ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.11.2023

Просмотров: 73

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Министерство просвещения и воспитания Ульяновской области

областное государственное бюджетное

профессиональное образовательное учреждение

«Карсунский медицинский техникум имени В.В. Тихомирова»


УЧЕБНЫЙ ПРОЕКТ

Почему стареет организм и могу ли я прожить долго?
с элементами исследования

Учебная дисциплина – ОУД.15 Биология

Специальность: 34.02.01 – Сестринское дело

Квалификация: Медицинская сестра/медицинский брат

Выполнил (а):




Студент/студентка

__________________

(группа)

________________

(подпись)

___________________________

(И.О. Фамилия)



Выполнил (а):




Студент/студентка


__________________

(группа)

________________

(подпись)

___________________________

(И.О. Фамилия)

Выполнил (а):




Студент/студентка


__________________

(группа)

________________

(подпись)

___________________________

(И.О. Фамилия)


Руководитель:

______________________

(должность)

________________

(подпись)

___________________________

(И.О. Фамилия)







Оценка:

______________


_________________

(подпись)







«___» _____________ 20___ г.


р.п. Карсун, 2023

Оглавление


Введение. 3

Основная часть 5

1.Старение человека 5

2. Онтогенез 6

3.Процесс старения. 10

4.Продлевание жизни. 14

5.Проблема бессмертия 17

Заключение 21

Список использованной литературы: 23



Введение.


Актуальность темы. 

Одной из глобальных проблем, интересовавших человечество с древнейших времен, является старение населения. На сегодняшний день в лабораториях, клиниках, на международных конференциях проводятся эксперименты и оговариваются пути увеличения продолжительности человеческой жизни. В связи с этим можно смело утверждать, что данный вопрос еще долгое время будет актуален.

Цель.

Целью данной проектной работы является выявление причин старения, работа с научными исследованиями на тему человеческого долголетия. Систематизация, обобщение представлений о старении человека и возможности бессмертия. Развитие навыков исследовательской, поисковой и творческой деятельности.

Гипотеза.

Процесс старения человека зависит от многих факторов, многие из которых находятся на стадии изучения, в тоже время вопрос бессмертия (как биологического, так и духовного) до сих пор остается открытым.

Задачи проектной работы:

Изучить особенности онтогенеза человека.

Охарактеризовать периоды постэмбрионального развития организма.

Рассмотреть биологические теории старения людей.

Выявить причины старения.

Собрать информацию из различных источников о возможности или невозможности бессмертия организма.

Изучить историю развития идей человека о вечной жизни.

Проблемные вопросы:

Почему происходит старение?

Почему мы не можем быть вечно молодыми?

Можно ли увеличить продолжительность жизни?

Методы исследования: 

Наблюдение, анализ литературы, информационных ресурсов.

Основная часть


Старение человека – как и старение других организмов, это биологический процесс постепенной деградации частей и систем тела человека и последствия этого процесса. Физиология процесса старения всё же подобна физиологии старения других млекопитающих, но есть и некоторые аспекты этого процесса, например, потеря умственных способностей, которая очень важна для человека. Большое значение так же имеют психологические, социальные и экономические эффекты.

Человек всегда был заинтересован процессом старения. Философов на протяжении многих веков влекли причины старения, алхимики пытались изготовить эликсир молодости, а медики икали методы продления жизни.

1.Старение человека


Онтогенез

 – это весь комплекс последовательных преобразований организма, начиная от стадии оплодотворенной яйцеклетки и до окончания жизненного цикла.

Онтогенез человека делят на две неравные части – пренатальную (внутриутробную) и постнатальную (внеутробную). Российский антрополог В.В. Бунак предложил выделять в онтогенезе человека три стадии – прогрессивную, стабильную и регрессивную. Для их разграничения предложены следующие показатели: для прогрессивной стадии – продольный рост тела, прекращение которого означает завершение стадии; для стабильной фазы – увеличение жирового слоя, нарастание массы тела, определенное постоянство функциональных показателей организма; для регрессивной стадии – уменьшение массы тела, снижение функциональных показателей, замедление скорости передвижения, видимые изменения покровов тела.

В отечественной биологии популярна схема возрастной периодизации В.В. Бунака, утвержденная в 1965 г.

Схема возрастной периодизации онтогенеза человека

Новорожденные – от рождения до 10 дней.

Грудной возраст – 11 дней – 1 год.

Раннее детство – 1-3 года.

Первое детство – 4-7 лет.

Второе детство – 8-11 лет (ж), 8-12 лет (м).

Подростковый возраст – 12-15 лет (ж), 13-16 лет (м).

Юношеский возраст – 16-20 лет (ж), 17-21 лет (м).

Зрелый возраст:

I период – 21-35 лет (ж), 22-35 лет (м);

II период – 36-55 лет (ж), 22-60 лет (м).

Пожилой возраст – 56-74 года (ж), 61-74 года (м).

Старческий возраст – 75-90 лет.

Долгожители – от 91 года.

2. Онтогенез


Пренатальный онтогенез включает три стадии. Предзародышевая стадия (прогенез) занимает первые две недели внутриутробного периода – от оплодотворения яйцеклетки до ее имплантации в стенку матки. Прогенез характеризуется формированием эмбриона. Эмбриональная или зародышевая стадия продолжается до конца второго месяца развития и заканчивается формированием плаценты. На этой стадии происходит закладка основных органов зародыша. Плодная или фетальная стадия длится с 9 недели до рождения ребенка. В это время плод очень быстро растет. К концу третьего месяца окончательно определяется пол плода. После 6 месяцев темпы роста резко падают, одна из причин – ограниченные размеры полости матки. С 7 месяцев плод способен к выживанию в воздушной среде и у него формируются рефлексы (сосательный, мигательный и хватательный), а также возникает реагирование на звук. К окончанию вынашивания формируются все клетки нервной системы.


Есть такое поверье, что недоношенные 7-месячные дети выживают, а 8-месячные чаще умирают после рождения. Сейчас этому факту есть как минимум одно объяснение (хотя до конца эта теория ещё не изучена и требует дальнейших исследований). В 2010 году в ходе Всемирного конгресса COGI1 были представлены данные о том, что при родоразрешении на сроке 35-37 недель исход родов хуже, чем при родах на сроке 33-34 недели. Это связано с тем, что после 34 недели наступает очень важный для ребёнка период: в 33 недели его мозговые структуры ещё незрелы, они совершенствуются к 35-36 неделям, становясь при этом более чувствительными к гипоксии.

Новорожденные.

По уровню биологической зрелости новорожденных разделяют на доношенных (39-40 недель) и недоношенных (28-38 недель и менее). Кроме того, необходимо учитывать размеры тела новорожденных. Доношенными считают новорожденных с массой тела не менее 2500 г и длиной тела не менее 45 см. Недоношенные дети отличаются повышенной смертностью, поэтому они нуждаются в особом уходе. Средняя масса тела новорожденных мальчиков составляет около 3500 г, а девочек около 3300 г, но при этом по скелетной зрелости мальчики отстают от девочек примерно на 4 недели. На размеры тела новорожденных влияют многие факторы, в том числе количество беременностей и родов у женщины, возраст и размеры тела родителей, состояние их здоровья, условия жизни, питание.

После родов ребенок полностью утрачивает непосредственную связь с материнским организмом и переходит к автономному существованию в абсолютно новой среде обитания. В первые часы жизни происходит приспособление организма ребенка к новым условиям. В первые 7-10 дней жизни ребенка производится вскармливание его молозивом.

Грудной возраст.

В этом возрасте дети растут наиболее быстро за весь период постнатального онтогенеза. При нормальном развитии к году длина тела увеличивается примерно в 1,5 раза, а масса утраивается. С 6 месяцев начинается прорезывание первых молочных зубов. К году – полутора годам закрываются роднички на голове. К концу периода ребенок переходит к самостоятельному передвижению. Появляются восприятие, образная память, понимание речи, а также происходит эмоциональное развитие.

Раннее детство.

После года жизни темпы роста ребенка заметно снижаются. К двум годам заканчивается прорезывание всех молочных зубов. В этом возрасте быстро прогрессируют психическое развитие ребенка, речь и память. Ребенок начинает ориентироваться в пространстве, овладевает элементарными бытовыми навыками и действиями с предметами.


Первое детство.

С 5-6 лет начинается прорезывание первых постоянных зубов. В конце периода (6-7 лет) у многих детей отмечают некоторое ускорение роста – первый ростовой скачок. Начинают усиленно расти конечности. В этом периоде уже могут быть выделены типы телосложения детей. Быстро развиваются умственные способности, формируется личность ребенка.

Возраст до 7 лет называют также периодом «нейтрального детства», поскольку в это время мальчики и девочки почти не отличаются друг от друга по размерам и форме тела. Однако уже в этом периоде у девочек большее количество жира.

Второе детство.

В это время выявляются половые различия в размерах и форме тела, и начинается ускоренный рост в длину, темпы которого выше у девочек. Примерно в 10 лет девочки опережают мальчиков по длине и массе тела, ширине плеч. К концу периода у девочек начинается половое созревание, связанное с усиленной секрецией половых гормонов. У девочек оно наступает примерно на 2 года раньше, чем у мальчиков. В среднем к 12-13 годам у обоих полов заканчивается смена зубов (за исключением третьих моляров).

Подростковый (пубертатный) период.

Основное событие этого этапа – половое созревание организма. У обоих полов под влиянием половых гормонов развиваются половые органы, появляются вторичные половые признаки. Наиболее четким показателем полового созревания женского организма является менархе (первая менструация). Кроме того, отмечается резкое увеличение скорости роста – пубертатный спурт (второй ростовой скачок). Ежегодные прибавки длины тела могут достигать 10-12 см. Особенно быстро растут мальчики и в 13,5-14 лет они опережают девушек по показателям физического развития. Обычно к концу периода размеры тела составляют 90-97% своей окончательной величины.

Половые различия роста и развития детей состоят не только в более раннем ускорении роста и половом созревании у девочек, но и в составе тела и функциональных показателях. У мальчиков в пубертатном периоде под влиянием андрогенов в большей степени нарастает масса скелета и мускулатуры, благодаря чему у них развивается большая физическая сила и выносливость, становятся крупнее сердце и легкие, повышается систолическое артериальное давление и снижается частота сердечных сокращений. У девушек увеличение мышечной массы не столь велико, но более значительными становятся подкожные жировые отложения.

Из-за резких морфологических, гормональных и эмоциональных сдвигов у подростков высока вероятность отклонений в показателях здоровья, поэтому пубертатный период считается критическим этапом онтогенеза.