Файл: Учебное пособие Воронеж 2006 гоувпо Воронежский государственный технический университет.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.11.2023

Просмотров: 537

Скачиваний: 15

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


  • осуществляет межотраслевую координацию и функциональное регулирование деятельности по обеспечению защиты (некриптографическими методами) информации, содержащей сведения, составляющие государственную или служебную тайну,

  • от ее утечки по техническим каналам,

  • от несанкционированного доступа к ней,

  • от специальных воздействий на информацию в целях ее уничтожения, искажения и блокирования

  • и по противодействию техническим средствам разведки на территории Российской Федерации (далее именуется - техническая защита информации);

  • организует деятельность государственной системы защиты информации в Российской Федерации от технических разведок и от ее утечки по техническим каналам;

  • осуществляет лицензирование деятельности, связанное с использованием сведений, составляющих государственную тайну;

  • осуществляет сертификацию средств защиты информации.

Органы государственной власти, предприятия, учреждения и организации обеспечивают защиту сведений, составляющих государственную тайну, в соответствии с возложенными на них задачами и в пределах своей компетенции. Защита государственной тайны является видом их основной деятельности.
17. Допуск должностных лиц и граждан к государственной тайне.
Допуск должностных лиц и граждан к государственной тайне предусматривает:

  • принятие на себя обязательств перед государством по нераспространению доверенных им сведений;

  • согласие на частные, временные ограничения их прав;

  • письменное согласие на проведение в отношении их полномочными органами проверочных мероприятий;

  • определение видов, размеров и порядка предоставления льгот, предусмотренных Законом;

  • ознакомление с нормами законодательства Российской Федерации о государственной тайне, предусматривающими ответственность за его нарушение;

  • принятие решения руководителем органа государственной власти, предприятия, учреждения или организации о допуске оформляемого лица к сведениям, составляющим государственную тайну.


18. Ограничения прав должностного лица или гражданина, допущенных или ранее допускавшихся к государственной тайне.
Должностное лицо или гражданин, допущенные или ранее допускавшиеся к государственной тайне, могут быть временно ограничены в своих правах. Ограничения могут касаться:

  • права выезда за границу на срок, оговоренный в трудовом договоре (контракте) при оформлении допуска гражданина к государственной тайне;

  • права на распространение сведений, составляющих государственную тайну, и на использование открытий и изобретений, содержащих такие сведения;

  • права на неприкосновенность частной жизни при проведении проверочных мероприятий в период оформления допуска к государственной тайне.



19. Ответственность за нарушение законодательства Российской Федерации о государственной тайне.
Нормы ответственности за правонарушения, связанные с государственной тайной, предусмотрены Уголовным кодексом. УК РФ, содержит статьи: ст.275 "Государственная измена", ст.276 "Шпионаж", ст.283 "Разглашение государственной тайны" и ст.284 "Утрата документов, содержащих государственную тайну". Закон "Об основах государственной службы в Российской Федерации" предусматривает возможность увольнения государственного служащего при однократном нарушении им своих обязанностей по защите государственной тайны.
20. Допуск предприятий, учреждений и организаций к проведению работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну.
Допуск предприятий, учреждений и организаций к проведению работ, связанных с использованием сведений, составляющие государственную тайну, созданием средств защиты информации, а также с осуществлением мероприятий и (или) оказанием услуг по защите государственной тайны, осуществляется путем получения лицензий. Порядок такого лицензирования установлен в Положении о лицензировании…, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации № 333 от 15 апреля 1995 года.
21. Основные функции межведомственной комиссии по защите государственной тайны.
Межведомственная комиссия - коллегиальный орган, основной функцией которого является координация деятельности федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов РФ защите государственной тайны в интересах разработки и выполнения государственных программ, нормативных и методических документов, обеспечивающих реализацию федерального законодательства о государственной тайне.

Межведомственная комиссия при осуществлении своей деятельности имеет право:

  • формировать перечень должностных лиц органов государственной власти, наделяемых полномочиями по отнесению сведений к государственной тайне;

  • формировать перечень сведений, отнесенных к государственной тайне;

  • рассматривать и представлять в установленном порядке предложения по правовому регулированию вопросов защиты государственной тайны и совершенствованию системы защиты государственной тайны;

  • определять порядок рассекречивания носителей сведений, составляющих государственную тайну, в случае ликвидации организации - фондообразователя и отсутствия ее правопреемника;

  • рассматривать запросы органов государственной власти, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций и граждан о рассекречивании сведений, отнесенных к государственной тайне;

  • подготавливать экспертные заключения на документы, содержащие сведения, отнесенные к государственной тайне, в целях решения вопроса о возможности передачи указанных сведений другим государствам;

  • принимать решения о передаче сведений, составляющих государственную тайну, в случаях изменения их функций, форм собственности, ликвидации или прекращения работ с использованием сведений другому органу государственной власти, органу местного самоуправления, предприятию, учреждению, организации;

  • подготавливать предложения по порядку определения размеров ущерба, который может быть нанесен безопасности РФ вследствие несанкционированного распространения сведений, составляющих государственную тайну, а также ущерба собственникам информации, наносимого в связи с ее засекречиванием, рассматривать экспертные заключения в целях определения размеров возможного ущерба;

  • подготавливать предложения по правилам отнесения сведений, составляющих государственную тайну, к различным степеням секретности;

  • рассматривать проекты международных договоров Российской Федерации о совместном использовании и защите сведений, составляющих государственную тайну, подготавливать соответствующие предложения и экспертные заключения, участвовать в международном сотрудничестве по этим вопросам;

  • давать заключения на решения руководителей органов государственной власти, связанные с изменением действующих перечней сведений, подлежащих засекречиванию, которые могут привести к изменению перечня сведений, отнесенных к государственной тайне, приостанавливать или опротестовывать их решения;

  • координировать работы по организации сертификации средств защиты информации;

  • координировать проведение работ по лицензированию деятельности, связанной с использованием сведений, составляющих государственную тайну, созданием средств защиты информации, а также осуществлением мероприятий и (или) оказанием услуг по защите государственной тайны;

  • решать вопрос о продлении 30-летнего срока засекречивания сведений, составляющих государственную тайну.


Решения Межведомственной комиссии, принятые в соответствии с ее полномочиями, обязательны для исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, предприятиями, учреждениями, организациями, должностными лицами и гражданами.
22. Основные функции Федеральной службы безопасности Российской Федерации.
ФСБ России:

  • организует и осуществляет контрразведывательную деятельность;

  • осуществляет получение, обработку, анализ и реализацию информации об угрозах безопасности Российской Федерации;

  • участвует в разработке и реализации мер по обеспечению информационной безопасности страны, по защите сведений, составляющих государственную тайну;

  • лицензирует деятельность предприятий, учреждений и организаций по допуску к проведению работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну;

  • осуществляет контроль за обеспечением защиты сведений, составляющих государственную тайну;

  • осуществляет мероприятия, связанные с допуском граждан к сведениям, составляющим государственную тайну;

  • организует и осуществляет шифровальные работы в органах федеральной службы безопасности (за исключением учреждений Российской Федерации, находящихся за ее пределами);

  • выдает сертификаты качества на отдельные виды специальных технических средств, в том числе - средств защиты информации.


23. Основные функции службы специальной связи информации.
СССИ обеспечивает специальными видами связи и информациивысшие органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, центральные органы федеральной исполнительной власти, Совет безопасности Российской Федерации, организации, предприятия, учреждения;
24. Основные задачи ФСТЭК России по защите государственной тайны.
Основными задачами ФСТЭК России являются:

1) организация деятельности государственной системы противодействия техническим разведкам и технической защиты информации на федеральном, межрегиональном, региональном, отраслевом и объектовом уровнях, а также руководство указанной государственной системой;

2) осуществление самостоятельного нормативно-правового регулирования вопросов:

противодействия техническим разведкам;

технической защиты информации;

размещения и использования иностранных технических средств наблюдения и контроля в ходе реализации международных договоров Российской Федерации, иных программ и проектов на территории Российской Федерации, на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации;


координации деятельности органов государственной власти по подготовке развернутых перечней сведений, подлежащих засекречиванию, а также методического руководства этой деятельностью;

осуществления экспортного контроля;

3) обеспечение в пределах своей компетенциипротиводействия техническим разведкам и технической защиты информации в аппаратах федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации, в федеральных органах исполнительной власти, органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органах местного самоуправления и организациях;

4) прогнозирование развития сил, средств и возможностей технических разведок, выявление угроз безопасности информации;

5) противодействие добыванию информации техническими средствами разведки, техническая защита информации;

6) осуществление координации деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и организаций по государственному регулированию размещения и использования иностранных технических средств наблюдения и контроля в ходе реализации международных договоров Российской Федерации, иных программ и проектов на территории Российской Федерации, на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации;•

7) осуществление в пределах своей компетенции контроля деятельности по противодействию техническим разведкам и по технической защите информации в аппаратах федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации, в федеральных органах исполнительной власти, органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органах местного самоуправления и организациях;

8) реализация государственной политики и организация межведомственного взаимодействия в области экспортного контроля;

9) осуществление контроля за соблюдением российскими участниками внешнеэкономической деятельности законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации в области экспортного контроля;

10) осуществление центральным аппаратом ФСТЭК России организационно-технического обеспечения деятельности Межведомственной комиссии по защите государственной тайны и Комиссии по экспортному контролю Российской Федерации.
25. Сущность перечневого подхода к организации защиты государственной тайны.

В настоящее время в России существуют как открытые, так и закрытые перечни сведений. Открытыми перечнями являются:

Перечень сведений, составляющих государственную тайну, приведенный в законе “О государственной тайне”;

Перечень сведений, отнесенных к государственной тайне, установленный указом Президента РФ

Кроме того, существуют развернутые ведомственные и программно-целевые перечни сведений, подлежащих засекречиванию, которые могут быть как открытыми, так и закрытыми. Также могут использоваться Перечней сведений, подлежащих засекречиванию, на предприятии, в учреждении и организации, которые представляют собой выписки из развернутых перечней сведений.

Перечни определяют, что необходимо защищать. Кроме того, перечни используются для установления предмета преступного посягательства при расследовании случаев шпионажа, разглашения сведений, утраты документов, содержащих секретные сведения.

Чем обусловлена необходимость разработки таких перечней?

1. Сложностью процедуры принятия решения об отнесении сведений к государственной тайне.

2. Многократностью принятия решения о засекречивании одних и тех же сведений в различных ситуациях.

3. Необходимостью установления единых требований по защите сведений в различных ситуациях их использования, дифференцированных в зависимости от степени их секретности.

Таким образом, перечни сведений (составляющих государственную тайну, отнесенных к государственной тайне, подлежащих засекречиванию) составляют правовую и информационную основу процесса защиты этих сведений.
26. Права собственников информации, составляющей государственную тайну.
В соответствии со ст. 6 Закона “об информации, информатизации и защите информации” собственник информационных ресурсов, содержащих сведения, отнесенные к государственной тайне, вправе распоряжаться этой собственностью только с разрешения соответствующих органов государственной власти. Информация, составляющей государственную тайну, переходит в распоряжение органа государственной власти, указанного в Перечне сведений, отнесенных к государственной тайне, на время сохранения ею секретности.