Файл: 1. Основные аспекты подоходного налога 4.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.11.2023

Просмотров: 29

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.



Содержание


Введение 3

1. Основные аспекты подоходного налога 4

2. Цели и задачи аудита учета расчетов с бюджетом по НДФЛ в организации 9

3. Источники информации и этапы аудита НДФЛ 10

Список литературы 13


Введение



Особое положение в ряду налогов, уплачиваемых физическими лицами, занимает налог на доходы физических лиц. Налог на доходы физических лиц - форма изъятия в бюджет части доходов физических лиц. НДФЛ относится к федеральным налогам, которые устанавливаются НК РФ и обязательны к уплате на всей территории России. Кроме того, НДФЛ относится к прямым налогам, так как конечным его плательщиком является физическое лицо, получившее доход. Преимущество этого налога заключается в том, что его плательщиками является практически все трудоспособное население страны, вследствие чего его поступления могут без перераспределения зачисляться в любой бюджет: от поселкового до федерального. К тому же этот налог - достаточно стабильный и устойчивый доходный источник бюджетов, благодаря чему он в основном зачисляется в бюджеты муниципальных образований, из которых финансируются основные расходы, связанные с жизнеобеспечением населения.

Налог на доходы физических лиц самый перспективный в смысле его продуктивности. При прочих равных условиях он легче других налогов контролируется налоговыми органами, от его уплаты сложнее уклониться недобросовестным налогоплательщикам. Одновременно с этим именно в подоходном налоге с физических лиц наглядно реализуются такие важнейшие принципы построения налоговой системы, как всеобщность и равномерность налогового бремени.

1. Основные аспекты подоходного налога
В настоящее время все аспекты подоходного налога изложены в Налоговом Кодексе РФ.

Налогоплательщиками НДФЛ являются:

- физические лица, являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации, а также физические лица, получающие доходы от источников, в Российской Федерации, не являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации;

- налоговыми резидентами признаются физические лица, фактически находящиеся в Российской Федерации не менее 183 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев. Период нахождения физического лица в Российской Федерации не прерывается на периоды его выезда за пределы Российской Федерации для краткосрочного (менее шести месяцев) лечения или обучения;


- независимо от фактического времени нахождения в Российской Федерации налоговыми резидентами Российской Федерации признаются российские военнослужащие, проходящие службу за границей, а также сотрудники органов государственной власти и органов местного самоуправления, командированные на работу за пределы Российской Федерации [1].

Объект налогообложения:

- доход, полученный налогоплательщиками, от источников в Российской Федерации и (или) от источников за пределами Российской Федерации - для физических лиц, являющихся налоговыми резидентами Российской Федерации;

- доход, полученный налогоплательщиками, от источников в Российской Федерации - для физических лиц, не являющихся налоговыми резидентами Российской Федерации [4, с. 130].

Налоговая база.

При определении налоговой базы учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах, или право на распоряжение которыми у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды, определяемой в соответствии со статьей 212 настоящего Кодекса. Если из дохода налогоплательщика по его распоряжению, по решению суда или иных органов производятся какие-либо удержания, такие удержания не уменьшают налоговую базу.

Налоговым периодом признается календарный год.

Не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) следующие виды доходов физических лиц:

- государственные пособия, за исключением пособий по временной нетрудоспособности (включая пособие по уходу за больным ребенком), а также иные выплаты и компенсации, выплачиваемые в соответствии с действующим законодательством. При этом к пособиям, не подлежащим налогообложению, относятся пособия по безработице, беременности и родам;

- пенсии по государственному пенсионному обеспечению и трудовые пенсии;

- все виды установленных действующим законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации [6, с. 153].

При оплате работодателем налогоплательщику расходов на командировки как внутри страны, так и за ее пределы в доход, подлежащий налогообложению

, не включаются суточные, выплачиваемые в соответствии с законодательством Российской Федерации, но не более 700 рублей за каждый день нахождения в командировке на территории Российской Федерации и не более 2500 рублей за каждый день нахождения в заграничной командировке, а также фактически произведенные и документально подтвержденные целевые расходы на проезд до места назначения и обратно, сборы за услуги аэропортов, комиссионные сборы, расходы на проезд в аэропорт или на вокзал в местах отправления, назначения или пересадок, на провоз багажа, расходы по найму жилого помещения, оплате услуг связи, получению и регистрации служебного заграничного паспорта, получению виз, а также расходы, связанные с обменом наличной валюты или чека в банке на наличную иностранную валюту. При непредставлении налогоплательщиком документов, подтверждающих оплату расходов по найму жилого помещения, суммы такой оплаты освобождаются от налогообложения в соответствии с законодательством Российской Федерации, но не более 700 рублей за каждый день нахождения в командировке на территории Российской Федерации и не более 2500 рублей за каждый день нахождения в заграничной командировке. Аналогичный порядок налогообложения применяется к выплатам, производимым лицам, находящимся во властном или административном подчинении организации, а также членам совета директоров или любого аналогичного органа компании, прибывающим (выезжающим) для участия в заседании совета директоров, правления или другого аналогичного органа этой компании [1];

- вознаграждения донорам за сданную кровь, материнское молоко и иную помощь;

- алименты, получаемые налогоплательщиками;

- суммы, получаемые налогоплательщиками в виде грантов (безвозмездной помощи), предоставленных для поддержки науки и образования, культуры и искусства в Российской Федерации международными, иностранными и (или) российскими организациями по перечням таких организаций, утверждаемым Правительством Российской Федерации;

- суммы, получаемые налогоплательщиками в виде международных, иностранных или российских премий за выдающиеся достижения в области науки и техники, образования, культуры, литературы и искусства;

- суммы единовременных выплат (в том числе в виде материальной помощи), осуществляемых: налогоплательщикам в связи со стихийным бедствием или с другим чрезвычайным обстоятельством, а также налогоплательщикам, которые являются членами семей лиц, погибших в результате стихийных бедствий или других чрезвычайных обстоятельств независимо от источника выплаты;


- суммы, уплаченные работодателями за лечение и медицинское обслуживание своих работников, их супругов, родителей, детей (в том числе усыновленных), подопечных (в возрасте до 18 лет), а также бывших своих работников, уволившихся в связи с выходом на пенсию по инвалидности или по старости, оставшиеся в распоряжении работодателей после уплаты налога на прибыль организаций; суммы, уплаченные общественными организациями инвалидов за лечение и медицинское обслуживание инвалидов;

- суммы платы за обучение налогоплательщика по основным и дополнительным общеобразовательным и профессиональным образовательным программам, его профессиональную подготовку и переподготовку в российских образовательных учреждениях, имеющих соответствующую лицензию, либо иностранных образовательных учреждениях, имеющих соответствующий статус;

- вознаграждения, выплачиваемые за передачу в государственную собственность кладов и пр. [1].

Существует несколько видов налоговых вычетов: стандартные, социальные, имущественные, профессиональные.

Налогоплательщик имеет право на получение следующих стандартных налоговых вычетов:

- в размере 3000 рублей;

- в размере 500 рублей

- налоговый вычет за каждый месяц налогового периода распространяется на родителя, супруга (супругу) родителя, усыновителя, опекуна, попечителя, приемного родителя, супруга (супругу) приемного родителя, на обеспечении которых находится ребенок, в следующих размерах:

с 1 января 2012 года:

1400 рублей - на первого ребенка;

1400 рублей - на второго ребенка;

3000 рублей - на третьего и каждого последующего ребенка;

3000 рублей - на каждого ребенка в случае, если ребенок в возрасте до 18 лет является ребенком-инвалидом, или учащегося очной формы обучения, аспиранта, ординатора, интерна, студента в возрасте до 24 лет, если он является инвалидом I или II группы. Налоговый вычет производится на каждого ребенка в возрасте до 18 лет, а также на каждого учащегося очной формы обучения, аспиранта, ординатора, интерна, студента, курсанта в возрасте до 24 лет.

Налоговый вычет предоставляется в двойном размере единственному родителю (приемному родителю), усыновителю, опекуну, попечителю. Предоставление указанного налогового вычета единственному родителю прекращается с месяца, следующего за месяцем вступления его в брак. Налоговый вычет действует до месяца, в котором доход налогоплательщика, исчисленный нарастающим итогом с начала налогового периода налоговым агентом, предоставляющим данный стандартный налоговый вычет, превысил 280000 рублей. Начиная с месяца, в котором указанный доход превысил 280000 рублей, налоговый вычет, предусмотренный настоящим подпунктом, не применяется. Налогоплательщикам, имеющим право более чем на один стандартный налоговый вычет, предоставляется максимальный из соответствующих вычетов [1].


2. Цели и задачи аудита учета расчетов с бюджетом по НДФЛ в организации

 

Вопросы правильности начисления налогов и уплаты платежей в бюджет являются наиболее трудоемкими и сложными в связи с большим количеством видов налогов и других выплат в бюджет, нестабильностью и несовершенством налогового законодательства.

Целью аудиторской проверки расчетов с бюджетом по налогу на доходы с физических лиц является установление полноты и правильности расчетов по налоговым и другим платежам в анализируемом периоде [5, с. 121].

Общей задачей проверки является установление правильности начисления сумм платежей, своевременности взносов причитающихся сумм, выявление причин просрочки платежей, правильности ведения бухгалтерского учета по этим операциям и составления отчетности.

Исходя из перечисленных выше задач необходимо проверить:

- правильность определения объекта налогообложения;

- правильность применения ставок налога;

- законность и обоснованность применения льгот по оплате налога;

- полноту и своевременность перечисления взносов;

- правильность отражения в бухгалтерском учете операций по начислению платежей и их перечислению;

- соответствие записей аналитического и синтетического учета по счету 68 «Расчеты по налогам и сборам» записям в Главной книге и балансе;

- правильность и своевременность составления форм налогового учета и отчетности по бюджетному платежу.

Аудитор проводит проверку по расчетам с бюджетом по каждому расчету отдельно.

Аудитор до начала проведения проверки устанавливает особенности налогообложения данного объекта [2, с. 114].

3. Источники информации и этапы аудита НДФЛ



Анализируются бухгалтерский баланс, отчет о прибылях и убытках, главная книга или оборотно-сальдовая ведомость, ПБУ 1/08 «Учетная политика организации», регистры бухгалтерского учета по счетам 70, 68, субсчет «Расчеты по налогу на доходы физических лиц», налоговые декларации, реестры по НДФЛ, ведомости по начислению заработной платы, трудовые договоры, штатное расписание, кадровые приказы, приказы по отдельным видам начислений и удержаний, коллективный договор или положение о премировании, налоговые карточки, другие документы, подтверждающие применение организацией налоговых льгот [8, с. 93].