Добавлен: 22.11.2023
Просмотров: 226
Скачиваний: 6
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
| МИНОБРНАУКИ РОССИИ федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Балтийский государственный технический университет «ВОЕНМЕХ» им. Д.Ф. Устинова» (БГТУ «ВОЕНМЕХ» им. Д.Ф. Устинова») | ||||
Ф-К5-02.01 | |||||
Кафедра | | Р1 | | Менеджмент организации | |
| | шифр | | наименование обеспечивающей кафедры | |
Дисциплина | | Учёт и анализ (управленческий учёт) | |||
| | наименование дисциплины |
Реферат
на тему:
«Варианты автоматизации управленческого учёта»
Выполнил: Раков М.Е.,
студент группы Р101Б
Преподаватель: Гавриленко И.В.
Санкт-Петербург, 2023 г.
Оглавление
Введение 3
Суть автоматизации управленческого учёта 4
Последовательность автоматизации управленческого учёта 6
Варианты автоматизации управленческого учета 7
Microsoft Excel 7
Облачные сервисы 8
ERP – системы 9
Заключение 12
Список литературы 13
Введение
В условиях развивающихся рыночных отношений в нашей стране предприятие становится юридически и экономически самостоятельным. Эффективное управление производственной деятельностью предприятия все более зависит от уровня информационного обеспечения его отдельных подразделений и служб.
Информация, необходимая для оперативного управления предприятием, содержится в системе управленческого учета, который считают одним из новых и перспективных направлений бухгалтерской практики.
Управленческий учет можно определить как самостоятельное направление бухгалтерского учета организации, которое обеспечивает ее управленческий аппарат информацией, используемой для планирования, управления, контроля и оценки организации в целом, а также ее структурных подразделений. Автоматизация как бухгалтерского, так и управленческого учета позволит ускорить процесс предоставления информации необходимой для целей управления.
Таким образом, актуальность данной темы обусловлена потребностями предприятия в качественной информации необходимой для целей управления.
Цель данной работы – изучить варианты автоматизации управленческого учета.
Из поставленной цели вытекают следующие задачи:
-
Изучить понятие и сущность автоматизации управленческого учёта -
Разобрать последовательность внедрения автоматизации управленческого учёта -
Рассмотреть основные варианты автоматизации управленческого учёта
Суть автоматизации управленческого учёта
Для оперативного и стратегического управления деятельностью предприятия руководству компании необходимо иметь всеобъемлющее представление о состоянии дел на предприятии. От своевременности и точности предоставляемой информации может зависеть будущее компании.
Помочь в данной ситуации сможет внедрение системы управленческого учета — оперативной системы, в которой осуществляются сбор, хранение, анализ, контроль и интерпретация разнообразной внутренней информации предприятия. Реализуются все эти процессы посредством различных инструментов учета и отчетности.
Автоматизация управленческого учета позволяет повысить эффективность менеджмента компании благодаря реализации таких задач, как:
-
Оперативное получение важной для дальнейшей деятельности предприятия информации (управление запасами, определение ценовой политики, управление затратами и расходами, анализ источников прибыли и т.д.); -
Всесторонний анализ этой информации (на предмет возможностей роста и повышения эффективности, вариантов оптимизации и т.д.); -
Планирование дальнейшей активности организации (составление планов и прогнозов как в долгосрочной, так и в краткосрочной перспективах).
Главная функция автоматизации управленческого учета на малых и средних предприятиях – это увеличение эффективности принятия управленческих решений. Автоматизация решает сразу несколько важных задач:
-
Автоматизация управленческого учета позволяет выстроить систему бюджетов компании. Бюджет, если говорить просто – это план деятельности, выраженных в деньгах, финансовый план. -
Выстроить полностью управляемую схему контроля над финансовыми потоками. Руководитель может в любое время увидеть движение финансов в любом направлении в любом разрезе. -
Автоматизация управленческого учета выстраивает схему финансовых показателей, которые необходимы именно этой компании и которые будут рассчитываться автоматически.
При этом очень удобно и важно то, что в автоматизированной системе руководитель может увидеть, как то или иное решение скажется на финансовом состоянии его компании еще до того, как оно принято. То есть, в программу вводятся некие данные (закупки, продажи, кредиты, инвестиции и другие), она сразу рассчитывает, как эти закупки, продажи, инвестиции повлияют на финансовое состояние компании.
-
Организация управленческого учета выстраивает систему оперативного анализа «План-Факт». Она позволяет в любой момент времени отследить, как выполняются поставленные задачи и, в случае необходимости, внести корректировки. -
Позволяет максимизировать эффективность управления всеми ресурсами и запасами, минимизировать любые риски. -
Позволяет минимизировать затраты на ввод и обработку информации. -
Позволяет составлять, анализировать, корректировать три важных документа – бюджет доходов и расходов (БДР), бюджет движения денежных средств (БДДС), баланс активов и пассивов.
Последовательность автоматизации управленческого учёта
Что касается автоматизации управленческого учета в сегментах малого и среднего бизнеса, то можно определить четкую последовательность разработки методологии управленческого учета и его автоматизации. По мере роста компания проходит через три стадии постановки управленческого учета.
Стадия 1. Обычно постановку управленческого учета начинают с отчетности, а именно — с основных отчетов: Отчет по движению денежных средств, Отчет о прибылях и расходах, Управленческий баланс. Не стоит путать управленческие отчеты с бухгалтерскими. Несмотря на схожие названия, управленческие отчеты содержат расширенный перечень аналитик, составляются гораздо чаще и могут иметь специфическую форму, характерную для конкретной компании.
Стадия 2. Когда компания автоматизирует составление необходимых отчетов, можно приступать к планированию на основании этих отчетов. Таким образом, система бюджетирования является естественным продолжением автоматизации управленческого учета на основе отчетности. Для удачного завершения этого этапа необходимо определиться с:
-
финансовой структурой компании (ЦФУ) -
бюджетным процессом (бизнес-процесс подготовки и утверждения бюджета компании) -
ключевыми показателям компании (индикаторы деятельности компании и ее отдельных подразделений).
Стадия 3. После формирования бюджетов компании (либо параллельно) возможна автоматизация казначейства. Поскольку основная функция системы казначейства — это оперативное управление денежными средствами, то автоматизировать его лучше всего после того, как разработана и внедрена методология формирования бюджета ДДС. Такая последовательность позволит не только осуществлять оперативное, ситуационное управление деньгами, но и контролировать отсутствие кассовых разрывов на более длительный период.
Варианты автоматизации управленческого учета
Ведение управленческого учета допускается в Excel или же с помощью специализированных средств автоматизации, созданных исключительно для объединения разных источников информации в одной системе. В настоящие время компании одинаково могут пользоваться простыми Excel-таблицами и более сложными ERP-системами.
Автоматизация управленческой деятельности всегда подкреплена поддержкой соответствующего ПО, не ограничивает технические возможности и не создает никаких учетных проблем.
Рассмотрим основные средства автоматизации управленческого учета.
Microsoft Excel
Наиболее популярной программой для управленческого учета малых предприятий принято считать Excel. Преимущество программы вызвано необоснованностью использования дорогостоящих программ в небольших компаниях. Программа Excel обладает достаточным функционалом для ведения основных отчетов:
-
доходы и расходы предприятия, -
финансовый результат компании; -
движение денежных средств; -
баланс.
Программа имеет неоспоримые преимущества в сравнении с другими программными продуктами, среди которых особенно нужно отметить:
-
доступность; -
наличие специализированных функций, обеспечивающих простое управление финансами; -
наглядность и простое управление; -
возможность развития системы с помощью макросов.
При этом у системы Excel есть свои недостатки:
-
Со временем таблицы увеличиваются в размерах и требуют очень много времени для поддержания актуальных данных в учете. -
Система имеет минимум возможностей для интеграции с другими программными продуктами. -
Решать задачи управленческого учета с использованием только простых формул – невозможно, увеличение сложности задач подразумевает использование программирования. -
Отказоустойчивость системы на низком уровне.
По мере расширения бизнеса становится все сложнее поддерживать актуальность учета в больших таблицах. Специалисты компании, не имея специальных навыков, вполне могут допустить ошибку при работе с системой, что может повлечь за собой принятие неверных решений в управлении бизнесом.
Такое развитие событий является абсолютно недопустимым для компании, поэтому выбор специализированных программных продуктов станет взвешенным и мудрым решением.
Облачные сервисы
Онлайн-сервисы управленческого учета решают сразу несколько задач:
-
Собирают важные показатели в одном месте и приводят их в понятный вид — выручку, прибыль, долги, капитал, расходы, деньги, товарные запасы. -
Собирают информацию по всем компаниям, источникам и направлениям, которыми занимается бизнес. Например, в вашем бизнесе несколько юридических лиц, несколько расчетных счетов и касс и больше десяти источников поступления и расхода денег — все это можно собрать в одном месте и увидеть общую картину. -
Дают возможность быстро получать данные и принимать решения на их основе.
Самые популярные -«Финансист», «Планфакт», «Финолог» и «Бит.Финанс». Все подобные сервисы имеют примерно одинаковый функционал и позволяют получать:
-
готовую аналитику текущих расходов; -
календарь обязательных платежей; -
прогноз кассовых разрывов; -
отчетность по проектам.
Кроме этого, сервисы имеют следующие функции:
-
Осуществляют синхронизацию управленческого учета с банками. -
Предоставляют информацию по прибыльности различных частей бизнеса (проектов). -
Планируют предстоящие платежи и поступления ДС, предсказывают кассовый разрыв.
К минусам облачных сервисов можно отнести то, что их функционал беднее, чем у ERP программ, таких как 1С.
ERP – системы
Развитие бизнеса, рост компаний, усложнение бизнес-процессов приводит к необходимости использовать для автоматизации компаний системы класса ERP.
Обычно ERP-системы включают в себя несколько модулей, охватывающих все области функционирования организации:
-
Управление оперативным и производственным учетом -
Бухгалтерский и налоговый учет -
Управление персоналом и расчет зарплаты -
Финансовый учет (бюджетирование, казначейство) -
Международный учет (МСФО, GAAP и пр.) -
Управление активами