Файл: Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Воронежской области Хреновской лесной колледж имени Г. Ф. Морозова индивидуальный проект.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.11.2023

Просмотров: 56

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Воронежской области «Хреновской лесной колледж имени Г.Ф. Морозова»


ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ

«Тема народа в сказках М. Е. Салтыкова-Щедрина»


Выполнила:

__________________

Студентка ____ группы
Руководитель проекта:

___________________

с. Слобода,

2023

Оглавление


ВВЕДЕНИЕ 2

ГЛАВА 1. Идейно-тематическое содержание сказок М.Е. Салтыкова-Щедрина 5

ГЛАВА 2. Тема народа в сказках М. Е. Салтыкова-Щедрина 15

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 18

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 19


ВВЕДЕНИЕ



Актуальность. Поразительной особенностью творчества многих писателей XIX века было их умение продолжать фольклорные традиции в своих произведениях. Пушкин, Некрасов, Гоголь и Толстой были знамениты этим. Но этот ряд был бы неполным, если бы мы не включили в него другое имя ‒ Салтыков-Щедрин.

Сказка ‒ один из самых популярных фольклорных жанров. Этот вид устного повествования с фантастическим вымыслом имеет многовековую историю. Сказки Салтыкова-Щедрина связаны не только с фольклорной традицией, но и с сатирической литературной сказкой XVIII-XIX веков. Уже на склоне лет автор обращается к жанру сказок и создает сборник «Сказки для детей изрядного возраста». Они, по словам писателя, призваны «воспитывать» этих самых «детей», открывать им глаза на окружающий мир.

В «Сказках для детей изрядного возраста» писатель критикует беспорядки, которые мешают развитию России. И главное зло, которое осуждает автор, ‒ это крепостное право.

Михаил Евграфович Салтыков ‒ творческая личность, неразрывно связанная с русской литературой. Писатель в основном создавал сказки под псевдонимом Николай Щедрин. Произведения наполнены сатирой и едкой иронией, в которых высмеивается поведение и характер людей, представителей различных слоев общества.

В сказках великого сатирика Салтыкова-Щедрина, как и во всех его произведениях, противостоят две социальные силы: рабочие и их эксплуататоры. Люди предстают под масками добрых и беззащитных животных и птиц (а часто и без маски, под именем «человек»), эксплуататоры ‒ в образах хищников.

Символом крестьянской России является образ коняги ‒ из одноименной сказки. Коняга ‒ крестьянин, труженик, источник жизни для каждого. Благодаря ему хлеб растет на бескрайних полях России, но сам он не имеет права есть этот хлеб. Его судьба ‒ вечная каторга. «Работе нет конца! Произведение исчерпывает весь смысл своего существования!» ‒ восклицает сатирик.


Конягу пытали и избивали до предела, но он один смог освободить свою родную страну. Из века в век огромная неподвижная масса полей оцепенела, словно охраняя в плену сказочную силу. Кто освободит эту силу из плена? Кто выведет ее на свет? В этом задании есть два существа: крестьянин и лошадь. Эта сказка ‒ гимн трудящимся России, и не случайно она так сильно повлияла на современную демократическую литературу Щедрина.

Обобщенный образ рабочего ‒ кормильца России, которого мучает множество деспотических паразитов, присутствует и в самых ранних рассказах Щедрина: «Как мужик накормил двух генералов», «Дикий помещик». «И если я видел человека, висящего снаружи дома, в коробке на веревке и измазывающего стену краской, или разгуливающего по крыше, как муха, это я!» ‒ говорит генерал об их спасителе. Щедрин горько смеется над тем, что человек сам, по приказу генералов, сматывает веревку, которой они потом его связывают. Почти во всех сказках образ крестьянского народа изображен Щедриным с любовью, дышащий несокрушимой силой и благородством.

Этот человек честен, прямолинеен, добр, необычайно сообразителен и умен. Он может делать все, что угодно: добывать еду, шить одежду; он покоряет стихийные силы природы, в шутку пересекает «океан-море». И человек издевается над своими поработителями, не теряя при этом самоуважения. Генералы из сказки «Как один человек накормил двух генералов» выглядят жалкими пигмеями по сравнению с человеком-великаном. Сатирик использует совершенно другие цвета для своего образа. Они ничего не понимают, они физически и духовно грязны, трусливы и беспомощны, жадны и глупы. Если вы ищете маски для животных, то маска свиньи как раз для них.

Цель проекта: охарактеризовать тему народа в сказках Салтыкова-Щедрина.

Задачи:

- привлечь внимание к изучению творчества М. Е. Салтыкова-Щедрина;

- собрать материал о художественных особенностях сказок М. Е. Салтыкова-Щедрина.

Объект исследования: произведения М. Е. Салтыкова-Щедрина, критическая литература на данную тему.

ГЛАВА 1. Идейно-тематическое содержание сказок М.Е. Салтыкова-Щедрина



«Сказки» ‒ одно из самых ярких творений и самая читаемая из книг великого русского сатирика. За редким исключением, они создавались в течение четырех лет (1882-1886) на завершающем этапе творческой карьеры писателя.

Он создает свои знаменитые «Сказки», которые стали «малой энциклопедией» щедринской сатиры. В них писателю удалось вместить почти всю широчайшую амплитуду волновавших его вопросов: разоблачение деспотической природы самодержавия в целом и жестоко реакционной политики царского правительства в 80-е годы («Медведь на воеводстве», «Орел-покровитель», «Богатырь»);

уничтожающее высмеивание паразитизма, вырождения эксплуататорских классов («Дикий помещик», "История о том, как один крестьянин накормил двух генералов"), сатирическая критика либерального идеализма («Карп-идеалист»), обывательской позиции «по отношению к подлости» («Мудрый пескарь»).

«Сказки» не совсем сатирические (как и все творчество Салтыкова-Щедрина). В горестно-ироничном свете раскрываются в них покорная тьма, иррациональная пассивность масс («Верный Трезор», «Коняга»). Очень особенная, лирическая, возвышенная тональность найдена писателем для воплощения драмы идеологических поисков его честных современников ‒ поисков, которые часто оплачиваются ценой жизни («Дурак», «Баран, который не помнит», «Приключение с Крамольниковым»).

Одновременно с Салтыковым-Щедриным в 80-е годы его выдающиеся современники ‒ Лев Толстой, Горшин, Лесков, Короленко ‒ исполняли сказки и литературные обработки народных легенд. Художники слова двигались навстречу тому новому кругу читателей, который, как отмечал Лев Толстой в декабре 1885 года в письме Салтыкову, «должен исчисляться сотнями тысяч, почти миллионами». Год спустя Салтыков, в свою очередь, писал о «подземном гудении» масс, пробуждающихся к сознательной жизни.

Россия находилась накануне нового пролетарского этапа освободительного движения. Чутко улавливая смену настроений народа, крупнейшие российские писатели проявили повышенный интерес к литературным формам, рассчитанным непосредственно на массового читателя.

На пути к демократизации литературы Щедрин добился замечательных примеров своими «Сказками». И это не случайно. Сказка, хотя и представляет собой лишь один из жанров творчества Щедрина, была органично близка художественному методу сатирика. Сказочная форма не является неожиданной творческой находкой или следствием увлечения писателя фольклором или литературной традицией в области этого жанра. Она готовилась постепенно, как бы спонтанно возрождалась в глубинах его сатиры, постепенно вырастала из некоторых существенных черт его творчества. Сказки Щедрина ‒ это спелые плоды, завязи которых уже встречаются в самых ранних произведениях сатирика.

Для сатиры вообще и, в частности, для сатиры Щедрина обычными приемами являются художественное преувеличение, вымысел, аллегория, сближение обличаемых социальных явлений с явлениями животного мира. Эти приемы в своем развитии привели к появлению отдельных сказочных эпизодов и «вставке сказок внутрь произведений», затем к первым изолированным сказкам и, наконец, к созданию большого сказочного цикла, включающего тридцать два произведения. Написание целой книги сказок в первой половине 80-х объясняется, конечно, не только тем, что к этому времени сатирик творчески освоил жанр сказок. В условиях свирепой правительственной реакции сказочный вымысел в какой-то степени послужил средством художественной конспирации наиболее острых идеологических и политических планов сатирика. Приближение формы сатирических произведений к народной сказке также открыло писателю путь к более широкой читательской аудитории. Поэтому вот уже несколько лет Щедрин со страстью работает над сказками. В эту форму, наиболее доступную массам и любимую ими, он как бы изливает все идейно-тематическое богатство своей сатиры и, таким образом, создает своего рода маленькую сатирическую энциклопедию для народа.


«Сказки», представляющие собой результат многолетней работы сатирика, ярко синтезируют идейные и художественные принципы Щедрина, его оригинальную манеру письма, разнообразие его изобразительных средств и приемов, его достижения в области сатирической типизации, портретной живописи, диалога, пейзажа, они демонстрируют сила и богатство его юмора, его искусство в применении гиперболы, вымысла, аллегорий для реалистичного воспроизведения жизни. Поэтому «Сказки» ‒ это именно та книга Салтыкова-Щедрина, которая наилучшим образом раскрывает читателю богатый духовный мир и многогранную творческую личность русского художника-мыслителя, находившегося в авангарде общественно-литературного движения своего времени.

Творческая история цикла сказок также позволяет нам сделать вывод, что в прямые намерения сатирика входило желание обобщить в жанре, ориентированном на массового читателя, важнейшие результаты его многолетней литературной деятельности. Крупные и незначительные цензурные катастрофы, пережитые Щедриным во время написания сказок, нарушили как последовательность работы по реализации плана, так и порядок публикации сказок и состав окончательного кода в прижизненных признаниях. При всем том «Сказки» действительно приобрели значение яркой развязки в сатирическом творчестве Щедрина.

Самый общий и основной смысл произведения сказочного цикла заключается в развитии идеи о непримиримости классовых интересов в эксплуататорском обществе, в развенчании всевозможных иллюзорных надежд на достижение социальной гармонии в дополнение к активной борьбе с правящим режимом, в стремлении поднять самосознание угнетенных и побудить их поверить в собственные силы, в пропаганду социалистических идеалов и необходимость всенародной борьбы за их грядущее торжество.

В сказке «Медведь в воеводстве» самодержавная Россия символизируется в образе леса, как днем, так и ночью «гремящего миллионами голосов, некоторые из которых представляли собой мучительный крик, другие ‒ победный щелчок». Эти слова можно было бы поставить эпиграфом ко всему сказочному циклу и послужить идеологической экспозицией к картинам, изображающим жизнь классов и социальных групп в состоянии непрекращающейся междоусобной войны.

В сложном идейном содержании сказок Щедрина можно выделить четыре основные темы:

1. сатира на правительственные верхи самодержавия и на эксплуататорские классы;


2. обличия поведения и психологии обывательски построенной интеллигенции;

3. изображение жизни народных масс в царской России;

4. разоблачение морали собственников - хищников и пропаганда социалистического идеала и новой нравственности.

«Сказки» Щедрина в миниатюре содержат в себе проблемы и образы всего творчества великого сатирика. Если бы, кроме «Сказок», Щедрин ничего не написал, то и они одни дали бы ему право на бессмертие.

Сказки Щедрина изображают не просто злых и добрых людей, борьбу добра и зла; как и большинство народных сказок тех лет, они раскрывают классовую борьбу в России во второй половине XIX века, в эпоху становления буржуазного строя. В сказках Щедрина, как и во всем его творчестве, противостоят две социальные силы: трудящиеся и их эксплуататоры. Люди выступают под масками добрых и беззащитных животных и птиц (а часто и без маски, под именем «человек»), эксплуататоры ‒ в образах хищников.

Показывая тяжелую жизнь трудового народа, Щедрин оплакивает покорность народа, его смирение перед угнетателями. Он горько смеется над тем, что крестьянин по приказу генералов сам сматывает веревку, которой они потом его связывают.

Почти во всех сказках образ крестьянского народа, с любовью описанный Щедриным, дышит несокрушимой силой, благородством. Этот человек честный, прямолинейный, добрый, чрезвычайно умный и сообразительный. Он может делать все, что угодно: добывать еду, шить одежду; он покоряет стихийные силы природы, в шутку переплывает «океан-море». И крестьянин относится к своим поработителям насмешливо, не теряя чувства собственного достоинства. Генералы из сказки «Как один человек накормил двух генералов» выглядят жалкими пигмеями по сравнению с человеком-великаном. Чтобы изобразить их, сатирик использует совершенно другие цвета. Они «ничего не понимают», они грязны физически и духовно, они трусливы и беспомощны, жадны и глупы, если вы ищете маски животных, то маска свиньи им в самый раз.

А между тем эти свиньи мнят себя людьми благородными, помыкают мужиком, «как животным»: «Спишь, лежебок, сейчас марш работать!» Спасшись от смерти и разбогатев благодаря мужику, генералы высылают ему на кухню жалкую подачку: «...рюмку водки да пятак серебра: веселись, мужичина!» Саркастическое восклицание автора полно глубокого смысла. Сатирик подчеркивает, что ждать народу от эксплуататоров лучшей жизни бесполезно. Счастье свое народ может добыть, только отбросив иго тунеядцев.

Представители народа в сказках Щедрина горько размышляют над самой системой общественных отношений в России. Все они ясно видят, что существующий строй обеспечивает счастье только богатым. Вот почему сюжет большинства сказок построен на перипетиях жестокой классовой борьбы. Борьба эта ‒ основная движущая пружина собственнического общества. Никакой гармонии, никакого мира не может быть там, где один класс живет за счет другого, держит народ в кабале.