Файл: Реферат по теме Понятие архэ. Милетская школа (Фалес, Анаксимандр, Анаксимен). По дисциплине.docx
Добавлен: 22.11.2023
Просмотров: 257
Скачиваний: 8
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
отличие от прочих животных, очень долго нуждается в молоке матери.
Имел Анаксимандр и свое учение о конце мира, согласно которому, все, что зародилось в апейроне должно в него вернуться, а потому мир не вечен, однако из апейрона выделятся новый мир и, таким образом, происходит бесконечная смена миров.
Именно Анаксимандр расширил понятие начала всего сущего до понятия «Архэ», т. е. до первоначала, субстанции, того, что лежит в основании всего сущего. Поздний доксограф Симпликий, отделенный от Анаксимандра более чем тысячелетием, сообщает, что «Анаксимандр первый назвал началом то, что лежит в основе. Такое начало Анаксимандр нашел в некоем «апейроне»».
Третьим выдающимся мыслителем «Милетской школы» является Анаксимен. Достигший зрелости ко времени завоевания Милета персами, он был последним философом Милета, ибо философом может быть только свободный человек. Он жил приблизительно в 585 – 525 годах до нашей эры.
В силу того, что он был наиболее молодым из этой троицы, нам мало что известно достоверного о времени его жизни. Из его сочинения, написанного ионийской прозой, сохранился лишь небольшой отрывок.
Так же, как и его предшественники, развивал идею о первооснове мира. Как и его учителя, Анаксимен, в качестве первооснове мира, предполагает некоторый вид материи. Основные идеи своего учителя он разделял, но решил их тоже упростить. По мнению Анаксимена, также существует неограниченная во времени и пространстве материя, что все вещи созданы из одного первоначального вещества, в которое они, в конечном счёте, снова преобразуются. Только этим веществом является вовсе не «апейрон», который никто и никогда не видел. Анаксимандр напрасно изобретал что-то несуществующее, первооснова всех вещей реально существует, каждый может её наблюдать, это один из четырёх первоэлементов, им является воздух неограниченный, бесконечный, имеющий неопределённую форму воздух, из которого возникает всё остальное.
Приняв в качестве первоначального вещества воздух, Анаксимен ввёл новую и важную идею о процессе разрежения и сгущения, посредством которого из воздуха образуются все вещества: вода, земля, камни и огонь. «Воздух» для него – дыхание; обнимающее весь мир, подобно тому, как наша душа, будучи дыханием, держит нас. На эту идею, должно быть, его натолкнуло явление дыхания, ибо человек живет, пока дышит, поэтому очень легко сделать вывод, что воздух – необходимый элемент жизни. «Анаксимен замечал, что,
когда мы дышим открытым ртом, воздух нагревается, а когда дышим через нос, с закрытым ртом – охлаждается, и этот пример из жизни есть доказательство его позиции». Философ считал, что «воздух» - род пара, или некоего тёмного облака, и сродни пустоте. Он видел Землю как плоский диск, поддерживаемый воздухом, так же как парящие в нём плоские, состоящие из огня, диски небесных светил.
Немаловажным будет отметить, что Анаксимен исправил учение Анаксимандра о порядке расположения Солнца, звёзд и Луны вокруг пространства Земли. Современники и последующие греческие философы даже придавали Анаксимену куда большее значение, чем другим милетским философам.
Таким образом, проанализировав идеи и изыскания главных древнегреческих философов «досократического» периода, и подводя итоги работы, можно сделать следующие выводы. Древнегреческий город под названием Милет, останки (руины) которого располагаются в современной Турции, когда-то давно был одним из крупнейших и наиболее значимых культурных центров Древней Греции и Античного мира в целом. Именно в этом городе в начале 6 века до нашей эры появилась классическая греческая философия, которая позже распространилась на ближайшие страны малой Азии, Грецию, Италию, а также острова всего средиземноморья.
Человеком, который положил начало многим естественным наукам, в том числе философии, был великий мыслитель из Милета – Фалес Милетский. Главная заслуга Фалеса заключается в его философских изысканиях о первоначале всего сущего. Он составил своё представление о мире и его происхождении. Началом всего сущего Фалес считал воду. Он понимал не как конкретную форму, а как аморфное, текущее сосредоточение материи. Он полагал, что всё рождается из воды и впоследствии в неё и превращается. Подтверждением этой гипотезе служил также и тот факт, что всем живым существам на Земле для жизни требуется вода, они попросту не могут выжить без неё. Так же, помимо воды, Фалес признавал еще один элемент, который он отождествлял с водой. Фалес считал, что всё одушевлено и преисполнено демонов. Именно божественная сила проникает через первоначальную влажность, приводя её в движение. Таким образом, всё сущее он наделял неким духом, душой; «Архэ», который и являлся причиной любого образования или движения. Возможно, сам того не осознавая, Фалес совершил важнейшее научное открытие своего времени. Ведь будучи сторонником материализма, он смог рационально объяснить первооснову мира, не добавляя в свою теорию различные мифологические сверхъестественные силы. Можно сказать, что это была первая в истории попытка посмотреть на мир как на материалистическую систему, с точки зрения взаимосвязанных между собой элементов.
Фалес относил все материальное разнообразие мира к воде, Анаксимандр же уходит от этой материальной определенности. Анаксимандр называл первоначалом «апейрон». «А» – отрицание, «пейрон» – граница. Таким образом, «апейрон» Анаксимандра – это то, что не имеет пределов, безграничное, бесконечное. Главная идея Анаксимандра заключалась в том, что первоначало не должно походить ни на какие земные конкретные формы. В «Архэ» своего учителя Фалеса он уже замечает нечто производное, и полагает, что первоначало должно быть неопределённым, безграничным и бесконечным. «Апейрон» Анаксимандра подразумевает под собой божественное начало, ибо оно не имеет цикла существования, оно бессмертно, неразрушимо. Оно не умирает, но и не рождается. В процессе движения Апейрона из него уже и образуются вода, земля, огонь и воздух.
Анаксимен разделял идеи своего учителя Анаксимандра, но решил их упростить. Можно сказать, что он сделал шаг назад в сторону изысканий Фалеса. Однако в действительности Он попытался соединить идеи Фалеса о материальной стихии в виде воды в качестве первоосновы и «Апейрон» Анаксимандра, объясняя материальную первооснову как бесконечное первоначало. «Архэ» в понимании Анаксимена являлся воздухом, так как, по его мнению, он отвечал всем этим требованиям; ведь воздух это самая бесконечная, аморфная, и в то же время материальная стихия. Воздух сгущается при охлаждении в воду, а при дальнейшем охлаждении в лед и землю. При нагревании воздух разжижается и превращается в огонь.
Итак, Архэ (греч. ἀρχή – начало, принцип) в досократовской древнегреческой философии – первооснова, первовещество, первоэлемент, из которого состоит мир. Каждый из мыслителей «Милетской школы» имел своё собственное определение о первоначале всех вещей, но в целом их концепции были весьма схожи; ведь каждый заимствовал и видоизменял идеи своего предшественника. Все они сосредоточили своё внимание на поиске той самой материальной причины всего сущего, того изначально вещества, из которого состоит вселенная. Как бы ни определяли философы это первовещество: как воду [Фалес], как апейрон [Анаксимандр], или как воздух [Анаксимен]. Все они были убеждены в одном, истинно существует лишь одна изначальная материя, и всё, что существует в нашем мире является лишь производной её деятельности. Любые созданные из неё вещи, возникающие из неё, в конце концов «погибают» и возвращаются в это исходное состояние, оставляя после себя лишь видимость\имитацию своего существования и самостоятельности. Всё, что есть в этом мире, представляет собой всего лишь ту или иную степень видоизменения этого самого первоначала, «Архэ»
Таким образом весь окружающий человека мир, вся природа являются в естественной философии милетской школы как нечто удивительно органично взаимосвязанное, понятное для восприятия человеку. Мир во всём его космологическом описании становится доступным и достаточно привычным для человеческой повседневности. Человек в их понимании не является чем-то уникальным, или же обособленным, он – такая же часть природы, как и всё остальное. Это вытекает из космологического описания мира, включающего в себя антропогенез. Естественно, что при таком подходе человек «натурализируется», как и весь остальной мир, который предстаёт одушевлённым, живым.
Фалес, Анаксимандр и Анаксимен положили начало новому типу мышления о природе, сделав ее предметом системного, беспристрастного исследования.
1. Игнатенко Е.А. Анаксимандр и его апейрон // Научный форум: Инновационная наука: сборник статей по материалам XVIII международной научно-практической конференции. 2018.
2. Кнэхт Н.П. Проблема единства бытия у досократиков: античность и современность // Экономические и социально-гуманитарные исследования. 2015. № 3
3. Аристотель. Метафизика / Соч. в 4 т. Т.1. – М.: Мысль, 1975. С.71.
4. Асмус В.Ф. Античная философия. – М.: Высш. шк.,1976.
5. Асмус В. Ф., История античной философии. М., Высшая школа, 1965.
6. Асмус В. Ф. Античная философия. — М.: Высшая школа, 1998. — С.
7. Ляпустин А.Г. Соотношение предела и беспредельного в ранней греческой философии // Приволжский научный вестник. 2017
8. Петров А.В., Юнусов А.М. Представление об энергии в древней Греции // Правовое развитие России XXI века: актуальные задачи юридической науки и практики сборник статей всероссийской научно-практической конференции, посвященный 25-летнему юбилею института права Челябинского государственного университета. 2016
9. Лебедев «Фрагменты ранних греческих философов» М.1989 г.
Имел Анаксимандр и свое учение о конце мира, согласно которому, все, что зародилось в апейроне должно в него вернуться, а потому мир не вечен, однако из апейрона выделятся новый мир и, таким образом, происходит бесконечная смена миров.
Именно Анаксимандр расширил понятие начала всего сущего до понятия «Архэ», т. е. до первоначала, субстанции, того, что лежит в основании всего сущего. Поздний доксограф Симпликий, отделенный от Анаксимандра более чем тысячелетием, сообщает, что «Анаксимандр первый назвал началом то, что лежит в основе. Такое начало Анаксимандр нашел в некоем «апейроне»».
4. Анаксимен
Третьим выдающимся мыслителем «Милетской школы» является Анаксимен. Достигший зрелости ко времени завоевания Милета персами, он был последним философом Милета, ибо философом может быть только свободный человек. Он жил приблизительно в 585 – 525 годах до нашей эры.
В силу того, что он был наиболее молодым из этой троицы, нам мало что известно достоверного о времени его жизни. Из его сочинения, написанного ионийской прозой, сохранился лишь небольшой отрывок.
Так же, как и его предшественники, развивал идею о первооснове мира. Как и его учителя, Анаксимен, в качестве первооснове мира, предполагает некоторый вид материи. Основные идеи своего учителя он разделял, но решил их тоже упростить. По мнению Анаксимена, также существует неограниченная во времени и пространстве материя, что все вещи созданы из одного первоначального вещества, в которое они, в конечном счёте, снова преобразуются. Только этим веществом является вовсе не «апейрон», который никто и никогда не видел. Анаксимандр напрасно изобретал что-то несуществующее, первооснова всех вещей реально существует, каждый может её наблюдать, это один из четырёх первоэлементов, им является воздух неограниченный, бесконечный, имеющий неопределённую форму воздух, из которого возникает всё остальное.
Приняв в качестве первоначального вещества воздух, Анаксимен ввёл новую и важную идею о процессе разрежения и сгущения, посредством которого из воздуха образуются все вещества: вода, земля, камни и огонь. «Воздух» для него – дыхание; обнимающее весь мир, подобно тому, как наша душа, будучи дыханием, держит нас. На эту идею, должно быть, его натолкнуло явление дыхания, ибо человек живет, пока дышит, поэтому очень легко сделать вывод, что воздух – необходимый элемент жизни. «Анаксимен замечал, что,
когда мы дышим открытым ртом, воздух нагревается, а когда дышим через нос, с закрытым ртом – охлаждается, и этот пример из жизни есть доказательство его позиции». Философ считал, что «воздух» - род пара, или некоего тёмного облака, и сродни пустоте. Он видел Землю как плоский диск, поддерживаемый воздухом, так же как парящие в нём плоские, состоящие из огня, диски небесных светил.
Немаловажным будет отметить, что Анаксимен исправил учение Анаксимандра о порядке расположения Солнца, звёзд и Луны вокруг пространства Земли. Современники и последующие греческие философы даже придавали Анаксимену куда большее значение, чем другим милетским философам.
Заключение
Таким образом, проанализировав идеи и изыскания главных древнегреческих философов «досократического» периода, и подводя итоги работы, можно сделать следующие выводы. Древнегреческий город под названием Милет, останки (руины) которого располагаются в современной Турции, когда-то давно был одним из крупнейших и наиболее значимых культурных центров Древней Греции и Античного мира в целом. Именно в этом городе в начале 6 века до нашей эры появилась классическая греческая философия, которая позже распространилась на ближайшие страны малой Азии, Грецию, Италию, а также острова всего средиземноморья.
Человеком, который положил начало многим естественным наукам, в том числе философии, был великий мыслитель из Милета – Фалес Милетский. Главная заслуга Фалеса заключается в его философских изысканиях о первоначале всего сущего. Он составил своё представление о мире и его происхождении. Началом всего сущего Фалес считал воду. Он понимал не как конкретную форму, а как аморфное, текущее сосредоточение материи. Он полагал, что всё рождается из воды и впоследствии в неё и превращается. Подтверждением этой гипотезе служил также и тот факт, что всем живым существам на Земле для жизни требуется вода, они попросту не могут выжить без неё. Так же, помимо воды, Фалес признавал еще один элемент, который он отождествлял с водой. Фалес считал, что всё одушевлено и преисполнено демонов. Именно божественная сила проникает через первоначальную влажность, приводя её в движение. Таким образом, всё сущее он наделял неким духом, душой; «Архэ», который и являлся причиной любого образования или движения. Возможно, сам того не осознавая, Фалес совершил важнейшее научное открытие своего времени. Ведь будучи сторонником материализма, он смог рационально объяснить первооснову мира, не добавляя в свою теорию различные мифологические сверхъестественные силы. Можно сказать, что это была первая в истории попытка посмотреть на мир как на материалистическую систему, с точки зрения взаимосвязанных между собой элементов.
Фалес относил все материальное разнообразие мира к воде, Анаксимандр же уходит от этой материальной определенности. Анаксимандр называл первоначалом «апейрон». «А» – отрицание, «пейрон» – граница. Таким образом, «апейрон» Анаксимандра – это то, что не имеет пределов, безграничное, бесконечное. Главная идея Анаксимандра заключалась в том, что первоначало не должно походить ни на какие земные конкретные формы. В «Архэ» своего учителя Фалеса он уже замечает нечто производное, и полагает, что первоначало должно быть неопределённым, безграничным и бесконечным. «Апейрон» Анаксимандра подразумевает под собой божественное начало, ибо оно не имеет цикла существования, оно бессмертно, неразрушимо. Оно не умирает, но и не рождается. В процессе движения Апейрона из него уже и образуются вода, земля, огонь и воздух.
Анаксимен разделял идеи своего учителя Анаксимандра, но решил их упростить. Можно сказать, что он сделал шаг назад в сторону изысканий Фалеса. Однако в действительности Он попытался соединить идеи Фалеса о материальной стихии в виде воды в качестве первоосновы и «Апейрон» Анаксимандра, объясняя материальную первооснову как бесконечное первоначало. «Архэ» в понимании Анаксимена являлся воздухом, так как, по его мнению, он отвечал всем этим требованиям; ведь воздух это самая бесконечная, аморфная, и в то же время материальная стихия. Воздух сгущается при охлаждении в воду, а при дальнейшем охлаждении в лед и землю. При нагревании воздух разжижается и превращается в огонь.
Итак, Архэ (греч. ἀρχή – начало, принцип) в досократовской древнегреческой философии – первооснова, первовещество, первоэлемент, из которого состоит мир. Каждый из мыслителей «Милетской школы» имел своё собственное определение о первоначале всех вещей, но в целом их концепции были весьма схожи; ведь каждый заимствовал и видоизменял идеи своего предшественника. Все они сосредоточили своё внимание на поиске той самой материальной причины всего сущего, того изначально вещества, из которого состоит вселенная. Как бы ни определяли философы это первовещество: как воду [Фалес], как апейрон [Анаксимандр], или как воздух [Анаксимен]. Все они были убеждены в одном, истинно существует лишь одна изначальная материя, и всё, что существует в нашем мире является лишь производной её деятельности. Любые созданные из неё вещи, возникающие из неё, в конце концов «погибают» и возвращаются в это исходное состояние, оставляя после себя лишь видимость\имитацию своего существования и самостоятельности. Всё, что есть в этом мире, представляет собой всего лишь ту или иную степень видоизменения этого самого первоначала, «Архэ»
Таким образом весь окружающий человека мир, вся природа являются в естественной философии милетской школы как нечто удивительно органично взаимосвязанное, понятное для восприятия человеку. Мир во всём его космологическом описании становится доступным и достаточно привычным для человеческой повседневности. Человек в их понимании не является чем-то уникальным, или же обособленным, он – такая же часть природы, как и всё остальное. Это вытекает из космологического описания мира, включающего в себя антропогенез. Естественно, что при таком подходе человек «натурализируется», как и весь остальной мир, который предстаёт одушевлённым, живым.
Фалес, Анаксимандр и Анаксимен положили начало новому типу мышления о природе, сделав ее предметом системного, беспристрастного исследования.
Список использованной литературы
1. Игнатенко Е.А. Анаксимандр и его апейрон // Научный форум: Инновационная наука: сборник статей по материалам XVIII международной научно-практической конференции. 2018.
2. Кнэхт Н.П. Проблема единства бытия у досократиков: античность и современность // Экономические и социально-гуманитарные исследования. 2015. № 3
3. Аристотель. Метафизика / Соч. в 4 т. Т.1. – М.: Мысль, 1975. С.71.
4. Асмус В.Ф. Античная философия. – М.: Высш. шк.,1976.
5. Асмус В. Ф., История античной философии. М., Высшая школа, 1965.
6. Асмус В. Ф. Античная философия. — М.: Высшая школа, 1998. — С.
7. Ляпустин А.Г. Соотношение предела и беспредельного в ранней греческой философии // Приволжский научный вестник. 2017
8. Петров А.В., Юнусов А.М. Представление об энергии в древней Греции // Правовое развитие России XXI века: актуальные задачи юридической науки и практики сборник статей всероссийской научно-практической конференции, посвященный 25-летнему юбилею института права Челябинского государственного университета. 2016
9. Лебедев «Фрагменты ранних греческих философов» М.1989 г.