Файл: Методические указания по выполнению вводного лабораторнопрактического цикла для студентов всех специальностей.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 22.11.2023
Просмотров: 135
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
Тема: ОРГАНИЗАЦИЯ РАСЧЕТОВ В ТАБЛИЧНОМ ПРОЦЕССОРЕ MS EXCEL
Задание 1.1. Создать таблицу подсчета котировок курса доллара.
Задание 1.2. Создать таблицу расчета суммарной выручки.
Тема: Изучение информационной технологии представления данных в виде диаграмм в MS Excel.
ТЕМА: Составление формул с относительными и абсолютными адресами. Форматирование данные.
Тема: Работа с несколькими листами
Тема: Использование констант в составление формул с относительными и абсолютными адресами.
Тема: ФИЛЬТРАЦИЯ ДАННЫХ И УСЛОВНОЕ ФОРМАТИРОВАНИЕ В MS EXCEL
Тема: КОМПЛЕКСНОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ВОЗМОЖНОСТЕЙ MS EXCEL ДЛЯ СОЗДАНИЯ ДОКУМЕНТОВ
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования УГЛТУ
УРАЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЛЕСОТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
КАФЕДРА ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ И МОДЕЛИРОВАНИЯ
Л.Ю.Мельник
ИНФОРМАТИКА
Табличный процессор EXCEL 2007
Методические указания по выполнению вводного лабораторно-практического цикла для студентов всех специальностей
ЕКАТЕРИНБУРГ 2012
Лабораторная работа 1
Тема: ОРГАНИЗАЦИЯ РАСЧЕТОВ В ТАБЛИЧНОМ ПРОЦЕССОРЕ MS EXCEL
Цель занятия. Изучение информационной технологии организации расчетов в таблицах MS Excel.
Порядок работы
1. Запустите редактор электронных таблиц Microsoft Excel.
-
Изучите назначение кнопок и команд меню программы Microsoft Excel. Кнопка Office и команды Microsoft Excel аналогичны кнопкам программы MS Word и выполняют те же функции (Создать, Открыть, Сохранить, Печать и др.) -
Заполните таблицу исходными данными согласно заданию 1.1. см.образец на рис. 1.1.
Краткаясправка. Для ввода ряда значений даты наберите первую дату, использовав функцию СЕГОДНЯ (Формулы/Вставить функцию/Время и дата) и произведите автокопирование еще девяти дат (прихватите левой кнопкой мыши за маркер автозаполнения, расположенный в правом нижнем углу ячейки, и протащите его вниз).
Задание 1.1. Создать таблицу подсчета котировок курса доллара.
Исходные данные для задания 1.1.
-
Таблица подсчета котировок курса доллара
Дата
Курс покупки
Курс продажи
Доход
=СЕГОДНЯ()
31,20
31,40
02.12.2012
31,25
31,45
03.12.2012
31,30
31,45
04.12.2012
31,30
31,45
05.12.2012
31,34
31,55
06.12.2012
31,36
31,58
07.12.2012
31,41
31,60
08.12.2012
31,42
31,60
09.12.2012
31,45
31,60
10.12.2012
31,49
31,65
Рис. 1.1. Исходные данные
-
Установите курсор на ячейку А1. Введите заголовок таблицы «Таблица подсчета котировок курса доллара». -
Для оформления шапки таблицы выделите третью строку (нажатием на номер строки), задайте перенос по словам командой Формат/Ячейки/вкладка Выравнивание/Переносить по словам, выберите горизонтальное и вертикальное выравнивание — «по центру». -
В ячейках третьей строки, начиная с ячейки A3, введите названия столбцов таблицы — «Дата», «Курс покупки», «Курс продажи», «Доход». Изменение ширины столбцов производите из главного меню командами Формат/Столбец/Ширина или перемещением мышью в строке имен столбцов (А, В, С и т.д.).
-
Произведите форматирование значений курсов покупки и продажи. Для этого выделите блок данных, начиная с верхнего левого угла блока (с ячейки В4) до правого нижнего (до ячейки С23); откройте окно Формат ячеек командой Формат/Ячейки/вкладка Число и установите формат Денежный, обозначение валюты — «нет». Число десятичных знаков задайте равное 2.
Краткая справка. Первоначально выделяется блок ячеек — объект действий, а затем выбирается команда меню на исполнение.
Для выделения блока несмежных ячеек необходимо предварительно нажать и держать клавишу [Ctrl] во время выделения необходимых областей.
-
Произведите расчеты в графе «Доход» по формуле
Доход = Курс продажи - Курс покупки, в ячейке D4 наберите формулу = С4-В4
(в адресах ячеек используются буквы латинского алфавита).
Введите расчетную формулу в ячейку D4, далее произведите автокопирование формулы.
Краткая справка. Для автокопирования формулы выполните следующие действия: подведите курсор к маркеру автозаполнения, расположенному в правом нижнем углу ячейки; когда курсор примет вид черного крестика, нажмите левую кнопку мыши и протяните формулу вниз по ячейкам. Можно произвести автокопирование двойным щелчком мыши по маркеру автозаполнения, если в соседней левой графе нет незаполненных данными ячеек.
-
Для ячеек с результатом расчетов задайте формат Финансовый (Формат/Ячейки/вкладка Число/формат Финансовый, обозначение признака валюты — «р.» — рубли, число десятичных знаков задайте равное 2). -
Произведите обрамление таблицы. Для этого выделите блок ячеек таблицы, начиная от верхнего левого или от нижнего правого угла таблицы. Откройте окно Обрамление таблиц командой Формат ячеек/вкладка Границы. Задайте бордовый цвет линий. Для внутренних линий выберите тонкую, а для контура — более толстую непрерывную линию. Макет отображает конечный вид форматирования обрамления, поэтому кнопку ОК нажмите, когда вид обрамления на макете полностью вас удовлетворит. -
Выделив ячейки с результатами расчетов, выполните заливку светло-сиреневым цветом (Формат ячеек /вкладка Заливка). -
Проведите форматирование заголовка таблицы. Для этого выделите интервал ячеек от А1 до D1, объедините их кнопкой панели инструментов Объединить и поместить в центре или командой меню (Формат ячеек/вкладка Выравнивание/ отображение — Объединение ячеек). Задайте начертание шрифта — полужирное, цвет — по вашему усмотрению. -
Вычислите Доход.
Переименуйте ярлычок Лист 1, присвоив ему имя «Курс доллара». Для этого дважды щелкните мышью по ярлычку и наберите новое имя. Можно воспользоваться командой Переименовать контекстного меню ярлычка, вызываемого правой кнопкой мыши.
Задание 1.2. Создать таблицу расчета суммарной выручки.
Исходные данные представлены на рис. 1.2.
-
Расчет суммарной выручки
Дата
Отделение 1
Отделение 2
Отделение 3
Всего за день
1 мая 2009 г.
246.22
1345.26
445.3
2 мая 2009 г.
4578.36
436.97
1075.58
3 мая 2009 г.
596.34
708.68
670.86
4 мая 2009 г.
157.85
428.74
1709.63
5 мая 2009 г.
354.11
1948.8
1128.41
6 мая 2009 г.
157.85
428.74
1709.63
7 мая 2009 г.
157.85
428.74
1709.63
8 мая 2009 г.
578.36
758.68
1450.09
Итого
-
Перейдите на Лист 2, щелкнув мышью по ярлыку Лист 2, при этом откроется новый пустой лист электронной книги. -
На Листе 2 создайте таблицу расчета суммарной выручки по образцу рис.1.2. В ячейке А4 задайте формат даты, как на рис. 1.2 (Формат ячеек /вкладка Число/числовой формат Дата, выберите тип даты с записью месяца в виде текста — «1 Май, 2009 г.»). Далее скопируйте дату вниз по столбцу автокопированием. -
Наберите в ячейке ВЗ слова «Отделение 1» и скопируйте их направо в ячейки СЗ и D3. -
Выделите область ячеек В4:Е11 и задайте денежный формат с двумя знаками после запятой. Введите числовые данные.
-
Произведите расчеты в колонке «Е».
Формула для расчета
Всего за день = Отделение 1 + Отделение 2 + Отделение 3, в ячейке Е4 наберите формулу = В4 + С4 + D4.
Скопируйте формулу на всю колонку таблицы. Помните, что расчетные формулы вводятся только в верхнюю ячейку столбца, а далее они копируются вниз по колонке.
-
В ячейке В14 выполните расчет суммы значений данных колонки «В» (сумма по столбцу «Отделение 1»). Для выполнения суммирования большого количества данных удобно пользоваться кнопкой Автосуммирование (Σ) на панели инструментов. Для этого установите курсор в ячейку В11 и выполните двойной щелчок левой кнопкой мыши по кнопке Σ . Произойдет сложение данных колонки «В». -
Скопируйте формулу из ячейки В11 в ячейки С11 и D11 автокопированием с помощью маркера автозаполнения. -
Задайте линии вокруг таблицы и проведите форматирование созданной таблицы и заголовка. -
Переименуйте ярлычок Лист 2, присвоив ему имя «Выручка». Для этого дважды щелкните мышью по ярлычку и наберите новое имя. Можно воспользоваться командой Переименовать контекстного меню ярлычка, вызываемого правой кнопкой мыши. -
В результате работы имеем электронную книгу с двумя таблицами на двух листах. -
По образцу (рис.1.3.) заполните таблицу, произведите расчеты и форматирование таблицы. -
Заполнить столбцы Таб.номер, Ф.И.О., Сумма оклада. Используя значение Сумма оклада, как константу, вычислить Сумму надбавки и Итоговую Сумму зарплаты. Переименуйте ярлычок Лист 4, присвоив ему имя «Надбавка».
Краткая справка. Для выполнения автосуммы удобно пользоваться кнопкой Автосуммирование (Σ) на панели инструментов или функцией СУММ. В качестве первого числа выделите группу ячеек с данными для расчета суммы.
Расчет надбавки | |||||
СУММА ОКЛАДА | | 10000 | | | |
Месяц. | Таб. номер | Ф.И.О. | Процент надбавки | Сумма надбавки | Сумма зарплаты |
Январь | | | 10 | | |
Февраль | | | 8 | | |
Март | | | 5 | | |
Апрель | | | 11 | | |
Май | | | 9 | | |
Июнь | | | 12 | | |
Рис.1.3.
Рекомендации:Для удобства работы и формирования навыков работы с абсолютным видом адресации, рекомендуется при оформлении констант окрашивать ячейку цветом, отличным от цвета расчетной таблицы. Тогда при вводе формул окрашенная ячейка (т.е. ячейка с константой) будет вам напоминанием, что следует установить абсолютную адресацию (набором символа $ с клавиатуры или нажатием клавиши [F4]).
-
Сохраните созданную электронную книгу в своей папке Мой Excel с именем «Лаб1».
Лабораторная работа 2
Тема: Изучение информационной технологии представления данных в виде диаграмм в MS Excel.
Задание 2.1. Построение круговой диаграммы.
Порядок работы
-
Запустите редактор электронных таблиц Microsoft Excel. -
Откройте файл Лаб1, созданный в Лабораторной работе 1(Офис/Открыть). -
Постройте диаграмму (круговую) по результатам Сумма надбавки с листа Надбавка с использованием мастера диаграмм. -
Для этого выделите интервал ячеек F4:F15 с данными расчета результатов и выберите команду Вставка/Диаграмы. -
Выберите тип диаграммы — Круговая (Объемный вариант разрезанной круговой диаграммы), по желанию выберите Стиль диаграммы см. рис.2.1.
Рис.2.1.
-
Выделив диаграмму и нажав контекстное меню, выберите опцию Выбрать данные см. рис.2.2. выберите интервал ячеек C4:C15 и подпишите горизонтальную ось рис.2.2. -
Третий шаг мастера диаграмм. Используя Макеты диаграмм введите заголовок диаграммы, укажите подписи значений. -
Четвертый шаг мастера диаграмм. Поместите диаграмму на имеющемся листе.
Рис. 2.2.