Файл: 1. Теоретические основы функционирования современного медикосоциального комплекса в рф 4.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.11.2023

Просмотров: 250

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
8 В наиболее общей форме подотрасли и виды медико-социальной и экономической деятельности, входящие в состав МСК национальной хозяйственной системы, представлены на рис. 2.9

Из определения сути и состава МСК следует, что в его структуре можно выделить несколько блоков подотраслей, служб и звеньев, различных видов деятельности, играющих различную роль и имеющих разное по приоритетам значение в процессе воспроизводства здоровья населения.

Наряду с представленным на схеме делением МСК на подотрасли производства товаров медицинского назначения и оказания услуг, обеспечения здравоохранения, правомерно также разделить подотрасли МСК и свойственные им виды деятельности на три группы в соответствии и с их назначением:

  • группа подотраслей, деятельность которых связана с непосредственным удовлетворением потребностей людей в лечебно-диагностической помощи и созданием, обеспечением нормальных (цивилизованных) условий жизнедеятельности (медицинская помощь, санитарно-противоэпидемиологический надзор, санаторно-курортная служба, лечебная физическая культура, оздоровительный туризм и т.п.). Деятельность подотраслей этой группы, в которой ведущее место занимают службы здравоохранения, связана с обеспечением предусмотренных Конституцией РФ государственных гарантий обязательности предоставления квалифицированных медико-санитарных услуг всем без исключения гражданам страны;

  • группа подотраслей, создающих укрепляющие здоровье материальные блага и удовлетворяющих разнообразные личные потребности людей в материально-вещественной форме (лекарства, зубопротезирование, предметы гигиены и санитарии). Деятельность подотраслей этой группы находит свое отражение в форме производимой продукции, поступающей к конечному потребителю преимущественно через акты купли-продажи и лишь в отдельных случаях, хотя и в достаточно больших размерах, бесплатно или на льготной основе;

  • виды деятельности, задача которых состоит в осуществлении специальных видов медико-социального обслуживания людей, больных, нуждающихся в медсестринском уходе, лечении на дому, медико-бытовом обслуживании. Такие потребности в принципе должны удовлетворяться на бесплатной основе за счет средств государственного либо местного бюджета, общественных организаций и объединений граждан, спонсоров и благотворителей, между тем реально они в значительной степени удовлетворяются посредством оплаты за счет больных и их родственников или вообще не удовлетворяются.


Функциональная роль и значение подотраслей МСК, его качественная специализация, формы и способы функционирования по-разному проявляются на федеральном, региональном, отраслевом, муниципальном уровнях в зависимости от конкретных организационно-правовых форм организаций, учреждений, служб медико-социальной ориентации. Посредством деятельности подотраслей, служб, звеньев и секторов этого комплекса осуществляются взаимосвязь и взаимодействие социальных и экономических начал в хозяйственной системе страны, строятся взаимоотношения между звеньями производственной и непроизводственной социально-культурной сферы экономики.

МСК призван обеспечивать:

  • единство всех воспроизводственных процессов охраны и укрепления общественного здоровья;

  • оказание гражданам квалифицированной доступной медицинской помощи в целях достижения социального прогресса;

  • решение текущих и перспективных задач реализации социальной политики государства.

В условиях расширения и углубления социально-экономических преобразований, становления рыночных отношений, либерализации экономических процессов в России роль и значение МСК в целом и входящих в его состав подотраслей и служб возрастает.

Соответственно становятся необходимыми:10

  • уточнение целей и задач функционирования лечебно-диагностических и профилактических подсистем, т.е. переход от традиционной централизованно планируемой службы здравоохранения на иные принципы управления, свойственные и адекватные хозяйственной системе социально ориентированного МСК рыночного типа;

  • более тесное сочетание интересов, мотивов и установок деятельности работников здравоохранения с результатами их труда, прежде всего на личностном уровне;

  • становление рыночных механизмов регулирования частнопредпринимательского сектора в сфере здравоохранения в процессе осуществления рыночных преобразований в экономике страны;

  • развитие и совершенствование организационно-экономических основ хозяйственной деятельности, предполагающих плюрализм форм собственности, более тесное сочетание механизма управления МСК с интересами участников лечебно-диагностических и профилактических процессов;

  • более широкое использование источников, ресурсов экономического роста за счет личностного фактора социального прогресса, проявляющегося в такой сфере жизнедеятельности человека, социальных слоев, классов и групп, как сфера охраны здоровья, с целью получения доступной квалифицированной медицинской помощи;

  • расширение круга задач МСК, включающих как социальные гарантии охраны здоровья, так и социальные процессы, связанные с уровнем и качеством жизни.


Таким образом, исследование состава, структуры и задач медико-социального комплекса выявило, что в процессе динамичного реформирования и функционирования системы здравоохранения в ней исторически объективно складывается масштабный, многоаспектный по своему профилю и сложный по организационной и управленческой структуре МСК. МСК включает различные группы подотраслей, служб и секторов, связанных с производством услуг, лекарственных средств и изделий медицинского назначения, обеспечением ими населения, воздействием на их потребление людьми. С этой точки зрения МСК можно определить, как совокупность организаций, лиц, средств, видов медико-социальной деятельности, решающих задачи оказания услуг и производства товаров для обеспечения потребностей в охране и укреплении здоровья людей. Институциональное развитие современного российского МСК следует рассматривать в общем контексте экономической системы к конституциональным требованиям построения ее на основе смешанной (либерально-солидарной) идеологии, отвечающей требованиям «социального рыночного государства». Распадаясь на группы подотраслей, служб и звеньев, МСК представляет собой высокоразвитую, многоуровневую и устойчивую структуру. МСК вбирает в себя подотрасли, службы и виды социально-экономической деятельности, использующие труд в материально-вещественной и интеллектуально-духовной сферах. Основу в определенной мере условного деления МСК на производственную и непроизводственную сферы хозяйства составляют принципы оценки результатов общественного труда в процессе функционирования конкретной отрасли, службы, организации, подразделения или вида медико-социальной, экономической деятельности. Наряду с представленным на схеме делением МСК на подотрасли производства товаров медицинского назначения и оказания услуг, обеспечения здравоохранения, правомерно также разделить подотрасли МСК и свойственные им виды деятельности на три группы в соответствии и с их назначением. МСК призван обеспечивать: единство всех воспроизводственных процессов охраны и укрепления общественного здоровья, оказание гражданам квалифицированной доступной медицинской помощи в целях достижения социального прогресса, решение текущих и перспективных задач реализации социальной политики государства.


2. Экономическая оценка состояния И ПЕРСПЕКТИВ РАЗВИТИЯ современного медико-социального комплекса в РФ

2.1. Динамика и проблемы развития российского медико-социального комплекса в 2010-2012 гг.



Результаты деятельности любой системы здравоохранения, как отмечает Г.Э. Улумбекова, оцениваются по показателям здоровья населения и демографическим показателям, в т.ч. по ожидаемой продолжительности жизни (ОПЖ) и общему коэффициенту смертности (ОКС).11 На рис. 3 представлена динамика общего коэффициента смертности в РФ в период с 1980 по 2011 г. и прогнозы до 2020 г.



Рисунок 3 - Динамика ОКС в «старых» и «новых» странах Евросоюза и РФ, прогноз ОКС в РФ до 2020 г.

На рисунке 3 наглядно видно, что реализация приоритетного национального проекта «Здоровье» в период 2005-2008 гг. и определенное улучшение социально-экономической обстановки в России снизили величину ОКС на 9%, что сохранило жизни 450 тыс. граждан нашей страны. Даже небольшие ежегодные вложения в этот проект (10% от общих государственных расходов на здравоохранение) за 4 года вызвали позитивные изменения в состоянии здоровья населения.

В период с 2008 по 2010 г. величина ОКС практически не менялась, снижение составило всего 3%. Это связано с экономическим кризисом 2008-2009 гг. и стагнацией реального, очищенного от инфляции государственного финансирования здравоохранения в этот период.

Однако в 2011 г. благодаря тому, что руководством страны было принято решение увеличить государственные расходы на здравоохранение на 14% (или 220 млрд руб. ежегодно за счет увеличения на 2% тарифов страховых взносов в систему ОМС), смертность населения в 2011 г. по сравнению с 2010 г. сократилась на 100 тыс. человек и ОКС снизился на 5% (с 14,2 до 13,5).

То есть можно сделать вывод, что важнейший урок этих двух периодов – увеличение финансирования здравоохранения и политическая воля руководителей страны позволили добиться заметного улучшения демографических показателей в стране.12

Следует также отметить, что в результате реализации программ Минздравсоцразвития РФ в период с 2008 по 2011 г. были достигнуты следующие положительные результаты по другим демографическим показателям:


  • ожидаемая продолжительность жизни граждан Российской Федерации достигла в 2011 г. 70 лет;

  • впервые за многие годы был обеспечен рост численности россиян до 143 млн человек; смертность от болезней кровообращения снизилась на 6,2%, от туберкулеза - на 7,4%, от ДТП - на 5,6%, от новообразований - на 1%.

  • также продолжает снижаться младенческая смертность, в 2011 г. этот показатель составил 7,3 на 1 тыс. родившихся живыми, а в 23 регионах страны младенческая смертность сопоставима с уровнем стран ЕС.

На рисунке 3 также показана величина ОКС - 11,0, которая принята за целевую в Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 г. Если ОКС будет снижаться по пунктирной линии, показанной на рисунке 3 (до уровня 11,0), то до 2020 г. будет спасено 2,5 млн жизней наших граждан. Однако для этого потребуется гораздо более интенсивное развитие системы здравоохранения и более существенное увеличение ее финансирования.

Из таблицы 1, в свою очередь видно, что расходы бюджетной системы в 2012 г. по разделу «Здравоохранение» выросли в абсолютном выражении по сравнению с предыдущим годом на 18,1%, в том числе за счет прироста расходов на стационарную и скорую медицинскую помощь и сокращения расходов на статью «Медицинская помощь в дневных стационарах всех типов» (на 24,5%) и «Прикладные научные исследования в области здравоохранения» (на 14,5%).13

Таблица 1 - Кассовое исполнение федерального бюджета и консолидированного бюджета субъектов РФ в 2011-2012 гг.



Тем не менее, в МКС РФ, несмотря на ряд позитивных отмеченных изменений сохраняются нерешенные проблемы.

Эти проблемы могут по оценке экспертов препятствовать решению поставленных задач, направленных на улучшение здоровья населения, увеличение доступности и повышение качества медицинской помощи. Среди них главными являются:14

  • недофинансирование государственной системы здравоохранения как минимум в 1,5 раза. Нет достаточного финансирования - нет достойной оплаты труда медицинского персонала, нет достаточного обеспечения населения бесплатными лекарствами, нет возможности соблюдать современные стандарты лечения и обеспечивать больницы современным оборудованием и расходными материалами. Так, в Российской Федерации в государственные расходы на здравоохранение (включая расходы на программу государственных гарантий, образование, инвестиции в инфраструктуру и санитарно-эпидемиологическое благополучие) составили в 1,5 раза меньшую величину, чем в среднем в «новых» странах Евросоюза (6% ВВП). Следует отметить, что эти страны имеют близкий к РФ ВВП на душу населения в год - около 20 тыс. $, т.е. так же экономически развиты, как и Россия. Большее финансирование здравоохранения позволяет этим странам уже сегодня иметь ожидаемую продолжительность жизни 76 лет и ОКС, равный 11,0, т.е. даже лучшие показатели, чем те, которых мы хотим добиться к 2020 г. Из этого вытекает, что дальнейшее расширение объемов бесплатной медицинской помощи потребует увеличения финансирования в 1,5 раза, что составляет около 800 млрд руб. ежегодно;

  • вторая важная проблема - это дефицит и неоптимальная структура медицинских кадров. Не будет врачей - не будет доступной медицинской помощи. Именно врач обеспечивает пропускную способность сети здравоохранения. Сегодня обеспеченность врачами в Российской Федерации на 1 тыс. населения без учета санитарно-эпидемиологических кадров и стоматологов составила в РФ 4,5, что в 1,5 раза выше, чем в среднем в странах ОЭСР4, где она составляет 3,1 врача на 1 тыс. населения. Однако в РФ заболеваемость и смертность населения на 40-50% выше, чем в странах ОЭСР в среднем (соответственно, выше и потребность в медицинской помощи). Более того, в ближайшие 5 лет в Российской Федерации прогнозируется существенный дефицит медицинских кадров, связанный с низкой оплатой их труда, - она на 22% ниже, чем в среднем заработная плата по Российской Федерации. Хотя нельзя не отметить, что позитивным фактором выступило повышение в 2012 г. средней заработной платы до 70-77% среднего по экономике уровня.15 Если сравнить уровень оплаты труда врача в РФ с аналогичным уровнем оплаты труда врача в «новых» странах ЕС, то в этих странах врач получает в 1,5-2,5 раза больше по сравнению со средней оплатой труда в этих странах. Дефицит также будет связан с высокой долей врачей пенсионного и предпенсионного возраста (около 50%) и демографическим провалом. Так, количество выпускников школ в 2011 г. по сравнению с 2003 г. снизилось в 2 раза и, как следствие, через 5-6 лет снизится в 2 раза число выпускников вузов. Следует также обратить внимание на крайне низкий уровень оплаты труда профессорско-преподавательского состава медицинских и фармацевтических вузов, что, естественно, не стимулирует повышение уровня обучения студентов. Так, заработные платы преподавателей этих вузов не превышают 15-20 тыс. руб. в месяц, в то время как даже секретари и водители в коммерческих фирмах имеют значительно более высокие заработки;

  • третья важнейшая проблема - это неудовлетворительная квалификация медицинских кадров и, как следствие, низкое качество медицинской помощи. Нет врача - плохо, но нет квалифицированного врача - также плохо. Недостаточная квалификация медицинских кадров проявляется в неудовлетворительных показателях качества медицинской помощи по сравнению с развитыми странами. Например, выживаемость больных раком молочной железы, коэффициент внутрибольничной летальности, доля пациентов, получивших инфекционные осложнения в стационарах, в Российской Федерации в 2 раза выше, чем в среднем в странах ОЭСР;

  • четвертая проблема - это отставание нормативов объемов медицинской помощи по Программе государственных гарантий (ПГГ) бесплатной медицинской помощи реальным потребностям населения Российской Федерации. Именно эта проблема вызывает очереди в поликлиниках, проблемы с доступностью лекарственных средств и высокотехнологичной медицинской помощи. Например, с 1999 по 2010 г. нормативы объемов медицинской помощи по ПГГ не изменились, а по ряду видов помощи даже уменьшились, вместе с тем заболеваемость населения (которая определяет потребность в медицинской помощи) в период с 1990 по 2010 г. увеличилась в 1,5 раза, а доля пожилого населения возросла на 4%. Наше население также недостаточно обеспечено бесплатными лекарственными средствами в амбулаторных условиях, по рецепту врача в поликлиниках. Так, в 2010 г. подушевые расходы на ЛС за счет государственных источников были в Российской Федерации в 5,6 раза ниже, чем в странах ОЭСР (соответственно, составили 45 и 250$), и в 3 раза ниже, чем в «новых» странах ЕС, и это при почти тех же ценах на лекарства у нас и у них. Более того, сегодня в Российской Федерации преимущественно инвалиды (около 13 млн. человек) и ряд других немногочисленных категорий граждан имеют право на бесплатные лекарства, в то время как в развитых странах все нуждающееся население за счет государственных средств полностью или частично обеспечивается бесплатными лекарствами;

  • пятая проблема - это очень низкие объемы высокотехнологичной медицинской помощи. Например, число операций реваскуляризаций на сердце (т.е. восстановление проходимости сосудов сердца), которые составляют 25% в объемах квот по высокотехнологичной медицинской помощи, в РФ делается в 5 раз меньше, чем в «новых» странах ЕС;

  • шестая проблема - это неэффективное управление отраслью на всех уровнях. Например, А.И. Шапошникова16 пишет, в данном контексте, что эффективным финансовым механизмом здравоохранения считается финансовый механизм, посредством которого при наименьшем уровне финансовых затрат на здравоохранение достигается наибольший экономический (путем сохранения капитала здоровья, увеличения продолжительности жизни людей трудоспособного возраста и, следовательно, увеличения объема ВВП) и социальный эффект (улучшение показателей рождаемости, смертности, заболеваемости и пр.). Однако в Российской Федерации отсутствует стратегическое планирование и ответственность руководителей всех уровней за достижение результатов (в т.ч. ежегодные отчеты) по показателям, принятым в развитых странах, например по показателям качества и безопасности медицинской помощи, эффективности деятельности. Неэффективное управление проявляется в нерациональном распределении государственных средств. Так, акцент в государственных программах делается на плохо контролируемые, имеющие высокий риск коррупционных платежей инвестиционные расходы (строительство и закупка дорогостоящего оборудования) вместо развития профилактики и кадрового потенциала. Имеет место неэффективное использование оборудования и коечного фонда. Также недостаточно используются экономически эффективные инструменты управления, такие как конкуренция по критерию качества при закупке медицинской помощи у поставщиков медицинских услуг, составление рейтингов ЛПУ, применение экономических стимулов для достижения запланированных результатов.