Файл: Реферат по теме Понятие архэ. Милетская школа (Фалес, Анаксимандр, Анаксимен). По дисциплине.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.11.2023

Просмотров: 255

Скачиваний: 8

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО СВЯЗИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ТЕЛЕКОММУНИКАЦИЙ ИМ. ПРОФ. М.А. БОНЧ-БРУЕВИЧА»

(СПбГУТ)

ИНСТИТУТ НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Контрольная работа. Реферат по теме:

Понятие «архэ». Милетская школа (Фалес, Анаксимандр, Анаксимен).

По дисциплине Философия

Вариант___ 10____


Студент Ф.И.О. :



Группа №: ИБ-05з

Студенческий билет:

Дата сдачи работы:



Преподаватель Ф.И.О. :




Санкт-Петербург

2021

Оглавление





Введение 3

1. Милетская школа 4

2. Фалес Милетский 6

3. Анаксимандр 8

4. Анаксимен 11

Заключение 13

Список использованной литературы 16



Введение



Философия начинается тогда, когда человек начинает задавать самому себе вопросы о мироздании. Первыми «любопытными» людьми оказались греки. Именно благодаря греческой цивилизации мы знаем о таких понятиях как философия, и наука в принципе. Изначальной родиной древнегреческой философии принято считать древний город Милет, который являлся крупнейшим городом области под названием Иония, что располагалась на западном побережье Малой Азии. Именно там возникла первая философская школа, основателем которой был Фалес Милетский. В ней впервые сознательно был поставлен вопрос о первоосновах всего сущего. И хотя отдельные представители «Милетской школы» этот вопрос решают по-своему, их идеи сходятся в одном: основу мира они видят в определенном материальном принципе. «Ничто не возникает из ничего», милетцы полагали единое вечное, бесконечное, «божественное» первоначало видимого многообразия вещей, источник жизни и существования космоса,
которое они называли Архэ (ἀρχή – начало, господство). Милетские философы рассматривали мир как живое целое, они не делали принципиального различия между тем, что мы называем одушевленным и неодушевленным, признавали за неодушевленными предметами только меньшую степень одушевленности.

Они полагали, что должно существовать некое изначальное вещество, из которого образовалось всё существующее. Это вещество, которое они называли стихией, находится внутри любой вещи и остаётся неизменным. В него же впоследствии и возвращались любые вещи, в которых оно находилось. «Архэ» - первая проблема греческой философии

Цель работы – изучение темы «Понятие «Архэ». Милетская школа

(Фалес, Анаксимандр, Анаксимен)».

Задачи:

1. Рассмотреть взгляды главных мыслителей Милетской школы.

2. Выяснить сущность понятия Архэ у милетских философов.

1. Милетская школа



История древнегреческой философии берёт своё начало с «Милетской школы», основанной Фалесом Милетским в районе 7-6 вв. до н. э. в Милете, одном из крупнейших греческих городов Малой Азии того времени. Милет был богатым торговым городом, всё благодаря удачному географическому положению и территориальной близости к культурным центрам Ближнего Востока. Именно это расположение и позволило Милетским мыслителям, намного раньше других греческих философов, познакомиться с научными ценностями Египта и других стран Азии, богатых своей культурой. Дополняя их знания, полученные из науки, мифологии и собственного опыта, они достаточно точно осознали строение мира как единое целое, упорядоченное и доступное пониманию человеческим разумом.

Не удивительно, что именно здесь и появилась первая философская школа. Представители милетской школы интуитивно понимали мир как материальный. Они стремились материалистически объяснять мир, его отдельные явления, его общий принцип или основу. Разумеется, вопрос о взаимном отношении материального и духовного принципов еще не ставился, он был сформулирован позже. Ф. Энгельс подчеркивал в «Диалектике природы»: «…Аристотель говорит, что эти древнейшие философы полагают первосущность в некотором виде материи…». В разных контекстах архэ может так же означать «стихию», «элемент», «атом». Но, как следует мыслить это начало, как его определить, какие свойства ему приписать – учения первых философов существенно расходятся. В этом и состоит смысл проблемы «бытия», обсуждавшийся в древнейшей философской школе Эллады – Милетской (Фалес, Анаксимандр, Анаксимен).



Милетская школа положила начало греческой научной астрономии, географии, математики, метеорологии, физики, они ввели соответствующую научную терминологию.

В начале V в. до н. э. Иония и соответственно г. Милет были захвачены персами, либерально-демократическая форма власти меняется на авторитарно-тоталитарную. После этого прекращается цветущий период жизни Милета, замирает в нем философская мысль: философом может быть только свободный человек.

2. Фалес Милетский



Первым из ионических философов и одновременно основателем «Милетской школы» был Фалес из Милета. Он жил приблизительно в 640-560 годах до нашей эры. Был рожден в богатой семье и, в связи с этим занимался торговлей и политической деятельностью. Благодаря развитию Милета приобрел огромные знания и множество сведений в различных областях человеческой деятельности. Фалес Занимался теоретическими исследованиями, много путешествовал и собирал все возможные знания. Помимо философских размышлений он также занимался арифметикой, астрономией и геометрией, был гидроинженером и неплохим политиком. Древние греки связывали с именем полулегендарного учёного и философа многочисленные открытия античности. Именно он определил продолжительность года в 365 дней, установил время солнцестояний и равноденствий, изобрёл ряд астрономических приборов, открыл Полярную звезду, доказал несколько геометрических теорем. Как учёный он широко прославился, сделав удачное предсказание солнечного затмения, наблюдавшееся в Греции в 585 году до нашей эры. В этом предсказании Фалес использовал полученные им в Египте и Финикии астрономические данные, восходящие к наблюдениям и обобщениям вавилонской науки.

Фалесу принадлежит попытка разобраться в строении космоса, что окружает Землю, определить, в каком порядке расположены небесные тела: Солнце, звёзды и луна. Он полагал, что ближе всего к Земле находятся звёзды, видимые на небосводе, а дальше их всех – Солнце. Фалес по праву считался одним из умнейших людей не только всей Ионии, но и Древней Греции. Среди множества вариантов списка «семи мудрецов» - самых чтимых древнегреческих философов и политиков, он всегда стоял на первом месте. Именно с него начинается история древнегреческой и европейской философии в целом.

Больше всего его интересовал конкретный и довольно приземлённый вопрос – из чего сделаны и состоят все существующие явления и вещи. Используя свои географические
, физические и астрономические знания, Фалес составил своё представление о мире и его происхождении. Основой всего сущего Фалес считал воду. Воду он понимал не как конкретную форму, а как аморфное, текущее сосредоточие материи. Он полагал, что всё рождается из воды и впоследствии в неё и превращается. Начало и конец любых элементов, вещей, явлений – вода. Всё образуется из воды при её замерзании\затвердевании, а также испарения: при сгущении вода становится землёй, при испарении – воздухом. Фалес утверждал, что «всё есть одно», а именно, что «всё есть вода, влажность». Все существующее разнообразие вещей Фалес рассматривал как проявление этого единого, вечного начала.

Кроме воды Фалес признавал по всей видимости еще один элемент, который он отождествлял с водой. Фалес считал, что Бог есть разум мира, что всё одушевлено и преисполнено демонов. Именно божественная сила проникает через первоначальную влажность, приводя её в движение. Таким образом, всё сущее он наделял неким духом, душой; «Архэ», который и являлся причиной любого образования или движения.

Наибольшее значение имеет тот факт, что идеи Фалеса не превратились в догмат, в который можно верить или нет, а послужили началом разговора о первооснове мира. Первым человеком, который решил оспорить его идеи, стал его близкий друг и ученик – Анаксимандр.

3. Анаксимандр



Этот выдающийся мыслитель был соотечественником Фалеса, а также его учеником. Он жил приблизительно в 610 – 546 годах до нашей эры. Анаксимандр обладал обширными математическими и астрономическими знаниями, именно он продолжил начатые Фалесом космологические изыскания. Результаты своих исследований он записал в самостоятельном, уже потерянном сочинении, что делает его древнейшим греческим прозаиком и первым философским писателем.

Подобно своему учителю Фалесу, Анаксимандр тяготел к материализму. Он также ставил вопрос о первоначале мира. Тем не менее он критиковал взгляды Фалеса; почему же «Архэ» является водой? Ведь первичное вещество, из которого сделаны все вещи, не может быть одной из его особых форм. Следовательно, этим веществом должно быть нечто отличное от них, нечто более фундаментальное, поскольку различные формы материи постоянно противостоят друг-другу: горячее против холодного, влажное против сухого.

Анаксимандр утверждал, что «
первоначалом и основой является беспредельное (ἄπειρον-Апейрон), и не определял его ни как воздух, ни как воду, ни как что-либо иное. Он учил, что части изменяются, целое же остается неизменным». Это первоначало, отличное от остальных веществ (и в этом смысле неопределённое), не имеет границ и потому есть «беспредельное». По обособлении из него тёплого и холодного возникла огненная оболочка, облёкшая воздух над землёй. Притекающий воздух прорвал огненную оболочку и образовал три кольца, внутри которых заключённым некоторое количество прорвавшегося наружу огня. Так произошли три круга: круг звёзд, Солнца и Луны. Земля, по форме подобная срезу колонны, занимает середину мира и неподвижна.

«Анаксимандр, друг Фалеса, утверждал, что в беспредельном заключается всяческая причина всеобщего возникновения и уничтожения. Из него-то, говорит он, выделились небеса и вообще все миры, число которых бесконечно. «Эта субстанция вечная, неразрушима, бесконечна и объемлет весь мир. Все известные вещи и явления «рождаются» из неё и становятся ею после «смерти»». Он объявил, что все они погибают по истечении весьма значительного времени после своего возникновения, причем с бесконечных времен происходит круговращение их всех».

Фалес относил все материальное разнообразие мира к воде, Анаксимандр же уходит от этой материальной определенности. Его «апейрон» характеризуется как нечто безграничное, неопределенное, которое не является ни одной из так называемых стихий, но является «какой-то иной неограниченной природностью, из которой возникают все небесные своды и миры в них». «Апейрон» Анаксимандра является безграничным и неограниченным не только в пространственном, но и во временном отношении.

Также Анаксимандр поднимает проблему, которую Фалес лишь абстрактно обозначает, - проблематика возникновения и формирования жизни. Способность жизни приписывается здесь непосредственно определенному виду материи. Кроме того, Анаксимандр к естественному ряду развития животных относит и человека. Анаксимандр говорил, что все живые существа появились из морской пыли и первоначально проживали в море. Однако некоторые из них вышли из моря и стали жить на суше и таким образом появился человек. По его мнению, когда-то на земле не было никаких животных, но со временем жизнь зародилась в воде. Потом животные стали постепенно выходить на сушу. Для того же чтобы приспособиться к новым условиям существования, они стали менять свой облик. Человек, по мнению Анаксимандра, тоже, скорее всего, происходил от рыб, но иного рода. Такой вывод мыслитель делал на основании того, что человек, в