Файл: Реформа пенсионной системы в Российской Федерации на современном этапе состояние и перспективы развития.pptx
Добавлен: 23.11.2023
Просмотров: 371
Скачиваний: 25
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
Основные проблемы существующей пенсионной системы:
Основные показатели деятельности пенсионного обеспечения в Российской Федерации
Общий анализ доходов и расходов бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации за 2016-2020 гг.
Структура доходов ПФР за 2020 год
Структура расходов ПФР за 2020 год
Предложения по усовершенствованию пенсионной реформы заключаются в следующем:
1. Совершенствование тарифной политики;
2. Совершенствование страховых принципов пенсионной системы;
5. Создание единого, хоть и громоздкого, Кодекса социального обеспечения РФ;
ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА – ДИПЛОМНАЯ РАБОТА на тему: «Реформа пенсионной системы в Российской Федерации на современном этапе: состояние и перспективы развития».
Специальность 40.02.01
Актуальность темы исследования заключается в том, что пенсионное обеспечение граждан является одним из приоритетных направлений социальной политики государства. Вопросы пенсионного обеспечения волнуют каждого жителя нашей страны. Пенсионная реформа представляет собой важную часть политики государства, которая связана с изменением действующего законодательства и направлена на повышения уровня социального и пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации. Для пенсионной реформы на современном этапе характерно то, что постоянно происходят изменения, которые затрагивают различные вопросы в области назначения, перерасчета, индексации пенсий с той целью, чтобы не нарушались пенсионные права жителей России.
Актуальность темы
Цель и задачи исследования:
- Цель выпускной квалификационной работы – разработка теоретических и практических предложений по совершенствованию правового регулирования системы пенсионного обеспечения в Российской Федерации.
- Для реализации данной цели были поставлены следующие задачи:
- - рассмотреть основные этапы пенсионной реформы;
- - определить цели, задачи и направления пенсионной реформы;
- - определить сущность и принципы пенсионной реформы;
- - выявить внешние факторы, влияющие на систему пенсионного обеспечения;
- - провести анализ деятельности Пенсионного фонда России (с 01.01.2023г. Социального фонда России (СФР);
- - выявить актуальные проблемы пенсионной реформы;
- - рассмотреть проблемы долгосрочной стратегии развития пенсионной системы Российской Федерации;
- - оценить целесообразность мероприятий, направленных на повышение эффективности пенсионной системы Российской Федерации.
Основные проблемы существующей пенсионной системы:
На данный момент в связи с изменениями пенсионного законодательства 01.06.2022 и изменениях 01.01.2023 можно выделить следующие проблемы: :
- изменение показателя индексации пенсий на каждый год в меньшую сторону до 8,6 %, связанное с состоянием мировой экономики и работой российского законодательства над разрешением экономических вопросов;
- отсутствие перспектив в дальнейшей поддержке системы накопительных пенсий;
- проблема недостаточной оптимизации системы в период эпидемии COVID-19;
- проблема уменьшение количества взносов от страхователей и застрахованных лиц;
- по причине уменьшения процента индексации пенсий, большая часть страховых пенсий не может компенсировать доход, который теряет гражданин при выходе на пенсию ;
- проблема тенденции к увеличению дефицита, покрытие которого из государственного бюджета снижает устойчивость последнего;
- доверия человека к государству и пенсионной системе.
Основные показатели деятельности пенсионного обеспечения в Российской Федерации
Наименование показателя | 2016 | 2017 | 2018 | 2019 | 2020 |
Количество застрахованных по обязательному пенсионному страхованию, млн. чел. | 145,0 | 149,7 | 152,2 | 153,8 | 155,3 |
Численность пенсионеров, млн. чел. | 41,46 | 42,7 | 42,9 | 43,5 | 43,9 |
Плательщики страховых взносов на пенсию, млн. чел. | 9,3 | 9,5 | 9,4 | 9,3 | 8,9 |
Средний размер страховой пенсии по старости неработающих пенсионеров, руб. | 11568 | 12380 | 12725 | 13306 | 14414 |
Средний размер социальной пенсии, руб. | 7548 | 8302 | 8645 | 8797 | 9084 |
Средний размер накопительной пенсии | 693 | 759 | 802 | 866 | 925 |
Количество выданных сертификатов на материнский капитал, млн. шт. | 5,6 | 6,7 | 7,6 | 8,3 | 9,0 |
Доля граждан, получающих услуги ПФР в электронной форме, % | н/д | н/д | 52,14 | 70,3 | 70,0 |
Общий анализ доходов и расходов бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации за 2016-2020 гг.
Наименование показателя | 2016 | 2017 | 2018 | 2019 | 2020 |
Доходы, млрд. руб. | 6159,0 | 7126,6 | 7625,2 | 8260,1 | 8269,6 |
Расходы, млрд. руб. | 6190,0 | 7670,3 | 7829,7 | 8319,5 | 8428,7 |
Профицит бюджета ПФР, млрд. руб. | -31,0 | -543,7 | -204,5 | -59,4 | -159,1 |
Структура доходов ПФР за 2020 год
Структура расходов ПФР за 2020 год
Несмотря на активность законодателя в сфере пенсионного обеспечения, сохраняется ряд существенных теоретических недоработок, мешающих нормальному функционированию пенсионной системы.
- Во-первых, следует указать на непоследовательность пенсионных реформ, осуществлявшихся в последние десятилетия. Законодателем принимались противоречивые решения, свидетельствующие об отсутствии у него четкой позиции по ряду важных моментов
- Во-вторых, следует согласиться с учеными, отмечающими тенденцию беспрецедентной «декодификации» законодательства в области социального обеспечения, в том числе пенсионного.
- В-третьих, еще одной проблемой является отсутствие в законодательстве единого подхода к определению таких ключевых понятий, как стаж и пенсия.
- В-четвертых, отсутствует единый подход к классификации пенсий. Доктрина традиционно выделяет пенсии по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца, за выслугу лет и социальные пенсии. Современный российский законодатель, предпочитает классифицировать пенсии по источнику их финансирования. Исходя из этого критерия он устанавливает такие их разновидности, как страховые, пенсии по государственному обеспечению и накопительная пенсия (каждая из разновидностей регулируется сегодня отдельным законом).
Предложения по усовершенствованию пенсионной реформы заключаются в следующем:
1. Совершенствование тарифной политики;
2. Совершенствование страховых принципов пенсионной системы;
3. Повышение эффективности работы по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и погашение задолженности по указанным взносам;
4. Введение внутриотраслевой кодификации либо по предмету регулирования (пенсионный кодекс, кодекс медицинской помощи и др.), либо по форме социального обеспечения (кодекс социального страхования и кодекс государственного социального обеспечения);5. Создание единого, хоть и громоздкого, Кодекса социального обеспечения РФ;
6. Необходимо законодательно, в Трудовом кодексе РФ, ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в РФ", ФЗ "О страховых пенсиях" развести понятия «страховой стаж» и «трудовой стаж»;
7. Для обозначения иных социально значимых периодов деятельности (воспитание детей, нетрудоспособность, уход за инвалидом и т.п.) можно выработать особое понятие, например – «стаж социально значимой деятельности», «периоды объективной нетрудоспособности» и т.п. – и не включать их в какой-либо стаж, а добавлять к нему путем сложения 8. Необходимо в ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" выработать единый подход к определению понятия «пенсия» с учетом таких ее характеристик, как денежный и пожизненный характер, регулярность выплаты, соотносимость с прожиточным минимумом.- Спасибо за внимание!