Файл: Копилка интеллектуальных игр для учеников 9 класса.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.11.2023

Просмотров: 44

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Игра 6. «Своя игра»

ПРАВИЛА ИГРЫ

Игра проводится по несколько измененным правилам популярного телешоу «Своя игра». Класс делится на три команды, к игровым местам выхо­дят игроки (по одному из каждой команды), и каж­дый игрок из тройки отвечает на выбранный им самим вопрос. Потом игровые места занимает сле­дующая тройка и т.д. Желательно, чтобы все уча­щиеся класса поочередно побывали на игровом месте. В игре четыре раунда, в каждом раунде, кроме финального, три категории вопросов, в каждой ка­тегории три вопроса разной сложности (чем слож­нее вопрос, тем больше очков он приносит игро­ку). Игрок сам выбирает категорию и цену вопро­са, после чего ему зачитывается или показывается вопрос. Участник, верно ответивший на выбран­ный им вопрос, приносит своей команде количество очков, равное цене вопроса. И наоборот: участник, давший неверный ответ, теряет эти очки. Если пра­вильный ответ дает другой игрок из тройки, то очки получает его команда. Среди вопросов каждого ра­унда есть вопрос-аукцион и «кот в мешке». Если участнику попадается вопрос-аукцион, то другой игрок из тройки может «перекупить» его, дав боль­шее количество очков, и тогда в случае правильно­го ответа игрок, перекупивший вопрос, приносит своей команде то количество очков, которое он «заплатил» за вопрос (если же ответ дан неверно, команда теряет эти очки). «Кот в мешке» — вопрос не из выбранной категории. Участник, которому попадается «кот в мешке», может по желанию от­дать его любому игроку тройки.

В финальном раунде игроки последней тройки поочередно убирают трудные для них категории вопросов, и каждый из игроков отвечает (письмен­но) на вопрос оставшейся категории. Перед озвучиванием вопроса игроки объявляют свои ставки (разумеется, ставка не может превышать набран­ное командой количество очков). Если ответ дан верно, ставка добавляется к общей сумме очков, в противном случае поставленные очки снимаются. Выигрывает команда, набравшая большее количест­во очков.

ВОПРОСЫ

1 Рауенд.Категория «Буквы и звуки»

1. Прочитайте слово ленпо звукам справа нале­во (100 очков).

Ответ:ноль.

2. Сколько звуков [о] в слове молокозавод(200чков)?

Ответ:один (последний ударный).

3. Решите шараду и назовите слова (300 очков):

С глухим траву она срезает, Со звонким — листья объедает.


Ответ: коса — коза.

Категория «Фразеология»

1. Этот головной убор опасен для здоровья чело­века, нечистого на руку. Назовите его. (100 очков)

Ответ:слово шапкавходит в состав фразеоло­гизмов на воре шапка горит.

2.В русском языке есть фразеологизмы начать с азов, аза в глаза не видал.Что же такое аз?(200 очков)

Ответ: аз —первая буква кириллицы.

3. Вопрос-аукцион. Приведите русский фразео­логизм, синонимичный французскому хорошему коту — хорошую крысу.(300 очков)

Ответ: Большому кораблю— большое плавание.

Категория «Значение слова»

1. «Кот в мешке» (100 очков).

Этой букве, незаслуженно обиженной, в 2005 году в городе Ульяновске был поставлен памятник. На­зовите ее.

Ответ:памятник букве Ё был поставлен на ро­дине ее автора Н.М. Карамзина.

2. Можно ли сказать: Я поднял тост?(200 очков)

Ответ:можно, если тост -кусочек жареного хлеба.

3. Сапфирный, индиго, васильковый, маренго.Ка­кое из этих слов лишнее? (300 очков)

Ответ: маренго —оттенок черного цвета, все ос­тальные — оттенки синего.

 

 

ВОПРОСЫ

  2 Раунд.Категория «Все мы ошибаемся»

1. В стихотворении В.Маяковского «Что такое хорошо и что такое плохо» есть такие строки:

Этот, вот кричит:

«Не трожь тех, кто меньше ростом!»

Этот мальчик так хорош — Загляденье просто!

 

В каком слове нарушена литературная норма? (100 очков)

Ответ:для придания детскости речи героя ав­тор вместо литературной формы повелительного на­клонения глагола (не тронь)употребляет просто­речную (не трожь).

2.Перед вами строки из известной песни к ки­нофильму «Москва слезам не верит»:

Москву рябины красили,

Дубы стояли князями,

Но не они, а ясени

Без спросу наросли.

(Д.Сухарев, Ю.Визбор)

 

В каком слове нарушена литературная норма? (200 очков)

Ответ:авторы текста употребляют устаревшую фор­му князямивместо современной литературнойкнязья­ми,для того чтобы подчеркнуть древность Москвы.

3. В песне А.Розенбаума «Вальс-бостон» есть такие строки:

И со всей округи люди приходили к нам,

И со всех окрестных крыш слетались птицы,

Танцовщице золотой захлопав крыльями,

Как давно, как давно звучала музыка там..

 

В каком слове нарушена литературная норма? (300 очков)

Ответ: длясохранения размера стихотворения ав­тор ставит ударение в слове танцовщица

на предпос­ледний слог (литературная норма - танцовщица).

 

Категория «Части речи»

1. Какая змея может быть наречием? (100 очков) Ответ:уж.

2. Мыло, мороженое, печь, плачь.Сколько слов из приведенных могут быть только одной частью речи? (200 очков)

Ответ:одно (плачь —глагол, существительное плачпишется без мягкого знака).

3. Перед вами строки из стихотворения Н.Нек­расова «Рыцарь на час»:

От ликующих,праздно болтающих,

Обагряющих рукив крови

Уведи меня в стан погибающих

За великое дело любви.

Сколько существительных в этом фрагменте? (300 очков)

Ответ:девять существительных (ликующие, бол­тающие, обагряющие, погибающие —причастия, пе­решедшие в существительные).

Категория «Мы полиглоты»

1. Многие из нас носят греческие имена, даже не подозревая об этом. Имя Алексей, например, в переводе с греческого означает «защитник», Анд­рей — «мужественный», Макар — «счастливый». Часто на нашем столе бывает блюдо, название ко­торого восходит к греческому и означает, что отве­дать его - это испытать настоящее блаженство. На­зовите это блюдо. (100 очков)

Ответ: макароны(подсказка дана в вопросе).

2. «Кот в мешке». Решите шараду и назовите слова. (200 очков)

С глухим шипящим я числительное,

Со звонким — имя существительное.

Ответ: шесть — жесть.

3. Вопрос-аукцион.

Очень часто мы употребляем выражение баш на баш,говоря о равноценном обмене. Вспомните просторечные названия частей тела человека и ска­жите, как дословно переводится с турецкого это выражение. (300 очков)

Ответ: голова за голову(просторечное слово баш­каимеет этот же корень). Вероятно, этим выраже­нием пользоватись при обмене пленными.

 

  3 раунд. Категория «К истокам слова»

1. Как зовут костлявого персонажа русских ска­зок? (100 очков)

Ответ:Кощей (в корне мы наблюдаем чередова­ние согласных ст/щ,ср. юстъ —угощение, тесть — теща).

2. В какой день недели человек идет на шабаш­ку? (200 очков)

Ответ:в субботу (идти на шабашку, пошабашить —поработать в выходные; слово шабашв русский язык попало из идиша — еврейского диалекта немецкого языка, там оно означало «Суббота». На древнееврейс­ком это слово звучит похоже — шаббат).

3. Название этого любимого нами фрукта в пе­реводе с голландского означает «китайское ябло­ко». Что это? 
(300 очков)

Ответ:апельсин

Категория «Русская грамматика»

/. Угодить, победить, ходить, водить.Какой из этих глаголов не имеет формы первого лица единст­венного числа? (100 очков)

Ответ: победить.

2. Бежать, ругать, пугать, ломать.Какой из этих глаголов спрягается не так, как остальные? (200 очков)

Ответ: бежать— разноспрягаемый глагол.

3. Мертвец, покойник, кукла, дерево.Какие из этих существительных являются неодушевленными? (300 очков)

Ответ:дерево (винительный падеж множествен­ного числа у одушевленных существительных сов­падает с родительным: вижу покойников, мертвецов, кукол,но деревья).

Категория «Состав слова»

/. Мячик, лучик, огурчик, стульчик.В каком слове суффикс не такой, как в остальных? (100 очков)

Ответ:в слове стульчиксуффикс -чик-,в ос­тальных -ик.

2.Вопрос-аукцион. Сколько приставок в слове недопонимать?(200 очков)

Ответ:две: недо-и по-.

3. «Кот в мешке». Вам предложили поставить ва-банк. Сколько очков вы поставите? (300 очков).

Ответ:все очки.

Игра 7. «Брейн-ринг»

Для повторения пройденного материала в конце полугодия или учебного года можно проводить игру «Брейн-ринг», разделив предварительно учащихся на 2 подгруппы. За каждый правильный ответ – 1 балл. Выигрывает тот, кто набрал больше баллов.

  1. Какое число обозначает римская цифра L?

50

  1. Как называетсяпиния пересечения корпуса судна с поверхностью воды?

ватерлиния

  1. Вторая буква греческого алфавита.

бета

  1. Что называют «черным золотом»?

нефть

  1. Какая цифра находится на стороне игральной кости противоположной единице?

6

  1. Какой частью одежды является реглан?

рукав

  1. Что означает приставка «гео-»?

земля

  1. На каком музыкальном инструменте играет Билл Клинтон?

саксофон

  1. В каком месяце самый длинный день? 

июнь

  1. Какая линия делит круг на две равные части?  

диаметр

  1. Сколько атомов водорода в молекуле воды?

2

  1. Какой фрукт сушат, чтобы получить курагу?

абрикос

  1. Растение или животное, которое живет на/в другом растении или животном, называемом хозяином, и питается за его счет.

паразит

  1. Смесь газов, окружающая Землю.

атмосфера

  1. Электроэнергия, вырабатываемая за счет силы течения воды.

гидроэлектроэнергия

  1. Как по-другому называют подземные воды?

грунтовые

  1. Расплавленная порода из земных недр. 

магма

  1. Ученый, изучающий звезды, планеты и другие небесные тела.

астроном


Игра 8. «Пришел, увидел, победил»
Правила игры.

Класс делится на 2 команды (8 и 9 классы). Побеждает та, которая набирает наибольшее количество очков. Игра состоит из 10 заданий. Итак, игроки готовы. Зрителей прошу не выкрикивать, не подсказывать, так как в этом случае ответ засчитан не будет, и баллы будут сняты.


  1. Представление команд (придумать название команды, выбрать капитана команды).

  2. «Пословицы и поговорки». Необходимо собрать 1 и 2 часть пословиц и поговорок.




Пословица




Правильный ответ

Семь бед - …

люби и саночки возить

один ответ

Что с возу упало, то…

не садись

пропало

В мешке шило …

не ездят 

не утаишь

Гусь свинье …

а два - лучше

не товарищ

Не в свои сани…

пропало

не садись

В Тулу со своим самоваром…

не утаишь

не ездят

Любишь кататься…

не товарищ

люби и саночки возить

Один ум хорошо…

один ответ

а два - лучше

  1. «Что это?». Угадать значения фразеологизмов.

Его вешают, приходя в уныние; его задирают, зазнаваясь; его всюду суют, вмешиваясь не в свое дело (нос).

Не цветы, а вянут; не ладоши, а ими хлопают, если чего-то не понимают; не бельё, а их развешивают чрезмерно доверчивые (уши).

Он в голове у легкомысленного, несерьезного человека; его советуют искать в поле, когда кто-нибудь бесследно исчезает; на него бросают слова и деньги те, кто их не ценит (ветер).


  1. «Составь новое слово». Необходимо из слова ЛИТЕРАТУРА составить как можно больше новых слов.