Файл: Реферат студента 2 курса 232 группы.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.11.2023

Просмотров: 81

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Пример: Ситема РО Эльконина-Давыдова8

Системой, ставшей популярной в московских школах, является теория учебной деятельности и методов начального обучения Д.Б. Эльконина и В.В. Давыдова. Система Эльконина-Давыдова разрабатывалась с 1958 г. на базе экспериментальной школы №91 Российской академии образования. Особенностью этой психолого-педагогической концепции являются разнообразные групповые дискуссионные формы работы, в ходе которой дети открывают для себя основное содержание учебных предметов. Знания не даются детям в виде готовых правил, аксиом, схем. В отличие от традиционной, эмпирической системы в основу изучаемых курсов положена система научных понятий. Отметок детям в начальной школе не ставят, учитель совместно с учениками оценивает результаты обучения на качественном уровне, что создает атмосферу психологического комфорта. Домашние задания сведены к минимуму, усвоение и закрепление учебного материала происходит на уроках.

Дети не переутомляются, их память не перегружается многочисленными, но малосущественными сведениями. В результате обучения по системе Эльконина-Давыдова дети в состоянии аргументировано отстаивать свою точку зрения, учитывать позицию другого, не принимают информацию на веру, а требуют доказательств и объяснений. У них формируется осознанный подход к изучению различных дисциплин. Обучение проводится в рамках обычных школьных программ, но на другом качественном уровне. В настоящее время разработаны и практически применяются программы по математике, русскому языку, литературе, естествознанию, изобразительному искусству и музыке для начальной школы и программы по русскому языку и литературе для средней школы9.

  1. Предметом усвоения являются общие способы действия – способы решения класса задач. С них начинается освоение учебного предмета. В дальнейшем общий способ действия конкретизируется применительно к частным случаям. Программа устроена так, что в каждом последующем разделе конкретизируется и развивается уже освоенный способ действия.

  2. Освоение общего способа ни в коем случае не может быть его сообщением – информацией о нем. Оно должно быть выстроено как учебная деятельность, начинающиеся с предметно-практического действия. Реальное предметное действие в дальнейшем свертывается в модель-понятие. В модели общий способ действия зафиксирован в «чистом виде».

  3. Ученическая работа строится как поиск и проба средств решения задачи. Поэтому суждение ученика, отличающееся от общепринятого рассматривается не как ошибка, а как проба мысли. Следование указанным принципам позволяет достичь основной цели обучения – формирования системы научных понятий, а также учебной самостоятельности и инициативности. Ее достижение оказывается возможным поскольку знания (модели) выступают не как сведения об объектах, а как средства их отыскания, выведения или конструирования. Ученик научается определять возможности и ограничения своих действий и искать ресурсы их осуществления.


Особый интерес в настоящее время к данной системе связан прежде всего с тем, что она практически полностью отвечает Концепции модернизации российского образования, принятой Правительством РФ. Основная цель модернизации российского образования – формирование у подрастающего поколения таких качеств, как инициатива, самостоятельность и ответственность, способных в новых социально-экономических условиях мобильно реализовывать свои возможности.

4. Заключение

В данном реферате удалось раскрыть понятие и принципы работы как инновационных так и авторских школ. В качестве примеров были рассмотрены: авторская школа С.Т. Шацкого и инновационная школа Московская «Хорошевская гимназия» («Хорошкола»)

Таким образом, можно сделать выод, что каждая модель из школ старается создать свою систему воспитания и обучения, которая бы соответствовала физиологическим, психологическим и другим критериям развития ребенка. Обе школы, чьи педагогические идеи представлены в данном реферате, отмечали необходимость самореализации ребенка, уважения детства, создавая творческие концепции обучения.

Появление авторских школ, относящееся к концу XX века, на самом деле ни что иное, как терминологизация идей, которые появлялись у педагогических деятелей, живших в разные эпохи.

В столичном образовательном процессе мы можем видеть как авторские школы в полном их значении, к которым относятся, например, Вальдорофская школа и детский сад, школа самоопределения Тубельского №734, так и инновационные школы, в которых могут быть заимствованы определенные принципы друг у друга.

Отвечая на вопрос «Можно ли поставить знак равенства между инновационной и авторской школой», можно точно сказать что во многом принципы их работ очень схожи: они основаны на индивидуальном подходе, воспитании и обучении детей, а так же отказа от привычной системы оценивания знаний учеников.


Список использованных источников

1. Андреев В.И. Педагогика. Учебный курс для творческого саморазвития. 2-е изд. – Казань, 2010


2. Бабский Ю.К. Педагогика. – М: Просвещение, 2008

3. Джуринский А.Н. История педагогики. – М.: Владос, 2019

4. История педагогики и образования. Учебное пособие под ред. Пискунова А.И. – М.: Сфера, 2011



5. Монтессори М. «Помоги мне это сделать самому» // Составители М.В. Богуславский, Г.Б. Корнетов. – М., ИД «Карапуз», 2010

6. Хуторской А.В. Педагогическая инноватика: методология, теория, практика. Научное издание. – М.: Изд-во УНЦ ДО, 2015

7. Адамский А. Идея авторской школы // Режим доступа: http://www.businessaudio.ru/2005/10/27/ikea-sales/



1 Андреев В.И. Педагогика. Учебный курс для творческого саморазвития. 2-е изд. – Казань, 2010





2 Бабский Ю.К. Педагогика. – М: Просвещение, 2008


3 Бабский Ю.К. Педагогика. – М: Просвещение, 2008


4 Джуринский А.Н. История педагогики. – М.: Владос, 2019


5 История педагогики и образования. Учебное пособие под ред. Пискунова А.И. – М.: Сфера, 2011


6 Монтессори М. «Помоги мне это сделать самому» // Составители М.В. Богуславский, Г.Б. Корнетов. – М., ИД «Карапуз», 2010


7 Хуторской А.В. Педагогическая инноватика: методология, теория, практика. Научное издание. – М.: Изд-во УНЦ ДО, 2015

8 Адамский А. Идея авторской школы // Режим доступа: http://www.businessaudio.ru/2005/10/27/ikea-sales/





9 Джуринский А.Н. История педагогики. – М.: Владос, 2019