Добавлен: 23.11.2023
Просмотров: 136
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Титульный
Содержание
Введение 3
Основные понятия и элементы зонирования территории муниципального образования 4
Нормативно-правовая базе зонирования территории муниципального образования 9
Особенности зонирования территории муниципального образования 29
Заключение 32
Список используемой литературы 34
Введение
зонирование кадастровый городской квартал
Функциональные особенности использования земли определили ее место среди природных ресурсов. Она является исходной материальной основой благосостояния членов общества, пространственным базисом для размещения производительных сил и расселения людей, основой для нормального протекания воспроизводственных процессов всех факторов экономического роста – трудовых, материально-технических и природных. Она также обладает стоимостью, оценка которой представляет собой одно из важнейших условий нормального функционирования и развития экономики.
Основные понятия и элементы зонирования территории муниципального образования
Зонирование - определение территории земель с установлением их целевого назначения и режима использования. Термин «зонирование» происходит от слова «зона». Земли, леса воды, недра и другие природные объекты делятся на конкретные участки, территории, зоны; выделяются зоны в атмосфере и даже в космосе. Зонирование необходимо для введения соответствующих мониторингов и кадастров, учета природных объектов, правильного рационального их использования, надлежащей охраны.
Организацию зонирования земель на уровне областей (города республиканского значения, столицы), районов (городов областного значения) осуществляют соответствующие уполномоченные органы областей (города республиканского значения, столицы), районов (городов областного значения). Проект (схема) зонирования земель утверждается соответствующими представительными органами областей (города республиканского значения, столицы), районов (городов областного значения). Классификатор целевого назначения земель разрабатывается на основе проектов (схем) зонирования земель и утверждается местными исполнительными органами областей (города республиканского значения, столицы), районов (городов областного значения). Целевой режим использования территории, определенный при зонировании земель является для субъектов земельных правоотношений обязательным. Зонирование земель проводится по решению местных исполнительных органов и осуществляется за счет бюджетных средств.
Градостроительное зонирование – это деление (разбивка) земельной территории муниципальных образований (в том числе и поселений) на части, в которых определяются территориальные зоны с видами их градостроительного использования и ограничения на их использование (карта градостроительного зонирования муниципального образования).
На карте градостроительного зонирования:
1. Устанавливаются границы территориальных зон. Любой земельный участок относится только к одной территориальной зоне. То есть не допускается формирование одного земельного участка из нескольких земельных участков, размещённых в разных территориальных зонах.
2. Обязательно отображаются границы зон с особыми условиями использования территории, границы территорий объектов культурного наследия.
Состав территориальных жилых зон:
1. зоны застройки индивидуальными жилыми домами;
2. зоны застройки малоэтажными жилыми домами;
3. зоны застройки среднеэтажными жилыми домами;
4. зоны застройки многоэтажными жилыми домами;
5. зоны застройки иных видов.
В жилых зонах допускается размещение
• отдельно стоящих, встроенных или пристроенных объектов социального и коммунально-бытового назначения;
• объектов здравоохранения;
• объектов дошкольного, начального общего и среднего (полного) общего образования;
• культовых зданий;
• стоянок автомобильного транспорта;
• гаражей;
• объектов, связанных с проживанием граждан;
• территорий, предназначенных для ведения садоводства и дачного хозяйства.
Состав территориальных общественно-деловых зон (ОДЗ):
1. зоны делового, общественного и коммерческого назначения;
2. зоны размещения объектов социального и коммунально-бытового назначения;
3. зоны обслуживания объектов, необходимых для осуществления производственной и предпринимательской деятельности;
4. ОДЗ иных видов.
ОДЗ предназначены для размещения объектов здравоохранения, культуры, торговли, общественного питания, социального и коммунально-бытового назначения, предпринимательской деятельности, объектов среднего профессионального и высшего профессионального образования, административных, научно-исследовательских учреждений, культовых зданий, стоянок автомобильного транспорта, объектов делового, финансового назначения, иных объектов, связанных с обеспечением жизнедеятельности граждан.
В ОДЗ могут включаться жилые дома, гостиницы, подземные и многоэтажные гаражи.
Состав территориальных производственных зон, зон инженерной и транспортной инфраструктур:
1. коммунальные зоны (зоны размещения коммунальных и складских объектов, объектов жилищно-коммунального хозяйства, объектов транспорта, объектов оптовой торговли);
2. производственные зоны (зоны размещения производственных объектов с различными нормативами воздействия на окружающую среду);
3. иные виды зон производственной , инженерной и транспортной инфраструктуры.
Производственные зоны, зоны инженерной и транспортной инфраструктуры предназначены для размещения промышленных, коммунальных и складских объектов, объектов инженерной и транспортной инфра структур (сооружений и коммуникаций ж/д и автомобильного транспорта, связи) и установления санитарно-защитных зон таких объектов.
Состав территориальных зон сельскохозяйственного использования
1. Зоны сельскохозяйственных угодий (пашни, сенокосы, пастбища, залежи, земли, занятые многолетними насаждениями-садами, виноградниками и др.);
2. Зоны, занятые объектами сельскохозяйственного назначения и предназначенные для ведения сельского хозяйства, дачного хозяйства, личного подсобного хозяйства, развития объектов сельскохозяйственного назначения;
Примечание: зоны сельскохозяйственного назначения в том числе и зоны сельскохозяйственных угодий) могут включаться в состав территориальных зон в границах черты населённых пунктов.
Состав территориальных зон рекреационного назначения:
1. Зоны в границах территорий, занятых городскими лесами, скверами, парками, городскими садами, прудами, озёрами, водохранилищами, пляжами;
2. Зоны в границах иных территорий, используемых и предназначенных для отдыха, туризма, занятий физической культурой и спортом.
Состав территориальных зон особо охраняемых территорий:
1. Земельные участки, имеющие особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное особо ценное значение.
Состав территориальных зон специального назначения:
1. Зоны, занятые кладбищами, крематориями, скотомогильниками, объектами размещения отходов потребления;
2. Зоны, занятые иными объектами, размещение которых может быть обеспечено только путём выделения указанных зон и недопустимо в других территориальных зонах.
Состав иных видов территориальных зон - по усмотрению органов местного самоуправления, определяется с учётом функциональных зон и особенностей использования земельных участков.
Нормативно-правовая базе зонирования территории муниципального образования
Градостроительное зонирование является одной из составляющих градостроительной деятельности исходя из статьи 1 ГрК РФ. Градостроительное зонирование должно стать важнейшим и эффективным инструментом регулирования градостроительной деятельности и землепользования на территориях муниципальных образований, позволяющим муниципальным образованиям проводить самостоятельную муниципальную политику в области землепользования и застройки.
Градостроительное зонирование – это деление (разбивка) земельной территории муниципальных образований (в том числе и поселений) на части, в которых определяются территориальные зоны с видами их градостроительного использования и ограничения на их использование (карта градостроительного зонирования муниципального образования).
Градостроительное зонирование осуществляется посредством разработки Правил землепользования и застройки. Правила землепользования и застройки – это принимаемый представительным органом местного самоуправления нормативный акт, дополняющий и развивающий основные направления правового регулирования градостроительной деятельности, обозначенные в документах территориального планирования. Посредством правил землепользования и застройки осуществляется взаимосвязь двух других групп градостроительной документации: территориального планирования и планировки, а также оказывается регулирующее воздействие на экономическую деятельность правообладателей отдельных объектов недвижимости на территории муниципального образования. В условиях рыночной экономики необходим более сложный поиск баланса частных и публичных интересов, причем как между органами публичной власти и правообладателями земельных участков и расположенных на них объектов недвижимости, так и между бизнесом, властью и гражданским обществом, все настойчивей требующим учета его мнения.
Территориальное зонирование можно рассматривать в трех аспектах: как правовую меру или инструмент регулирования хозяйственной и иной деятельности, как правовой институт и как функцию управления. В настоящий момент для достижения различных целей зонирование широко применяется в рамках нескольких отраслей законодательства. Также следует рассматривать ценовое зонирование, экономическое зонирование, правовое зонирование земель (в том числе населенных пунктов), кадастровое зонирование, территориальное оценочное зонирование и ряд иных разновидностей [1].
Наличие столь значительного количества инструментов регулирования хозяйственной и иной деятельности порождает вопросы об их соотношении и применении на территории городских и сельских поселений, а также разрешении возможных коллизий между устанавливаемыми в результате такого зонирования различными правовыми режимами. Указанные вопросы разрешаются в ходе проведения градостроительного зонирования территорий поселений, которое носит комплексный и межотраслевой характер.
Механизм правового регулирования в институте градостроительного зонирования занимает особое место. Градостроительный кодекс РФ рассматривает зонирование в двух аспектах: во-первых, зонирование как деление территории на зоны при градостроительном планировании развития территорий и поселений с определением видов градостроительного использования установленных зон и ограничений на их использование; во-вторых, как правовое зонирование, т. е. деятельность органов местного самоуправления в области разработки и реализации правил застройки территорий городских и сельских поселений, других муниципальных образований.
Схемы зонирования включаются в правила застройки, которые разрабатываются на основе генерального плана поселения.
Земельный кодекс РФ (ст. 85) [2] и Градостроительный кодекс РФ (ст. 35-39) [1] устанавливают виды территориальных зон, особенности использования территорий которых определяются градостроительным регламентом. Данный вид зонирования можно обозначить как территориальное зонирование. Виды зонирования тесно взаимосвязаны и дополняют друг друга.
Законодательство в области градостроительства предусматривает территориальные зоны видов: жилые зоны; общественно-деловые зоны; производственные зоны; зоны инженерной и транспортной инфраструктур; рекреационные зоны; зоны сельскохозяйственного использования; зоны специального назначения; зоны военных объектов; иные зоны режимных территорий.
Могут устанавливаться иные территориальные зоны, а также включаться в них земельные участки и иные объекты недвижимости. Территориальные зоны могут включать в себя территории общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, дорогами и т. д. [4].
Реформа градорегулирования заключается в том, что Градостроительный кодекс РФ устанавливает определенные правила использования и охраны для территорий, а не для земельных участков, как это делалось ранее.
Территориальное зонирование является инструментом градостроительного планирования и устанавливает правовой режим недвижимости: зданий и сооружений, находящихся на земельном участке.