УМК), направленные на изучение правил и большого количества нового материала. В инновационных школах дело обстоит иначе. Здесь школьные уроки строятся таким образом, чтобы развивать у ребёнка креативное мышление и творческие способности. Это относится ко всем предметам. Детям предлагают нестандартные задачи и ситуации, решить которые можно разными, порой совсем неожиданными способами. Такой подход помогает ученикам видеть несколько перспектив и всегда искать креативные ответы.
Создание условий для самостоятельной работы2.
Готовые ответы ученики всегда могут посмотреть в интернете. А вот помочь им организовать самостоятельный поиск знаний — это задача инновационных школ. В такой системе образования учитель из строго контролёра и надзирателя превращается в ментора, который направляет детей, учит учитывать другие точки зрения и формирует у них критическое мышление и способности к учёбе. В будущем ребёнок с такими навыками сможет легко выполнять любую самостоятельную работу и получать высокие оценки.
Акцент не только на обучении, но и на воспитании.
Ещё одна важная задача инновационной школы — совместить обучение и воспитание. Для этого в классах ученики разрабатывают групповые проекты, учатся слышать друг друга, взаимодействовать и отстаивать свою точку зрения без агрессии и переходов на личности. Во взрослой жизни такие умения помогут личности уверенно чувствовать себя в коллективе, уважать других и аргументировать свои идеи.
Индивидуальный подход к каждому ученику.
Инновационная школа — это пример обучения, где образовательный процесс строится на индивидуальном подходе к каждому ученику. Ведь все дети по-разному усваивают новую информацию. Кому-то нужно больше времени, а кто-то всё схватывает на лету. В школах будущего учитель применяет методы адаптивного обучения, чтобы каждый ребёнок мог учиться в своём темпе и не чувствовать себя ущербным.
Активное вовлечение ученика в образовательный процесс.
В традиционных школах обучение строилось по схеме: учитель (субъект) — ученик (объект), в которой ученики пассивно воспринимали информацию. В школах нового типа действует другая схема, где учитель и ученик — активные участники образовательного процесса. Дети чаще сами осваивают учебный материал, ищут ответы и обучают друг друга. А учитель помогает им в этом.
Инновационные школы условно можно разделить на несколько типов:
По организации учебных процессов: | По виду и направлению обучения: |
спонтанные; | интернациональные; |
организованные. | кочевые; |
| экологические; |
| технологические; |
| инклюзивные; |
| авторские; |
| семейные; |
| игровые. |
3
К признакам инновационной школы можно отнести нестандартный дизайн помещений. Опенспейсы, комнаты отдыха и креативные библиотеки — разные формы пространства также влияют на развитие детей и прививают им свободу не только в движениях, но и в мыслях. Подробнее:
Инновационные школы России4:
Список инновационных школ России с каждым годом расширяется. И пусть пока нет рейтинга лучших учебных заведений такого типа, зато уже появляются конкурсы, на которых награждают самые перспективные проекты. Давайте посмотрим, какие примеры российских инновационных школ есть в Москве, Санкт-Петербурге и других городах России. Среди них:
-
Московская «Хорошевская гимназия» («Хорошкола»); -
Московская школа №91; -
«Школа будущего», или Wunderpark International School, в Подмосковье; -
Московская частная школа «Перспектива»; -
Петербургская Школа имени Жака-Ива Кусто; -
Пермская «Школа дизайна «Точка»; -
Краснодарская СОШ №32.
Пример: Московская «Хорошевская гимназия» («Хорошкола»)
Московская «Хорошкола» — это личный проект Германа Грефа, главы Сбербанка России. В рамках этой школы действует детский сад, прогимназия и гимназия. В Хорошколе разработали специальную программу, которая позволяет раскрыть творческий и интеллектуальный потенциал детей. Способствует этому и архитектура учебного заведения — здесь есть большая лаборатория, спортивные залы, двухуровневая библиотека и даже кабинет кулинарии.
2. Понятие, виды и особенности авторские школ.
Авторская школа5 – это экспериментальное образовательное учреждение, деятельность которого строится на основе ведущих психолого-педагогических и организационно-управленческих концепций, разработанных отдельным автором или авторским коллективом. Отличительная черта авторской школы – создание ее на основе заранее разработанного оригинального концептуального проекта. В роли создателей авторских школ выступают как ученые, так и практики, по именам которых и называют их школы («школа В.А. Караковского», «школа Е.А. Ямбурга). Также существует принцип называния школ по обобщающим названиям философских и психолого-педагогических идей, лежащих в основе образовательной системы школы («школа диалога культур» В.С. Библера, С.Ю. Курганова; «школа развивающего обучения» В.В. Давыдова и т.д.)
В своей статье «Идея авторской школы» А. Адамский, в прошлом ректор Свободного университета «Эврика», сравнил школу с песней: «Идея авторской школы очень похожа на идею авторской песни, когда люди начинают сочинять стихи для себя и потом петь под гитару для себя и своих друзей, вовсе не претендуя на то, чтобы их песни были признаны вершиной песенного искусства или исполнялись в больших залах большими певцами. Так и авторская школа – это школа учителей, которую придумали сами учителя для себя и своих учеников. Авторы школ, как правило, вовсе не претендуют на то, чтобы все школы в стране или в мире становились такими, они даже не претендуют на то, чтобы их опыт распространялся: они придумали школу для себя, и этого достаточно. Хотя сама педагогика развивается такими авторскими школами, которые со временем становятся идеалами для других»6.
Концепции и практика авторских школ обычно существенно отличаются от традиционной практики школ и часто строятся на противопоставлении этой практике, ее критике и доказательстве преимуществ новых подходов перед известными, ярким примером чего являются итоги педагогической деятельности А.С. Макаренко: его колонии им. М, Горького,
Второй особенностью авторской школы является период самоопределения, который имеет конфликтный характер. Действительно, в это время происходит освоение новых методов, формирование определенного отношения к ним как педагогов, так и учеников. Апробация новых методов обучения неизбежно на первых порах приводит к конфликтам, возникающим противоречиям.
Авторская школа является одним из типов экспериментальной площадки. Статус такой площадки присваивается соответствующим органом государственного управления народного образования после проведения специальной общественно-государственной экспертизы соответствующей заявки. Статус экспериментальной площадки даёт право на своеобразное построение учебно-воспитательного процесса, новой структуры учреждения, на особую оплату педагогического труда, приоритет в материально-техническом снабжении.
Авторские школы в России XX века7
Авторские школы являются феноменом инновационной образовательной практики в России в конце XX в. Их появление и развитие связано с децентрализацией управления образованием в России, преодолением единообразия образовательных учреждений и провозглашением принципа их автономности в качестве принципа государственной политики в области образования (Закон об образовании РФ. 1992). Возникновение авторских школ связано с активизацией в СССР конца 80-х гг. общественно-педагогических движений. Проекты авторских школ впервые были выдвинуты на конкурсе, проведённом «Учительской газетой» в 1987 году. Основываясь на анализе педагогического опыта, авторы проектов авторских школ стремились формулировать самобытное видение возможностей для развития советской школы, прежде всего на путях ее поворота к личности ребёнка.