Файл: Учебное пособие Воронеж 2006 гоувпо Воронежский государственный технический университет.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.11.2023

Просмотров: 528

Скачиваний: 15

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


8. Перечень сведений, составляющих государственную тайну.
Необходимость данного раздела определяется требованием Конституции РФ – Перечень сведений, составляющих государственную тайну, определяется федеральным законом(ч. 4, ст. 29). Очевидно, что невозможно заранее на все случаи жизни установить такой перечень, который содержал бы конкретные сведения.

Поэтому, под Перечнем сведений, составляющих государственную тайну, понимается совокупность категорий сведений, в соответствии с которыми сведения относятся к государственной тайне и засекречиваются на основаниях и в порядке, установленном федеральным законодательством.

Перечень сведений составлен в соответствии с областями деятельности государства:

1) сведения в военной области:

2) сведения в области экономики, науки и техники:

3) сведения в области внешней политики и экономики:

4) сведения в области разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности.

Приведенный в статье 5 Закона перечень категорий сведений, которые могут быть отнесены к государственной тайне, является исчерпывающим и может быть дополнен только Федеральным законом.
9. Принципами отнесения сведений к государственной тайне и их засекречивания.
Отнесение сведений к государственной тайне и их засекречивание – это введение в предусмотренном настоящим Законом порядке для сведений, составляющих государственную тайну, ограничений на их распространение и на доступ к их носителям.

Отнесение сведений к государственной тайне и их засекречивание осуществляется в соответствии с принципами законности, обоснованности и своевременности.
10. Степени секретности сведений и грифы секретности носителей этих сведений.
Степень секретности сведений, составляющих государственную тайну, должна соответствовать степени тяжести ущерба, который может быть нанесен безопасности Российской Федерации вследствие распространения указанных сведений.

Устанавливаются три степени секретности сведений, составляющих государственную тайну, и соответствующие этим степеням грифы секретности для носителей указанных сведений:
"особой важности", "совершенно секретно" и "секретно".

Использование перечисленных грифов секретности для засекречивания сведений, не отнесенных к государственной тайне, не допускается.
11. Порядок отнесения сведений к государственной тайне.
Отнесение сведений к государственной тайне осуществляетсяв соответствии с их отраслевой, ведомственной или программно-целевой принадлежностью, а также в соответствии с Законом “О государственной тайне”.

Органы государственной власти, предприятия, учреждения и организации:

1) получают (разрабатывают) засекречиваемые сведения;

2) обосновывают необходимость отнесения их к государственной тайне;

3) направляют обоснованные предложения руководителям органов государственной власти по отраслевой, ведомственной подчиненности.

Руководители органов государственной власти, наделенные полномочиями по отнесению сведений к государственной тайне:

1) рассматривают представленные предложения, проводят их экспертную оценку;

2) принимают решения об отнесении сведений к государственной тайне и несут персональную ответственность за принятые решения;

3) разрабатывают развернутые перечни сведений, подлежащих засекречиванию в отрасли (министерстве, ведомстве), с указанием степени секретности сведений, по отношению к которым эти министерства, ведомства наделены полномочиями по распоряжению.

Межведомственная комиссия по защите государственной тайны:

1) на базе предложений министерств и ведомств, руководители которых наделены полномочиями по отнесению сведений к государственной тайне, формирует Перечень сведений, отнесенных к государственной тайне. При необходимости проводит межведомственную экспертизу правомерности отнесения сведений к государственной тайне;

2) согласовывает распределение между министерствами, ведомствами и другими органами государственной власти полномочий по распоряжению от лица государства сведениями, отнесенными к государственной тайне;

3) готовит Перечень для утверждения Президентом Российской Федерации и к опубликованию.


12. Ограничения прав собственности предприятий, учреждений, организаций и граждан Российской Федерации на информацию в связи с ее засекречиванием.
Закон "О государственной тайне" не лишает собственника его собственности, а лишь временно ограничивает его право распоряжения собственностью.

Порядок ограничения прав собственности в этом случае следующий:

Руководители органов государственной власти, наделенные полномочиями по отнесению сведений к государственной тайне:

  1. по представлению собственника государственной тайны или органа государственной власти принимают решение о засекречивании государственной тайны и несут за это ответственность;

  2. определяют орган государственной власти, в распоряжение которого переходит информация на время сохранения ею секретности.

Орган государственной власти, в распоряжение которого переходит засекреченная информация:

  1. заключает договор с собственником государственной тайны о порядке и размерах возмещаемого ущерба в связи с ее засекречиванием;

  2. закрепляет в договоре с собственником его обязательства по нераспространению государственной тайны, а при отказе собственника государственной тайны от подписания такого договора предупреждает его об ответственности за несанкционированное распространение засекреченных сведений.

Собственник государственной тайны:

  1. вступает с государством в лице правомочного органа государственной власти в договорные отношения, связанные с защитой засекреченной государственной тайны;

  2. обжалует неправомерные действия в суд.


13. Порядок засекречивания сведений и их носителей.
Основанием для засекречивания сведений является их соответствие действующим в данных органах, на данных предприятиях, в данных учреждениях и организациях перечням сведений, подлежащих засекречиванию. При засекречивании этих сведений их носителям присваивается соответствующий гриф секретности.

При невозможности идентификации сведений со сведениями, содержащимися в действующем перечне, должностные лица обязаны обеспечить предварительное засекречивание полученных (разработанных) сведений в соответствии с предполагаемой степенью секретности и в месячный срок направить в адрес должностного лица, утвердившего указанный перечень, предложения по его дополнению (изменению).


Должностные лица, утвердившие действующий перечень, обязаны в течение трех месяцев организовать экспертную оценку поступивших предложений и принять решение по дополнению (изменению) действующего перечня или снятию предварительно присвоенного сведениям грифа секретности.
14. Рассекречивание сведений и их носителей.
Рассекречивание сведений и их носителей - снятие ранее введенных ограничений на распространение сведений, составляющих государственную тайну, и на доступ к их носителям.

Основаниями для рассекречивания сведений являются:

  • взятие на себя Российской Федерацией международных обязательств по открытому обмену сведениями, составляющими в Российской Федерации государственную тайну;

  • изменение объективных обстоятельств, вследствие которого дальнейшая защита сведений, составляющих государственную тайну, является нецелесообразной.

Органы государственной власти, руководители которых наделены полномочиями по отнесению сведений к государственной тайне, обязаны периодически, но не реже чем через каждые 5 лет, пересматривать содержание действующих в органах государственной власти, на предприятиях, в учреждениях и организациях перечней сведений, подлежащих засекречиванию, в части обоснованности засекречивания сведений и их соответствия установленной ранее степени секретности.

Срок засекречивания сведений, составляющих государственную тайну, не должен превышать 30 лет. В исключительных случаях этот срок может быть продлен по заключению межведомственной комиссии по защите государственной тайны…”

Носители сведений, составляющих государственную тайну, рассекречиваются не позднее сроков, установленных при их засекречивании. До истечения этих сроков носители подлежат рассекречиванию, если изменены положения действующего перечня, на основании которых они были засекречены.

В исключительных случаях право продления первоначально установленных сроков засекречивания носителей сведений, составляющих государственную тайну, предоставляется руководителям государственных органов, наделенным полномочиями по отнесению соответствующих сведений к государственной тайне, на основании заключения назначенной ими в установленном порядке экспертной комиссии.
15. Распоряжение сведениями, составляющими государственную тайну.
При распоряжении сведений, составляющих государственную тайну, возможны следующие ситуации:

  • взаимная передача сведений органами государственной власти, предприятиями, учреждениями и организациями - осуществляется с разрешения органа государственной власти, в распоряжении которого эти сведения, то есть соответствующего органа государственной власти, включенного в Перечень сведений, отнесенных к государственной тайне;

  • передача сведений в связи с выполнением совместных и других работ - осуществляется заказчиком этих работ с разрешения органа государственной власти, в распоряжении которого находятся соответствующие сведения, и только в объеме, необходимом для выполнения этих работ. При этом до передачи сведений, составляющих государственную тайну, заказчик обязан убедиться в наличии у предприятия, учреждения или организации лицензии на проведение работ с использованием сведений соответствующей степени секретности, а у граждан - соответствующего допуска;

  • передача сведений другим государствам – осуществляется по решению Правительства Российской Федерации при наличии экспертного заключения межведомственной комиссии по защите государственной тайны о возможности передачи этих сведений. Обязательства принимающей стороны по защите передаваемых ей сведений предусматриваются заключаемым с ней договором (соглашением).

  • защита сведений при изменении функций субъектов правоотношений - субъектов правоотношений, располагающие сведениями, составляющими государственную тайну, в случае изменения их функций, форм собственности, ликвидации или прекращения работ с использованием сведений, составляющих государственную тайну, обязаны принять меры по обеспечению защиты этих сведений и их носителей. При этом носители сведений, составляющих государственную тайну, в установленном порядке уничтожаются, сдаются на архивное хранение либо передаются:
    а) правопреемнику, если этот правопреемник имеет полномочия по проведению работ с использованием указанных сведений;
    б) органу государственной власти, в распоряжении которого находятся соответствующие сведения;


в) другому органу государственной власти, предприятию, учреждению или организации по указанию межведомственной комиссии по защите государственной тайны.
16. Органы защиты государственной тайны, их основные функции.
К органам защиты государственной тайны относятся:

  • межведомственная комиссия по защите государственной тайны;

  • органы федеральной исполнительной власти (Федеральная служба безопасности Российской Федерации, Министерство обороны Российской Федерации, Федеральное агентство правительственной связи и государственной тайны при Президенте Российской Федерации, Служба внешней разведки Российской Федерации, Государственная техническая комиссия при Президенте Российской Федерации) и их органы на местах;

  • органы государственной власти, предприятия, учреждения и организации и их структурные подразделения по защите государственной тайны.

Межведомственная комиссия по защите государственной тайныявляется головным органом в стране, координирующим деятельность в этой важнейшей сфере государственной деятельности.

ФСБ России осуществляет:

  • контрразведывательная деятельность;

  • борьбу с преступностью;

  • лицензирование деятельности, связанную с использованием сведений, составляющих государственную тайну;

  • проверочные мероприятия при допуске граждан к государственной тайне

  • сертификацию средств защиты информации.

Минобороны России:

  • лицензирует деятельность подчиненных ему предприятий по допуску к проведению работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну;

  • осуществляет сертификацию средств защиты информации по требованиям безопасности информации в интересах Министерства обороны;

  • осуществляет межведомственный контроль состояния защиты информации на предприятиях, в учреждениях и организациях, выполняющих работы по заказам Министерства обороны.

СВР России:

  • организует и обеспечивает защиту государственной тайны в учреждениях Российской Федерации, находящихся за пределами территории Российской Федерации,

  • обеспечивает защиту своих сил, средств и информации от противоправных действий и угроз.

  • осуществляет лицензирование деятельности, связанную с использованием сведений, составляющих государственную тайну;

  • осуществляет сертификацию средств защиты информации.

ФСТЭК России: